Работа с одаренными детьми
план-конспект по теме
Выступление на августовской педагогической конференции учителей начальных классов.
Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Работа с одаренными детьми»
(в рамках районного методического объединения учителей начальных классов)
Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры, а также очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления;
легкость ассоциирования; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть: непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; иметь позитивную Я концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь: обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования; стимулировать познавательные способности учащихся; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Так скажем есть дети вундеркинды. Вундеркинды это дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.
Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что им уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество: они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.
Другое - одаренные дети не должны являться исключением. Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения.
Одной из главных задач школы является выявление и обучение способных и одаренных детей. Контингент учащихся школы, даже в идеале, не может быть однородным. Основой выявления детей со способностями является педагогическая диагностика (педагогические наблюдения) детей на всех возрастных ступенях учебно-воспитательного процесса.
Один из основных вариантов качественного образования одаренных детей - индивидуализация обучения. Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей осуществляется с помощью специальных индивидуальных учебных программ, которые могут быть либо ускоренными, либо обогащенными; они имеют ряд конкретных форм. Ускорение обучения может осуществляться: путем раннего поступления в школу, обучения тому или иному предмету с детьми более старшего возраста, «перепрыгивания» через класс. Для учащихся, показавших наиболее высокие способности по математике, предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе (спецкурсы), экстернат. Более широко в современной гимназии используются различные формы обогащения в обучении способных детей. Обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по до полнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает допол нительный материал к традиционным курсам, большие возможности для развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Важное значение имеет обогащение обучения, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся, решение задач, общий подход к развитию умений рассуждать, умений критически мыслить, творческих и исследовательских умений. Дополнительные интенсивные стратегии для развития одаренных учащихся представляют внешкольные кружки и объединения, заочные школы, центры юных техников, биологов и т. д., где применяется продуктивное освоение сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение научно-исследовательской работы, участие в городских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, телекоммуникационных проектах, издание научного журнала. В рамках технологии саморазвития личности работа с одаренными учащимися рассматривается как развитие их внутреннего деятельностного потенциала, способности быть авторами, творцами, активными созидателями своей жизни, умения ставить цель, искать способы ее достижения, быть способными к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.
В настоящее время созданы образовательные программы для работы с одаренными детьми.
Цели и задачи этих программ состоят в следующем:
1. предусмотреть степень и меру самораскрытия одаренных учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия учащихся;
2. удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
3. коммуникативная адаптация;
4. помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность);
5. самопрезентация в отношениях
В программах отражены различные формы работы с одаренными детьми:
6. гибкий и мобильный учебный план;
7. независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
8. планирование и принятие решений самими учениками;
9. конструирование учебного плана на базе интересов учащихся;
10. маневренные блоки и т. д.
Требования к содержанию программ для одаренных школьников:
1. выходить за рамки общепринятых программ;
2. учитывать специфику интересов учащихся;
3. соответствовать их стилю усвоения знаний;
4. не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
1. предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
2. давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
3. предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
4. поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Содержание программы должно отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности.
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....