Детский лагерь "Радуга"
презентация к уроку по теме

Никифорова Надежда Александровна

Презентация о работе детскго оздоровительтного лагеря "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.pptx1.96 МБ
Файл programma_lagerya_raduga-geografiya_detstva.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов «РАДУГА» Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Слайд 2

ДОЛ «Радуга»является подразделением летнего оздоровительного комплекса «Лето свершений». Лето свершений Лагерь актива «Детский остров» ДОЛ «Радуга» Трудовые бригады ДОЛ «Радуга» существует при школе 27 лет ЛТО « Трудовичок »

Слайд 3

Традиции ДОЛ «Радуга» Разновозрастные отряды

Слайд 4

Знаковая система («Радужки») Традиции ДОЛ «Радуга» Красный- творчество Оранжевый- любознательность Желтый- самостоятельность Зеленый- взаимовыручка Голубой- активность Синий- сотрудничество Фиолетовый- инициатива

Слайд 5

Традиции ДОЛ «Радуга» Торжественное подведение итогов

Слайд 6

Традиции ДОЛ «Радуга» День здоровья Общие праздники

Слайд 7

Традиции ДОЛ «Радуга» Сормовская ярмарка Общие праздники

Слайд 8

Традиции ДОЛ «Радуга» Общие праздники Сормовская ярмарка

Слайд 9

Общие праздники Традиции ДОЛ «Радуга» День памяти

Слайд 10

Общие праздники Традиции ДОЛ «Радуга» Фестиваль друзей «В краю белоствольных берез»

Слайд 11

Экологические десанты Традиции ДОЛ «Радуга»

Слайд 12

Приоритетные направления деятельности ДОЛ «Радуга» летом 2011 года: Краеведческое Гражданско - патриотическое

Слайд 13

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга» для учащихся 1 - 5 классов «География детства » Автор программы: Никифорова Н.А. Форма реализации программы: игра-экспедиция

Слайд 14

Маршрут экспедиции

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент Образования и Социально-правовой защиты детства

МОУ средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением

отдельных предметов Сормовского района г. Нижнего Новгорода

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №85

_________ Т.В.Ермакова

«___»____________2011г.

Программа детского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

«Радуга»

для учащихся 1  - 5 классов

«География детства»

                                                       Автор программы:

                                                         Никифорова Н.А.

г.Н.Новгород

2011год

Паспорт программы

Наименование программы

Программа для летнего оздоровительного лагеря «Радуга» «География детства»

Основание для разработки программы

Организация летнего отдыха и оздоровления детей в рамках воспитательного процесса школы

Основные разработчики программы

Никифорова Н. А.

Цели и задачи

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и формирование общекультурных ценностей и социальных навыков.

Задачи:

Организация системы оздоровительных мероприятий, связанной с профилактикой распространенных заболеваний у детей.

Формирование общекультурных ценностей и социальных навыков у детей (культуры поведения, труда, здоровья, эколого-краеведческой культуры), способствующих их успешности в социуме.

Воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своего края.

Формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае (малой Родине), создание целостного образа района, города и всего Нижегородского края.

Развитие  личности ученика, способной к творческой мысли.

Овладение навыками общественно- полезного труда, самоуправления.

Условия достижения целей и задач программы

Творческий подход педагогического коллектива, индивидуальный подход, создание условий для самореализации детей, материально-техническая база школы

Основные направления программы

-краеведение;

-гражданственность;

-патриотизм.

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив лагеря

Источники финансирования программы

Бюджет, родительские средства

 Ожидаемые результаты

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного открытого общения детей друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к людям старшего поколения, истории своей страны. Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Раскрепощение эмоциональной сферы личности, умение проявлять себя в разных сферах деятельности.

Усвоение детьми основ гражданственности и патриотизма, развитие чувства гордости и уважения к истории, традициям и культуре родного края.

Приобретение знаний по эколого-краеведческой культуре.

Приобретение навыков, умения, опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей.

Усвоение детьми нравственных норм, коррекция нежелательных черт характера поведения.

Повышение устойчивости организма к инфекционным и простудным заболеваниям как результат проведения комплексных оздоровительных мероприятий .

Повышение социальной активности.

Информационная карта

Полное название проекта

Летний оздоровительный лагерь «Радуга»

Авторы проекта

Никифорова Надежда Александровна

Руководитель проекта

Никифорова Надежда Александровна

Территория, представившая программу

Г.Нижний Новгород, Сормовский район, МОУ СОШ № 85

Название проводящей организации

МОУ средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов

Адрес организации

603139, г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, д.1

Телефон

26-69-60, 26-43-00

Формы проведения

Городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

 Сроки проведения:

С 1 июня 2011 по 21июня 2011 года

Количество смен

Одна

Официальный язык

Русский

Общее количество детей-участников программы

170 человек

Условия участия в проекте

Учащиеся школы № 85, в возрасте от 7-11 лет

Условия размещения участников

Участники размещаются на базе школы № 85 (блок начальных классов), где есть возможность для проведения тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий, организации деятельности кружков, организации дневного сна.

Краткое содержание программы

Игра- экспедиция «География детства»

 История осуществления

Завершена работа над 5-летней программой «Радужный материк». За это время в лагере отдохнуло 850 детей. Разработаны и успешно действуют подпрограммы.

Анализ работы

школьного оздоровительного лагеря «Радуга» за 2010 год

В 2010 году летний оздоровительный лагерь «Радуга» работал по программе «Ярмарка».

Была решена основная педагогическая задача: формирование эмоционально- мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам, взрослым людям, к окружающей действительности. Основной педагогический результат: коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.

Решению поставленных задач способствовала сюжетно-ролевая игра «Приглашаем на ярмарку». Участники проекта объединились в отряды: «Корабельщики», «Ремесленники», «Гончары», «Ложкари», «Купцы», «Кузнецы». У каждого отряда был свой герб, девиз. Об интересных событиях, встречах на ярмарке сообщали в газете «Спешите на ярмарку».

На ярмарке ребята совершили путешествие в город Мастеров, участвовали в «Ярмарочных гуляньях», исполняли народные песни.

Была сохранена знаковая система, которая помогает учитывать как групповые, так  и индивидуальные успехи детей. Наблюдения, результаты выходной диагностики показали, что поставленные задачи в основном выполнены.

Этому способствовали разнообразные по содержанию и форме мероприятия: игры разных народов, фольклорный праздник «Как на ярмарку съезжались», путешествие в город мастеров и др.

Все мероприятия были проведены на достаточно высоком методическом уровне.

Программа 2010 года реализована, однако, необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

-краеведение;

-гражданственность;

-патриотизм.

Необходимо продолжать воспитывать у детей любовь к родному краю, своему народу. Продолжать формировать положительную «Я - концепцию», обучать основам коммуникации, воспитывать у ребят уважительное отношение к себе и окружающим, терпимость к мнению собеседника, помочь овладеть навыками общественно-полезного труда.

В 2011 году для реализации программы мы будем использовать  игру - экспедицию «География детства».

Группы ребят побывают на площадях  Памяти, Традиций, на проспекте Славы. Дорогами поиска и познания посетят сквер Воспоминаний, аллею Сормовичей, пройдутся по улицам Дружбы, Доброты, Мастеровой. Примут участие в путешествии по озеру Фантазий, реке Успеха.

В процессе экспедиции на озере появляются значки-радужки. В конце игры выявляется группа- победитель.

Будет организовано и личное соревнование. Каждый участник экспедиции разместит на мачту корабля свои личные флажки- радужки.

По окончании экспедиции подводятся итоги личных успехов.


Пояснительная записка

Ухудшение здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок, неблагоприятные психологические воздействия, рост детской преступности и еще целый ряд социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствует об острой необходимости оздоровления детей и любых форм организации досуга, в том числе во время наиболее продолжительных летних каникул.

Лето- это каникулы, отдых, смена деятельности, новый коллектив, природное окружение. Летнее время представляет собой уникальную возможность оздоровления, развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром, воспитания правильных представлений об общечеловеческих нормах поведения.

В летние каникулы важно использовать малозатратные формы организации летнего отдыха детей, которые дают возможность максимально охватить учащихся организованным досугом. В школе - это детский оздоровительный лагерь, соединяющий в себе игровую, познавательную, коммуникативную и другие виды деятельности.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

Повышением спроса родителей и детей на организационный отдых школьников в условиях города;

Необходимостью упорядочить сложившуюся систему планирования;

Необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ СОШ № 85 является составляющей частью программы школьного комплекса летнего отдыха «Лето свершений» и воспитательной системы школы. Воспитательная система школы основана на концепции системного построения процесса воспитания, разработанной учеными Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Кароковским; по своему типу является гуманистической, в которой осуществляется как гуманистическо- ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), так и гуманистически ориентированное (ориентация ребенка на самоценность).

Главными ценностями гуманистического воспитания являются: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания.

Для предстоящей работы нами было выбрано направление по формированию культуры жизни младшего школьника, гражданской позиции у подрастающего поколения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, а заложив фундамент, мы вправе рассчитывать на культурное отношение к жизни, активную гражданскую позицию наших детей, на их ценностное отношение к Родине, ее культурно- историческому прошлому, духовно- нравственным ценностям.

Актуальность выбранного патриотического воспитания объясняется необходимостью повысить внимание к нравственным аспектам отношения к обществу, природе, самому себе, воспитанием чувства гордости за Россию, уважению к людям разных поколений.

Целеполагание

Педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующую цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и формирование общекультурных ценностей и социальных навыков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Организация системы оздоровительных мероприятий, связанной с профилактикой распространенных заболеваний у детей.

Формирование общекультурных ценностей и социальных навыков у детей (культуры поведения, труда, здоровья, эколого-краеведческой культуры), способствующих их успешности в социуме.

Воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своего края.

Формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае (малой Родине), создание целостного образа района, города и всего Нижегородского края.

Развитие  личности ученика, способной к творческой мысли.

Овладение навыками общественно- полезного труда, самоуправления.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, нами выбрана оптимальная форма реализации программы: игра – экспедиция «География детства».


Концептуальные основы программы

В концепции модернизации образования до 2010 года подчеркивается, что школа должна стать важным фактором формирования новых жизненных установок. Школа, педагоги призваны помочь подрастающему поколению войти за очень короткий срок в разворачивающуюся перед ними жизнь на самом высоком уровне ее достижений, чтобы быть способным продолжить развитие общества; именно школа является единственным центром, способным сформировать ценностные жизненные установки.

В обществе в настоящее время наблюдается ряд проблем и противоречий:

Создающееся новое информационное общество с межкультурными связями требует высокого уровня культуры, толерантности. А в современном обществе наблюдается проявление агрессивности, озлобленности, неуважения к мнению других. Важное место в структуре досуга  у 45 % детей занимает компьютер (данные 2008 года). Информатизация российского образования в целом положительно сказывается на образовании подрастающего поколения. Однако, не может не волновать тот факт, что не сбалансированное виртуальное общение развивает у детей опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует отчужденность от этнических корней, влияет на проблемы общения.

Современное мышление у молодого поколения предполагает наличие высокого уровня культуры  труда, а средства массовой информации пропагандируют легкие способы заработка денег.

Мы наблюдаем информационный диссонанс между знаниями о вреде одурманивающих  веществ и культурой здоровья;

Следствием высокого уровня техногенной цивилизации являются экологические катастрофы, снижение уровня экологической культуры (массовое загрязнение водоемов, почвы, мусор и грязь на улицах города).

В современном обществе мы наблюдаем не только отсутствие бескорыстных дел и поступков, но и отсутствие знаний о культуре, поведении, этике. На российском телевидении доминирует американский кинематограф. Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эротики, что провоцирует его на принятие конфронтационной модели поведения.

Даже приведение отдельных фактов, характеризующих российский социум, свидетельствует о духовном кризисе общества. Для духовного кризиса характерно общее упрощение жизни, агрессивность, конфликтность, насилие, разрушение представления о традициях, культуре, выработанных временем. Вместо понятий «наша страна», «моя родина», «родной край», все чаще звучит выражение «эта страна».

Именно ценностное отношение породило духовность, которая в обществе приобретает различные формы выражения - нравственную, патриотическую, эстетическую, экологическую.

Ребенку, родившемуся сегодня, предстоит жить в современной ему культуре, а это потребует от него огромных усилий, физических и духовных. Кто поможет ребенку?

Основа духовности - семья и образование. Именно в семье закладываются ценности добра, любви сочувствия, достоинства, почитания родителей. Однако и школа, как институт, придерживающийся традиций, накопленных предыдущими поколениями, и как институт, через который проходит практически все население страны, способна внести свой вклад в формирование правильных жизненных установок. Поддержка школы в разрешение проблем, существующих в обществе, нами видится в реализации подхода к воспитанию личности через формирование основ культуры.

Нами культура жизни понимается как единство культуры труда, поведения, общения, культуры здорового образа жизни, эколого-краеведческой культуры, культуры семейных отношений и культуры ценностного отношения к Родине, что реально может воспринять младший школьник, что соответствует его возрастным возможностям.

Краеведение несет высокий нравственно- эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природного - социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы. Конкретизация общечеловеческих ценностей на региональном уровне осуществляется в следующих взаимосвязанных направлениях: сохранение природы района (города, области) и здоровья населения, культ предков, национальных традиций, семейного уклада жизни.

Общий замысел программы связан с формированием успешности каждого ребенка как основы положительной социализации. Программа направлена на решение проблемы построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности и потребности каждой личности стать субъектами социальной и культурной жизни.

В нашей программе основообразующими факторами стали:

Идея формирования личности путем приобщения к человеческим ценностям - земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, Здоровье (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова);

Идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко).

Основными принципами в нашей работе мы определили следующие:

Принцип гуманистической ориентации воспитания

Требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Принцип культуросообразности

Ориентирует воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству- как к культурному феномену; к ребенку- как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу- как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к воспитанию- как к культурному процессу; к лагерю - как к целостному культурно- образовательному пространству, где создаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творения культуры и воспитание человека культуры.

Принцип сотрудничества

Предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Идея программы - формирование активной гражданской позиции, создание условий, способствующих переходу ребенка из позиции пассивного созерцателя окружающей действительности в позицию активного гражданина.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет младшим школьникам получить знания о своем родном крае.

Нормативно- правовая база

При составлении программы «География детства» мы ориентировались на:

Закон РФ «Об образовании» ( с изменениями от 20.04.2008 года);

Конвенцию ООН «О правах ребенка»;

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д. В. Григорьева. П.В.Степанова. Москва, 2010.

Распоряжение правительства РФ «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи»;

Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов от 25.04.2006 года;

Изменения в Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов от 26.01.2010 года;

Положение об ученическом самоуправлении Учреждения от 27.03.2006 года;

Комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений, защите прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Сормовского района на 2011-2013 гг.;

Устав детского общественного объединения «Страна Разноцветия» от 10.10. 2008 года;

Закон № 23 «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» от 23.03.2010 года;

11.Положение о смотре лагерей с дневным пребыванием;

   12.Годовой план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов;


Кадровое обеспечение

 Начальник детского оздоровительного лагеря : Никифорова Н. А.

Функциональные обязанности начальника лагеря: руководство и обеспечение полноценной работы лагеря.

Педагогический состав работников лагеря.

Педагог – организатор:        Ермошкина С.А.

Педагог – психолог:             Петрушина Е.В.

Воспитатели:  

                        Полевая А.И.

                        Зябликова Н.А.

                        Макарова Е.В.

                        Кошеварова Л.Ю.

                        Козлова Н.В.

                        Панкратова Н.К.

                        Алешина И.Г.

                        Тараненко Т.Г.

                         Павлова С.Ю.

                         Катышева Н.М.

        

Инструктор по физической культуре:          Коняшина С.Е.

Муз. руководитель:                                       Футанова О.А.

Педагоги дополнительного образования:   Иванова И.Л.,

                                                                       ФахрееваТ.Ю.,

                                                                       Голованова Т.П.

Педагоги в соответствии со своими функциональными обязанностями осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:

организующую;

обучающую;

координирующую;

контролирующую.

Система соуправления в ДОЛ «Радуга»

Опираясь, на учения А.С.Макаренко об этапах развития детского коллектива, приходим к выводу о важности развития соуправления в начальной школе как первоначальной ступени детского самоуправления.

В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит. Он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию.

Принципы работы органов соуправления:

- Открытость и доступность

- Добровольность и творчество

- Равенство и сотрудничество

- Непрерывность и перспективность

Высшим органом соуправления в ДОЛ «Радуга» является штаб экспедиции, который состоит из представителей всех центров и координирует  их работу.

Пресс- центр-орган гласности, отвечает за выпуск информационных и  познавательных листовок, открыток, буклетов, флаерсов, газет. Входят представители каждого отряда.

Центр здоровья-представители каждого отряда. Организует всю спортивную жизнь под руководством учителя физической культуры, контролирует спортивный и игровой инвентарь, помогает медработникам в организации дел, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Центр дисциплины и порядка - представители от дежурного отряда. Контролирует чистоту и порядок в комнатах, соблюдение детьми санитарно- гигиенических норм, отвечает за трудовые объекты в оздоровительном лагере.

Центр «Лидер» - командиры  отрядов. Собирается каждый день, подводит итоги предыдущего дня, осуществляет обмен информацией.

Центр «Проводник» - вожатые. Являются старшими друзьями детей и главными помощниками  в экспедиции.

Центр педагогической поддержки – воспитатели и педагоги дополнительного образования. Обеспечивает необходимые условия для реализации плана экспедиции.

Центр социально-психологической поддержки – педагог- психолог,

социальный педагог, педагог-организатор. Оказывает помощь детям с асоциальным поведением, способствует развитию эмоциональной сферы личности ребенка, регулирует межличностные отношения в коллективе.

Центр родительской поддержки – родители. Помогает организовывать поисково-исследовательскую деятельность участников экспедиции по маршруту следования. Оказывает информационную и материально-техническую поддержку.


Система соуправления в ДОЛ «Радуга»

                                

                        

Материально- техническое обеспечение

В целях обеспечения оздоровительных мероприятий и осуществления досуга и отдыха детей в лагере открыты спальные комнаты, игровое помещение, спортивный зал, актовый зал, кабинеты логопеда и психолога.

На территории лагеря функционируют игровые и спортивные площадки.

В целях проведения полноценных спортивных соревнований в лагере имеется спортивный инвентарь.

Механизм реализации программы

Дети всегда любят играть. Каждый ребенок вне зависимости от условий и времени ощущает потребность в игре и должен иметь гарантированные возможности для игры. Международная Конвенция о правах ребенка закрепляет право детей на игры.

Игра обуславливает физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствует интеллектуальному прогрессу личности, демонстрирует образцы цивилизованного социального поведения. Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детской организации.

Игра - наиболее мощный неиссякаемый источник положительных эмоций и творчества, ее можно рассмотреть как способ социальной адаптации в обществе, игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению.

Игра представляет собой программу жизнедеятельности детей от 7 до 11 лет.

Для реализации программы мы выбрали игру – экспедицию.

Ребята изучают план-схему родного района, по которому будет проходить экспедиция по следующим направлениям:

Площадь Традиций

(краеведение)

-Изучение истории, традиций, народного творчества и культуры  малой Родины, приобщение детей  к духовно-патриотическим ценностям, воспитания гражданского самосознания

-Формирование чувства гордости и ответственности за прошлое, настоящее и будущее родного края

           Ценности: родина, земля, человек, народ, традиция, чувство долга

           Формы работы:  экскурсии, игры, пешие прогулки, « День народных традиций», ярмарка, театральная деятельность,  литературно-музыкальные композиции.

2. Площадь Памяти, Проспект Славы, Аллея Сормовичей

(гражданско-патриотическое направление)

- Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, с героическими страницами истории Сормова, жизнью замечательных людей

-Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности

          Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

         Формы работы: экскурсии по историческим и памятным местам, сюжетно- ролевые игры, встречи с интересными людьми, театральные постановки, творческие конкурсы, уроки Мужества.

3. Переулок Спортивный

(спортивно-оздоровительное и экологическое направление).

-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

-Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни

- Практическое освоение методов и форм физической культуры и здоровьесбережения

-Получение навыков экологически грамотного питания

 -Формирование элементарных представлений о взаимосвязи взаимозависимости здоровья физического, нравственного, психологического и социально- психологического

- Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

        Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно – психическое и социально – психологическое.

       Формы работы: конкурсы плакатов и газет, сюжетно- ролевые игры, цикл бесед, утренние зарядки, спортивные соревнования, акции, театральные постановки, эко-десанты, фотоколлажи.

4.Улица Мастеров, переулок Творчества, Театральная улица

( творческое направление)

- Развитие творческих способностей

-Развитие креативности мышления

-Создание условий для самовыражения детей, проявление инициативы, самостоятельности

-Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться из-за чужих неудач

Ценности: успешность, созидание, радость, труд, сострадание, готовность оказать помощь

Формы работы: творческие мастерские, занятия по интересам, спектакли, концерты, выставки поделок, конкурсы рисунков, игра

5.Сад Мечты, сквер Познания, озеро Фантазии

(интеллектуальное направление)

-Развитие кругозора и любознательности детей

-Формирование интеллектуальной культуры воспитанников

-Формирование основ проектной деятельности

    Ценности: приобретение знаний, культура умственного труда, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

    Формы работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, мышлении, интеллектуальные марафоны, викторины,  мозговые штурмы

6.Река Успеха

( направление самопознания, саморазвития, самоусовершенствование)

-Исследование потенциала собственного «Я»

 -Формировании адекватной самооценки и воспитания самоуважения.   

        Ценности: свобода; оптимизм; требовательность к себе; любознательность, самопризнание; человеколюбие, веселье; сотворчество, толерантность.

       Формы работы: анкетирование, диагностика, психологические тренинги, часы общения, диспуты.

Приоритетные виды деятельности:

-Поисковая деятельность (экскурсии, поездки, путешествия, встречи с интересными людьми, с целью получения информации о Сормово, Нижегородской земле и достижениях наших земляков в различных областях)

-Проектная деятельность (анализ  полученной информации, создание собственных работ, исследований, сочинений)

-Презентационная  деятельность (участие в общелагерных мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях)

Таким образом, воспитанники лагеря, согласно маршруту экспедиции, побывают на площади Традиций, площади Памяти, на проспекте Славы. Пройдут дорогами поиска и познания по улицам Доброты, Дружбы, Мастерства. Возможные  «привалы» и «стоянки»: сад Мечты, аллея Сормовичей, переулок Спортивный, сквер Воспоминаний, озеро Фантазий.

Ориентир участников экспедиции - река Успеха.

В ходе подготовки к экспедиции каждый участник собирает Рюкзак путешественника. Методом дискуссионной беседы определяется экспедиционный инвентарь, необходимый  для успешного прохождения маршрута.

О ходе экспедиции расскажет Дневник путешественника.

 Для отражения индивидуальных и групповых достижений детей действует знаковая система:

-Каждая группа имеет возможность оставить след о своем участие в экспедиции, поместив на карту-план флажок. В конце экспедиции выявится группа-победитель. Каждый участник команд, отличившийся во время экспедиции, может получить личные значки-радужки и поместить их на мачту своего кораблика, плывущего по реке Успеха.

Красный-творчество

Оранжевый- любознательность

Желтый- самостоятельность

Зеленый-взаимовыручка

Голубой- активность

Синий – сотрудничество

Фиолетовый- инициатива

 Собирая значки, дети ведут учет своих достижений. По окончании экспедиции подводятся итоги личных успехов. В зависимости от количества значков определяются победители, которые награждаются призами.

 В лагере «Радуга» существуют свои принципы:

Все дела творчески, иначе - зачем?

Все начинается с интересного!

Самое главное - сами!

Один за всех и все за одного!

Пришел - не молчи! Говоришь - думай!

Каждое дело- до конца!

Кто, если не ты?


План реализации программы

Программа рассчитана на период с апреля по июнь 2011 года, ее реализации проходит поэтапно.

Этапы:

1- подготовительно- организационный;

2- реализация;

3 –рефлексия.            

Этап

Задачи

Деятельность

Сроки

Ответственный

I организационно-  подготовительный

Выбор оптимальной системы действий, направленных на решение проблемы по организации летнего отдыха учащихся.

-Анкетирование учащихся 1-5 классов об организации летнего отдыха;

4-18 апреля

Кл. руководители 1-5 классов

-Анкетирование старшеклассников «я б в вожатые пошел…»;

11-14 апреля

Старшая вожатая

-Собрание для родителей;

20 апреля

Начальник лагеря

-Педагогическое совещание «Возможности школы по организации летнего отдыха учащихся начальной школы»;

21 апреля

Зам. Директора по ВР

-Разработка концепции ДОЛ «Радуга»

22 апреля

Зам. Директора по ВР, начальник ДОЛ

-Организация и обучение отряда вожатых «Школа вожатского мастерства»

14-27 мая

Старшая вожатая , РВС «МЫ»

-Утверждение программы ДОЛ «Радуга»

23 апреля

Зам. Директора по ВР, начальник ДОЛ

-Собрание для родителей

19 мая

Начальник ДОЛ

-Заключение договоров

19-26 мая

Зам. Начальника ДОЛ

II

реализация

Проведение смены ДОЛ «География детства». Максимальная реализация целей и задач программы ДОЛ «Радуга»

-«Давайте познакомимся!»;

-Игра путешествие по родному краю «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь.».

1 июня

Петрушина Е.В.

Зябликова Н.А.

-Открытие лагерной смены «Да здравствует, родное Сормово!»;

-Русские игры и забавы.

2 июня

Ермошкина С.А.

Павлова С.Ю.

-Экскурсия

3 июня

Никифорова Н.А.

-Экскурсия

6 июня

Никифорова Н.А.

-Театр «Зазеркалье»-«Том Сойер»

-Литературно- музыкальная гостиная «Легенды и придания земли Нижгородской»

7 июня

Малафеева Ю.А.

-День народных традиций

-Ярмарка матрешек

8 июня

Цыбирева З.В.

Кошеварова Л.Ю.

-Театр зверей;

-Я люблю тебя, Россия! Игра «Звездный час»

9 июня

Козлова Н.В.

-Экскурсия

10 июня

Никифорова Н.А.

-Цирк ;

- Игровая программа «Веселый перекресток»

14 июня

Тараненко Т.Г.

-Театр «Зазеркалье»-«Кот в сапогах»;

-Прогулка по улицам Сормово «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградовную…»

15 июня

Алешина И.Г.

-Концерт «Русская балалайка»;

-Фестиваль друзей «В краю белоствольных берез».

16 июня

Панкратова Н.К.

-Планетарий

17 июня

Никифорова Н.А.

-Филармония «Чудеса на прокат»;

- Игра-интервью корреспонденту журнала «Юный натуралист»

20 июня

Макарова Е.В.

-Наполним музыкой сердца «По Волге широкой…»;

-Закрытие лагерной смены «До новых встреч».

21 июня

Катышева Н.М.

Ермошкина С.А.

III

Рефлексия

Подведение итогов работы ДОЛ по программе,  оценка оказанного воспитательного воздействия, постановка задач и перспектив развития ДОЛ.

-Анкетирование родителей

21 июня

Начальник ДОЛ

Презентация исследовательских работ и проектов

21 июня

Педагог-организатор

-Работа с медицинскими картами учащихся

22 июня

Медицинский работник

-Педагогический совет «Итоги и перспективы работы ДОЛ «Радуга»

23 июня

Зам. Директора по ВР, начальник ДОЛ

         

Ожидаемые результаты

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного открытого общения детей друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к людям старшего поколения, истории своей страны. Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Раскрепощение эмоциональной сферы личности, умение проявлять себя в разных сферах деятельности.

Механизм отслеживания:

диагностики («Автопортрет», «Несуществующие животные», диагностика М. И. Лисиной, Э.Т. Дорофеевой);

групповые занятия и индивидуальные консультации

2.Усвоение детьми основ гражданственности и патриотизма, развитие чувства гордости и уважения к истории, традициям и культуре родного края.

Механизм отслеживания:

-через участие в экскурсиях и акциях

- результативность участия в викторинах, конкурсах, игровых программах

3.Приобретение знаний по эколого-краеведческой культуре.

Механизм отслеживания:

- результативность участия в викторинах, конкурсах, игровых программах

-через участие в экскурсиях и акциях

4.Приобретение навыков, умения, опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.

Механизм отслеживания:

методика изучения личностного поведения ребенка по Т.В.Сенько, анкетирование, повторное анкетирование в сентябре месяце.

5.Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей.

Механизм отслеживания:

через работу кружков «Спортивные игры», «Хоровое и ансамблевое пение», «В мире волшебных красок», «Творческая мастерская», организацию выставок детских работ, праздников.

        

6.Усвоение детьми нравственных норма, коррекция нежелательных черт характера поведения.

      Механизм отслеживания:

диагностика по методике Рене Жилю, М.И. Лисиной, Э.Т. Дорофеевой. Повторное анкетирование в сентябре.

7.Овладение навыками общественно- полезного труда. Возникновение желания внести свой вклад в благоустройство школьного двора, улицы.

Механизм отслеживания:

через участие в субботниках, трудовых десантах, КТД.

8.Повышение устойчивости организма к инфекционным и простудным заболеваниям как результат проведения комплексных оздоровительных мероприятий .

Механизм отслеживания:

-медицинские карты детей.

9.Увеличение числа детей-участников проекта.

Механизм отслеживания:

учет заявлений родителей.

10.Повышение социальной активности.

Механизм отслеживания:

анкетирование, анализ групповых и личностных дневников детей.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.-М-:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".

Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва-Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2004.

Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования .Под редакцией В.А. Караковского-Москва.1992г.

Воспитание…Ценности и цели. Научно-методический сборник.- Н Новгород, 2004.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации . Под редакцией Е.Н. Степанова.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Воспитание продуктивно, если оно системно. Научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2005.

Дереклеева.Н. И. Справочник классного руководителя.1-4классы Москва «ВАКО» 2008.

Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов .Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.

Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., 2007.

Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 2005.

Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели.- М.: 2005.

Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".

 Педагогический энциклопедический словарь М.: 2005.

 Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д. В. Григорьева., П.В.Степанова. Москва, 2010.

Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г Асмолова. М,,2010.

Семья-родина ребенка. ДТЮ им. Чкалова. Нижний Новгород, 2001.

Ушинский К.Д. О направленном элементе в русском воспитании. Педагогические сочинения в 6т., М.: 1998., т.2. 26.Учитель в профессиональном конкурсе: Учебно- методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2006.

Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград. Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...