Классный час "Это родина моя"
статья (1 класс) по теме

Блохина Ирина Борисовна

Данный материал представляет собой разработку схемы проведения классного часа в начальной школе. Направлен на воспитание уважения у детей к разнообразным формам  культуры российских народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_rodina_moya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТО РОДИНА МОЯ

Цели.

  1. Знакомство с народным творчеством и историей своего народа.
  2. Патриотическое воспитание.
  3. Художественно-творческое развитие.
  4. Развить умение работать в группах. Воспитать чувство колективизма.

План

  1. Вступительная беседа «Дымковская игрушка.»
  2. Работа в группах «Народная мастерская».
  3. Музыкальный спектакль «Русские забавы».

Ребята, на этой неделе вы познакомились с творчество народного русского поэта Сергея Есенина.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края

            Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Русь, Россия – земля с многовековой историей.  Как трудились наши предки, чем они занимались долгими зимними вечерами, какие они отмечали праздники, во что верили? Ответить на эти вопросы нам поможет изучение изделий народного творчество, дошедших до нас (из глины, из дерева…).

Около г.Вятки раскинулось село Дымково. В старые времена здесь существовала добрая традиция – проводы зимы. Люди в этот день выходили на улицу, пели, свистели в небольшие свистки, плясали. Праздник назывался свистопляска. Так люди радовались весне, солнцу, травке.

Праздник с годами забылся, а традиция изготавливать игрушки-свистульки остался. Зимними вечерами семья собиралась в избе у теплой печки и лепила свистульки в виде сказочных животных (медведь, петух, уточка) и игрушки (всадник, девушка с коромыслом, скоморох). Вылепленные из красной глины фигурки просушивали и прокаливали в печи. Затем фигурки расписывали геометрическими узорами (кружочка, полоска, ромбики) разных цветов (синяя, красная, зеленая, желтая …до 10 цветов).В росписях таилась загадка, ученые-историки установили, что синяя полоса в узорах символизировала воду, красный круг – солнце.

Да, умные и талантливые жили мастера.

Ребята, может и нам попробовать? На улице зима, изба тепла, а мастеров полный дом.

Мезенская роспись

Мезенская роспись родилась в поселениях р.Мезень в Архангельской области.

Расписывали сундуки, прялки, ковши.

Каждый квадратик, ромб, листок, веточка, зверь и птица рассказывают нам о лесе, о ветре, о небе, о земле.

Символы зверей, птиц, огня, неба напоминают наскальные рисун и являются видом древнего письма. Конь в традиции народов, населявших эту местность, символизирует восход солнца, изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и черный (сажа и охра, сурик). В старину роспись наносилась специальной деревянной палочкой, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса.

Пермогорская роспись.

В суровом северном краю на берегу Северной Двины на самой высокой горе раскинулось село Пермогорье. В этом селе возникло искусство росписи, которое дошло до нас и известно во всем мире. Пермогорская роспись напоминает миниатюры (картинки) из древних русских книг. Пермогорские мастера расписывали предметы быта (прялки, солонки, хлебницы, посуду). старались

 Округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушки, кони , а также жанровые сценки из повседневной жизни составляют композицию пермогорской росписи. Народные художники изображали только то, что хорошо знали (катаниях на санях, посиделки. На одной из прялок под шатровой крышей мы видели семейное застолье, а внизу под ними свинью. Так и было, на севере  верхнем этаже жили, а внизу держали сено и скот.  Палитра, используемая мастерами была небогатой - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, писали гусиным или сорочьем пером.

Городецкая роспись.

На берегу р. Волги в г.Городец. Местность лесистая и деревянный промысел получил широкое распространение. Вырезали и расписывали прялки, короба, игрушки, мебель, ставни на окнах, дома. В росписи использовали только 5 красок – красная, желтая, синяя, белила, сажа, художники на изделиях изображали жанровые сцены  (прогулки дам и кавалеров, гулянье, чаепитие).Разнообразны фантазии на бытовую тему, но типичная Городецкая роспись изображала два дерева с птицами на ветвях и всадником в центре, при корнях дерева изображена собачка.). «Городецкий конь» стал символом Городецкой росписи. Он является олицетворение красоты и силы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вохринцева С. Народное творчество. Дидактический материал в 2-х частях.
  2. Демонсрационный материал «Народное творчество» в 3 частях.
  3. И.Сурьянинова «Синие цветы ГЖЕЛИ».
  4. Книжка-раскраска «Яркие узоры».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Родины нашей -нет краше!"

Классный час посвящен защитникам города Старый Оскол в годв Великой Отечественной войны....

Классный час РОДИНА МОЯ

Внеклассное мероприятие по окружающему миру " РОДИНА МОЯ"...

Презентация к классному часу "Родина бывает разная, но у всех она одна"

Презентация к классному часу помогает даь ребятам более ясную картину по теме....

классный час "Родина"

Классный час о патриотизме, о любви к Родине...

Классный час "Родина моя"

Воспитание учащихся гражданами своей Родины, учит узнавать историю своей малой родины. К классному часу прилагается презентация, минусовки песен...

Классный час "Родина моя - Россия"

Классный час (1 класс, дошкольники подготовительной группы) на тему «Моя Родина – Россия» (защита результатов проектов).Цели: формирование представлений о проектной деятельности, о значимости родины в...

Классный час "Родина моя-Россия"

  «Конспект классного часа»1.      Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.2....