Государственный Дарвиновский музей
классный час на тему

Конспект занятия по экскурсионной деятельности по теме "Музеи Москвы. Государственный Дарвиновский музей" с презентацией. Позволяет провести обзорную экскурсию, рассказать о многообразии растительного и животного мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД

Дарвиновский музей

"Многообразие Жизни на Земле"

По горизонтали:

  1. Фамилия основателя музея.
  2. Древний ящер, который населял нашу планету миллионы лет назад.
  3. Земная возвышенность

По вертикали:

  1. Водное пространство между материками земной поверхности.
  2. Какаду, жако, ара - кто это одним словом?

6.        В честь какого ученого назван музей?
7. Питон, удав - кто это одним словом?

8. Территории в Африке, где всего два сезона.



Предварительный просмотр:

Экскурсионная деятельность

Музеи Москвы. Государственный Дарвиновский музей

(Обзорная экскурсия «Многообразие жизни на Земле» 1 этаж)

Цель:

  1. продолжить знакомство с музеями Москвы, познакомить с экспозицией и историей создания Государственного Дарвиновского музея, с многообразием растительного и животного мира.
  2. воспитывать любовь и гордость к городу, в котором мы живем.

ХОД УРОКА

I.        Орг. момент.

II.        Повторение ранее изученного.

Ответы на вопросы:

  1. Музейные предметы, выставленные для посетителей - это ... (экспонаты);
  2. Зал, где представлены музейные предметы - это...(экспозиция).

-        Застекленное место в зале музея, где находятся экспонаты - это... (витрина).

III.        Сообщение темы урока.

  1. Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с музеями Москвы.
  2. У вас на столах лежат рисунки различных животных. Расскажите коротко, что вы о них знаете: где они живут? чем питаются? (Рассказы детей)
  3. Скажите, а где мы можем посмотреть и узнать что-либо о жизни, повадках, среде обитания животных? (В зоопарке, по телевизору, прочитать в книгах ...)

Из ваших рассказов можно сделать вывод, что все места на земном шаре обитаемы и живые существа обитают почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые и многие другие существа, которые приспособились к определенным условиям. О разнообразии животных, о местах их обитания и о том, как животные приспособились к условиям жизни, мы узнаем с вами, побывав в музее. Называется он -Государственный Дарвиновский музей. (Слайд 1.) Сегодня мы совершим заочную экскурсию в этот музей.

Животные в музее представлены в виде чучел. Чучело - это набитая чем-нибудь шкура, кожа животного, служащая его внешним подобием.

III. Новый материал.

1.        История создания музея

Здание Государственного Дарвиновского музея состоит из Выставочного комплекса (слева) и основного здания (справа) (Слайд 2.) Это новое здание музея - большое и удобное. Его музей получил в 1995 году. А датой основания музея принято считать 7 октября 1907 год. Так что совсем недавно, а именно 7 октября 2007 года музей отметил свой сто летний юбилей.

2.        Основатель музея

Основателем и руководителем музея был ученый Александр Коте (1880-1964), (Слайд 3 -слева). С раннего возраста Коте увлекался животными, хотел создать свой музей. И его мечта сбылась, а началась все с коллекции насекомых, которую Александр собрал, когда ему было 9 лет. Верной помощницей, коллегой, женой в этом деле стала Надежда Ладыгина (Слайд 3 - справа.).

Сейчас в музее около 400 тысяч экспонатов и огромное собрание книг. (Самая старая книга -энциклопедия "История животных" 1551 года, с реалистичными описаниями не только существующих, но и мифологических существ)

3.        Название музея.

Название музея связано с именем путешественника и ученого Чарльзом Дарвина. (Слайд 4.) В старших классах на уроках биологии, зоологии вы подробнее познакомитесь с этим ученым и узнаете, какой вклад он внес в науку. В своих научных трудах он объяснил, почему все живое приспособлено к жизни. (Современные животные - это потомки вымерших, которые постоянно изменялись под влиянием условий внешней среды и приспосабливались к новым условиям жизни, (выживают только те животные, которые сумели лучше приспособиться к окружающим условиям, а менее приспособленные - погибают)). Это сложный материал, поэтому об этом ученом, о его вкладе в науку вы подробнее будете знакомиться в старших классах на уроках биологии, зоологии.

Наша задача - узнать  место  обитания  животного,  как оно  приспособилось  к данным природным условиям.

- Назовите по очереди животное и место его обитания (например, верблюд - пустыня, слон -тропические леса Африки и т.д.).

IV.        Первичное закрепление (Слайд 5, 6,7)

Проведем небольшой тест. На проекторе будет вопрос и несколько вариантов ответов, вам надо выбрать правильный и записать на листочке цифру с верным ответом.

А теперь правильные ответы (Слайд 8). У какого все верно, поставьте себе «+».

V.        Знакомство с экспозицией музея. 1 этаж

И вот мы в музее. 1 этаж. Перед нами главная экспозиция "Многообразие Жизни на Земле" (Слайд 9), состоящая из больших витрин. Замысел первого этажа в том, чтобы привлечь внимание посетителей к интересно сгруппированным комплексам чучел и растений, муляжей камней и растений.

1. Подходим к витрине «Тропический лес» (Слайды 10, 11), в которой представлены животные, населяющие тропические леса, которые часто называют джунглями. Разглядывая экспонаты, мы видим, что джунгли переполнены жизнью, а занимают всего 6% суши. Это объясняется тем, что здесь идеальные условия для жизни: все время тепло и влажно, различные виды деревьев плодоносят в разное время года, поэтому насекомые, птицы, некоторые животные не испытывают проблем с питанием круглый год.

Рассмотрим внимательно, кто же здесь обитает. (Дети называют животных, которых знают)

  1. Из полуобезьян в тропических лесах встречаются лемуры (Слайд 12), лори; из обезьян: горилла, мандрил (Слайд 13).
  2. Мы видим большое разнообразие птиц. Среди них есть такие, которые не слишком хорошо летают, а в основном прыгают и лазают (туканы, турако, райские птицы (Слайд 14)). А никобарские, венценосные голуби (Слайд 15), - прекрасные летуны. Попугаи (Слайд 16) (какаду, ары, амазон, жако) и лазают великолепно, и летают хорошо.
  3. Среди зверей, обитающих на деревьях, есть такие, которые едят листья (листоядные) - это, например, ленивцы и которые едят плоды (плодоядные) - это малая летучая лисица (Слайд 17).
  4. Можно сказать, что не жизнь, а сказка, тепло, хорошо, еды много. Живи да радуйся. Но нет! Не все жители джунглей, питаются листьями да фруктами. Есть там и хищники, которые питаются другими животным и птицами. Это леопард, ягуар, тигр (Слайд 18.).
  1. Тропические леса населяют змеи - собакоголовый удав, земляной питон (Слайд 19).

- Здесь, в джунглях,    сохранились представители древних групп млекопитающих   (такие, как броненосцы (Слайд 20), муравьеды)

2. Переходим к витрине «Обитатели морей и побережий» и видим животных и птиц, которые проводят время и на суше, и в воде. Это птицы (пингвины, кайры, чистики), тюлени и моржи. (Слайды 21). Питаются они, в основном, рыбой, поэтому основным источником питания для них является океан.

Почти три четверти нашей планеты занято океаном. Он появился свыше 4 миллиардов лет назад и более 3 миллиардов лет жизнь существовала только в нем. Живые организмы обитают в океане повсюду. В зависимости от температуры, солености и глубины, отдельные части океана населены разными обитателями.

-        Главным компонентом являются водоросли и питающиеся ими мелкие рачки.

  1. В витрине мы видим акул (серая, длиннорукая), скатов (пятнистый орляк), дельфинов (белобочка), рыб, морские черепахи (бисса) (Слайд 22,23). Для них характерна обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения в воде, поэтому они способны противостоять течениям и перемещаться на большие расстояния организмы.
  2. Так же представлены организмы, обитающие в грунте и на его поверхности, Большая часть его встречается до глубины 200м. Здесь встречаются разнообразные кораллы (Слайд 24), морские звезды, ежи, крабы (Слайд 25).
  3. Покажите, где на слайде морская звезда, где морской еж, а где краб.

3.        От водной стихии перемещаемся в Африку. Перед нами витрина «Африканская
саваяма». (Слайд 26). Видовое разнообразие животных в саваннах значительно меньше, чем в
тропических лесах.

Здесь, где теплый климат имеет два сезона (сухой и влажный), вырастают травы и совсем мало деревьев. В Африке такие сообщества занимают 40% территории и называются саваннами. Растениями питаются многие звери и птицы - их называют травоядными: бородавочники, зебры, жирафы, слоны, цесарки, страусы (Слайд 26). Среди них сложилась четкая специализация в использовании кормов. Так, например, бородавочники поедают подземные части растений (корни и клубни). Траву на некотором расстоянии от земли поедают зебры. Любители листвы и веток тщательно "подстригают" кусты и деревья в разных ярусах, в верхнем ярусе кормится жираф. Хищники (Слайд 27), питаются другими животными, а остатки от их трапезы и падаль достается гиенам и стервятникам (Слайд 28).

4.        Переходим к витрине "Горные животные". Горы занимают свыше 40% поверхности
суши. Животные, обитающие в горах, в разной степени приспособлены к условиям этой среды.
Основные обитатели высокогорья: снежный барс, шиншилла, бородач, кеа, белый улары,
козлы и
бараны,
пума, гамадрил, горихвостка-чернушка, скалистый голубь, щитомордник (Слайд 29). У
горных обитателей в процессе эволюции выработались своеобразные приспособления, которые
способствуют их выживанию в столь необычных условиях среды. Примеры таких приспособлений
многочисленны. Так у горных козлов
(Слайд 30) копыта способны широко раздвигаться, что
облегчает передвижение по осыпям или по снегу. На копытах горных животных подушечки
пальцев относительно мягкие, что также способствует передвижению в горах. Прочное роговое
вещество копыт этих животных быстро отрастает, что предотвращает их "изнашивание". Строение
конечностей горных копытных позволяет им совершать прыжки, что важно для передвижения в
горных условиях. Для млекопитающих и птиц высокогорья характерен густой мех и пышное
оперение, защищающее их от холода. Саламандры и змеи (щитомордник, скальный гремучник)
(Слайд 31) высоко в горах встречаются достаточно редко, что связано с резкими колебаниями
температуры в течении суток и неблагоприятными температурными условиями в зимнее время. У
растений высокогорья практически полностью отсутствуют стебли, много стелющихся и
подушковидных форм.

V.        Обобщение.

Ребята, мы с вами совершили экскурсию только по первому этажу музея и уже увидели такое разнообразие животных нашей планеты, познакомились с тем, как животные приспособились к особенностям жизни в определенных природных условиях.

  1. С животными, из каких мест обитания мы познакомились? (Тропические леса (джунгли), саванна, горы, океан и его побережье).
  2. Приведите пример животных, обитающих в горах. Как они приспособились к жизни в горах?
  3. Приведите пример животных, обитающих в африканской саванне. Как они приспособились к жизни?

VI.        Знакомство с другими особенностями музея.

  1. Ребята, интересно вам было узнать про Дарвиновский музей?
  2. Хотели бы вы его посетить и увидеть все своими глазами, а не на проекторе?

Чтобы познакомиться со всеми экспонатами музея, нужно побывать в нем не один раз. В музее есть еще очень много интересного!

В музее на большом экране можно посмотреть видеофильм, рассказывающий о зарождении и развитии жизни на Земле. Под представление отведен самый большой зал музея («Многообразие жизни на Земле») более 500 экспонатов которого как бы оживают: издают звуки и даже двигаются, включается подсветка. За время фильма каждый посетитель успевает почувствовать себя обитателем джунглей, гор и океана.

Можно спуститься на дно моря на глубину 2500 метров в батискафе с иллюминаторами. Иллюзию настоящего погружения создаёт световое оформление витрины, выхватывающее из темноты то плавающую рыбу-химеру, то двустворчатых моллюсков, то червей.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А ещё лучше и увидеть и услышать и прикоснуться. Поэтому мы посетим 2 этаж. Там в зале со сложным названием "Микроэволюция", мы можем нажать на кнопочку, и затрещит пеночка-трёщотка, тревожно проблеет бекас со всей беспечностью и силой весеннего "вдохновения" отзовётся зяблик.

В музее есть Живые весы, которые покажут ваш вес в мышах, кошках, медведях и слонах.

И наверно, одна из интереснейших экспозиций располагается на 3 этаже в зале «Макроэволюция". Посетив музей, мы сможем совершить увлекательное путешествие в мир древних ящеров, узнать ответы на вопросы: Кто такие динозавры? Как мы узнали о том, что на Земле существовали динозавры? Когда на Земле жили динозавры? Чем питались динозавры? И многие другие. А движущиеся модели динозавров в натуральную величину точно никого не оставят равнодушными.

Вот как много интересного можно узнать, увидеть и услышать в Государственном Дарвиновском музее.

VII.        Закрепление полученных знаний.
Кроссворд.
(Слайд 32).

VIII.        Итог занятия.

С каким музеем познакомились? Что особенно запомнилось? Что хотелось бы увидеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

История создания и развития Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника....

Государственный Русский музей

Презентация с рядом картин о Русском музее С.Петербурга. Для 2 класса УМК "Гармония"...

Государственный исторический музей

Поездка в Государственный исторический музей в 2012 г....

Экскурсия в Дарвиновский музей

Удивительное путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Знакомство с чудесными растениями и животными там обитающими.С мои...

Фотоотчёт о экскурсии "Морские сокровища Чёрного и Азовского морей" в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Фелицина.

Данная экскурсия проводилась в расмках недели кубановедения в начальной школы. Ученики 1 классов посетили Краснодарский музей и побывали на выставке "Морские сокровища", на которой познакомились с оби...

Урок-экскурсия в Государственном Бородинском военно-историческом музее

Данная экскурсия может быть проведена в школьном музее в рамках изучения раздела о битве при Бородино. Разрботка предназначена для проведения урока в 4 классе....

Презентация "Государственный Музей Эрмитаж" Виртуальная экскурсия.

Визуальная экскурсия по Государственному Музею Эрмитаж предоставить возможность визуально познакомитьсяс историей развития человечества через достижения духовной культуры, мотивировать их к изучению в...