Школьный диалог
статья (1 класс) на тему
Каким образом создаются условия диалога, какие проблемы возникают в связи с отсутствием диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возможность разговора | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный диалог
Что такое диалог, или, как это было принято в Древней Греции – диалектика? Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу. Диалог необходим для агрессивного функционирования индивида и конечно же несет аксиологический характер.
Рассматривая современную культуру и общество можно с уверенностью утверждать, что они несут монологичный характер, основываясь на собственном самоопределении и четкой предметной позиции. Уточню! Вспомним разнообразные направления в живописи, которые рассматривают внутреннее эго индивида, К.Малевич решил провести эксперимент с “ Черным квадратом” - “...это образ сегодняшнего дня, как хотите, так и понимайте, машинисты!” Вокруг этой картины возникли такие критические течения, что до сих пор нет однозначного мнения о ней! Так и в сегодняшней жизни – каждый сам за себя, один в поле воин и т.д. Правда, непривычно! Многие люди сегодняшнего дня не поднимают глаз, когда идут по улице; мусорят, не думая, где они живут; создают агрессивные малочисленные субкультуры; вообщем живут МОНОЛОГОМ!
Но, давайте искать компромиссы и те новые выходы из сложившейся ситуации современного общества. Из утопии сделаем антиутопию. Сегодня мы будем говорить о диалоге. Тема очень широкая, я бы даже сказала многоуровневая, поэтому мы ее обузим. Итак, школьный диалог.
Именно педагогика , начиная с 18 столетия заставляла российское общество говорить, взаимодействовать с окружающим миром, знакомиться со своей древней историографией. Быть, таким образом, в процессе диалога культур, времен и столетий. И, как не странно, никогда монолог не помешает этому процессу взаимовлияния или, проще сказать, диалога!
Понятие «диалог» используется в двух смыслах — общежитейски-бытовом и научно-философском. В первом он означает: собеседование двух лиц; во втором — информационное взаимодействие людей как субъектов, независимо от речевых или иных семиотических средств, целью которого является повышение степени их духовной общности или достижение этой общности. Употребляемое в первом смысле оно никакого педагогического значения не имеет, так как очевидно, что всякое общение учителя и ученика является их собеседованием — обменом репликами на известном обоим языке, с участием паралингвистических средств, а в особых ситуациях и средств графических, звукоинтонационных, пластически-демонстрационных, кинематографических. Во втором случае обращение к диалогу становится серьезной педагогической проблемой.
Проблема возникает здесь потому, что ученик для учителя является не только субъектом, но и объектом его педагогической деятельности, поскольку в разных педагогических ситуациях радикально меняется взаимоотношение учителя и ученика, в диапазоне от преподавания математики до уроков литературы: учитель математики сообщает ученикам знание отношений между числами, содержание математических действий, доказательства теорем и т.д., т.е. совокупность понятий, которые ученики должны понять, выучить и научиться самостоятельно пользоваться в решении задач, а преподаватель литературы должен воспитать у учеников отношение к ее творениям как к произведениям искусства. Конечно, при этом хороший преподаватель алгебры, геометрии, тригонометрии воспитывает у детей и эстетическое отношение к математическим реалиям, а хороший преподаватель литературы — как и истории изобразительных искусств, музыки, театра — сообщает ученикам необходимую для понимания художественных произведений фактическую информацию о времени, условиях, способах их созданий, об их создателях, социальной и культурной среде, в которой они создавались, об истории их восприятия и оценки, однако в обоих случаях эти задачи являются дополнительными к главным, факультативными, а не обязательными, потому что в конечном счете математический объект обращен к мышлению ученика, а художественный — к его переживанию.
Трагедия нашей школы — не единственная, конечно, но одна из главных, и не только российской, но и западноевропейской, и американской — состоит в том, что отвечая требованиям научно-технического прогресса, ставшего в Новое время господствующей силой в культуре, она абсолютизировала дидактику преподавания естественнонаучных дисциплин и лежащей в их основе математики, перенося их на преподавание гуманитарных дисциплин; в результате уроки художественной литературы были превращены в преподавание примитивизированного литературоведения как науки о литературе, и — что оказалось закономерным для позитивистского типа мышления — было объединено с преподаванием языка, природа которого в корне отлична от природы искусства слова, в силу чего литературоведение и лингвистика — разные по сути их науки, объединение которых ведет к подмене понимания поэтической жизни слова изучением его прагматического функционирования. А между этими двумя полюсами находится преподавание истории, которое сейчас в большинстве случаев точно также подчиняет изучение школьниками истории человечества тому методу, каким преподается физика и биология. Разумеется, гражданская история и даже история культуры — не история литературы как искусства, но отношение к прошлому человечества, в частности и в особенности, к истории своего народа, не может отождествляться с отношением к атомам, молекулам, морям и лесам, флоре и фауне, и задача учителя не ограничиваться рассказом о фактологической стороне исторического процесса, но возбуждать у учеников ощущение причастности каждого человека к деяниям своих предков, т.е. не чисто рационального, безучастно-стороннего отношения к фактам, но их переживания, конечно, не такого, какое вызывают произведения искусства.
Из сказанного следует, что диалог учителя и учеников нельзя считать диалогическим безотносительно к тому, на какой предметной почве они встречаются, не говоря уже об особенностях уроков физкультуры, труда, рисования , уроков ОБЖ. Это задача полноценной — т. е. в первую очередь конкретной — дидактики, которая осмыслила бы особенности преподавания каждого предмета в свете особого соотношения в этом процессе монологического и диалогического способов деятельности учителя. Один и тот же учитель к одному и тому же ученику — так же точно, как мать и отец к своему ребенку — может и должен относиться двояко, в зависимости от конкретной деятельностной ситуации (ибо понятия субъект и объект диспозиционны, релятивны, обозначая позицию человека в акте деятельности, которая может быть направлена не только на другого, но и на самого себя — так личность раздваивается на субъекта и объект в акте самопознания, самооценки, самоуправления, самовнушения, и на двух субъектов в актах самообщения; психологической науке хорошо известны особенности действий нашей психики в обеих ситуациях). Если задачи учителя включают передачу ученикам определенной суммы знаний в той или иной области, развитие навыков применения их в самостоятельных действиях и формирование системы жизненных ценностей — т.е. задачи образования (в узком и точном значении данного понятия, к сожалению размываемом в современной педагогике, которая отождествляет образование с целостным процессом формирования личности ребенка, подростка, юноши), научения и воспитания, то в разных педагогических ситуациях — и на разных этапах школьного обучения, и в преподавании разных предметов, и даже одного и того же, но при решении учителем разных конкретных задач на уроке и во внеурочном общении с учениками, соотношение этих задач оказывается различным; мастерство профессионального Учителя и самодеятельного Учителя — родителя — и состоит в интуитивном определении конкретного соотношения этих трех деятельностных установок и «технологии» их претворения в его педагогической практике.
Различия структуры процессов образования и научения очевидны и серьезной дидактической проблемы не представляют, тогда как различия образования и воспитания ни современной педагогической теорией, ни системой формирования в вузах будущих педагогов, ни, соответственно, в их собственной практической деятельности не осознаются, и оттого задачу воспитания либо пытаются решать рациональными средствами образования, либо вообще считают возможным вынести за пределы школы, передоверив их семье и церкви (такова позиция и Министерства образования, и руководства Академии образования). Борьба против возвращения школы в ее средневековое подчинение религии, против возрождения педагогических установок Николая I и глашатая его мракобесных идей графа Уварова, которые пытаются возродить лидеры нашей педагогики при потворстве государственной власти, может быть успешной только в том случае, если единение усилий педагогической теории, научной психологии и философии приведет к разработке светской теории воспитания в его взаимодействии с образованием и научением. Такая теория должна стать основой жизни школы ХХI века, и на ее основе должна будет осуществляться подготовка учителя нового типа — не только хорошего «предметника», но полноценного воспитателя, владеющего мастерством и монолога, и диалога. Ибо если в основе образования как процесса передачи знаний основным средством является монолог, то воспитание как формирование ценностей может быть эффективным только в диалогических контактах учителя и ученика, т.е. в том случае, когда Учитель видит в ученике не объект его информационного воздействия, а обладающего свободой выбора тех или иных ценностей субъекта — даже если ему не 15 уже лет, а еще только 5, потому что ценностями для человека становятся только такие идеалы, установки, жизненные позиции, которые он выработал свободно и самостоятельно, хотя и в общении со «значимым другим», а им становится не каждый учитель — как и не каждый родитель, а только тот, кто не навязывает ученику, сыну, младшей сестре свои ценности в нравоучительных монологах и не просто информирует о них все в той же монологической форме, а в диалоге с личностью, свободу которой он признает и уважает, он делится своими ценностями, дабы возбудить у нее желание сделать их своими, переживание их как личностно значимых, т.е. органически включая их в контекст уже у нее имеющихся и самостоятельно изменяя существующее мировоззрение.
Список литературы:
М.С.Каган “ Философия культуры”, 1999 г
М.С. Каган “ Человеческая деятельность: опыт системного анализа”, 1997 г.
И.С.Кон “ Ребенок и общество”, 2008 г.
М.М. Бахтин “ Философия поступка” 2001 г.
В.Н.Гадамер “ Неспособность к разговору” 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к уроку - диалогу
« Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье – открывать мир». Л.В.ЗанковУрок - диалог - это одна из важнейших форм проведения занковского урока. В данной статье мои мно...
Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»М. М. Бахтин...
Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.
Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса....
Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста
В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....
Проект «Диалог культур через диалог детей»
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).
Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...
Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста
В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...