Память сердца
классный час (2 класс) по теме

К данной разработке прилагается презентация, демонстрирующая те ужасы, которые пришлось пережить узникам фашистских концлагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_ob_uznikah_konclagerey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час,

посвящённый 11 апреля - Международному Дню

освобождения узников фашистских концлагерей

 «ПАМЯТЬ СЕРДЦА»

  с использованием ИКТ

Цель:         

- раскрыть смысл  жестокости войны для подрастающего поколения;

-рассказать об ужасах лагерей смерти (Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Саласпилс и др.)

           -способствовать формированию активной гражданской позиции  учащихся.

Задачи:

- формирование лучших качеств человека;

- воспитание сострадания, эмпатии, патриотических чувств и уважения к своей Родине, своему народу;

- развитие познавательных способностей учащихся.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога.

Вот уже более 65 лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не стёрлись и никогда не сотрутся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. Слайд №1

Именно 11 апреля 1945 года узники концентрационного (= специально оборудованного центра массового принудительного заключения и содержания граждан различных стран) лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти, прозванного нацистской фабрикой смерти, - подняли интернациональное (международное) восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.

Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения. Война закончилась, но даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Сегодня мы вспомним о тех, кто был замучен  в застенках концлагерей, ибо нельзя забывать о них, ведь ценою их жизней завоёвана наша будущая, мирная, лучшая жизнь. Слайд №2

2. Основная часть занятия.

Всего на территории Германии и захваченных ею стран действовало более 14000 концлагерей. Вот названия некоторых из них. Слайд №3

Беседа с учащимися, объяснение основных понятий (концлагерь, бараки, нары, крематорий, газовые камеры и др.)

-Ребята, вы представляете что такое концлагерь? (ответы детей)

-Это место, где содержатся военнопленные, заложники.

Посмотрите, так выглядели концлагеря, в которых фашисты держали пленных, узников, заключённых.

Слайд №4 ,№5 

(Бухенвальд, Саласпилс, ворота с девизом большинства концлагерей  арбат махт фрайт «Труд освобождает». Эти слова на воротах были последней надеждой узников)

Краткое описание концлагерей по их внешнему виду.

- Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным.

Сбежать из лагеря было практически невозможно.

 - Прибывших пленников принимали в приёмпункте слайд № 6 и выдавали им одежду.

С этого момента узник должен был вместо своего имени запомнить свой порядковый номер с одежды на немецком языке. Слайд №7.

В концлагерях пленные жили в бараках Слайд №8. (деревянных сооружениях, напоминающих сараи). В барак помещали  в несколько раз больше людей, чем он мог вместить. Было очень тесно, воздуха не хватало, пленным порой было трудно дышать.

В бараках находились трёхъярусные нары (приспособление для спанья, состоящее из досок) Слайд №9.

Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться.

За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) жестоко били или сажали в одиночную камеру. Ежедневно в бараках умирало до ТЫСЯЧИ человек.

        Из великого множества пленных концлагерей многих людей, особенно тех, кто не мог работать, убивали сразу же, но не всех. Узников использовали на различных принудительных работах – строительство военных заводов, дорог и аэродромов, на каменоломнях (каменоломня - сложные обширные системы подземных ходов). Узников лагеря фашисты считали «скотом, трудящимся на благо Германии». Рационом питания для пленных была бурда (мутная, неприятная на вкус жидкость), например из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось   12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения. Выжившие узники признавались, что завидовали собакам фашистов. Собак кормили лучше, чем заключённых.

На территории концлагеря находились газовые камеры, где людей умерщвляли (убивали) газом. Слайд №10. 

Чтобы люди меньше пугались и не паниковали перед смертью фашисты обманывали пленных. Они приглашали заключённых пройти в специальную камеру якобы для того, чтобы помыться. На самом же деле так заманивали людей в камеру смерти, где узники умирали от удушья газом. Слайд №11.

- Это модель газовой камеры. Сверху душевые головки - из которых никогда не вытекала вода...

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать. Слайд №12.

Число узников постоянно увеличивалось - мест, одежды, да и баланды, не хватало - поэтому часть живых людей и огромное количество трупов приходилось сжигать - расстреливать не успевали, экономили патроны. Сжигали людей в крематориях, в печах, которые располагались на территории лагеря. Слайды №13.

Людей вешали непосредственно перед печкой. №14,  №15.

Почти во всех концентрационных лагерях был крематорий. Но убитых пленных было настолько много, что их не успевали сжигать, поэтому сбрасывали их в огромные рвы 

(глубокие канавы, вырытые в земле), которые узники должны были сами себе вырыть.

Слайд №16.

Также в лагерях каждый день проводились показательные казни для устрашения заключённых. Слайды №17, №18.

Фашисты – надзиратели тюрем издевались над пленными так ужасно, что замирает сердце. Людей практически не кормили, жестоко избивали, а также ставили на них мед. эксперементы. Делали операции без наркоза, специально заражали людей различными болезнями, чтобы посмотреть выживет человек или нет. Жестокость фашистов не знала границ. Иногда даже из кожи пленных делали перчатки. Слайд №19.

Вот ещё пример неимоверной жестокости нацистов. Слайд №20. 

Когда освобождали  концлагеря, то солдаты – освободители увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали  их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве - перерабатывали в войлок (прокладочный, уплотнительный материал) и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Послушайте отрывок из стихотворения, которое пробивает до слёз.

Женские волосы жуткой горою

В лагере высились передо мною.

Светлые, темные и огневые,

Черные, с примесью пепла, седые

Детские, словно ленок золотистый.

Люди! Запомните все, что фашисты.

Золотом тем набивали матрасы,

Это вовек не должно забываться.

Где-то скрываются, живы доселе

Звери, что спали на этой постели.

Но пожалуй самое страшное, что можно было видеть в лагерях смерти – это смерть и мучения детей. Да, они тоже были в этих нечеловеческих условиях наравне с взрослыми. Дети напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички. Слайды: № 21, №22, №23, №24, №25.

Детей принуждали работать по 15-20 часов. Их заставляли на лямках перевозить груженые повозки с разным грузом. Часто детям приходилось возить трупы.

А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

Детей, родившихся в лагерях, нацисты отбирали у матерей и умертвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

Не все дети были задушены в газовых камерах, многие погибли здесь от медицинских опытов, болезней, голода и побоев.

В лагерях смерти творились неслыханные зверства! Женщин, держащих на руках грудных и малолетних детей беспощадно расстреливали, трупы же сбрасывали в рвы. Иногда в рвы падали и живые женщины и дети. Когда  огромные рвы засыпали, земля еще долго шевелилась. Самым ужасным лагерем детской смерти был Саласпилс.

В  концлагерях  было уничтожено 2,5 миллиона детей.

Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа. Они верили, что выстоят, что фашизм будет разгромлен, что наступит  час  освобождения, и как могли приближали эти минуты. В лагерях действовали подпольные организации.  Узники  тайно добывали информацию о положении на фронтах, распространяли ее среди заключенных, занимались вредительством на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания …За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу. Но и тогда в душе были горды, что хоть как-то смогли навредить фашистам.

Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Лагерники, умирающие сотнями от голода и болезней … Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни … Как они выжили, выстояли, не погибли? Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство.

За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза (так раньше наз. наша страна).

Сейчас на тех местах, где были расположены концлагеря, воздвигнуты памятники мемориалы, монументы (= объекты, сооружения, созданные для увековечения памяти о героических, выдающихся людях и событиях) жертвам нацистов. Слайды: №26, №27, №28, №29.

 -        Видя эти ужасы, думаю, вы понимаете и чувствуете сердцем, душой весь тот ужас, который испытали  люди  войны и особенно дети ВОВ и оцениваете то, как хорошо вам живётся сейчас. Сейчас у вас есть всё для радости и счастья (близкие, родные, друзья, школа, игрушки, хор. питание и проч.), всё для хорошей жизни. А дети войны были лишены всего этого. Сейчас они уже пожилые люди – ветераны ВОВ, которых мы должны беречь и уважать, помогать им во всём, ибо они выстояли и победили, спасли нашу будущую жизнь.

-Слава тем, кто выжил, пройдя все кошмары войны и концлагерей и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ СЕРДЦА  всем погибшим, замученным в лагерях смерти. Объявляется минута молчания. Слайд №30.

Минута молчания.

Возврат к слайду №1.

В этот день, 11апреля, мы чтим всех, кто выдержал муки фашистского ада в концлагерях, кто выстоял в ВОВ и вытерпел все истязания и лишения, и победил врага, освободив нашу Родину от фашизма! Мы никогда не забудем эти страшные события, и пока живы, мы будем помнить о них, о жертвах ВОВ, ибо память помогает нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле. Будем же беречь его всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Проект "Память сердца".

Проект посвящен участикам Великой Отечественной войны...

Память.Виды памяти. Развиваем память

Урок психологии в 4 классе.Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»Цель:Показать разные способы запоминания.Мотивировать детей на тренировку своей памяти.Задачи:Дать представления...

Проект: Память сердца (труженик тыла Великой Отечественной войны

Проект: Память сердца (труженик тыла  Великой Отечественной войны...

Чтобы память жила в сердцах

Сегодня важна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально-значимых качеств. Пат...

Сценарий посвященный Дню победы «Память сердца».

Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине у молодого подрастающего поколения....

К 79-годовщине Великой Победы. " Память Сердца -наши земляки-ингуши в Великой Отечественной войне"

9 мая мая   один из самых главных праздников -День Победы.Наша страна отмечает 79 годовщину Великой Победы над фашистской Германией.   Это радость со слезами на глазах" - так ...