Как «разговорить» ребёнка, не говорящего на русском языке?
статья (1 класс) по теме
В статье сделана попытка обобщить опыт по адаптации учащихся-инофонов в русскоязычной школе. Наша задача - помочь каждому ребёнку найти своё достойное место среди детей, "мягко" включить школьника в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_v.v.docx | 93.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Как «разговорить» ребёнка, не говорящего на русском языке?
Итак, в класс пришёл ребёнок, практически не говорящий на русском языке. Что делать? Первое – создать доброжелательную атмосферу, постараться подключить его к общению со сверстниками, не торопить, избегать ситуаций, когда к новичку будет привлечено чрезмерное внимание. Одним словом, дать ему оглядеться, освоиться. Задача учителя на этом этапе – развивать разговорную речь.
Основные приемы развития разговорной речи — поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Для того, чтобы ребенок научился понимать поручения, педагог включает в его словарь необходимую лексику. (Здесь нельзя недооценить возможности современных компьютерных технологий. Практика показывает, что определённая часть родителей готовы вместе с детьми изучать русский язык дистанционным путём.)
Первоначально для восприятия детям предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные поручения, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В дальнейшем, наряду с простыми, вводятся усложненные инструкции, предлагаются поручения, для выполнения которых необходимо большее количество действий. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу.
Особую роль при обучении разговорной речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-то нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет. Вначале просьба состоит из одного-двух слов, затем она становится все более развернутой. Увеличивается и степень самостоятельности детей : появляются просьбы, затем — высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь.
Обучение ребёнка вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых, т. е. односложных ответов. В дальнейшем детям предлагаются вопросы, на которые следует отвечать развернуто, однако педагогу следует помнить, что на первом этапе обучения ребенок еще не в состоянии решать сразу две задачи, поставленные перед ним вопросно-ответной формой общения: понять вопрос и ответить на него, поэтому такие упражнения следует по возможности расчленять. На следующем этапе обучения вопросы усложняются, становясь все более обобщенными. Развитие вопросно-ответной формы общения детей можно показать на примере игры «Угадайка». Если на первых этапах обучения в ходе игры «отгадывает» педагог, то потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем — самостоятельно.
В целом, работа над развитием разговорной речи содержит два направления:
• усложнение речевого материала, т.е. овладение новыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, увеличение объема словаря;
• повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.
Дидактическая игра. Она имеет две цели: обучающую — для взрослого, и игровую — для ребенка. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Она позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитии связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т. е. учить детей не только говорить, но и общаться.
Погружение в совместную деятельность. Большую помощь на начальных этапах ребёнку- инофону может оказать погружение в совместную деятельность со сверстниками. Различные групповые занятия дадут ему возможность поближе познакомиться со сверстниками и создадут естественную речевую среду. В ходе таких занятий можно выразиться в движении, рисунке, предметно-практической деятельности, одним словом – творчески выразить себя. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. Предметно-практическая деятельность способствует развитию полицепторности восприятия чувственного мира. Здесь у детей происходит подключение всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. На занятиях дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием из бумаги и т. д. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной педагогом задачи.
В целом, при проведении занятий в классе с детьми-инофонами педагогу необходимо стремиться к соблюдению следующих рекомендаций:
- Педагогическая работа должна носить сопровождающий характер. Задача педагога – не учить ребёнка, а создать необходимую ситуацию для того, чтобы ребёнок учился самостоятельно.
- Максимальная индивидуализация обучения с целью опоры на личностные особенности учащегося и на его родную культуру.
- Обеспечение речевой среды ребёнку-билингву. Создание и использование реальной ситуации коммуникации: устная коммуникация – наиболее естественное условие для вовлечения в речевое общение.
- Развитие речи должно предполагаться не только на уроках русского языка, но и в другой обстановке: на других уроках, на прогулке, на внеклассных мероприятиях.
- Необходимость адаптации речевого поведения самого педагога к речевым возможностям учащегося-билингва, а именно: контроль за темпом собственной речи, построением доступных для понимания ребёнка синтаксических конструкций.
- Организация (по возможности) дополнительных занятий по освоению русского языка. Педагогическая работа на таких занятиях не должна носить исключительно дидактический характер. Главное – создание коммуникативных ситуаций, приближённых к реальной жизни, предоставление возможности ребёнку реализовать себя. Пути преодоления ошибок в общем виде представляют собой:
- демонстрацию правильного речевого образца: «Слушай, запоминай, повторяй»;
- подключение всех каналов восприятия речевой информации: «Слушай, говори, смотри, пиши»;
- предъявление новых слов в предложениях и ситуациях (наглядность, прозрачный контекст, синонимы или антонимы и т.д.)
Использованная литература
- Лысакова И.П. Русский язык как неродной в петербургской школе. «Проблемы онтолингвистики - 2007» Материалы международной конференции (21-22.05.2007 – СПб)
- Протасова Е.Ю. Как формируются языки, когда их два. «Дети и языки»,М.
- Румега Н.А. Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов в полиэтническом социуме//Воспитание толерантности в полукультурном социуме//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д:ГинГо, 2002.
- Румега Н.А. Специфика обучения детей-мигрантов русскому языку//Витагенная педагогика в образовательном этносе этнокультуры//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Гин Го, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина Дж. Даррелл "Говорящий свёрток"
Литературная викторина....
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка к уроку- зачету начинается одновременно с изучением нов...
Урок русского языка, развитие речи, восстановление деформированного текста "Говорящий скворец"
Урок русского языка, 1 класс, развитие речи, восстановление деформированного текста "Говорящий скворец". Виды речи: письменная и устная. Правила письменной речи. Восстановление деформированного текста...
Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту Основные принципы разговора...
Календарно -тематическое планирование .Литературное чтение на родном русском языке1-4 класс
Календарно -тематическое планирование .Литературное чтение на родном русском языке1-4 класс...
Десять способов начать разговор с ребёнком о том, как у него дела?
Совсем недавно дети красочно рассказывали нам обо всем, что с ними происходило: разбитые коленки, заветные желания, жалобы на друзей и много всего важного и не очень. Но дети растут, и вот уже сын и д...
Проект "Разговор о слове" 3 класс русский язык
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, ор...