Государственный Дарвиновский музей
классный час на тему
Конспект занятия по экскурсионной деятельности по теме "Музеи Москвы. Государственный Дарвиновский музей" с презентацией. Позволяет провести обзорную экскурсию, рассказать о многообразии растительного и животного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennyy_darvinovskiy_muzey._prezentaciya.ppt | 2.12 МБ |
krossvord._darvin.muzey_.docx | 12.64 КБ |
ekskursionnaya_deyatelnost._darvinovskiy_muzey.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
КРОССВОРД
Дарвиновский музей
"Многообразие Жизни на Земле"
По горизонтали:
- Фамилия основателя музея.
- Древний ящер, который населял нашу планету миллионы лет назад.
- Земная возвышенность
По вертикали:
- Водное пространство между материками земной поверхности.
- Какаду, жако, ара - кто это одним словом?
6. В честь какого ученого назван музей?
7. Питон, удав - кто это одним словом?
8. Территории в Африке, где всего два сезона.
Предварительный просмотр:
Экскурсионная деятельность
Музеи Москвы. Государственный Дарвиновский музей
(Обзорная экскурсия «Многообразие жизни на Земле» 1 этаж)
Цель:
- продолжить знакомство с музеями Москвы, познакомить с экспозицией и историей создания Государственного Дарвиновского музея, с многообразием растительного и животного мира.
- воспитывать любовь и гордость к городу, в котором мы живем.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Повторение ранее изученного.
Ответы на вопросы:
- Музейные предметы, выставленные для посетителей - это ... (экспонаты);
- Зал, где представлены музейные предметы - это...(экспозиция).
- Застекленное место в зале музея, где находятся экспонаты - это... (витрина).
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с музеями Москвы.
- У вас на столах лежат рисунки различных животных. Расскажите коротко, что вы о них знаете: где они живут? чем питаются? (Рассказы детей)
- Скажите, а где мы можем посмотреть и узнать что-либо о жизни, повадках, среде обитания животных? (В зоопарке, по телевизору, прочитать в книгах ...)
Из ваших рассказов можно сделать вывод, что все места на земном шаре обитаемы и живые существа обитают почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые и многие другие существа, которые приспособились к определенным условиям. О разнообразии животных, о местах их обитания и о том, как животные приспособились к условиям жизни, мы узнаем с вами, побывав в музее. Называется он -Государственный Дарвиновский музей. (Слайд 1.) Сегодня мы совершим заочную экскурсию в этот музей.
Животные в музее представлены в виде чучел. Чучело - это набитая чем-нибудь шкура, кожа животного, служащая его внешним подобием.
III. Новый материал.
1. История создания музея
Здание Государственного Дарвиновского музея состоит из Выставочного комплекса (слева) и основного здания (справа) (Слайд 2.) Это новое здание музея - большое и удобное. Его музей получил в 1995 году. А датой основания музея принято считать 7 октября 1907 год. Так что совсем недавно, а именно 7 октября 2007 года музей отметил свой сто летний юбилей.
2. Основатель музея
Основателем и руководителем музея был ученый Александр Коте (1880-1964), (Слайд 3 -слева). С раннего возраста Коте увлекался животными, хотел создать свой музей. И его мечта сбылась, а началась все с коллекции насекомых, которую Александр собрал, когда ему было 9 лет. Верной помощницей, коллегой, женой в этом деле стала Надежда Ладыгина (Слайд 3 - справа.).
Сейчас в музее около 400 тысяч экспонатов и огромное собрание книг. (Самая старая книга -энциклопедия "История животных" 1551 года, с реалистичными описаниями не только существующих, но и мифологических существ)
3. Название музея.
Название музея связано с именем путешественника и ученого Чарльзом Дарвина. (Слайд 4.) В старших классах на уроках биологии, зоологии вы подробнее познакомитесь с этим ученым и узнаете, какой вклад он внес в науку. В своих научных трудах он объяснил, почему все живое приспособлено к жизни. (Современные животные - это потомки вымерших, которые постоянно изменялись под влиянием условий внешней среды и приспосабливались к новым условиям жизни, (выживают только те животные, которые сумели лучше приспособиться к окружающим условиям, а менее приспособленные - погибают)). Это сложный материал, поэтому об этом ученом, о его вкладе в науку вы подробнее будете знакомиться в старших классах на уроках биологии, зоологии.
Наша задача - узнать место обитания животного, как оно приспособилось к данным природным условиям.
- Назовите по очереди животное и место его обитания (например, верблюд - пустыня, слон -тропические леса Африки и т.д.).
IV. Первичное закрепление (Слайд 5, 6,7)
Проведем небольшой тест. На проекторе будет вопрос и несколько вариантов ответов, вам надо выбрать правильный и записать на листочке цифру с верным ответом.
А теперь правильные ответы (Слайд 8). У какого все верно, поставьте себе «+».
V. Знакомство с экспозицией музея. 1 этаж
И вот мы в музее. 1 этаж. Перед нами главная экспозиция "Многообразие Жизни на Земле" (Слайд 9), состоящая из больших витрин. Замысел первого этажа в том, чтобы привлечь внимание посетителей к интересно сгруппированным комплексам чучел и растений, муляжей камней и растений.
1. Подходим к витрине «Тропический лес» (Слайды 10, 11), в которой представлены животные, населяющие тропические леса, которые часто называют джунглями. Разглядывая экспонаты, мы видим, что джунгли переполнены жизнью, а занимают всего 6% суши. Это объясняется тем, что здесь идеальные условия для жизни: все время тепло и влажно, различные виды деревьев плодоносят в разное время года, поэтому насекомые, птицы, некоторые животные не испытывают проблем с питанием круглый год.
Рассмотрим внимательно, кто же здесь обитает. (Дети называют животных, которых знают)
- Из полуобезьян в тропических лесах встречаются лемуры (Слайд 12), лори; из обезьян: горилла, мандрил (Слайд 13).
- Мы видим большое разнообразие птиц. Среди них есть такие, которые не слишком хорошо летают, а в основном прыгают и лазают (туканы, турако, райские птицы (Слайд 14)). А никобарские, венценосные голуби (Слайд 15), - прекрасные летуны. Попугаи (Слайд 16) (какаду, ары, амазон, жако) и лазают великолепно, и летают хорошо.
- Среди зверей, обитающих на деревьях, есть такие, которые едят листья (листоядные) - это, например, ленивцы и которые едят плоды (плодоядные) - это малая летучая лисица (Слайд 17).
- Можно сказать, что не жизнь, а сказка, тепло, хорошо, еды много. Живи да радуйся. Но нет! Не все жители джунглей, питаются листьями да фруктами. Есть там и хищники, которые питаются другими животным и птицами. Это леопард, ягуар, тигр (Слайд 18.).
- Тропические леса населяют змеи - собакоголовый удав, земляной питон (Слайд 19).
- Здесь, в джунглях, сохранились представители древних групп млекопитающих (такие, как броненосцы (Слайд 20), муравьеды)
2. Переходим к витрине «Обитатели морей и побережий» и видим животных и птиц, которые проводят время и на суше, и в воде. Это птицы (пингвины, кайры, чистики), тюлени и моржи. (Слайды 21). Питаются они, в основном, рыбой, поэтому основным источником питания для них является океан.
Почти три четверти нашей планеты занято океаном. Он появился свыше 4 миллиардов лет назад и более 3 миллиардов лет жизнь существовала только в нем. Живые организмы обитают в океане повсюду. В зависимости от температуры, солености и глубины, отдельные части океана населены разными обитателями.
- Главным компонентом являются водоросли и питающиеся ими мелкие рачки.
- В витрине мы видим акул (серая, длиннорукая), скатов (пятнистый орляк), дельфинов (белобочка), рыб, морские черепахи (бисса) (Слайд 22,23). Для них характерна обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения в воде, поэтому они способны противостоять течениям и перемещаться на большие расстояния организмы.
- Так же представлены организмы, обитающие в грунте и на его поверхности, Большая часть его встречается до глубины 200м. Здесь встречаются разнообразные кораллы (Слайд 24), морские звезды, ежи, крабы (Слайд 25).
- Покажите, где на слайде морская звезда, где морской еж, а где краб.
3. От водной стихии перемещаемся в Африку. Перед нами витрина «Африканская
саваяма». (Слайд 26). Видовое разнообразие животных в саваннах значительно меньше, чем в
тропических лесах.
Здесь, где теплый климат имеет два сезона (сухой и влажный), вырастают травы и совсем мало деревьев. В Африке такие сообщества занимают 40% территории и называются саваннами. Растениями питаются многие звери и птицы - их называют травоядными: бородавочники, зебры, жирафы, слоны, цесарки, страусы (Слайд 26). Среди них сложилась четкая специализация в использовании кормов. Так, например, бородавочники поедают подземные части растений (корни и клубни). Траву на некотором расстоянии от земли поедают зебры. Любители листвы и веток тщательно "подстригают" кусты и деревья в разных ярусах, в верхнем ярусе кормится жираф. Хищники (Слайд 27), питаются другими животными, а остатки от их трапезы и падаль достается гиенам и стервятникам (Слайд 28).
4. Переходим к витрине "Горные животные". Горы занимают свыше 40% поверхности
суши. Животные, обитающие в горах, в разной степени приспособлены к условиям этой среды.
Основные обитатели высокогорья: снежный барс, шиншилла, бородач, кеа, белый улары, козлы и
бараны, пума, гамадрил, горихвостка-чернушка, скалистый голубь, щитомордник (Слайд 29). У
горных обитателей в процессе эволюции выработались своеобразные приспособления, которые
способствуют их выживанию в столь необычных условиях среды. Примеры таких приспособлений
многочисленны. Так у горных козлов (Слайд 30) копыта способны широко раздвигаться, что
облегчает передвижение по осыпям или по снегу. На копытах горных животных подушечки
пальцев относительно мягкие, что также способствует передвижению в горах. Прочное роговое
вещество копыт этих животных быстро отрастает, что предотвращает их "изнашивание". Строение
конечностей горных копытных позволяет им совершать прыжки, что важно для передвижения в
горных условиях. Для млекопитающих и птиц высокогорья характерен густой мех и пышное
оперение, защищающее их от холода. Саламандры и змеи (щитомордник, скальный гремучник)
(Слайд 31) высоко в горах встречаются достаточно редко, что связано с резкими колебаниями
температуры в течении суток и неблагоприятными температурными условиями в зимнее время. У
растений высокогорья практически полностью отсутствуют стебли, много стелющихся и
подушковидных форм.
V. Обобщение.
Ребята, мы с вами совершили экскурсию только по первому этажу музея и уже увидели такое разнообразие животных нашей планеты, познакомились с тем, как животные приспособились к особенностям жизни в определенных природных условиях.
- С животными, из каких мест обитания мы познакомились? (Тропические леса (джунгли), саванна, горы, океан и его побережье).
- Приведите пример животных, обитающих в горах. Как они приспособились к жизни в горах?
- Приведите пример животных, обитающих в африканской саванне. Как они приспособились к жизни?
VI. Знакомство с другими особенностями музея.
- Ребята, интересно вам было узнать про Дарвиновский музей?
- Хотели бы вы его посетить и увидеть все своими глазами, а не на проекторе?
Чтобы познакомиться со всеми экспонатами музея, нужно побывать в нем не один раз. В музее есть еще очень много интересного!
В музее на большом экране можно посмотреть видеофильм, рассказывающий о зарождении и развитии жизни на Земле. Под представление отведен самый большой зал музея («Многообразие жизни на Земле») более 500 экспонатов которого как бы оживают: издают звуки и даже двигаются, включается подсветка. За время фильма каждый посетитель успевает почувствовать себя обитателем джунглей, гор и океана.
Можно спуститься на дно моря на глубину 2500 метров в батискафе с иллюминаторами. Иллюзию настоящего погружения создаёт световое оформление витрины, выхватывающее из темноты то плавающую рыбу-химеру, то двустворчатых моллюсков, то червей.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А ещё лучше и увидеть и услышать и прикоснуться. Поэтому мы посетим 2 этаж. Там в зале со сложным названием "Микроэволюция", мы можем нажать на кнопочку, и затрещит пеночка-трёщотка, тревожно проблеет бекас со всей беспечностью и силой весеннего "вдохновения" отзовётся зяблик.
В музее есть Живые весы, которые покажут ваш вес в мышах, кошках, медведях и слонах.
И наверно, одна из интереснейших экспозиций располагается на 3 этаже в зале «Макроэволюция". Посетив музей, мы сможем совершить увлекательное путешествие в мир древних ящеров, узнать ответы на вопросы: Кто такие динозавры? Как мы узнали о том, что на Земле существовали динозавры? Когда на Земле жили динозавры? Чем питались динозавры? И многие другие. А движущиеся модели динозавров в натуральную величину точно никого не оставят равнодушными.
Вот как много интересного можно узнать, увидеть и услышать в Государственном Дарвиновском музее.
VII. Закрепление полученных знаний.
Кроссворд. (Слайд 32).
VIII. Итог занятия.
С каким музеем познакомились? Что особенно запомнилось? Что хотелось бы увидеть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающий мир.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
История создания и развития Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника....
Государственный Русский музей
Презентация с рядом картин о Русском музее С.Петербурга. Для 2 класса УМК "Гармония"...
Государственный исторический музей
Поездка в Государственный исторический музей в 2012 г....
Экскурсия в Дарвиновский музей
Удивительное путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Знакомство с чудесными растениями и животными там обитающими.С мои...
Фотоотчёт о экскурсии "Морские сокровища Чёрного и Азовского морей" в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Фелицина.
Данная экскурсия проводилась в расмках недели кубановедения в начальной школы. Ученики 1 классов посетили Краснодарский музей и побывали на выставке "Морские сокровища", на которой познакомились с оби...
Урок-экскурсия в Государственном Бородинском военно-историческом музее
Данная экскурсия может быть проведена в школьном музее в рамках изучения раздела о битве при Бородино. Разрботка предназначена для проведения урока в 4 классе....
Презентация "Государственный Музей Эрмитаж" Виртуальная экскурсия.
Визуальная экскурсия по Государственному Музею Эрмитаж предоставить возможность визуально познакомитьсяс историей развития человечества через достижения духовной культуры, мотивировать их к изучению в...