Русские посиделки
классный час (2 класс) по теме
Цели:расширить знания и представления детей о русском народном творчестве; познакомить с традициями и обычаями Руси; вызвать у детей чувство уважения к русской культуре; развивать творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_posidelki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ*
(праздник устного народного творчества)
Цели: расширить знания и представления детей о русском народном творчестве; познакомить с традициями и обычаями Руси; вызвать у детей чувство уважения к русской культуре; развивать творческие способности детей.
Оборудование: иллюстрация с изображением коробейника, сундука, карточки с названием жанра фольклора.
Ход урока
I. Организационный момент.
К нам! Сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
II. Постановка целей урока.
– Кому принадлежат эти слова? (Скомороху-зазывале.)
– Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на ней? (Ярмарка.)
– Как вы догадались? Докажите.
– Что такое ярмарка?
Повсюду ярмарка-распродажа!
Есть все, что нужно,
И лишнее даже.
Учитель показывает иллюстрацию с изображением коробейника.
– Кто это?
– Как вы догадались?
– Что можно было купить на ярмарке?
Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
За улыбку и за шутку,
За любую прибаутку.
Приходи и налетай –
Все, что хочешь, выбирай!
III. Проведение праздника устного народного творчества.
– Сегодня на ярмарке мы купим не совсем обычный товар – жанры народного творчества. Какие жанры вы можете назвать?
– Давайте устроим посиделки.
На доске учитель вывешивает таблички с названиями жанров народного творчества.
На Руси все наши предки,
Чтобы вечер скоротать,
Собирали посиделки,
Поиграть и поболтать.
Хороводы водить,
Песни-нескладухи петь,
Веселы потешки-небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
– Начинаем посиделки.
– Определите, что это за жанр.
Заранее подготовленные дети весело декламируют.
На болоте, на снегу, Укусил комар блоху. Сидит заяц на березе, Умирает со смеху! | Рано утром, вечерком, Поздно, на рассвете, Баба ехала пешком В ситцевой карете. |
Сапоги сшил из рубашки, А рубашку – из сапог. Дом поставил из опилок – Вышел славненький домок. | Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. |
(Небылицы.)
– Определите по иллюстрации, кто эти добрые молодцы и красные девицы.
– Крестьяне ютились в избах, которые топились по-черному. В единственной горнице стояли простые лавки и стол. Свет проходил сквозь маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем. Вечером жгли лучину. Зимой спали на печи.
Рады видеть вас у печки,
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем!»
Отгадайте з а г а д к у:
Славится он первым на селе,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят его степи.
Он лежит сейчас парной,
Ситный, белый и ржаной. Что это?
(Хлеб.)
Хлеб был главной пищей славян. Древнее название хлеба – «жито» – произошло от славянского слова «жить».
– Какие п о с л о в и ц ы о хлебе вы знаете?
• Хлеб всему голова.
• За хлеб-соль не платят.
• От хлеба-соли не отказываются.
• Хлеб-соль и разбойника смиряет.
• Хлеб-соль ешь, да правду режь.
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка.
Сейчас считалки – это часть игры. А когда-то считалки были чем-то вроде заклинания.
Например, если хотели скрыть от злых сил приготовления к охоте, севу, военному походу, то специально искажали счет:
Ази (1), двази (2), тризи (3),
пятам (5), латам (6),
шума (7), рума (8).
А у к ц и о н с ч и т а л о к. (Кто из группы знает больше считалок?)
– Для чего сейчас нужна считалка?
– Давайте поиграем в и г р у «Считалочка-хваталочка» (проводится по группам).
О п и с а н и е и г р ы. Один держит руку «крышей», под которую все подставили пальчики. На последнем слове говорящий хватает пальчик того, кто замешкался.
Лапоть, лапоть, лапоток
Забежал под листок,
Под листиком – вода,
Ты куда?
– Вспомните, что считалось украшением в крестьянской избе, признаком богатства. (Сундук.)
Наш сундучок старинный
Полон загадок,
Коротких и длинных.
Кто проявит ум и смекалку?
Учитель. Не томи, читай загадку!
Дети загадывают старинные загадки.
По сеням ходит,
А в избу не идет. (Дверь.)
На улице – столбом,
А в избе – скатертью. (Дым.)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун,
И два – как яхонты. (Кошка.)
Заря-заряница,
Красная девица,
По лугу гуляла,
Бусы потеряла.
Месяц видел,
А солнце украло. (Роса.)
Белые хоромы,
Красные подпоры. (Гусь.)
На полянке девочки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Собирайся, народ,
В хоровод, в хоровод!
Х о р о в о д под песню «Во поле береза стояла».
Куплет 1. Дети стоят на месте.
Припев. Дети, стоя на месте, машут платочками.
Куплет 2. Два вожака, стоящие напротив пенька, заворачивают круг и ведут детей с зелеными платочками за березу. Вожаки встречаются позади березки.
Куплет 3. Трое детей выходят из полукруга и гуляют под березкой.
Куплет 4. Трое детей в соответствии со словами песни берут спрятанные под березкой дудочки, оставив там платочки.
Все дети машут платочками, трое играют на дудочках.
Куплет 5. Приплясывая, ребенок идет с балалайкой и садится на пенек, играя на балалайке до конца песни.
Куплет 6. Два вожака, заворачивая задний полукруг, подходят к прежним местам и ведут за собой детей.
По окончании песни под русскую плясовую мелодию дети пляшут.
Из-за парт всем дружно встать!
Песни спеть и станцевать
Собрались мы с вами тут,
Ноги сами в пляс идут:
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Вправо, влево повернись,
Веселее улыбнись!
А как соберутся девицы да молодцы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. А весельчаки хотят слово сказать смешное, всех позабавить.
– Послушайте б а й к у п р о ч а й.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял ведро, налил водички.
Всыпал я весь чай в горшок
И приправил перцу, луку
И петрушки корешок;
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем я мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить.
– Почему так произошло, как вы думаете?
– Вот так бывало в старину! Бедняки-то долго к чаю доступа не имели, дорог он был, все кваском обходились. А нынче на Руси без чая и праздник не праздник.
В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось питье доброе, а когда привыкнешь – гораздо вкусно. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело. В 1679 году появились первые самовары.
На Руси традиционно чай всегда был лучшим завершением праздничного обеда. К нему подают лимон, мед, печенье, бублики, пряники.
Ч а с т у ш к и.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем сильно пенится,
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
Мы гостей встречаем...
Все. Чаем, чаем, чаем!
Приглашаем к самоварам...
Все. С чаем, с чаем, с чаем!
И внакладку, и вприкуску...
Все. Чай, чай, чай!
Пейте чай, друзья, по-русски.
Все. Чай, чай, чай!
– В заключение хочу пожелать вам быть гостеприимными, не забывать о наших традициях. Старайтесь их соблюдать, не забывать за все благодарить.
IV. Итог урока.
Всем спасибо за внимание,
За улыбки, понимание.
Вот настал момент прощания –
Говорю всем: «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник для начальной школы "Русские посиделки"
Приглашаем всех на русские посиделки в горнице. Не богат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная. За работой да хлопотами пройдет лето жаркое. Глядишь и осень на пороге. Дни становя...
Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"
Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает у детей уваже...
Фольклорный праздник "Русские посиделки"
Цель:Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество», познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русско...
Русские посиделки.
Мероприятие представляет собой семейный фольклорный праздник....
Русские посиделки. Кузьминки-по осени поминки.
Цель праздника - ознакомить с народными традициями и обрядами; рассказать о народном празднике «Кузьминки»; приобщить детей к народным традициям....
Занятие "Русские посиделки"
Обогащение знаний о фольклорных традициях русского народа....
Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"
Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...