Развёрнутое планирование Кружок "Весёлая ритмика" для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Планирование кружка "Весёлая ритмика" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolaya_ritmika_2_klass.rar | 50.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Раскатово
Марксовского района Саратовской области
Рассмотрено на МО классных руководителей Руководитель МО ________ «___» _______ 2012г. | Согласовано Зам директора по ВР ________Ибраева Г З «___» _______ 2012г. | Утверждена Директор МОУ СОШ __________Зиновьева Н В «____» _______2012 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Весёлая ритмика »
Возраст детей: 7-8лет
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель: учитель начальных классов Шмелева Ольга Ивановна
2012-2013 ГОД
Пояснительная записка
к дополнительной образовательной программе
«Весёлая ритмика» -34часа (1 час в неделю)
Педагог-хореограф должен научить учащихся основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, учитывая возрастные особенности учащихся. Он должен помнить, что выполнение задач, поставленных на уроке, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
Преподавателю следует учесть физические недостатки учеников (кривизна ног, чрезмерная полнота, очень короткая шея и т.д.). Индивидуальную работу надо вести с теми детьми, у кого не развит музыкальный слух, чувство ритма и такта. Педагог должен быть внимательным, чутким и тактичным к таким детям, должен уметь расставлять учеников таким образом, чтобы они могли правильно выполнять движения, глядя на сверстников. Пояснения преподавателя, для всех детей должны быть простыми и доступными.
При составлении рабочей программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Основная цель программы – способность эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно – музыкальные задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;
- научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Формы, методы, технологии обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Знания, умения и навыки к концу обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
4. Творческая деятельность:раскрытие творческих способностей;
развитие организованности и самостоятельности;
иметь представления о народных танцах.
Учебно-тематический план-2 класс
№ п/п | Тема | Общее количество учебных часов | В том числе |
Теоретических | Практических |
1 |
|
| 1 | 2 |
2 |
|
| 1 | 4 |
3 |
|
| 1 |
4 |
|
| 1 |
5 |
|
| 5 |
6 |
|
| 1 |
7 |
|
| 1 |
8 |
|
| 5 |
9 |
|
| 2 |
10 |
|
| 1 |
11 |
|
| 3 |
12 |
|
| 4 |
13 | Урок-концерт «Мы любим танцы» |
| 1 |
Итого | 34 часа | 2 | 31 |
Содержание программы 2 класс
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. Д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно
Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
Методическое обеспечение программы.(2 класс)
№ п/п | Тема | Методическое обеспечение |
Формы проведения занятий | Методы и приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 |
| Беседа, практикум | Словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
2 |
| Практикум | Объяснение, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
3 | Итоговое занятие по теме «Танцевальные элементы» | Практикум. | Словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
4 | Построение в колонну | Практикум | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
5 | Парная пляска | Практикум. | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
6 | Новогодние игры и пляски | Практикум . | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
7 | Построение в пары | Практикум . | Объяснение ,словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
8 |
| Практикум . | Обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
9 |
| Практикум . | словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
10 | Итоговое занятие | Практикум. | словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
11 | Элементы русской пляски | Практикум . | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
12 | Элементы русской пляски | Практикум . | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
13 | Урок-концерт «Мы любим танцы» | Практикум . | Рассказ, словесное сопровождение движений под музыку | Практическая работа |
Литература
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
сем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмическое дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Я в своей работе опираюсь на программы ведущих педагогов: Э.Ж.Далькроз – музыкант-педагог, композитор, пианист-дирижер профессор Женевской консерваториии (1865-1950г.); И.В.Лифиц Педагогическое образование. Москва 1999г;.Е.Н.Мошкова Программа «Ритмика и бальные танцы». Утверждена Министерством Образования 1997г.; Ваганова А.Я. – педагог-хореограф, балетмейстер (1879-1951); Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации. 2000 г.
Актуальность программы
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Моя программа является модифицированной она расщитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка. Программа по ритмике предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 40 минут.
Направленность программы: общеразвивающая.
Новизна программы.
Многогранность учебных занятий позволяет в процессе роста творческих способностей учащихся, использовать полученное образование в обычной жизни.
Цели и задачи
Главной целью уроков ритмики является – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления.
По программе «ритмика и танец» решаются следующие задачи:
Физическая подготовка детей:
развитие опорно-двигательного аппарата;
формирование постановки корпуса и стопы;
содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма.
Совершенствование психомоторных способностей школьников:
развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координирующих способностей;
развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимание, умение согласовать движения с музыкой;
формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
Развитие творческих и созидательных способностей учащихся:
развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;
формирования навыков самостоятельного выражения движений под музыку; развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
По окончанию курса учащийся должен
знать
порядок и правильность исполнения движений танцевальной разминки;
элементы музыкальной ритмической грамоты, уметь распознать и передать движением характер музыки (грустный, торжественный, веселый и т. д.), определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
названия и методику исполнения танцевальных движений проученных с педагогом;
названия и технику исполнения движений у станка (экзерсис).
уметь
методически и музыкально точно исполнять танцевальную разминку;
уметь слушать и анализировать танцевальную музыку, двигаться под музыку;
легко, музыкально, эмоционально исполнять проученные танцы;
методично исполнять проученные движения у станка.
Программа содержит следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука.
Танец.
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально – слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно – характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
ритмические упражнения,
разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно-сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно-сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я – учитель танцев», «Я – художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по теме.
Каждый урок включает все виды деятельности: разминка, проводится на каждом уроке в виде «статистического танца» в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы классического танца, танцевальные этюды, упражнения на ориентировку в пространстве, музыкальные игры. Все виды деятельности чередуются не механически, а соединяются органично, подчиняя единому педагогическому замыслу.
Программа по курсам.
2 класс.
1 час в неделю, 34 часа.
Задача: научить слушать музыку, понимать команды, разнообразить набор обычных движений, развивать координацию, чувства ритма, память, внимание, заинтересовать. Обще развивающие упражнения. Танцы.
3 класс.
1 час в неделю, 34 часа.
Задача: ещё более развивать чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. По ходу урока решаются задачи поведения в паре. Обще развивающие движения. Танцы.
4 класс.
1 час в неделю, 34 часа.
Задача: осваиваются танцы более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. Методично исполняется движение у станка. Обще развивающие упражнения. Танцы.
Условия работы программы.
Для реализации данной программы необходимы:
зал хореографии для занятий ритмикой;
инвентарь (мячи, скакалки, обручи, балетный станок);
форма для занимающихся (гимнастический купальник, юбка, белые носочки, чешки, для девочки). Белая футболка, черные шорты, белые носочки, чешки (для мальчика).
Формы организации занятий
Основными формами занятий являются:
групповые учебные занятия;
групповые и индивидуальные теоретические занятия;
участие в конкурсах, концертных программах;
конкурсы, викторины.
Диагностика реализации программы.
ФОРМЫ:
наблюдение;
открытые занятия;
показательные выступления.
Диагностика выполнения программы проводиться в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).
Методические аспекты освоения программы.
Основным в освоении программы данного курса являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, место его происхождения, его ритмичным характерным темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающему считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Начинается «от пола» и следует объяснять в последовательности:
– куда наступает (как переносится вес);
– как ставим ногу (как работает стопа);
– что делает корпус;
– как двигаются руки;
– куда направлен взгляд.
Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.
Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются, игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Учебно-тематический план
№ раздела | Тема | Класс |
|
| 2 3 4 |
1 | Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» | 10 10 10 |
| Элементы музыкальной грамоты. |
|
| Музыкально – ритмические упражнения, гимнастика. |
|
| Построения и перестроения. |
|
| Слушание музыки. |
|
| Гимнастика. |
|
2 | Раздел «Танцевальная азбука» | 8 8 8 |
| Элементы Классического танца. |
|
| Элементы Народно – сценического танца. |
|
3 | Раздел «Танец» | 8 8 8 |
| Детские бальные и народные танцы. |
|
| Образные танцы (игровые). |
|
| Постановка танцевальных композиций. |
|
4 | Раздел «Беседы по хореографическому искусству» | 4 4 4 |
| История балета. |
|
| Танцы народов РФ. |
|
5 | Раздел «Творческая деятельность» | 4 4 4 |
| Игровые этюды. |
|
| Музыкально – танцевальные игры. |
|
| Итого: | 34 34 34 |
Знания, умения, навыки.
В конце первого года обучения по данному курсу учащиеся должны знать и уметь:
Элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (музыкальное вступление, части); динамические оттенки (форте – пиано, стаккато – легато); акцент. Исполнять ритмические упражнения с : начало, и окончание движения вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять движения в различных темпах. Определять характер танцевальной музыки словами и передача характера в движении. Передавать динамические оттенки в движении.
Учащиеся должны свободно перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу; построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение в зале.
Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали.
Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Элементы музыкальной грамоты: строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза); длительности целые, половинные, четверти, восьмые, ритмический рисунок. Учащиеся должны передавать в движении изменения темпа; передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
Уметь перестроиться из колонны по одному в колонну по три (тройки). Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверки). Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу.
Знать позиции и упражнения классического танца. Постановку корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Позиции рук: подготовительное положение 1, 2, 3. Положение рук за юбочку, руки вниз ладонью, руки ладонями на поясе. Полуприседание (деми плие) по 1,2,3 позициям. Вытягивание ноги (батман тандю) в сторону, вперед, назад по 1 и 3 позициям. Полукруг ногой(деми ронд дежамб партер, ронд де жамб партер) по 1 позиции. Переводы рук по позициям(порт де бра). Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Элементы музыкальной грамоты: уметь различать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; понятие о такте и затакте. Могли выполнить ритмические упражнения с музыкальным заданием; передать в движении характер музыки, размер и ритмический рисунок. Прослушать и сделать простейший анализ танцевальной музыки (определение характера, музыкального размера и строения).
Могли перестроиться из одного круга в два. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного.
Выразительно двигаться в танцах (согласованность и гармония рук, ног, корпуса, головы). Знать названия движений классического экзерсиса и правильное исполнение.
Используемая литература:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» – М.: Айрис-Пресс, 1999.
Бабенкова ЕА., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» – С-Пб., 2000.
Васильева Т.К. «Секрет танца» – С-Пб.: Диамант, 1997.
Воронина И. «Историко-бытовой танец» – М.: Искусство, 1980.
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». –М.: ВАКО, 2007.
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Климов А. «Основы русского народного танца» – М.: Искусство, 1981.
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2009.
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» – М.: Новая школа, 1998.
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» – М.: Просвещение, 1989.
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008.
Учебно-методический комплекс:
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». – Киев: Музична Украiна, 1985.
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». – М.: МГИУ, 2008.
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». – М.: ВЛАДОС, 2008.
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». – СПб.: Детство-пресс, 2001.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа «Ритмика и танец» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Яльчикская детская школа искусств» хореографического отделения представляет дополнительный образовательный курс художественного эстетической направленности.
Педагог-хореограф должен научить учащихся основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, учитывая возрастные особенности учащихся. Он должен помнить, что выполнение задач, поставленных на уроке, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
Преподавателю следует учесть физические недостатки учеников (кривизна ног, чрезмерная полнота, очень короткая шея и т.д.). Индивидуальную работу надо вести с теми детьми, у кого не развит музыкальный слух, чувство ритма и такта. Педагог должен быть внимательным, чутким и тактичным к таким детям, должен уметь расставлять учеников таким образом, чтобы они могли правильно выполнять движения, глядя на сверстников. Пояснения преподавателя, для всех детей должны быть простыми и доступными.
При составлении рабочей программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Основная цель программы – способность эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно – музыкальные задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;
- научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 9 лет.
Сроки реализации.
Настоящая программа рассчитана на два года обучения. Исходя из учебного плана, на предмет «Ритмика и танец» отведено 136 часов. По расписанию занятия проводятся 4 раза в неделю по 45 минут в 1 и 2 классах.
Программа с 1 по 2 год обучения содержит следующие разделы:
- ритмика, элементы музыкальной грамоты;
- элементы классического и народного танцев;
- этюды и постановочная работа.
Раздел « Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально- ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определить ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
Раздел «Элементы классического и народного танцев».
Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.
Раздел «Этюды и постановочная работа» включает народные и детские сюжетные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте.
Формы, методы, технологии обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура урока.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу урока дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с левой ноги, дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему урока.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу.
После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию урока дети должны занять исходные рабочие места для исполнения поклона (до свидания).
1 часть урока (вводная -10 минут)
1. Вход детей в танцевальный зал под марш.
2. Выстраивание в колонны (занимают рабочие места).
3. Поклон преподавателю, отметка посещаемости в журнале.
4. Сообщение темы урока.
5. Ритмическая разминка (для головы, плеч, рук, корпуса и ног).
2 часть урока (основная – 25 минут)
1. Работа над элементами классического танца.
2. Разучивание элементов танцевальной азбуки.
3. Работа над этюдами.
3 часть урока (заключительная – 10 минут)
1. Закрепление музыкального материала в игре.
2. Танцевальная – музыкальная импровизация.
3. Выстраивание в колонны (занимают исходные места).
4. Поклон педагогу, выход из зала под марш.
Ожидаемые результаты за первый год обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;
- Выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения;
- Исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции;
- Перемещаться по залу маршем и другими видами ходьбы в различных направлениях
(по большому кругу, концентрическими кругами, двумя разными кругами, по диагонали).
- Различать марш, танец и песню;
- Различать и определять на слух музыку двух, трех и четырех дольного метра.
Ожидаемые результаты за второй год обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой;
- Правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения;
- Эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и танцы с использованием движений, соответствующих программе;
- Выполнять перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений;
- Перемещаться по залу в различных направлениях по периметру, шеренгами по 8 человек, кругами (по 2, концентрическими кругами), по диагонали змейками;
- Двигаться вперед, назад;
- Отхлопывать ритмический рисунок мелодии в умеренном и быстром темпе;
- Определять в пьесах характер музыки: веселый, грустный, спокойный, светлый, торжественный, песенный, маршевый, решительный, танцевальный, плясовой.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Эффективности занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием ребят на концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
Распределение учебных часов по четвертям можно схематически представить следующим образом:
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебн. недель | Всего часов | Распределение часов по четвертям
| Формы контроля |
I | II | III | IV | Котр. урок | Зачет |
1 | 4 | 34 | 136 | 36 | 28 | 40 | 32 | 1 | - |
2 | 4 | 34 | 136 | 36 | 28 | 40 | 32 | 2 | - |
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Первый год обучения (первый класс).
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Всего часов | Теор. | Практ. |
|
| 136 ч. |
|
|
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
| Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты. | 17 |
|
|
1.1 | Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Музыкально – ритмические упражнения. | - | 9 | - |
1.2 | Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, сильные и слабые доли, музыкальный размер. Музыкально – ритмические упражнения. | - | 5 | - |
1.3 | Тема 3. Строение музыкального произведения. Музыкально – ритмические упражнения. | - | 3 | - |
| Раздел 2. Элементы классического танца, народного танца. | 36 |
|
|
2.1 | Тема 1. Элементы классического танца. | 15 | - | 15 |
2.2 | Тема 2. Элементы народного танца.
| 25 | - | 25 |
| Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы.
| 10 | - | 10 |
| Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве.
| 10 | - | 10 |
| Раздел 5. Прыжки.
| 5 | - | 5 |
| Раздел 3. Этюды и постановочная работа. | 48 | - | 48 |
| Раздел 7. Игры. Тема 1. Игры на развитие воображения. Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера. Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы. Тема 4. Игры на сплочение коллектива. | 5 | - | 5 |
| Контрольный урок. | 4 | - | 4 |
Второй год обучения (второй класс).
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Всего часов | Теор. | Практ.
|
|
| 136 ч. |
|
|
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
| Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты. | 11 |
|
|
1.1 | Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 4 | - |
1.2 | Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, сильные и слабые доли, музыкальный размер. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 4 | - |
1.3 | Тема 3. Строение музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 3 | - |
| Раздел 2. Элементы классического танца, народного танца. | 43 |
|
|
2.1 | Тема 1. Элементы классического танца | 15 | - | 15 |
2.2 | Тема 2. Элементы народного танца.
| 28 | - | 28 |
| Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы.
| 10 | - | 10 |
| Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве.
| 10 | - | 10 |
| Раздел 5. Прыжки.
| 5 | - | 5 |
| Раздел 4. Этюды и постановочная работа. | 48 | - | 48 |
| Раздел 7. Игры. Тема 1. Игры на развитие воображения. Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера. Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы. Тема 4. Игры на сплочение коллектива. | 4 | - | 4 |
| Контрольный урок. | 4 | - | 4 |
IV.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).
1 класс.
Вводное занятие.
Знакомство с воспитанниками. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий.
Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты.
Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато.
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (медленно, умеренно, быстро). Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение. Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от характера музыки. Понятия легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, метрическая пульсация, сильные-слабые доли, музыкальный размер.
Понятие о длительностях (целые, половинные, четверти и восьмые). Понятие о ритмическом рисунке как сочетании различных длительностей. Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных и половинных нот. Понятие об акценте, метрической пульсации (периодически повторяющихся ударениях в музыке), сильных и слабых долях. Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отмечать их хлопками и дирижировать в музыкальном размере 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 3. Строение музыкального произведения.
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки.
Музыкально-ритмические упражнения.
Тема 1. .
1. Р. Глиер. Маленький марш.
2. М. Старокадомский. Марш.
3. И. Дунаевский. Веселый ветер. Песня Роберта из кинофильма «Дети капитана Гранта».
4. Ш. Гуно. Отрывок из оперы «Фауст».
5. В. Витлин. Бубенцы.
6. А. Гречанинов. Моя лошадка.
7. Ан. Александров. Вальс.
8. Т. Попатеико. «Уголки». Упражнение «То бегом, то шагом».
9. Т Ломова. «Ускоряя, замедляя».
10. JI. Бетховен. Лендлер. Упражнение «Ветерок и ветер».
11. Ш. Люлли. Марш.
12. Б. Годар. Марш.
13. Венгерская народная мелодия. Упражнение «После дождя».
14. Английская и французская народные мелодии. Упражнение «Как звучит музыка».
15. С. Затоплянский. Танец. Упражнение «Радуемся солнышку».
16. Б. Асафьев. Отрывок из балета «Белая лилия».
17. Т. Ломова. «Прогулка». Упражнение «Певучий хоровод».
18. В. Моцарт. Отрывок из оперы «Док-Жуан». Упражнение «Бесконечная сказка».
Тема 2.
1. Л. Бетховен. Контрданс.
2. Н. Дадухин. Маленькая пьеса.
3. Ф. Шуберт. Марш, соч. 51, № 3.
4. П. И. Чайковский. Песенка без слов.
5. Латышская народная песня.
6. Ф. Госсек. Гавот.
7. Б. Барток. Детская пьеса.
8. М. Красев. Веселый человек.
9. Русская народная песня «Ах ты, береза».
10. Чешская народная песня «Аннушка»,
11. Н. Александрова. Игра в мяч.
12. Н. Руднева. Щебеталка пташечка.
Тема 3. ,
1. Ф. Шуберт. Военный марш № 3. Соч. 51, «Три военных марша».
2. Ф. Шуберт. Экосез. Соч. 18, тетрадь I. Вальсы и экосезы, № 1.
3. Э. Григ. Свадебный день в Трольхаугене. Соч. 65, № 6.
4. Л. Бетховен. Отрывок из сонаты.
5. М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
6. М. Красев. Танец снежинок.
7. Венский вальс в записи М. Мейчика.
Ритмические упражнения.
Упражнение 1. Ритмика учит детей в условных движениях услышанный музыкальный ритм. Каждый музыкальный звук имеет установленную длину (длительность). Условно примем звук, длящийся 4 сек., за целую ноту, тогда половина будет звучать только 2 сек., а четверть - одну.
Предложите концертмейстеру играть четверти со скоростью 60 ударов в минуту. А учащимся, предложите отмечать хлопками, после команды «и», сначала четверти, потом половины, затем целые ноты. ( При исполнении четвертей учащиеся будут хлопать вместе со звуками музыки, при исполнении половин на «раз» - хлопок, «два» - пауза, в целых же нотах на «раз» - хлопок, 2,3, 4 – пауза). Так практически учащиеся узнают, как можно движениями отмечать длину звуков. По заданию учителя хлопки можно заменить щелчками, притопами, шлепком по бедрам или хлопками в паре.
Упражнение 2. Предложите концертмейстеру играть ритмический рисунок:
Учащиеся сначала должны выслушать эту музыкальную фразу, затем повторить ее ритм хлопками. Задание исполняется несколько раз подряд. Если оно не получилось, надо снова отдельно отхлопать половины, затем четверти. После этого пропеть эту фразу, а затем петь и хлопать. Предложите второй ритмический рисунок, более сложный и длинный: темп 60. Пропеть эту музыкальную фразу. Затем ее же отхлопать. Пение помогает правильному соблюдению длительности нот, после него хлопки почти всегда исполняются в правильном ритме. Это наиболее продуктивный способ освоения ритмических рисунков, им следует пользоваться всегда, когда есть трудности в воспроизведении ритмов.
Раздел 2. Элементы классического и народного танцев.
Тема 1 .Шаги:
— бытовой;
— легкий шаг с носка (танцевальный);
— шаг на полупальцах;
- легкий бег;
- шаг с подскоком;
- боковой подскок (галоп);
- русский переменный:
шаг польки (в народной манере).
Тема 2. Позиции ног:
I, II, Ш, IV (полувыворотные), VI.
Тема 3. Позиции рук:
— подготовительное положение,
— I, II, III позиции;
- перевод рук из позиции в позицию.
Положения и движения рук, принятые в русском пляске:
а) свободно опущенные вниз;
б) руки в бок;
в) руки, скрещенные на груди;
г) взмахи платочком.
Тема 4. Полуприседание по VI, I, 2, 3 позициям.
Тема 5. Выдвижение ноги:
а) в сторону из VI и I позиции;
б) вперед из 6 и 1 позиции.
1. Выдвижение ноги в сочетании с полуприседанием в сторону и вперед.
сторону и вперед.
2. Выдвиженке ног в сторону и вперед с переводом « носок – каблук» в характере русского народного танца.
3. Выдвижение ноги, с переводом носка на каблук (вперед, в сторону) в сочетании с полуприседанием.
Тема 6.Поднимание на полупальцы по VI и I позициям.
1.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы.
Исполнение под музыку наклонов и поворотов головы, наклонов и поворотов туловища, круговые движения головы, рук, плеч, туловища; выполнение приседаний, выпад вперед и в сторону, махов ногами во всех направлениях. Исполнение упражнений на ковриках, развивающих гибкость, силу мышц ног и рук, уличающих растяжку.
Тема 1. Движения для головы:
а) повороты направо - налево;
б) вверх- вниз;
в) наклоны с различной амплитудой.
Тема 2. Движения плеч и корпуса:
а) подъем и опускание плеч;
б) наклоны корпуса вперед и в сторону;
в) повороты, выводя правое или левое плечо вперед.
Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Тема 1. Упражнения на ориентировку в пространстве:
а) различение правой, левой ноги, руки и плеч;
б) повороты вправо и влево;
в) движение по линии танца и против линии танца;
г) движение по диагонали.
Тема 2. Построения и перестроения.
а) в колонну по одному;
б) в пары и обратно;
в) из колонны по два в колонну по четыре и обратно;
г) из колонны в шеренгу;
д) круг;
е) сужение и расширение круга;
ж) свободное размещение в зале;
и) «воротца».
Раздел 5. Прыжки.
Прыжки на месте на обеих ногах с мягким приземлением; прыжки с продвижением вперед на обеих ногах с мягким приземлением; на одной ноге, через короткую скакалку на месте на обеих ногах; с промежуточным прыжком. Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
Раздел 6. Этюды и постановочная работа.
Танцы. Пляска - импровизация, Маленький танец, Покружись и поклонись, Подружились, Пляска с платочками, Танец вокруг елки, Снежинки, Пляска парами, Приглашение, Прощаться здороваться, Танец с воздушными шарами, Полька- ладошки, Мы танцуем польку, Мы танцуем лучше вас, Полька двойка, Русская народная пляска, Возле речки, Змейка с воротцами (хоровод), Вежливы танец.
Раздел 7. Игры.
Тема 1. Игры на развитие воображения.
1. “Повтори за мной“ Педагог простукивает определённый ритм ладонями (фраза чёткая и короткая) дети поочередно повторяют фразу.
2.“Волшебное яйцо“. Раздается шаблон в виде яйца, дети обводят его на бумаге и дорисовывают овал так, чтобы получился новый предмет.
3.“Узнай, кто я“. Нужно узнать предмет по устному описанию.
Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
1.“Гусеница”. Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
2. “Обувная фабрика”. Все снимают обувь и встают в центр круга. Каждый одевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой обутой в парную обувь.
3.“Это мой нос”. Показывая на часть тела, называют другую: показывая на ухо, спрашиваем: “Это мой нос“.
4.“Ха-ха-ха“. Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику, образуя длинную цепь. Первый играющий говорит: ”Ха”, второй “Ха-ха”, третий: ”Ха-ха-ха”. Так продолжается до последнего. Игра начинается заново, если кто-то засмеётся.
Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
1.“Невидимая надпись”. Взрослый, или дети в паре рисуют на ладошке другого любую букву из его имени. Дети отгадывают.
2.“Кукольный театр“. Дети делятся на пары: 1-й кукольник, 2-й кукла. Кукла сидит совершенно расслаблено, свесив голову вниз, как тряпичная. Кукольник придаёт какое-то положение её рукам ногам, лицу, чтобы выражалось какое-то чувство. Кукольники угадывают, какая кукла, что показывает. Меняются в парах.
3.“Островок чувств”. Позволяет выразить чувства, которые им приходится скрывать. Дети делятся на две группы: 1 группа – танцоры, 2 группа - художники. Ведущий говорит шепотом, какие чувства они должны показать. Художники наблюдают, угадывают чувство, подбирают краску и рисуют одной линией танец танцоров в течение 3 минут, затем рассказывают, почему они так нарисовали движения танцоров:
тебе грустно: умерла твоя кошка
ты один дома, тебе скучно,
ты здоровый, сильный, победил на соревнованиях,
ты отравился чем-то, у тебя болит живот.
Партнеры меняются местами.
4.“Танцы – противоположности“. Дети в парах под ритмичную музыку танцуют танец, изображая противоположные чувства.1- грустный, 2- веселый. Через 1-2 минуты дети меняются ролями. Примерные пары чувств: нервный - спокойный, беспечный – озабоченный, сердитый - довольный, жадный - щедрый, трусливый – смелый, бунтарский - покорный.
Тема 4. Игры на сплочение коллектива.
1. “Мой хороший попугай “(мишка, зайка). По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
2.“Липучка”. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
3.“Кенгуру “ /в парах/. 1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.
4.“Щепки на реке “. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами больше вытянутой руки. По реке плывут щепки. Сами решают, как будут двигаться – быстро или медленно, прямо или крутиться, останавливаться, поворачивать назад. Участники игры “берега“ помогают руками легкими прикосновениями движению щепок. Глаза у щепок могут быть открыты или закрыты.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
(2 класс).
Вводное занятие.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.
Раздел 1. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Расширяются представления о содержании и выразительных средствах музыки на новом музыкальном материале. Вводятся новые понятия: такт, затакт. Дирижирование из затакта. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте. Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4, учащиеся начинают делать движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз). Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Л. Бетховен. Шесть контрдансов. Контрданс № 1.
2. А. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс № 1.
3. Л. Бетховен. Багатель.
4. Н. Римский-Корсаков. Хороводные песни из оперы «Садко».
5. Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс.
6. А. Моцарт. Из нотной тетради «8-летнего Моцарта».
7. А. Моцарт. Начало симфонии.
8. Р.- Глиер. Вальс. Соч. 31, № 6.
9. Л. Бетховен. Экосез.
10. Ф Шуберт. Лендлер № 3. Двенадцать лендлеров.
11. Ф. Шуберт. Лендлер № 4. Двенадцать лендлеров.
12. Ф. Шуберт. Вальс. Соч. 9, тетрадь 2, № 11.
13. П. И. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
14. П. И. Чайковский. Экосез из оперы «Евгений Онегин».
15. А. Хачатурян. Андантино.
Ритмические упражнения.
Упражнение 1. В музыке есть еще более короткие звуки, чем четверти – это 1/8, 1/16, 1/32,1/64, но на уроках по движению обычно не используется ноты короче 1/8. Рекомендуется учащимся исполнять ноты коротких длительностей легкими небольшими шажками (типа пробежки). Предложите концертмейстеру играть 4 такта по 8/8 каждый, темп 60. Сначала их надо выслушать, отхлопать ладонями, а затем пробежать. Предложите концертмейстеру исполнить 4 раза ритмический рисунок:
Учащиеся должны прослушать, пропеть, отхлопать и выполнить ритмический рисунок ногами в движении вперед и назад. Если это задание будет выполнено, предложите следующий вариант:
Прослушать два раза, пропеть, отхлопать, затем выполнить ногами, двигаясь вперед и назад.
Упражнение 2. Музыкальный размер 2/4. «Раз» - сильная доля, «Два» - слабая. В предмете «ритмика» размеры тактов принято выражать специальными движения рук – «тактирование». Исходное положение - поднять руки вверх для всех видов тактирования.
А. «1» - опустить обе руки вниз сильными движениями, сжимая кисти в кулаки.
«2» - поднять мягкие, свободные руки вверх. Выполнять это несколько раз.
Б. Музыкальный размер 2/4 можно тактировать и движениями ног, ходьбой с акцентами, танцевальными движениями. Первый шаг соответствующий сильной доле и его надо сделать со стуком в пол, второй – мягче. Предложите детям идти по кругу, тактируя 2/4.
В. Соедините движения руками с движениями ногами. Все виды тактирования и ритмические упражнения руками следует исполнить в построении по кругу. Тренировать до абсолютной точности исполнения. При верном исполнении можно предложить концертмейстеру несколько убыстрить или замедлить темп сопровождения, но делается это только тогда, когда группа справляется с основными заданием.
Упражнение 3.
А. Предложите концертмейстеру играть музыкальный размер ¾. Тактирование таково:
«раз» - руки сильно опустить вниз, сжимая кулаки;
«два» - руки свободно и легко развести в стороны;
«три» - руки поднять вверх с хлопками.
Б. Выполнить тактирование на ¾ несколько раз, запомнить.
В. Выполнить тактирование на ¾ в ходьбе: первый шаг с акцентом, два последующих – мягко. (Акцент будет переходить с одной ноги на другую).
Г. Соединить упражнения Б и В.
Раздел 2. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО ТАНЦЕВ.
Тема 1. Шаги:
а) танцевальный шаг назад (в медленном темпе);
б) шаг на полупальцах назад;
в) шаг с высоким подъемом колена вперед на полупальцах;
г) спортивная ходьба, делая маховые движения руками;
д) бег, сгибая ноги сзади;
е) бег, вынося прямые ноги вперед.
Тема 2. Полуприседания по I, II, III позициям.
Тема 3. Выдвижение ноги:
а) в сторону из III позиции;
б) вперед из III позиции;
в) вперед и в сторону из Ш позиции в сочетании с полуприседанием.
Тема 4. Поднимание на полупальцы по III позиции.
Тема 5. Положение анфас, положение эпольман.
Тема 6. Раскрывание рук вперед в сторону из положения на поясе, в характере русского танца.
Тема 7. Русский переменный ход вперед и назад в сочетании с руками.
Тема 8. Боковой русский ход «припадание», «гармошка» «елочка».
Тема 9. Ковырялочка, припляс, дробные выстукивания.
Раздел 3. Упражнения с движениями рук, ног, туловища.
Положения рук к плечам, перед грудью, сгибание и разгибание рук из положения в стороны, вперед, вверх; поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя; наклоны туловища вперед с различными положениями рук вправо и влево со скольжением рук вдоль тела; комплекс упражнений в стиле аэробики.
Раздел 4. Построения и перестроения: Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух шеренг, из двух колонн; перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, в три, в четыре; из двух колонн в четыре; ходьба по залу противоходом, по диагонали, змейками, концентрическими кругами.
«Звездочки» и «Карусель», «Плетень» и «Корзиночка», перестроение из одного круга в два или в три концентрических, двигающихся в разные стороны, построение «Шен».
Раздел 5. Прыжки. Прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на 45, 90, 180; с одной ноги на другую; из нормальной позиции ног во вторую невыворотную; с двух ног на одну; с прямыми ногами и поджатыми. Прыжки на двух ногах по I позиции.
Раздел 6. Этюды и постановочная работа. Пляска с притопами, Танец бусинок, Пляска петрушек, Русская хороводная пляска, Вальс с осенними листьями, Полька – тройка, Веселые ковбои, Немецкий танец, На птичьем дворе, Детский краковяк, Круговой галоп, На палубе корабля, Кадриль.
Раздел 7. Игры.
Тема 1. Игры на развитие воображения.
1.“Возьми и передай“. Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Юля передаёт Насте горячий утюг, та боится обжечься, показывает какой он горячий. Настя передаёт Оксане торт и т.д.
2. “Быстрые превращения“. Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий. Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен. Музыка на 30 сек.-1 мин.
3. “Инструментальная фантазия“. Дети сидят в кругу, передавая друг другу пакет. Из пакета каждый достаёт воображаемый инструмент. Каждый показывает, как играют на его инструменте. В конце можно предложить всем сыграть на воображаемых инструментах какую-нибудь общую мелодию.
4.“Мини-фантазии”. Ведущий: Сядьте поудобнее (можно лечь), закройте глаза, вздохните три раза поглубже, представьте:
ты лежишь на зелёном лугу,
ты бежишь по жёлтому, тёплому песку к воде,
ты гладишь котёнка,
наблюдаешь, как падают листья, снежинки, бежит ручей и т.д.
На каждую картину в образе отводить 1-2 минуты.
Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
1.“Ноги в руки”. Группа становится в линию. Каждый кладёт руку на плечо стоящего впереди и поднимает ногу. Второй рукой, стоящие сзади, подхватывают ногу передних. Задача – попрыгать без разрыва большее расстояние.
2. “Кто?“. Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить какое-либо действие тех людей, которые этим качеством обладают.
у кого есть сестра – щёлкни пальцем,
у кого есть веснушки – загляни под стул,
кто любит собак – полайте,
кто любит кошек – промяукайте,
кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,
кому надоело играть – закричите: ”Хватит“ и т.д.
Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
“Три характера”. Дети слушают пьесы Д. Кабалевского “ Злюка”, “ Плакса“, “Резвушка“. Вместе с педагогом дают моральную оценку злости, плаксивость, сравнивают эти состояния с настроением резвушки. Трое детей выбирают, кто какую девочку будет изображать, а остальные по мимике и жестам догадаться, кто есть кто.
Тема 4. Игры на сплочение коллектива.
1.“Ритмические хлопки “. Дети в кругу. После сигнала ведущего начинают отхлопывать любой ритм. Постепенно прислушиваются к ритму других. Найдя взглядом - объединяются, т.е. отхлопывают общий ритм.
2. “Дрожащее желе “. Дети собираются возле ведущего. У того в руках воображаемое блюдо с желе. По мере того, как он его несёт, дети раскачиваются медленно, встряхивает легко - дети встряхиваются. В конце желе тает.
3. “Броуновское движение”. Дети в кругу передают друг другу теннисные мячи ногами по полу, руками. Ведущий выкатывает дополнительные шары. Шары не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга.
V. МЕТОДИЧЕКСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.
Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех хореографических коллективов, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает:
Поэтапное, вариативное обучение детей.
Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.
Поиск интересного музыкального материала.
Творческий подход к работе.
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:
метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);
целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);
метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения:
гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент концертмейстера;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бахто С.Е. Программа «Ритмика и танец» для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Москва, 1984г.
2. Т.В. Пуртонова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. Учите детей танцевать.
Москва, 2003г.
3. Ионова И.И. Программа для уроков ритмики в начальных классах всей тип
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое планирование по математике для 2 класса по программе Школа 2100
Данное планирование содержитпояснительную записку, календарно тематическое планирование, развёрнутое планирование по математике для 2 класса по программе Школа 2100 авторы учебника Козлова С. А....
развёрнутое планирование по ИЗО для 2 класса ОС "Школа 2100" Куревина О А ,Ковалевская Е.Д.
Данное планирование содержит пояснительную записку, календарно-тематическое и развёрнутое планирование по ИЗО для 2класса по ОС "Школа 2100" авт Куревина О.А., Ковалевская Е.Д....
Развёрнутое планирование по музыке для 2 класса ОС "Школа 2100" Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева
Данное развёрнутое планирование содержит планирование по музыке для 2 класса Авт Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева...
Развёрнутое планирование по технологии 2 класс по программе Школа 2100 Куревина О.А., Лутцева Е.А.
Развёрнутое планирование по технологии 2 класс по программе "Школа 2100" авт:Куревина О.А., Лутцева Е.А....
Развёрнутое планирование по математике для 2 класса по программе Школа 2100
Развёрнутое планирование по математике по программе "Школа 2100" ( авт учебников С.А. Козлова, Т.Е. Демидова) содержит календарное и развёрнутое планирование, пояснительную записку....
Развёрнутое планирование по русскому языку для 2 класса по программе Школа 2100
Развёрнутое планиерование по русскому языку по программе "Школа 2100" ( авт учебников Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева )...
Развёрнутое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе Школа 2100
Данное планирование содержит календарно- тематическое и развёрнутое планирование,пояснительную записку по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" (авт учебников Р. Н. Бунеева...