Духовно - нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему

 

Духовно - нравственное воспитание младших школьников

(из опыта работы МОУ Новоромановская СОШ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.Н. Самарина, учитель начальных классов

МОУ «Новоромановская СОШ»

Духовно - нравственное воспитание младших школьников

(из опыта работы МОУ Новоромановская СОШ)

      Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России. Общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

      Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

      Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

    Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать  и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

     Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

   Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников  в  нашей школе.

Целью работы по духовно – нравственному воспитанию является  духовно – нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в  таких задачах:

  1. содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете,

           самоутверждению личности каждого ребенка;

  1. создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;
  2. обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;
  3. формирование у ребенка сознания собственного «я»;
  4. повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков;широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.

Совершенствование методического мастерства классного воспитателя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.

      Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности:  

  1. урочной;
  2. внеурочной (культурные практики);
  3. внешкольной (социальные практики);
  4. семейной;
  5. общественно полезной.

     Учебная деятельность – формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.

    Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их  в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

     Внешкольная деятельность. Экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно – патриотические мероприятия, полезные дела и т. д. Единицей внешкольной деятельности является социальная практика (педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.)

     Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально – ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.

 

Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

1.

Экология.

Тема « Земля – планета круглая»

Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.

Классный час.

Тема: «Культура мира. Человек среди людей»

Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.

Экскурсия на природу.

Цель: развитие ценностного отношения к природе.

Экскурсия на природу.

Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

2.

Литературное чтение.

Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).


Классный час.

Тема:  «Я отвечаю за свои поступки».

Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.

Акция «Твой далёкий друг».

Цель:  участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).

Родительское собрание.

Тема: «Взаимоотношения в семье».

Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

3.

Литературное чтение.

Тема: Е .Пермяк «Смородинка»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).




Классный час.

 Тема: « О лени и лентяях»

Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Операция «Забота».

Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.

Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.

4.

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».

Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.

Тема: « Дорогами сказок»

Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Родительское собрание  - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.

Цель: Содействовать  формированию  духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.

5.

Русский язык

Тема: Текст – повествование.

Цель:  создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»

Классный час.

Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.

Конкурс семейных пасхальных рецептов.

6.

Изобразительное искусство.

Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».

Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину,  развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.


Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.

Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.

  Посещение ветерана ВОВ

 



Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...