"Фестиваль Толерантности. Россия"
методическая разработка (4 класс) по теме

Баранцева Ольга Игоревна

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение)  – терпимость к чужому образу жизни, поведению,  обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 

Учащиеся класса в русских национальных костюмах выходят хороводом на сцену под музыку «Как у наших у ворот» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_tolerantnosti._rossiya.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Баранцева О.И.

ГБОУ школа  № 337 Невского района

Санкт-петербурга

16 ноября в рамках Фестиваля толерантности под девизом «Мы разные – мы равные» - участвует вся школа. 4 «Э» класс представляет Россию.

Ученица:

«Хоровод берёз»

Разбежались по лужайке,

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

 Закружился хоровод. Т.Шорыгина

Учащиеся класса в русских национальных костюмах выходят хороводом на сцену под музыку «Как у наших у ворот» (фольклорная группа Государственного Академического Северного русского народного хора п/р Н.Мешко).

Ученик: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение)  – терпимость к чужому образу жизни, поведению,  обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Это готовность благосклонно признавать, принимать убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

Ученица: Толерантность – привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

Ученик: 240 народностей – национальный состав России по данным Всероссийской переписи населения 2002 года.

        В Российской Федерации 83 субъекта, 21 из которых является республиками (учащиеся по очереди называют республики):

1. Республика Адыгея (Адыгея) (Майкоп)
2.
Республика Алтай (Горно-Алтайск)
3.
Республика Башкортостан (Уфа)
4.
Республика Бурятия (Улан-Удэ)
5.
Республика Дагестан (Махачкала)
6.
Республика Ингушетия (Магас)
7.
Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

8. Республика Калмыкия (Элиста)
9.
Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
10.
Республика Карелия (Петрозаводск)
11.
Республика Коми (Сыктывкар)
12.
Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
13.
Республика Мордовия (Саранск)
14.
Республика Саха (Якутия) (Якутск)

15. Республика Северная Осетия — Алания (Владикавказ)
16.
Республика Татарстан (Татарстан) (Казань)
17.
Республика Тыва (Кызыл)
18.
Удмуртская Республика (Ижевск)
19.
Республика Хакасия (Абакан)
20.
Чеченская Республика (Грозный)
21.
Чувашская Республика - Чувашия (Чебоксары)

Ученики:

РОССИЯ

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода - неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги - нет половинок.
И если волна- то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.
В. Крючков

РОССИЯ

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
В. Духанин

                       * * *

Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура - это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура - это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина - русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура - наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура - это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.

Вадимов Евгений (Лиссовский Юрий Ипполитович) 1879-1944

Мальчики танцуют танец под мелодию «Камаринская (небывальщина)» (исполняет А.Шлюбченко).

Учитель: В годовщину 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, ещё раз хотим вспомнить о людях разных национальностей и религий, отдавших свою жизнь за свободу, чтобы наши поколения могли жить в мире!  (см. Приложение)

Ученица:

Стихи, найденные в развалинах лагеря смерти Заксенхаузена

Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой твоих отцов.

Я давно не пел в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой - другом юных лет.

Но я каждый день и миг с тобою.
И лишь дрёма века мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит…

Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой твоих отцов.

Ученица:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

                                                        Ф. Тютчев











Приложение №1

Концентрационный лагерь Заксенхаузен

Заксенхаузен был создан в районе Ораниенбурга в 30 км севернее Берлина летом 1936 г., когда в самом Берлине проходили II Олимпийские игры. В столице третьего рейха можно было проводить игры под лозунгами Пьера Кубертена "О Спорт, ты — Прогресс", "О Спорт, ты — Мир" и одновременно рядом строить и заселять концентрационный лагерь. Первыми узниками Заксенхаузена стали немецкие антифашисты и те, кого национал-социалисты относили к "неполноценным" гражданам по расовым или биологическим признакам. С начала Второй мировой войны в 1939 г. в лагерь стали прибывать эшелоны с гражданами из оккупированных стран Западной Европы, позже из Польши и СССР. С 1936 по 1945 гг. через Заксенхаузен прошло более 250 тысяч узников, из 27 стран. Установить точное их число, так же как и все имена, не представилось возможным - перед бегством из лагеря, когда началось наступление советских войск на Берлин, эсэсовцы уничтожили многие документы.


В сентябре — ноябре 1941 г. в Заксенхаузен один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Полуживые люди сидели и стояли в товарном вагоне, тесно прижавшись друг к другу; среди них были и умершие в пути. Прибывших направляли в "производственный" двор, где их расстреливали под завывание мощных радиол. Нередко пленных заставляли хором петь русские народные песни.

Заксенхаузен был оборудован передвижными и стационарным крематориями, газовыми камерами, виселицами, другими орудиями смерти. Как и в других гитлеровских лагерях смерти, в Заксенхаузене существовала изощренная система пыток. За малейшую провинность следовало жестокое избиение резиновыми плетками, палками со стальной проволокой, подвешивание на столб цепями или веревками за вывернутые руки: Эти издевательства эсэсовцы объявляли наказанием, а узников — преступниками. Единственным же "преступлением" узников было то, что они были узниками, а евреи, кроме того, еще и евреями, и дополнительной "вины" для систематических издевательств и умерщвления в газовых камерах им не требовалось.



На узниках Заксенхаузена постоянно проводили испытания новых видов ядов, отравляющих веществ, в том числе газов, препаратов против ожогов, сыпного тифа, других травм и болезней. Опыты по воздействию на людей химических веществ проводились только на советских узниках. Так, для убийств заключенных эсэсовцы решили использовать ядовитые газы, которыми уничтожали садовых вредителей. Но смертельную дозу для людей они не знали, и чтобы ее определить, экспериментировали на согнанных в подвал людях, меняя дозу и наблюдая, когда наступит смерть. Еще один вид издевательств — испытание на прочность обуви, как предназначенной для экипировки солдат, так и гражданской. Узники -"топтуны" должны были целыми днями шагать по специальной дороге с острыми камнями и гравием, имея наполненный песком пудовый ранец за плечами. Мало кто выдерживал это.

C начала 1942 г. Германия стала испытывать острую нехватку рабочей силы, и Заксенхаузен был передан в ведение группы "Д" главного хозяйственного управления СС с целью максимально использовать труд узников, в числе которых были и евреи. При этом, однако, предписывалось не забывать о главной цели — уничтожении как можно большего количества противников нацистского режима. Совмещение этих, казалось бы, несовместимых требований достигалось тем, что узников заставляли работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях, жить впроголодь в ожидании смерти. Каторжный труд, холод, голод, болезни подкашивали людей — умирали тысячи. Но в лагерь поступали все новые транспорты, где больше всего было русских и украинцев. Их заключали в концлагерь за побеги, саботаж, антигитлеровскую пропаганду. Поселяли прибывших в общих бараках центрального лагеря и включали в команды, которые использовались на самых тяжелых работах.

Отобранные заключенные, до войны работавшие в сфере изобразительного искусства, типографиях и банках, трудились на фабрике по изготовлению фальшивых денежных знаков, прежде всего британских фунтов и американских долларов. Это тайное производство называлось "Операция "Бернхард".

В 1945 г. в страхе перед наступающими советскими войсками эсэсовцы спешно эвакуировали лагерь. Свыше 30 тысяч заключенных погнали без сна и отдыха к Балтийскому морю, где их ожидали баржи — всех должны были отправить на дно. Каждого, кто не мог идти, убивали на месте. Эта кровавая акция известна как "марш смерти".

Фашистские палачи не ушли от ответственности. В 1947 г. в Берлине состоялся судебный процесс по делу немецких военных преступников, в ходе которого были вскрыты злодеяния эсэсовцев в Заксенхаузене. "Фюреры" лагеря были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. В однотомной энциклопедии "Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.", выпущенной к 40-летию Победы над фашистской Германией, наряду с такими статьями, как "Гетто", "Бабий Яр", "Фашистские лагеря уничтожения" представлена отдельная статья "Заксенхаузен". В ней дано описание открытого в 1961 г. на месте лагеря мемориального комплекса.

Правду о преступлениях и терроре в лагере эсэсовцы тщательно скрывали — разглашение каралось смертью. Но, несмотря на это и уничтожение документов, многие имена и события все же удалось восстановить. В декабре 2002 г. в московском Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылась уникальная выставка "Советские военнопленные в концлагере Заксенхаузен. 1941—1945 гг." — первая в стране, целиком посвященная советским людям, оказавшимся в фашистском концлагере. Она была организована Министерством культуры РФ и германским фондом "Бранденбургские мемориалы", куда входит также музей "Заксенхаузен". Свой путь в Москву выставка начала в Германии в 60-ю годовщину "русской акции". На стендах выставки были представлены многочисленные документы, фотографии, рисунки, другие материалы, рассказывающие о преступлениях гитлеровцев, мужестве и героизме узников Заксенхаузена, их судьбах. Среди них есть и стихотворение, написанное одним из узников лагеря:

 

Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов
И увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

Немецкая выставка в Москве, появившаяся через много лет после падения фашизма, еще одно свидетельство того, что Германия не хочет забывать прошлого, даже самого позорного и тяжелого. Не забывает прошлого и Россия. И в этом еще один залог того, что нацистские преступления не повторятся в будущем.

По материалам статьи: Лазарь Медовар "Концлагерь Заксенхаузен"
Фотографии предоставила Борщевская Г.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Фестиваль народов России"

Сценарий праздника "Фестиваль народов России"...

«Фестиваль народов России. Татары.»

Сценарий  представления  татарской  национальности  на фестивале народов России....

Фестиваль народов России

  Мероприятие  проводится для  начальной школы,чтобы расширить  знания и  представления детей о культуре,  обычаях и традициях народов, населяющих Россию. Каждый к...

Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")

Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...

Фестиваль народов Россия.(Республика Коми)

История, культурные ценности, природные ресурся Республики Коми....

Фестиваль народов России

Презентация к фестивалю народов России...

Фестиваль народов России

Фестиваль народов России...