Кружковая работа в начальной школе.
методическая разработка (3 класс) на тему

Фахрутдинова Ландыш Асгатовна

Программа занятий  театрального кукольного кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota2.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий театрального кукольного кружка

Кружок театра кукол — одна из форм внеклассной работы с детьми в области художественного воспи тания. В основе этой работы лежит -театр кукол.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Организационные "формы кружка театра кукол могут быть разнообразными, в зависимости от условий работы. Наиболее типичная форма — объединение группы ребят с целью создать спектакль и показать его своим товарищам. Эта группа  мастерит оформление — ширму и де корации, разучивает роли, играет спектакль. В кружок в основном принимают тех детей, которые прояв ляют интерес к театру кукол во всем объеме работы — от изго товления кукол до исполнения спектакля.

В плане работы кружка, составляемом на учебный год должны быть отражены следующие моменты: общие учебно-воспи тательные задачи; организационные вопросы: работа над по становкой с указанием сроков готовности спектакля и его компонентов.

Исходным моментом в работе над спектаклем является выбор пьесу, которая определяет направление и содержание работы кружка на значительный период. Выбор пьесы должен определяться прежде всего ее содержанием, идейной и художественной ценностью. Необходимо учитывать, на какой возраст пьеса рас считана; она обязательно должна быть понятной и интересной для исполнителей. Однако это положение не нужно понимать уз ко. Необходимо расширять кругозор ребят и не ограничивать выбор пьес кругом уже имеющихся у них представлений.

Образ куклы типизирован, обобщен, или, как говорят, обладает маской. Она изображает только самое существенное и ти пичное во внешности и поведении персонажа. Поэтому образы пьесы для театра кукол должны быть собирательными и в выс шей степени обобщенными. Речь персонажей должна быть дей ственной и характерной.

При выборе пьесы необходимо учитывать исполнительские и технические возможности кружка. Прежде всего руководителю необходимо подумать, есть ли у него исполнители на все роли, мужские и женские.

Распределение ролей — дело не только режиссерское, но и пе дагогическое. Нужно равномерно распределять работу в кружке и избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Кроме того, не следует усматривать у детей определенные амплуа, надо стремиться расширять диапазон ис полняемых ими ролей.

Выбирает пьесу руководитель, но желательно, чтобы коллек тив принимал в этом участие. Руководитель может предложить на выбор две пьесы, намеченные им.


Определенное место в репертуаре кружка могут занять кон цертные программы, составленные из номеров эстрадного харак тера (песенки, танцы с куклами, кукольные пантомимы, клоуна ды и т. д.). Кружок может также своими силами сочинять сцен ки на местные темы, главным образом сатирического характера. Это эстрадные выступления, небольшие комедии, иногда прямо изображающие знакомых лиц, иногда носящие иносказательный характер (по типу сказок и басен).
Постановочный план разрабатывается самим руководителем кружка. Составление его начинается с выяснения идеи пьесы.
Затем руководитель проводит работу по уточнению текста пьесы — он выверяет логику поведения всех действующих лиц и определяет их основные физические действия.

В кружке театра кукол рекомендуется работать с так назы ваемыми верховыми куклами, т. е. с куклами, управляемыми снизу, из-за ширмы. Эти куклы наиболее распространены в те атрах нашей страны и наиболее отвечают условиям работы са модеятельного кружка. (Мы работаем перчаточными куклами.)
План, разработанный руководителем, — необходимая основа для начала работы с кружковцами. Только хорошо продумав за мысел спектакля во всех его деталях, руководитель может гово рить о нем с детьми и направлять их работу. Имея подготовлен ные соображения, он ставит определенные вопросы на обсуждение, помогает участникам решать их и таким образом вовлекает коллектив в решение постановочных задач.

После прочтения и обсуждения пьесы в целом можно при ступить к распределению ролей. Оно начинается с обсуждения образов всех персонажей и выбора системы кукол. Распределе ние ролей — трудный и ответственный момент. Руководитель должен здесь проявить особый такт.

Несмотря на то, что исполнитель находится за ширмой, его индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала. Большое значение имеет голос — его тембр, манера речи и т. д. Поэтому необходимо искать слия ния зрительного образа куклы с голосом исполнителя.

Распределяются роли коллективно в результате прослушива ния чтения за столом, а если есть готовые куклы — ив резуль тате просмотра работы с куклой.
Первые репетиционные пробы работы с куклой рекомендует ся проводить сразу на грядке ширмы. А потом работа продолжается за столом.

Цель работы за столом — вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, найти в каждой сцене действенное содержание, ос ветить каждый момент спектакля с точки зрения его идеи, темы, сюжета и характеров действующих лиц. Она проводится в фор ме читок, обсуждений и бесед. Руководитель вовлекает всех ис полнителей, вызывая их на высказывания наводящими вопроса ми. Он обращает внимание на обстоятельства, предлагаемые пьесой, добивается понимания того, как влияют они на поведение действующих лиц. Затем просматриваются действия каждого персонажа и куски его роли. Наводящими вопросами здесь бу дут: что хочет данный персонаж? К чему стремится? Что делает? Работа за столом будит воображение исполнителей. Очень важно дать их воображению определенное направление, научить их мыслить в образах театра кукол, а не представлять себе при этом живых людей. Поэтому в работе за столом поднимаются также вопросы устройства кукол, ширмы и декораций. Обсуж дая действия своих персонажей, исполнители должны задумы ваться над тем, как осуществить эти действия на ширме. В связи с работой по анализу пьесы в целом идет и разбор текста.
Работа с исполнителями на ширме ведется в двух направле ниях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем.

Таким образом, все, что делает кукла на ширме, определяет ся вопросами: что происходит (в спектакле, отдельной сцене)? Что делает данный персонаж? Как делает (по сюжету и техни чески)? Применение этих законов сценического действия в театре кукол имеет свои особенности. Исполнитель, непосредственно реагирующий на все происходящее на сцене, скрыт за ширмой. Все, что он чувствует и думает, он вкладывает в действия наде той на его руку куклы. Он смотрит на нее со стороны и управ ляет ее действиями, обусловленными сценическими задачами, в соответствии с изобразительными данными куклы.

На кружках ученики учатся работать с куклами, основываясь на некоторые принципы:

1. Говорящая кукла должна двигаться. Движения ее могут быть весьма различными. Подобно тому как слово имеет свой смысл и интонацию, движения говорящей куклы имеют свои от тенки. Если слово, сказанное за ширмой, не подтверждено дви жением куклы, то оно может оказаться для зрителя не связан ным с данным персонажем. (Исключение представляют собой особые случаи, когда неподвижность куклы необходима для данной сцены.) Это правило распространяется также на массо вые сцены.

2. Движения говорящей куклы отражают либо непосредст венно то, что она говорит, либо ту мысль, а следовательно, и то отношение, которое кроется в произнесенном тексте.

3. Ритм речи и сила слова отражаются в ритме и силе дви жения.

4. Все поведение куклы — ее движения, жесты и слова—дол жно быть обращено к вполне определенному объекту — предме ту или персонажу.

Дети  должны приобрести навык держать куклу на ширме на одном постоянном уровне, не высовывая ее чрезмерно из-за ширмы и не опуская ниже определенного уровня.

Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.


Цели образовательной программы:

1. Познакомить с возникновением кукольного искусства, искусством вождения кукол.

2. Вырабатывать умение оценивать прекрасное в искусстве, в образцах детской литературы.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие, четкость, вы- разительность речи.

4. Содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям.

Задачи программы

Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Организация процесса

   Программа рассчитана на учащихся начальных классов. Количество часов  - 34, 1 часа в неделю.

 Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Формы проведения занятий: беседы; упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти; дикционные упражнения; этюды с куклами на столе и ширме; чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей; чтение сказки по ролям; репетиции, прогоны спектакля; работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, ремонт кукол; выступление со спектаклем перед родителями или учащимися начальных классов школы.

        

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Таинственные превращения

2

2

 

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

20

 

20

4

Выбор для спектакля пьесы

4

4

 

6

Показ пьесы детям

4

 

4

7

Ремонт кукол

1

 

1

Всего

34

7

27

Планирование занятий кружка

Сроки

    Тема

         Краткое      содержание

1.

2.

3

4.

5

6-7

8

Вводное занятие.

Цели и задачи кружка. План кружка.

Таинственные превращения..

Правила вождения куклы.

Работа над выбранной для спектакля пьесой

.

Практические занятия по вождению куклы. «Звук – ценность речи».

Выбор пьесы для постанов-ки. Чтение пьесы.

План и темы занятий. Устав кружка. Беседа о кукольном искусстве. Этюдный тренаж. Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы.

Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства

Беседа о разнообразии кукол для кукольного театра. Изучение правил вождения кукол. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Про-верь себя»). Практические занятия по вождению куклы.

Дикционные упражнения. Этюды с куклами на столе.Беседа о том, как создается кукольный спектакль. Дикционные упражнения, работа над дыханием. Этюды на сопоставление различных эмоций («Тит, а Тит?», «На улице две курицы»).

Практические занятия по вождению куклы.

Этюды на воспроизведение отдельных черт ха-рактера, развитие внимания («Лисичка-сестрич-ка», «Выбери одежду для куклы»). Дикционные упражнения. Практические занятия по вожде-нию куклы.

Чтение сказки «Битый небитого везет». Обсуждение характеров героев. Определение темы, идеи. Этюды на развитие воображения «Оживи предмет».

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Распределение ролей.

Упражнения и этюды с куклами.

Монтировочные репетиции, прогоны.

Генеральная репетиция.

Показ спектакля на родительском собрании.

Ремонт кукол

Практические занятия по вождению куклы.

Чтение пьесы «Мороз  Ива-нович». (По сказке В.Ф. Одоевского)

Занятия по сценической ре-чи.

Знакомство с театральной лексикой. Этюды на развитие памяти и мышления («Художник», «Карнавал зверей»). Практические занятия по вождению куклы на столе и ширме. Распределение ролей.

Дикционные упражнения. Практические заня-тия по сценической речи. Этюды с куклами на столе и ширме на материале пьесы.

Этюдный тренаж на выражение основных эмо-ций, воспроизведение отдельных черт характе-ра. Дикционные упражнения. Работа над поста-новочным планом. Прогоны фрагментов сказки. Монтировочные репетиции.

Работа над внешним оформлением спектакля. Генеральная репетиция.

Показ спектакля родителям и детям класса.

Показ спектакля учащимся начальных классов.

Этюды на выразительность жеста («Чух,чух, дятел», «Пошла Маня на базар»). Дикционные упражнения. Выбор пьесы для постановки. Бесе-да об авторе пьесы.

Чтение сказки, обсуждение характеров героев. Определение идеи, темы. Распределение ролей.

Дикционные упражнения. Работа над дыханием. Этюдный тренаж. Выразительное чтение сказки.

23

24

25

26-

27

28

29

30

31.

32

33-

34

Работа над сценической речью. Репетиции.

Работа над внешним оформлением спектакля.

Монтировочные репетиции и прогоны.

Генеральная репетиция.

Выступление со спектаклем.

Ремонт кукол.

Этюды на выражение основных эмоций («Заяц, заяц, чем ты занят?», «Федул, что губы надул?») Выразительное чтение сказки по ролям. Занятия по сценической речи. Монтировочные репети-ции и прогоны.

Изготовление декораций, бутафории, оформле-ние ширмы. «Звук – ценность слова» (занятия по сценической речи).

Отработка деталей спектакля на ширме. Этюд-ный тренаж. Работа над постановочным планом спектакля.

Генеральная репетиция. Отработка выразитель-ности речи и жестов.

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы.

Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти. Л.А Сиверцева «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г.

И.Ф. Петров « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2004 г.

Газета «Педсовет» № 8 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Кружковая работа в начальной школе.

Программа занятий театрального кукольного кружка....

Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...

«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому  я планиру...

Программа кружковой деятельности в начальной школе "Шагай наадан"

рабочая программа кружковой деятельности в начальной школе "Шагай наадан"...


 

Комментарии