Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
консультация
Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту
Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
Примеры ведения диалога с человеком
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_postroit_razgovor_s_rebyonkom_nahodyashchimsya_v_krizisnom.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Консультации для родителей
Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном
(тяжелом эмоциональном) состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).
В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения бесе-ды с человеком, находящимся в кризисном (тяжёлом эмоциональном) состоянии.
Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
- Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких за-писей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
- Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
- Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Примеры ведения диалога с человеком, находящимся в кризисном состоянии
Если подросток говорит: | Рекомендуемые варианты ответа: | Не рекомендуемые варианты ответа: |
«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.» | - «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?» - «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?...» | - «Когда я был в твоем возрасте...» - «Да ты просто лентяй!» |
«Все кажется таким безнадежным...» | «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, ка-кие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь» | «Подумай лучше о тех, ко-му еще хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | - «Кому именно?» - «На кого ты обижен?» - «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». | «Не говори глупостей. Да-вай поговорим о чем-нибудь другом» |
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, не-способными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамика показателей эмоционального состояния ребенка
Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...
Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"
Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...
Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...
урок окружающего мира во 2 классе по теме"Эмоциональное состояние человека, проявление чувств."
Открытый урок , приуроченный к дню освобождения Ленинграда. На уроке дети предтавляют свои исследования о жизни и быте их сверстников в блокадном Ленинграде...
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча проводится после исследования эмоционального восприятия учащимися своей семейной ситуации....
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...
Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...