Духовно - нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему
Духовно - нравственное воспитание младших школьников
(из опыта работы МОУ Новоромановская СОШ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Н. Самарина, учитель начальных классов
МОУ «Новоромановская СОШ»
Духовно - нравственное воспитание младших школьников
(из опыта работы МОУ Новоромановская СОШ)
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России. Общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в нашей школе.
Целью работы по духовно – нравственному воспитанию является духовно – нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в таких задачах:
- содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете,
самоутверждению личности каждого ребенка;
- создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;
- обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;
- формирование у ребенка сознания собственного «я»;
- повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков;широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.
Совершенствование методического мастерства классного воспитателя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности:
- урочной;
- внеурочной (культурные практики);
- внешкольной (социальные практики);
- семейной;
- общественно полезной.
Учебная деятельность – формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Внешкольная деятельность. Экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно – патриотические мероприятия, полезные дела и т. д. Единицей внешкольной деятельности является социальная практика (педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.)
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально – ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.
Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса
№ | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | Семейная деятельность |
1. | Экология. Тема « Земля – планета круглая» Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете. | Классный час. Тема: «Культура мира. Человек среди людей» Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру. | Экскурсия на природу. Цель: развитие ценностного отношения к природе. | Экскурсия на природу. Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. |
2. | Литературное чтение. Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек» Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность). | Классный час. Тема: «Я отвечаю за свои поступки». Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников. | Акция «Твой далёкий друг». Цель: участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома). | Родительское собрание. Тема: «Взаимоотношения в семье». Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье. |
3. | Литературное чтение. Тема: Е .Пермяк «Смородинка» Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека). | Классный час. Тема: « О лени и лентяях» Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень. | Операция «Забота». Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку. | Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам. |
4. | Литературное чтение. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики». Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра. | Тема: « Дорогами сказок» Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок. | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Родительское собрание - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья. Цель: Содействовать формированию духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей. |
5. | Русский язык Тема: Текст – повествование. Цель: создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи» | Классный час. Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный» Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа. | Конкурс семейных пасхальных рецептов. |
6. | Изобразительное искусство. Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая». Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения. | Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне. Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну. | Посещение ветерана ВОВ | Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...