Информационное поле для родителей
статья по теме

Дементьева Ирина Викторовна

 

Современный педагогический словарь дает такое пояснение понятиям: интерактивные формы – это совокупность приемов активных действий между кем-либо, как способ осуществления определенного содержания; интерактивное общение – это общение между собеседниками с применением различных современных средств, побуждающих к активному взаимодействию.

Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в которой это позволяет делать его ближайшее окружение. В первую очередь – семья ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iformacionnoe_pole_dlya_roditeley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Информационное поле для родителей»

Дементьева Ирина Викторовна,

с.Воротнее

 (государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области)

Современный педагогический словарь дает такое пояснение понятиям: интерактивные формы – это совокупность приемов активных действий между кем-либо, как способ осуществления определенного содержания; интерактивное общение – это общение между собеседниками с применением различных современных средств, побуждающих к активному взаимодействию.

Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в которой это позволяет делать его ближайшее окружение. В первую очередь – семья ученика.

Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой могут быть названы:

- информационная неразборчивость («всеядность»);

- информационные перегрузки;

- отсутствие информационной безопасности;

- у значительной части детей – информационная беспризорность.

Дети читают (если не книги, то рекламу), слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютерами для досуговой и познавательной деятельности.  Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем родителей.

Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование,  структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений и другие. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации. Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями).  Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий не только во время урока, но и при выполнение домашнего задания, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации.

  Учителю необходимо расширять и углублять пропаганду экономических и информационных знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического и информационного образования.

В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы или ближайшие родственники (тёти, бабушки), целиком сконцентрированные на развитии ребенка.
С возрастающей доступностью информационных ресурсов все больше родителей не против освоить роль «учителя» и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.

Чрезвычайно насыщено и противоречиво информационное пространство для родителей. Переполненные полки в книжных магазинах с психологической и педагогической литературой, рубрики по воспитанию детей в многочисленных периодических изданиях, бесчисленные психологические консультативные и развивающие центры, бесконечные телевизионные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию, бездонные Интернет-ресурсы с форумами и сайтами. Каждая мать и каждый отец выбирают свою стратегию существования в этом информационном пространстве. Учителю необходимо ориентировать родителей среди растущего информационного потока в поисках нужной информации для помощи в  подготовке домашних заданий, проектов.

Важным этапом в работе с информацией является её поиск. Найти среди множества книг, документов, файлов и т.д. необходимую информацию – задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная. Проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в связи с бурным ростом информационных потоков.

Обучение родителей эффективному поиску информации требует соблюдения определенных этапов:

Этап поиска информации заключается в:

- формулировке задачи поиска информации (С какой целью буду искать информацию? Для чего я её ищу?);

- определении целесообразности использования конкретных средств информации (Нужна ли эта информация? Где эту информацию быстрее и лучше искать?): книга, библиотека, электронные издания, Internet, другие источники;

- определение алгоритма поиска: предметный, тематический.

- использовании соответствующего инструментария: оглавления или предметного указателя книг, тематического или систематического каталога библиотек, различных поисковых систем и Internet, формулирование запроса (темы) конкретным людям.

Типы информационно-поисковых задач (запросов)

- Адресный – поиск определенного документа, о котором известны некоторые данные (авторы, название и т.д.);

- Тематический – поиск информации (общей или частной) о предмете исследования в определенном аспекте;

- Фактографический – поиск определенных сведений (фактов) о предмете исследования (объекте, персоне).

В своей работе по этому направлению я  организую тематические классные родительские собрания, семинары-практикумы, дискуссии, беседы.

Тема классного родительского собрания

Сроки

Выход

«Эти трудные домашние задания» - семинар практикум

Сентябрь

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий в 3 классе

«Учим детей логическому мышлению» - устный журнал

Октябрь

Упражнения в помощь родителям для развития логического мышления детей (компакт-диск)

«Компьютерная зависимость» - лекция

Ноябрь

Режим дня школьника

«Графическое кодирование информации в начальных классах» - обучающее занятие

Декабрь

Раздаточный материал: схемы-карточки по предметам для 3 класса

«Семейные чтения» - дискуссия

Февраль

Список литературы для родителей по детскому и семейному чтению

«Как правильно работать над развитием памяти у ребенка» - лекция

Апрель

Памятка для родителей

«Умники и умницы» - родительско-детская викторина

Май

Внеклассное мероприятие

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

  1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  2. Николаева Л.Л. Учись быть читателем. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  3. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка для родителей "О скрытой детской манипуляции"

В данной информационной справке говорится о скрытой детской "манипуляции". Родителям предлагаются несколько советов как вовремя выявить детскую манипуляцию не навредив ребенку....

Информационный материал для родителей по развитию положительного отношения к школе.

Даны рекомендации для родителей по развитию и поддержанию положительного отношения к школе....

Информационный бюллетень для родителей "Как помочь первокласснику"

Ваш ребенок пошел в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, усва...

Информационные стенды для родителей «Занимаемся с ребенком дома»

1.      Как говорит ваш ребенок?2.      Учите детей произносить и различать звуки3.      Развиваем мелкую моторику4....

Информационные ресурсы для родителей и детей

Информационные ресурсы для родителей и детей. Тренажеры, игры и задания на лето....

Основы безопасности жизнедеятельности."Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?"

Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познав...