Система работы классного руководителя
статья (2 класс) по теме
В содержание работы входит:
1. Характеристика классного коллектива.
2. Анализ воспитательного процесса по итогам прошлого учебного года.
3. Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи.
4. Режимные моменты.
5. Дела в классе, участие в общешкольных делах.
6. Тематический классный час.
7. Индивидуальная работа, работа с профильными группами.
8. Работа с коллективом родителей.
9. Сотрудничество со специалистами.
10. Диагностика качества воспитательного процесса.
11. Список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_klassnogo_rukovoditelya_murashova_o_a.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурашова Ольга Анатольевна МАОУ «Гимназия № 4» Великий Новгород
Система работы классного руководителя
Содержание
1. Характеристика классного коллектива.
2. Анализ воспитательного процесса по итогам прошлого учебного года.
3. Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи.
4. Режимные моменты.
5. Дела в классе, участие в общешкольных делах.
6. Тематический классный час.
7. Индивидуальная работа, работа с профильными группами.
8. Работа с коллективом родителей.
9. Сотрудничество со специалистами.
10. Диагностика качества воспитательного процесса.
11. Список использованной литературы.
Характеристика классного коллектива
1. Состав класса:
В классе по списку 31 человек.
Мальчиков 15, девочек -16.
Средний возраст класса 7,5 лет
Познавательный уровень развития учащихся, согласно данным исследования школьного психолога:
-высокий 6%
-средний уровень36 %
-слабый уровень 58%
По данным исследования, проведенным логопедом школы, 21 человек нуждается в специализированной логопедической помощи. На протяжении 2011-2012 учебного года была сформирована группа из 14 человек, регулярно посещавшая логопедические занятия.
В классе 12 неполных семей, в том числе две семьи, где мальчиков воспитывают только папы. Один ребенок из многодетной семьи, один – опекаемый ребенок.
Из всех родителей только две мамы не работают, так как находятся в отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим, практически все дети посещают группу продленного дня, кто каждый день, кто по определенным дням, что дает возможность учителю организовать воспитательный процесс не только во время учебной деятельности, но и вне ее.
Класс обучается по программе «Перспектива»
2. Сплоченность класса
В классе сложились группы по интересам, учащиеся относятся друг к другу доброжелательно, любят вместе проводить время в школе и вне ее. Между мальчиками и девочками в целом дружеские отношения, изредка возникают конфликты, которые легко разрешаются при участии взрослого.
Ученики очень переживают успехи и неудачи своего класса, болеют за своих товарищей.
3. Организованность класса.
Учащиеся умеют организовывать выполнение коллективных дел при участии и помощи взрослого, учатся распределять между собой работу. Большинство учащихся умеет терпеливо и внимательно выслушать друг друга.
4. Характер отношений в коллективе.
Учащихся в классе связывает многое. Есть ребята, которые дружат еще с детского сада, есть группы ребят, которых связывает общее место жительства, но уже складываются группы детей, основой дружбы которых являются общие интересы. Ученики дружат не только в школе, но и за ее пределами. Ребята чаще всего внимательны друг к другу, всегда готовы помочь- одолжить недостающую товарищу вещь, помочь найти потерянное, утешить заболевшего.
5. Связь классного коллектива с общественным.
Учащиеся класса знают о событиях, происходящих в школе и в других классах, активно участвуют в общешкольных мероприятиях..
6. Уровень воспитанности.
Согласно исследованию, проведенному по методике Шиловой М.И., уровень воспитанности класса имеет средний показатель-2,63, то есть выше среднего уровня.
Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 уч.г. в классе обучалось 32 человека. За летний период выбыли двое учащихся, в связи с переменой места жительства, в класс пришла новая девочка.
Основными задачами в году были:
-изучение класса и индивидуальных особенностей детей
-построение отношений сотрудничества между учителем и родителями
-создание условий для формирования коллектива класса, а именно обучение детей умению работать в паре и группе.
Я считаю, что главные задачи выполнены.
Были изучены индивидуальные особенности детей, условия их жизни в семье. Это было достигнуто путем наблюдения за детьми, рисуночных тестов, анкетирования родителей, совместной работы с психологом.
В классе сложилась доброжелательная, теплая атмосфера. Дети доверяют учителю, делятся с ним своими проблемами, переживаниями, радостями.
Отношения с родителями были выстроены на основе взаимного доверия, уважения друг к другу. Работа с родителями невозможна без изучения их потребностей и интересов Подобную диагностику я провожу регулярно на родительских собраниях, используя для этого анкетирование родителей. Приведу некоторые результаты проведенной диагностики.
Диагностика потребностей и заинтересованности родителей.
Изучение потребностей родителей в проводимых родительских собраниях.
1 Собрания посещают: регулярно- 83% родителей
пропускают иногда по уважительной причине- 15%
нерегулярно- 2%
2. Количество родительских собраний кажется
достаточным- 91% родителей
недостаточным- 4%
излишним-5%
3. Интересующую информацию о своем ребенке и жизни класса в целом получают:
в полном объеме-87% родителей
недостаточно- 13%
4. Наиболее удачными кажутся следующие формы проведения собраний:
Беседа - диалог-49%
Круглый стол-12%
Беседа с элементами ситуативного практикума-25%
Деловая игра-14%
Удовлетворенность родителей
Согласно анкетированию родителей 28 из 31 опрошенных родителей имеют высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью своего ребенка, трое – средний уровень.
Но в ходе данного анкетирования были выявлены проблемы. Только 19 из 31 опрошенных родителя полностью согласны с утверждением, что в среде одноклассников их ребенок чувствует себя комфортно, и только 17 согласились с утверждением, что в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.
То есть, можно сделать вывод, что в течение года родители были недостаточно информированы о проводимых в школе мероприятиях, оставались в большинстве из них лишь наблюдателями, а не активными участниками и организаторами.
Были созданы условия для формирования коллектива класса. В течение года проводились совместные творческие дела, в подготовке которых принимали участие сами дети. Это дни именинников, праздник в честь мама и бабушек, литературные и краеведческие викторины. Для каждого мероприятия были сформированы творческие группы по их подготовке. Дети работали под руководством учителя, но уже в конце года стали проявлять больше самостоятельности.
На уроках регулярно выполнялись задания в парах и группах, что также способствовало развитию умения работать в коллективе. Согласно диагностике, проведенной в ходе изучения курса «Мир деятельности», если в начале учебного года только 6 из 32 учащихся могли сформулировать правила работы в группе, то в конце года таких учеников стало 27.
В то же время 5 человек не смогли назвать данные правила, а из тех, кто назвал, не все и не всегда их выполняют. Согласно проведенной в конце года диагностике, только 13 детей из 32 четко соблюдают все правила работы в группе.
Проблемы, выявленные в ходе анализа:
недостаточная включенность родителей в учебно-воспитательный процесс
недостаточное умение детей работать в группе
Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи
Из проведенного анализа воспитательной работы за прошлый год и выявленных проблем можно поставить следующие цели
Создать условия для максимально возможного включения родителей в жизнь класса через участие родителей в организации классных дел
Создать условия для продолжения процесса формирования коллектива детей через создание актива класса, обучение детей умению работать в сменных инициативно-творческих группах.
Критерий | Показатели |
Сформированность коллектива детей
| 1.1 Комфортность ребенка в школе 1.2. Состояние эмоционально-психологических отношений в классе 1.3. Умение детей работать в группе |
2.1. Удовлетворенность родителей школьной жизнью своего ребенка | 2.1.Участие родителей в делах класса и школы |
Задачи:
Договориться с учащимися и родителями о новой традиции «Устроим праздник вместе»
Проводить классные часы, используя работу в группе
Договориться с учителями изо, английского языка, физкультуры о включении в уроки работы в микрогруппах
Организовать в течение года не менее 2 родительских собраний с использованием активных форм проведения, чтобы родители тоже получили навык работы в группе
Начать оформлять фотолетопись класса, с обязательным включением в нее раздела «Готовим и проводим праздники сами»
Завершать все мероприятия в классе анализом того, насколько дети умеют выполнять различные роли в группе, как выполняются правила работы в группе.
Основные режимные моменты класса
Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть
Консультации для родителей проводятся каждый второй вторник месяца.
Классные часы проводятся каждую среду.
Перед проведением любого общего дела класса в течение недели проводятся консультации для «совета дела»
Дела в классе, участие в общешкольных делах
Цель | Тема и форма дела | Когда | Кто отвечает в классе | Ресурсы |
Спланировать классные дела и выбрать ответственных за их проведение, выбрать актив класса. | Классные часы «Законы, по которым живет гимназия» «Выборы актива класса» | Сентябрь2, 3 недели | Классный руководитель | Презентация «Наша гимназия и ее законы» |
Учить работать в микрогруппе | Конкурс поделок из природного материала «Чудо в природе» | Октябрь, 1 неделя | Совет дела | Природный материал, собранный на прогулках, пластилин, коробки, клей, картон, ножницы |
Учить взаимодействию детей и родителей в команде | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» | Ноябрь, 3 неделя | Учитель физкультуры, инициативная группа родителей | Спортивный инвентарь |
Обеспечить возможность проявить себя для каждого через «карусель» конкурсов. | Отборочный тур конкурса «Звезды школьного небосклона» в рамках класса | Декабрь, 2 неделя | Совет дела | Магнитофон, микрофон |
Учить работать в микрогруппе под руководством родителей | Общешкольный конкурс новогодних газет | Декабрь, 3 неделя | Совет дела, состоящий из детей и родителей | Ватман, клей, ножницы, фломастеры, новогодние открытки, картинки |
Реализовать возможность попробовать свои силы при организации и проведении конкурсов | Классный праздник «Солдатами не рождаются» | Февраль, 3 неделя | Инициативная группа девочек | Реквизит для проведения конкурсов |
Реализовать возможность попробовать свои силы при организации и проведении конкурсов | Классный праздник «Цветы и музыка для вас» | Март, 1 неделя | Инициативная группа мальчиков | Реквизит для проведения конкурсов |
Реализовать возможность попробовать различные роли в группе | Праздник и праздничная ярмарка «Проводы зимы» | Март, 3 неделя | Совет дела |
Развитие коллективного сопереживания, желания сделать город чистым | Участие в природоохранительной акции «Сохраним Землю!» | Апрель, 1 неделя | Совет дела | Пакеты для мусора, перчатки, метлы. |
Учить работать в микрогруппе | Участие в акции «Наш подарок ветерану» | Май, 1 неделя | Совет дела | Картон, бумага, ножницы, клей |
Тематика классных часов
Цель | Тема и форма | Когда | Место проведения | Насколько достигнута цель? |
Ознакомить с основными правилами поведения на дороге, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсных заданиях | ПДД Основные правила поведения на улице, дороге. Детский ДТТ | сентябрь | Школьный двор | В конкурсах участвовали 19 человек из 31 |
Ознакомить с основными законами гимназии, помочь детям сформулировать и принять правила класса | Законы, по которым живет гимназия | сентябрь | класс | Правила класса сформулированы |
Учить детей аргументированно предлагать кандидатуры для выборов актива, доказывать свою точку зрения | Выборы актива класса | сентябрь | класс | Актив класса выбран |
Ознакомить с историей родного города, учить работать в микрогруппах, выполняя творческое задание | 1150 лет Российской государственности | сентябрь | класс | Из 31 ученика, 18 выполняли все правила группы |
Ознакомить с историей Бородинского сражения, дать возможность детям приобрести опыт публичного выступления | Бородинское сражение «Скажи-ка, дядя…» | октябрь | класс | Выступили перед классом 9 человек |
Учить работать в группах, выполнять разные роли | Путешествие в страну Вежливости | октябрь | класс | Из 28 учащихся 15 попробовали себя в разных ролях |
Ознакомить с особенностями движения пешеходов на улицах, дать возможность проявить себя, участвуя в инсценировках | ПДД Движение пешеходов по улицам и дорогам | октябрь | Школьный двор | В подготовке и выступлении в инсценировок приняли участие 12 человек из 29 |
Ознакомить с историей родного города, учить работать в группах при подготовке стенгазет | Новгород – родина России | октябрь | класс | В подготовке газет приняли участие 15 человек |
Ознакомить с особенностями статуса гимназиста, историей гимназии, учить работать в группе | Я- гимназист. Что это значит? | ноябрь | класс |
Ознакомить с правами ребенка, учить работать в группе | Мои права | ноябрь | класс |
Ознакомить с основами понятия ЗОЖ, обучить простейшим приемам дыхательной гимнастики | Здоровый образ жизни | ноябрь | Школьный парк |
Ознакомить с видами сигналов регулировщика, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах | ПДД Сигналы светофора и регулировщика. | декабрь | Школьный двор |
Учить выполнять различные роли в группе, соблюдать правила, участвуя в ролевой игре | Поговорим о культуре поведения | декабрь | класс |
Ознакомить с особенностями празднования Нового года у разных народов мира, учить соблюдать правила при проведении игр | Зимние праздники у разных народов мира | декабрь | класс |
Ознакомить с правилами перехода улиц и дорог, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах | ПДД Правила перехода улиц и дорог | январь | Школьный двор |
Ознакомить с историей страны, учить работать в группе при создании стенгазеты | Дни воинской славы России | январь | класс |
Учить выполнять различные роли в группе, участвуя в игре-путешествии | О порядке в школе | январь | класс |
Ознакомить с историей армии в России, учить работать в группе, выполняя творческое задание | Мы с вами солдаты России | февраль | класс |
Учить работать в группе при создании газеты-поздравления | Слово о матери | март | класс |
Ознакомить с видами перекрестков, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах | ПДД Перекрестки и их виды | март | Школьный двор |
Учить работать в группе, готовя инсценировки миниатюр | Первоапрельские миниатюры | апрель | класс |
Учить работать в группе, участвуя в игре-путешествии | День космонавтики | апрель | класс |
Ознакомить с группами дорожных знаков, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах | ПДД Дорожные знаки | апрель | Школьный двор |
Ознакомить с историей Великой Отечественной войны, | Спасибо вам, ветераны! | май | класс |
Ознакомить с простейшими способами закаливания, учить соблюдать правила при проведении подвижных игр. | Советы доктора Неболейкина | май | класс |
Учить анализировать свою работу | Итоговый классный час «Чему мы научились за год» | май | класс |
Индивидуальная работа, работа с профильными группами.
Цель | Кто |
Введение в курс своих обязанностей | Новый актив |
Обучение алгоритму подготовки дел через работу в работу в Совете дела | Совет дела конкурса «Чудо в природе» |
Развитие уровня ответственности через разовые мелкие индивидуальные поручения | Дети, имеющие низкий уровень ответственности. Коля И., Ярослав Н., Миша М. |
Развития умения выступать публично через подготовку и выступления на классных часах | Дети, испытывающие в этом затруднения Ксюша М., Глеб Ц., |
Развитие умения сопереживать, поддерживать через выполнение поручений в паре с более слабым учеником | Дети, проявляющие эмоциональную холодность Миша М., Егор Б. |
Дать возможность проявить свои способности через подготовку к олимпиадам | Дети, имеющие более высокий уровень способностей Андрей С., Федор Б., Ваня Т., Настя П., Ксюша И., Глеб Ц. |
Развитие уверенности в себе через выполнение роли лидера в группе при поддержке учителя | Неуверенные в себе дети Лиза П., Кирилл З. |
Работа с коллективом родителей
Тематика родительских собраний
четверть | дата | Тема собрания | Форма проведения |
1 | сентябрь | Особенности обучения во 2 классе. Отметка и оценка | Информационно-аналитическая беседа |
2 | ноябрь | Влияние родительских установок на развитие детей | Беседа с элементами ситуативного практикума. |
3 | январь | О здоровье - всерьез. | Встреча с врачом. |
3 | март | Домашние задания - как избежать взаимного стресса. | Беседа с элементами деловой игры |
4 | май | Моя семья - моя радость. | Беседа-диалог с элементами ситуативного практикума |
Помимо родительских собраний запланированы консультации, индивидуальные встречи (по потребностям родителей и учителя)
Сотрудничество со специалистами
Цель | С кем | Сроки |
Сбор информации о достижениях и проблемах каждого учащегося | Педагоги-предметники, работающие в классе | За 2 дня до каждого родительского собрания |
Формирование у детей эмоционально-целостного отношения к историческому и культурному наследию малой родины через проведение праздников и игровых занятий по краеведению Формирование умения работать в группах, соблюдать правила при проведении ролевых игр | Руководитель клуба «Журавушка» Максименко Зоя Викторовна | Каждый второй четверг месяца согласно плану работы |
Устранение речевых проблем учащихся через групповые логопедические занятия | Логопед Малышева Вера Петровна | Среда, пятница |
Обучение детей правилам здорового образа жизни через курс «Полезные привычки» Формирование навыка работать в группе, умения выслушать товарища, аргументировать свою точку зрения | Срциальный педагог Прямикова Г. И. | Каждую третью пятницу месяца |
Диагностика качества воспитательного процесса
Критерий и показатели | Методика | Кто проводит | Когда | Как зафиксированы результаты | Где проанализированы |
Сформированность коллектива детей
| Социометрический эксперимент | Классный руководитель | май | социограмма | На родительском собрании, в индивидуальных беседах с родителями |
Удовлетворенность родителей школьной жизнью детей | Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (А.А.Андреев) | Классный руководитель | апрель | Таблица итогов анкетирования | На родительском собрании |
Умение детей работать в группе | Наблюдение за работой детей на уроках и внеклассных занятиях | Классный руководитель, учителя-предметники | В течение года | Таблица итогов наблюдения | На классном часе «Итоги года» для детей На родительском собрании для родителей |
Участие родителей в жизни класса | Наблюдение | Классный руководитель | В течение года | Фотолетопись класса | На родительском собрании |
Список использованной литературы
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!1996
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива.- Минск, 1984.-239с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982
Поляков С.Д. Технология воспитания.- М., ВЛАДОС, 2002г.
Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30. // Электронный ресурс. http://hpsy.ru/public/x1331.htm
Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. /Серия «Стандарты второго поколения» Электронный ресурс. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=98
Григорьев Д.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Видеолекция. Электронный ресурс. http://rutube.ru/tracks/3653922.html?v=28ef682743648ea93f91cc1ee5b3d939
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...
Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"
В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...
Работа с родителями-неотъемлемая часть системы работы классного руководителя
В воспитании подрастающего поколения важным фактором должна стать семья, семейное воспитание. Как учителя, так и родители должны хорошо знать личностные качества ребёнка, его физическое и психическое ...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...
Система работы классного руководителя начальных классов. Из опыта работы
.Из опыта работы по организации системы работы с родителями....
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива (зарождение классного объединения)....
Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.
В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...