Авторская программа "Мы и мир природы"
методическая разработка на тему
Данная программа предназначена для учителей и воспитателей начальной школы, а также социальных педагогов школ. Программа поможет обучающимся в адаптации в окружающей среде. изучая природу, дети научатся правильно вести себя в окружающей среде, быть более терпимыми, добрыми, отзывчивыми к природе и к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_s_avtorskoy_programmoy.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
Лицей № 35 ОАО «РЖД». Тверская область, г. Ржев.
Авторская программа:
« Мы и мир природы».
Разработала: Туманова
Надежда Павловна,
социальный педагог
Лицея № 35 ОАО «РЖД».
Адрес: 172 387. Тверская область,
г.Ржев, ул. Московское шоссе ,
д.6 «а».
Телефон: 8-965-72-035-42
Программа: Мы и мир природы.
Актуальность:
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей общей культуры человека.
В Концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Одной из важных задач в начальной школе является развитие у ребёнка интереса к познанию, постижению ценностей своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия.
Средствами разных учебных предметов мы стремимся воспитывать в детях любовь к отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам РФ.
Мы знакомим детей с образцами благородного служения Родине, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого человека для благополучия и процветания Родины.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Если период детства протекает положительно, ребёнок приобретает положительный социальный и нравственный опыт. Если же социальный и нравственный опыт носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств и эмоций развиваются эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает необходимость в перевоспитании.
Одним из наиболее серьёзных вызовов современного мира человеку и человечеству является порождённый самими людьми экологический кризис. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые перерастают в глобальную проблему выживания человечества. Всё это требует формирования у людей нового мировоззрения. Нельзя быть патриотом своей Родины, не заботясь о природе, которая даёт нам жизнь. На фоне крайнего дефицита экологической культуры в нашем обществе, мы ставим цель- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Это требование времени.
Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляется процесс социализации личности ребёнка, т.е. приспособление его к условиям социальной жизни, формирование человека, не только как достойного члена общества, но и как носителя экологической культуры. Социализация- это процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой. Это значит, что мы- педагоги должны ввести ребёнка в мир взрослого общества, научить жить по общим законам. Социализация предполагает обретение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов( обучение и воспитание)- так и под влиянием других факторов (семья, средства массовой информации, улица и др.) Мы должны вовлекать детей в такие виды деятельности, где они, самореализуясь, накапливают физические и духовные силы, обретают успех, закрепляют в себе определённые функции и черты личности. Мы стоим на пороге кризиса идеалов и ценностей, моральной деградации.
Закон РФ « Об образовании» основывается на гуманистическом
характере образования, где общечеловеческие ценности являются приоритетными. Невозможно обучиться социальной роли только по книгам, должна быть практика усвоения культурных норм, правил, стереотипов поведения. Всё это детям предстоит осваивать не только теоретически , но и в практической жизни.
Человек очень часто меняет взгляды на жизнь, привычки вкусы, правила поведения. Статистическая оценка здоровья учащихся отражает тенденцию снижения уровня здоровья во всех возрастных группах. Это во многом зависит от состояния окружающей среды. Ключ к нашему здоровью- это употребление растительной пищи, овощей, фруктов. Но всегда ли и они полезны? Как правило в них также накапливаются вредные для здоровья вещества, а это связано с загрязняющими веществами. Если продукт не естественный на 100%, он уже вреден.
Формирование самосознания и представлений об окружающем мире в процессе обсуждения детьми различных ситуаций, при проведении тренингов, разбора проблемных ситуаций и поиска путей, мы направляем детей на активизацию творческих процессов, обучаем правильному способу их решения. Хорошо, когда ребёнок сам участвует в практических мероприятиях.
Особое место в духовном развитии школьника занимает природа. Мы должны научить детей сначала почувствовать красоту природы, затем красоту искусства и подвести к пониманию высшей красоты - красоты человека. Красоту природы можно узнать только общаясь с природой. А.В.Сухомлинский сказал: «Красота- это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений».
Мероприятия, связанные с изучением природы и охраной природы, помогают детям преодолеть и трудности подросткового периода, когда дети находятся в дисгармонии с окружающим миром, с другими людьми и самим с собой. Нужно постараться сделать их людьми воспитанными, научить строить жизнь, достойную Человека. Умение вести себя в окружающей среде помогает детям анализировать свою собственную деятельность, проявлять организаторские способности, коммуникативные качества.
Экологическая культура затрагивает эмоционально - чувственную и деятельную сферы личности человека. Это помогает ребёнку сделать качественный подход к осознанию себя в природе и ведёт к формированию ценностного отношения к окружающему миру, приобретению жизненного опыта по взаимодействию с окружающей средой. Дети должны приобретать экологические знания и уметь применять их в жизни. Проявление положительных чувств, сопереживание в общении с растительным и животным миром делает ребёнка более чувствительным к бедам окружающих его людей. Природа помогает видеть и понимать прекрасное, а это воспитывает такие положительные качества как непримиримость к грубости, невежеству, хулиганству, жестокости, потребность в доброте и отзывчивости. Всё это способствует и приобретению ребёнком нравственного аспекта мироощущения, ценности нашего общего дома
по имени - Земля.
Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает знаний и опыта. Решение некоторых экологических ситуаций помогает воспитывать в детях определённые моральные качества, закреплять навыки культурного поведения, вызвать ребёнка на откровенные рассуждения, разъяснить то, в чём он заблуждается, помочь найти правильное решение.
Надо учить детей видеть прекрасное с малых лет, развивать в них эстетические чувства, помогать открывать мир. Глубокое понимание прекрасного ведёт к осознанию понятий не только красивого и некрасивого, но и плохого и хорошего, доброго и злого, что способствует формированию моральных и эстетических убеждений школьника.
В начальной школе педагоги стоят у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности ребёнка. Чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, сочувствовать и сопереживать, тем ярче, чище и справедливее станет он сам.
Младший школьник ещё не очень много знает и умеет. Его социально- нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что с ним можно и нужно заниматься гражданским воспитанием.
Младшего школьника отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. В этот период развиваются важнейшие нравственные качества личности:
честность, доброжелательность, усваиваются формы и мотивы поведения. Младшие школьники способны также с помощью анализа, сравнения, выбора решения грамотно воспринимать события жизни и различные явления. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием становления гражданина.
Пояснительная записка.
Социализация детей, подготовка их к взрослой жизни не ограничивается школьной программой. В высокоразвитом индустриальном обществе адаптация детей должна осуществляться постоянно, так как меняются законы, правила, меняется уклад нашей жизни.
Социализация должна начинаться в раннем детстве, когда человеческая личность формируется примерно на 70%. В ходе социализации накапливаются социальные навыки.
Ребёнок должен быть адаптирован в любой среде, будь то детский сад, школа, семья, или окружающая его природная среда. Ведь умение вести себя правильно в природе не только прививает культуру, но и часто спасает жизнь.
Программа рассчитана на деятельность учащихся начального звена, которые коллективно (группами) и индивидуально участвуют в познании окружающего мира.
Программа строится на теоретическом изучении окружающей природы в игровой форме, в форме занимательных классных часов и коллективных мероприятий и практическом освоении полученных знаний по сохранению и улучшению окружающей среды, а также заботы о собственном здоровье .
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определёнными знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать развитию интереса к проблемам экологии нашего города и страны.
Учащиеся смогут познакомиться с животным и растительным миром нашей местности и всей планеты, рассмотрят проблемы нарушений экологического равновесия в природе.
В практической части рассмотрят виды деятельности человека по сохранению окружающей среды. Дети также смогут внести свой посильный вклад в сохранение растительности и животного мира.
Программа также предполагает приобщение детей к здоровому образу жизни. Этому будут способствовать коллективные походы и экскурсии, экологические игры на местности.
Цель:
- Помочь младшим школьникам осознать важность изучения окружающего мира.
-Прививать навыки безопасного поведения в природе.
-Формировать представления о том, что человек- это часть природы, что без природы человек не сможет жить.
-Формировать навыки социально – активного поведения в природе, ответственного отношения к природе и её ценностям.
Задачи:
1.Создать условия для самореализации детей в конкретных жизненных ситуациях, связанных с охраной природы.
2.Сформировать устойчивые знания о взаимосвязях в природе.
3.Способствовать формированию у детей ответственного отношения к природе, их адаптации в окружающей среде .
4.Привлекать детей к охране и защите природы через раскрытие взаимосвязей человека и природы, осознание правил поведения через игровую деятельность и создание проблемных ситуаций.
5.Добиться, чтобы дети овладели навыками уверенного поведения в окружающей среде и умением сделать выбор в сложной ситуации.
6. Развивать чувство ответственности за свои поступки.
7.Привлекать учащихся к практической деятельности: посадка деревьев, кустарников, цветов; изготовление кормушек и птичьих домиков, подкормку птиц зимой; привлечение к уборке мусора на пришкольной территории.
8.Способствовать обогащению духовных качеств путём экскурсий в природу, через знакомство с живописью, через проведение творческих конкурсов , посвящённых природе.
9. Развивать творческий потенциал учащихся через современные инновационные методы: участие в творческих и исследовательских проектах, а так же написание сочинений , стихов и сказок о природе.
Прогнозирование:
Реализация данного проекта позволит:
Дополнительно включить в систему экологического воспитания школьников новые виды деятельности , что поможет адаптации детей в окружающей среде.
Включить в работу по охране природы и окружающей среды все начальные классы лицея и каждого ребёнка в отдельности.
Создать условия для формирования у школьников устойчивых знаний о поведении человека в природе, адаптации детей в окружающей среде, повысить интерес к собственному здоровью и оздоровлению экологической обстановки на нашей планете.
Основные направления деятельности:
Программа включает в себя несколько модулей.
1.Первый модуль осуществляется на занятиях с первоклассниками и является дополнительной программой поддержки адаптации детей, начинающих обучение в школе.
2.Второй модуль осуществляются во втором
классе.
3. Третий модуль осуществляются в 3 классе.
4. Четвёртый модуль осуществляется в 4 классе, когда дети уже имеют определенный уровень знаний и навыков.
5. Пятый модуль в зависимости от возраста может осуществляться по классам в течение каждого года обучения.
Каждый модуль содержит в себе три направления работы.
1.Познавательная теоретическая часть.
2.Природоохранная работа и исследовательские проекты.
3.Формирование здорового образа жизни.
1 модуль: Времена года.
Цель: Познакомить первоклассников с особенностями времён года нашей местности; проводить разъяснительную работу по сохранению здоровья;
Познакомить с влиянием изменений времён года на жизнь и деятельность человека и изменений в растительном и животном мире.
№ | Время проведения | Тема мероприятия. | ответственные |
1 | сентябрь | Город, в котором мы живём. |
2 | сентябрь | Мой лицей. Правила для учащихся по безопасному поведению на .уроках и во время перемен |
3 | октябрь | Место для игр и отдыха. ( Зима. Весна. Лето. Осень) |
4 | ноябрь | Осень в гости пришла. |
5 | декабрь | Идет волшебница- зима! |
6 | март | Весна идёт! Весне дорогу! |
7 | Май-июнь | Лето красное- пора беззаботная! |
8 | В течение года | Просмотр фильмов о поведении в природе, безопасности поведения на дорогах, дома, по дороге в школу, при встрече с животными, во время пожара и в других непредвиденных ситуациях. |
9 | Октябрь, май | Выставки поделок из природного материала. |
10 | По временам года | Экскурсии в осенний, зимний, весенний лес или парк. |
11 | В течение года | Конкурсы стихотворений о временах года. |
12 | В течение года | Конкурсы рисунков по временам года |
13 | Ноябрь- март | Подкормка птиц зимой. |
14 | Осень- весна | Уборка пришкольной территории |
2 модуль: Животный мир планеты.
Цель: Рассказать об особенностях животного мира нашей местности и планеты. Рассмотреть взаимосвязь животного мира с жизнью человека. Прививать первоначальные навыки поведения в природе. Способствовать развитию ответственного отношения к природе.
№ | Время проведения | Тема мероприятия. | ответственные |
1 | сентябрь | Роль животного мира в природе и связь животного мира с жизнью человека |
2 | ноябрь | Птицы зимнего леса. |
3 | март | Слышны птичьи трели. К нам друзья прилетели! (День птиц). |
4 | март | Красная книга: « Красный цвет- сигнал тревоги!» |
5 | Май-июнь | Знакомство с заповедниками ( экологическая тропа). |
6 | ноябрь | Конференция: «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
7 | Ноябрь, февраль | Изготовление кормушек и скворечников. |
8 | В течение зимы | Подкормка птиц. |
9 | В течение года | Просмотр видеофильмов на экологическую тематику. |
10 | март | Деловая игра: «Как бы вы поступили?»(Групповое решение экологических проблем и проблемных ситуаций, связанных с животным миром) |
11 | Апрель-май | Экскурсия в живой уголок станции юннатов в г. Тверь. |
3 модуль: Растения- наши друзья.
Цель: помочь учащимся прочувствовать, что без растительности нет жизни на Земле; рассмотреть важность роли растений в жизни человека; прививать навыки ответственного поведения в окружающей среде; приобщать учащихся к оказанию помощи природе. Развивать чувство уверенности поведения в окружающей среде и умение находить решение в трудных ситуациях
№ | Время проведения | Тема мероприятия. | ответственные |
сентябрь | Заочное путешествие: «Лес- наше богатство». |
октябрь | Роль растительного мира в жизни человека |
декабрь | Сберегите зелёную ёлочку! |
сентябрь | Праздник цветов. |
апрель | Конкурс экологических сказок. |
январь | Конкурс рисунков природа и моё настроение |
май | Школа безопасности: «Лесная аптека». |
декабрь | Экологическая викторина: «Запомнить твёрдо нужно нам, пожар не возникает сам». |
февраль | Лыжная экскурсия в лес. |
Октябрь апрель | Город весёлых мастеров.( Изготовление поделок из отходов. Выставка.) |
апрель | Весенняя акция: « Посади дерево!» |
Апрель-май | Деловая игра: «Клиент- консультант».(Поведение учащихся в трудных ситуациях в природе. Как природа может помочь выжить?) |
4 модуль: Вода, воздух, почва. Без чего невозможно жить?
Цель: Создание условий для творчества учащихся; формирование устойчивых знаний о поведении человека в природе, адаптации в окружающей среде; повышение интереса учащихся к экологическим проблемам в обществе, создание предпосылок к сохранению собственного здоровья.
№ | Время проведения | Тема мероприятия. | ответственные |
Сентябрь сентябрь | Транспортные средства. Какие опасности нас подстерегают на улицах и дорогах? Классный час: « Здоровье не купишь». |
октябрь | Вода- главный источник жизни на Земле. |
ноябрь | Познавательная игра: « Чтобы выжить!» ( Проблемные ситуации) |
декабрь | 27декабря - день спасателя. Конференция: «Зачем нужна эта профессия?» |
январь | Воздух и наше здоровье). |
февраль | Подготовка исследовательских работ по охране окружающей среды в нашем городе, области). |
март | Кому нужна плодородная почва? |
22марта | Всемирный День Воды. (Участие в школьных, городских, областных выставках |
22апреля | День Земли: «Сохраним планету нашу!» |
апрель | Сторона моя родниковая. Акция: « Живи родник!» |
По временам года | Выпуск стенгазет: «Природа в опасности!» |
май | Будущее нашей планеты. ( Прогнозирование ситуаций и поиск путей решения). |
май | Экологический субботник. |
Май-июнь | Экскурсия в Нелидовский Центральный Лесной заповедник. |
5 модуль: Природа в живописи, музыке и поэзии.
Цель: Развивать творческую активность детей; повысить интерес к исследовательской работе;
Привлекать к охране природы через раскрытие взаимосвязей человека и природы. Помочь осознать важность изучения окружающего мира для общего развития культуры человека.
№ | Время проведения | Тема мероприятия. | ответственные |
По временам года | Великие композиторы о временах года: «Учимся слушать природу!» |
По временам года | Природа в литературном творчестве. (Роль описания природы автором в раскрытии темы, идеи произведения). |
По временам года | Природа в произведениях русских художников. |
В течение года | Исследовательские работы по данным темам. |
В течение года | Конкурсы на лучшего чтеца, театрализованные постановки на экологические темы. |
В течение года | Музыкальные конкурсы. |
В течение года | Наше творчество: «Сочинения, сказки, стихи о природе». |
В течение года | Фотовыставки работ по природоохранной тематике, о прошлом и настоящем города. |
Вся программа по начальным классам реализуется поэтапно в срок 4 года.
Программа может быть реализована на классных часах и во внеклассной работе с учащимися. В реализации программы участвует непосредственно социальный педагог и классные руководители, которые готовят теоретическую часть программы. А к проведению мероприятий также привлекаются учителя предметники, воспитатели групп продлённого дня. Можно запланировать встречи со специалистами :
пожарная охрана, спасатели МЧС, медицинские работники, инструкторы ГИБДД, работники санитарно эпидемиологической станции и др.
Методическое сопровождение:
Разработки внеклассных мероприятий « Экологическое воспитание в начальной школе». Автор - Н.В.Лободина. г.Волгоград.
Издательство « Учитель».2997 год
2.Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
Авторы- Л.Г. Горькова, А,В.Кочергина, Л.А.Обухова.
Издательство «ВАКО» Москва 2005 год.
Разработки мероприятий Тумановой Н.П.можно взять на сайте
« Про школу.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)
Комбинированный урок литературного чтения...
авторская разработка презентации по охране природы "Лес - наше богатство!"
Охрана природы- это самая актуальная тема на сегодняшний день. Наша задача доводить материал о природе, о бережном к ней отношении до детей....
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...
Авторская программа "Ваше Величество Природа"
В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерац...