Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
консультация

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту 

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

Примеры ведения диалога с человеком

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное  учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Консультации для родителей

Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном

 (тяжелом эмоциональном) состоянии

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения бесе-ды с человеком, находящимся в кризисном (тяжёлом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

- Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).

- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких за-писей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.

- Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

- Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).

- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с человеком, находящимся в кризисном состоянии

Если подросток говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа:

«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.»

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?...»

- «Когда я был в твоем возрасте...»

- «Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, ка-кие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, ко-му еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

- «Кому именно?»

- «На кого ты обижен?»

- «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Да-вай поговорим о чем-нибудь другом»

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, не-способными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

урок окружающего мира во 2 классе по теме"Эмоциональное состояние человека, проявление чувств."

Открытый урок , приуроченный к дню освобождения Ленинграда. На уроке дети предтавляют свои исследования о жизни и быте их сверстников в блокадном Ленинграде...

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча  проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации....

Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...