Внутрисемейные конфликты: причины, способы решения.
статья (2 класс) по теме

Материал для беседы на родительском собрании с последующей деловой игрой. На конкретных примерах разбираются причины конфликтов между детьми и родителями, совместно с родителями осуществляется поиск их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrisemeynye_konflikty.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Внутрисемейные конфликты: причины, способы решения.

Беседа на родительском собрании

25.10.2012

МБОУ «СОШ№14» г. Новомосковск Тульской области

Хлопянова Т.В., классный руководитель 2 А класса


Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придает влиянию той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят, что он из хорошей семьи, это значит, что этот человек трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

В.А. Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, который приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений…» Между тем в практике семейного воспитания часто встречаются моменты, когда родителям хочется, чтобы младший повиновался во всем, причем тот час же, с радостной готовностью. « А ну-ка, сейчас же!» - и бросай игру в самом разгаре, отходи от телевизора за десять минут до окончания захватывающей дух истории, иди не к товарищу, как условились, а куда пошлют. Даже брось уроки и сделай, что прикажут. Нам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы. Наша бесцеремонность, наша беспардонность в отношении детей поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед младшим за вынужденную ломку его планов? «Еще чего! Я еще буду извиняться…»

Вот и накапливается у многих детей готовность к мятежу или пока бессильный гнев, но с большим потенциалом разрушительного действия. Ведь и для малыша бывает слишком очевиден наш произвол, отсутствие объективной необходимости именно вот сейчас - сию минуту! – бросить интересное или нужное дело, пусть детское, но его дело. Еще очевидней бывает нелепость требований: «Сначала ешь гарнир, а потом котлету!», «Держи молоток в правой, а не в левой руке!», «Дружи не с К., а с М.!» Нагромождение ненужных, необязательных, нелепых распоряжений и требований, их противоречивость и произвол обеспечивают хронически негативное к ним отношение, привычный протест и инерцию повиновения. Так избыточностью и неправильностью наших требований и запретов нарушается формирование исполнительности – очень ценного делового качества. Мы часто подменяем исполнительность, как готовность к незамедлительному выполнению объективно необходимого дела, беспрекословным повиновением нашей воле, душевную откликаемость и чуткость – абсолютным послушанием. Ах, как мы любим послушных детей! С ними так легко и удобно! Но с ними так же легко и насильнику. А безропотным некритичным послушанием вчерашнего младшего школьника питается всяческий произвол как общественное явление. Кого же мы растим? Личность, действительно способную к реальной ответственности, или заурядного нарушителя при видимом соблюдении законности?

Свободного человека или подхалима, приспособленца? Обретут ли наши дети мужество неповиновения произволу, деспотии, беззаконию? Или станут воплощением покорности? Мы очень часто обрастаем проблемами именно потому, что слепо живем «как все». Не утруждаем себя мыслью, активной и критичной, не хотим пересматривать своих привычек, пристрастий, предпочтений. Вот и растет снежный ком проблем родителей и детей. Сколько матерей встречают своих детей, пришедших с улицы, не только ворчанием, но и криком: «Ты посмотри, на кого ты похож! Я тебе разрешала в лужи лазить? Разрешала?! Ах, ты…» И часто скандал обретает осязаемость… А потому дети не спешат идти со двора домой не только из-за игр, но еще из-за ворчания и шума. Сколько скандалов разыгрывается вокруг мокрых штанов, вокруг дырок – следов от сучков деревьев и заборов. Что толку скандалить, создавая напряженность отношений и возделывая почву для вынужденного непослушания: ведь ребенок не может не побаловаться в снегу, не может не лезть в лужу. И разве может вырасти человек, ни разу не взобравшись ни на один забор, на дерево, на крышу сарая? Немыслимо! Родители, понявшие это давно, уже нашли хороший выход: если у ребенка есть парадная одежда, должна быть и рабочая. Если человека выпускают на улицу, чтобы он вкусил радость свободного движения и освоения мира, пусть надевают на него спецодежду. Она должна быть удобной, чтобы не стеснять движений, прочной, доступной стирке. По возвращении с улицы человека учат – весело и серьезно: сложной процедуре вытирания ног и приведения одежды и обуви в порядок. Это входит в привычку, но ее постоянно нужно подкреплять – долгие годы! И не окриком, не только словесным напоминанием, а еще и совместным действием.

Ребенка нужно заражать собственной радостью, собственным удовольствием. До сих пор бытует наивное представление, будто «в норме», «по идее» запрет должен вызывать только полный отказ от желаемого. Ничего подобного! Любой немотивированный, необъясненный, необоснованный запрет вызывает этакий зуд – сделать вопреки ему! И этот зуд выражен почти у всех, только в разной степени и по-разному. Отсроченное нарушение запретов не опровергает общей закономерности. Вспомним Насреддина: «Не смей думать об обезьяне!..» - и неотвязность образа обезьяны обеспечена! Люди знающие используют эту закономерность для того, чтобы побудить таким образом к желаемому действию. В одной газете был напечатан фельетон на эту тему. Пешеходы долго игнорировали первый подземный переход в городе и привычно перебегали широкую дорогу, рискуя жизнью. Нашелся умный человек, и под спуском под землю появилась табличка: «Вход воспрещен! Табличка раздражала и… В общем, когда она исчезла – никто не заметил. Но с той поры людской поток преспокойно стекает с тротуара по ступеням перехода – вниз! А мы хотим, чтобы на ребенка запрет действовал иначе! Иногда родители выражают протест: « Это что же, все разрешать, что ли? Тогда к чему придем?» И здесь опять тот же плен привычной одномерности: запрещать-разрешать. Жизнь человека – не вагончик, который чьей-то волей толкают по рельсам от пункта «можно» к пункту «нельзя». Нам просто пора начать думать. А для начала пересмотреть – что и как мы запрещаем? И заменить голый категорический запрет чем-то другим, что более соответствует познавательной активности вступающего в жизнь человека.

Далее родителям предлагается деловая игра, цель которой:

а) формировать навыки сотрудничества с детьми;
          б) выявлять общий уровень психолого-педагогической подготовки родителей и понимания ими проблем семейного воспитания.

Алгоритм проведения игры

Этап I. Индивидуальная работа с тестом на тему: «Какой вы родитель»
           Этап II. Составление заповедей семейного общения.
           Этап III. Подведение итогов.

Тест: «Какой вы родитель»

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Не знаю, чтобы я без тебя делала (делал).

1

3. И в кого ты только такой уродился?!

2

4. Какие у тебя замечательные друзья!

1

5. Не смей этого делать!

2

6. Я в твое время!

2

7. Ты моя опора и помощник (ца).

1

8.О чем ты только думаешь?!

2

9. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

10. У всех дети как дети, а ты…

2

11. Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского

Не унижай.

Не угрожай.

Не вымогай обещания.

Не морализируй.

Не лишай ребенка возможности быть самим собой.

Не навреди.

Не бойся признать свою ошибку.

Начинай воспитание с себя.

Верь в своего ребенка.

Помоги ребенку поверить в себя.

Советы Д. Карнеги

Девять правил, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

Прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.

Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.

Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Итогом работы собрания является краткое описание конкретной конфликтной ситуации.

Одна из газет рассказала печальную историю. Была семья: мама, папа, трое детей. Двое старших – дети как дети. А с младшей Маргаритой случилось следующее: она училась в 1 классе, когда в этот город приехали опытные тренеры по гимнастике. Они открыли гимнастический класс в этой школе и набирали туда девочек. Попала туда и Маргарита. Поначалу она ни чем не отличалась от остальных, никаких особых надежд не подавала. Но тренеры что-то в девочке почуяли. Они занимались с ней самоотверженно, увлекались сами и увлекали ее. И на первых же крупных соревнованиях Маргарита обратила на себя внимание специалистов. Девочка поразила их изяществом, прыгучестью. Не успели соревнования окончиться, а маленькая девочка (2-й класс) вернуться домой, как к родителям пожаловал тренер из другого города. И начались соблазны. В этот раз родители от этого соблазна удержались. А когда Маргарита начала делать настоящие успехи и приняла участие в заграничных поездках, в душу матери закралось сомнение: а все ли извлекается из этого удивительного дара, которым наделена дочка. Не обошлось и без доброжелателей: дескать, почему бы не перебраться в большой город; почему бы не перевести в другое общество, где лучшие условия. Словом: сказка о рыбаке и рыбке. Но Маргарита оказалась твердым орешком. Она и слушать ничего не хотела. Дочка сказала “нет” – но мама не отступила и началась война. Какими только уловками не пользовалась мама, чтобы сломить дочкино упрямство. К каким только мерам не прибегала. Вплоть до физического воздействия. Девочку били ремнями за то, что она, вопреки материнскому запрету, пошла на тренировку. В ответ девочка убежала к тренеру домой. Несколько месяцев не виделась с матерью, отцом, сестрой, братом. А потом дочернее чувство взяло верх – вернулась. И тут мать поставила перед ней вопрос жестко: или она переходит к другому тренеру, или они переезжают в другой город. И девочка предпочла отъезд. Ее зачислили в специальный спортивный интернат – все, как хотела мама. И что же? То ли сказались месяцы без тренировок, то ли тренер знала какой-то секрет, но от былых успехов и следа не осталось. На ответственных соревнованиях выступила неудачно. И не только гимнастику потеряла девочка, а еще и уважение к себе. Девочка чувствует, что не оправдывает надежд, она стала не нужна новым тренерам. И ей самой ничего не нужно. Вот такая плата за разгулявшиеся родительские амбиции.

После краткого описания родителям задается вопрос: «Как вы решаете такую задачу?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Причины возникновения конфликтов и способы их решения

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе. Данная тенденция не обошла и школу....

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы их решения.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, ученик...

Статья "Причины возникновения конфликтов и способы выхода из них"

Работа с людьми предполагает столкновением с таким неприятным явлением как конфликт и умение выходить из конфликтных ситуаций. Но мы редко задумываемся о  том, как конфликты возникают, каковы при...

Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности ребенка

Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности...

ГПД Проблема конфликта и способы ее решения

Родители возвращаются вечером домой и застают полную квартиру народу, громкую музыку и смех. Это их ребенок веселится вместе с друзьями. Везде – полный беспорядок. Конфликт возник...

Конфликты в детском коллективе. Причины. Способы решения.

Обобщён материал из разных источников. Описываются типы конфликтов, типы конфликтных личностей,  стили поведения в конфликтных ситуациях, позиции педагогического вмешательства в конфликт, алгорит...