Внеклассное мероприятие на тему "Праздник дружбы"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

 

Данное мероприятие:

воспитывает  положительные личностные качества у  школьников, таких как: трудолюбие, чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма;

 воспитывает  дружелюбное отношение друг к другу;

воспитывает у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

        воспитывает  уважение и доброе отношение к другим людям,  к обычаям, традициям и культуре         разных народов;

        воспитывает толерантность, развивает такие качества как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм;

        совершенствует такие качества  у учащихся как самостоятельность, дисциплинированность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в творческой группе;

       готовит к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды;
       привлекает внимание детей к традиционным народным закличкам,  пословицам и поговоркам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda_prazdnik_druzhby.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ПРАЗДНИК ДРУЖБЫ»

                                                 Подготовила учитель начальных классов:

                                                                                               О. П. Рыжкова

2011 – 2012 уч. год

«Праздник дружбы.»


ЦЕЛИ:

 Образовательная:

Ознакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;

познакомить с новым нравственным качеством «терпение»;

учить рассуждать, логически мыслить.

Развивающая:

Формировать грамотную речь, развивать логическое мышление, развитие слухового восприятия через музыкальное оформление мероприятия, развитие координации в пространстве;

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

развитие коммуникативных навыков;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;  

развитие умения у учащихся  держаться на публике, работать в команде;

развивать интерес к народному творчеству;

формировать положительное отношение к людям разных национальностей;

насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом.

Воспитательная:

Воспитание положительных личностных качеств школьников, таких как: трудолюбие, чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма;

 воспитание дружелюбного отношения друг к другу;

воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

      воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,  к обычаям, традициям и культуре    

      разных народов;

воспитание толерантности, развитие таких качеств как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм;

совершенствование таких качеств у учащихся как самостоятельность, дисциплинированность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в творческой группе;

готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды;
привлекать внимание детей к традиционным народным закличкам,  пословицам и поговоркам.

Коррекционная:

Активизировать и развивать различные стороны мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение;

способствовать развитию наблюдательности, находчивости, быстроты реакции;

вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора;                    совершенствовать все психические процессы, развивать физические силы ребенка;                            активизировать речь детей новыми словами;

корригировать логическое мышление, воображение, связную устную речь обучающихся.

Оборудование:

 Презентация  (авторская разработка);

  проектор, компьютер, экран,  музыкальная аппаратура,  

фонограммы: «Гимн Российской Федерации», «Матрёшки», «Большой хоровод», звуки домбры, аудиозапись казахской притчи.

Костюмы: русские народные, казахские народные, молдавский, чеченский.

Кулинарные блюда русской, казахской, чеченской и молдавской кухни.

Самовар, атрибуты русского народного быта, старинные игрушки, деревянные игрушки – матрёшки с загадками.

 Маленький журнальный столик.

Плакат с зашифрованной казахской пословицей в виде спирали.

Карточки для игры «Собери слово».

Цветок толерантности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

На сцену выходят: Даша, Тимерлан, Володя, Настя, Мирхат, Ирина.

Ребята, закройте глаза и произнесите следующие слова: «Я всё знаю, умею, могу. У меня всё получится. Меня все любят. У меня всё хорошо.»

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.

Бауржан, Ира, Тимерлан, Мирхат, Кристина, Галя, Альфия, Динара, Таня. Эльдар, Настя, Вова, Даша.

СЛАЙД № 1

Авдюшкина Даша

Здравствуйте друзья!
Мы будем называть вас всех друзьями!
Нам предстоит серьезный разговор,
Мы собрались сегодня не случайно:
Многокультурный город наш
И класс наш многонациональный.
Самханов Тимерлан

Есть в классе молдованка и чечен.
И русские, а так же и казахи.
Все мы дружны - секретом дружбы
С вами мы решили поделиться!
Баязитов Володя

Мы наш секрет откроем вам не сразу,
Вы только слушайте с открытою душой.
Мы верим, скоро все поймете сами
И навсегда возьмете наш секрет с собой!
СЛАЙД № 2

Шишкина Анастасия

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны…

 Курпешев Мирхат

И светит солнышко неярко.
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно…
Ну, как скажите не скучать?
СЛАЙД № 3

Безуглова Ирина
Мир сразу красками наполнится
Изменится вдруг все вокруг!
ЩЁЛК

Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий, верный друг!

Дети проходят на свои места.

СЛАЙД № 4

Ребята, сегодня мы собрались на нашем празднике дружбы. Для того чтобы научиться дружить, любить, уважать и понимать друг друга. Быть терпимыми друг к другу. Сегодня мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. цель:ознакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;

познакомить с новым нравственным качеством «терпение»;

 Я вас очень всех люблю, уважаю и хочу дружить с вами. И в честь нашего праздника решила подарить вам необыкновенный цветок,

СЛАЙД № 5

но сильным порывом ветра оторвало несколько лепестков. Дети давайте восстановим цветок. У каждого потерявшегося лепестка есть своё место в сердцевине цветка. Эти лепестки собираются как пазлы.

Дети восстанавливают цветок. По ходу восстановления цветка учитель задаёт вопросы.

Что такое дружба?

Дружба- это близкие отношения между людьми, основанные на доверии и общности интересов.

Как вы понимаете дружный класс?

 Например, у нас дружный класс. Потому что мы помогаем, поддерживаем, не обижаем друг друга. Не ссоримся и защищаем друг друга.  

Какую пословицу о дружбе вы знаете?

Друг познаётся в беде.

Что такое уважение?

Уважение –это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.

Как вы проявляете уважение? Кого вы должны уважать?

Мы должны уважать родителей, своих педагогов.

Что такое милосердие? Вы уже знакомились с этим понятием. На каком мероприятии вы узнали об этом нравственном качестве?

С этим понятием мы познакомились на открытом мероприятии «Дорогою добра», которое проводила Ирина Владимировна. Милосердие –это готовность помочь кому-нибудь. Милосердие это значит милое сердце, доброе сердце.

А ещё у нас какой лепесток остался, прочитайте что на нём написано.

Терпение.

Правильно, ребята. На прошлом открытом мероприятии вы познакомились с понятием милосердие, а сегодня вы узнаете, что такое терпение. Терпение –это способность терпеть, то есть умение безропотно и стойко переносить боль, страдания, неприятности. Например, мириться с плохим поведением некоторых мальчиков из нашего класса. Итак, терпение это умение переносить неприятности. Скажите ещё раз что такое терпение?

Терпение это умение переносить неприятности.

Ребята, обратите внимание какой у нас получился красивый цветок и здесь есть ещё несколько слов. Давайте их просто прочитаем.

Сострадание, сотрудничество, мир и согласие, прощение, доброта души, свобода, счастье, заботливость.

Ребята, с этими нравственными качествами вы познакомитесь в старших классах. А сейчас вы мне можете просто сказать какие это нравственные качества положительные или отрицательные; хорошие или плохие.

Это положительные, хорошие нравственные качества.

А теперь обратите внимание на буквы красного цвета. Давайте их прочитаем. Какое слово получилось?

Толерантность.

СЛАЙД № 6

Правильно толерантность. Толерантность это дружба, счастье, уважение, терпение и вообще все эти слова которые вы видите на цветке можно объединить одним понятием толерантность. Сегодня мы будем много говорить о толерантности. Существует такое понятие как толерантный человек.  Толерантный человек уважает других невзирая на различия, уважает мнение другого человека, терпим к окружающим его людям. Толерантный человек тот, который уважает других людей и терпим к окружающим людям. 

СЛАЙД № 7

Итак, что такое толерантный человек?

Толерантный человек тот, который уважает других людей и терпим к окружающим людям.

А сейчас прочтите что здесь написано? Мы разные, но мы вместе. А что это такое? Это девиз нашего класса. А почему у нашего класса такой девиз?

СЛАЙД № 8Сейчас я попробую вам объяснить. Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.  В нашем классе 8 девочек. А теперь встаньте, пожалуйста,  мальчики.  Какие вы сильные, мужественные. В нашем классе 5 мальчиков.Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые? В нашем классе учатся дети разных национальностей.  6-ро детей русской национальности. Прошу встать этих ребят. 5-ро ребятишек казахской национальности.1-ин чечен.1-на молдованка. А теперь подумайте и скажите: «Какие все мы?»Все мы разные.

Правильно все мы разные, мы не похожи друг на друга по внешности. Кто-то выше, кто-то ниже; кто-то тёмный, кто-то светлый. Но мы все вместе и все мы равные.

ЩЁЛК Потому что мы живём на одной планете Земля, ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе наши праздники. Выходят Настя, Эльдар, Тимерлан, Кристина

.СЛАЙД № 9 Шишкина Анастасия На огромной на планете         Очень разные есть дети:
    Тихие и шумные,
     Глупые и умные,
 Есть худые, есть толстушки,
     Молчуны и хохотушки.
Самханов Тимерлан
 Кто-то ростом невелик,
   Кто-то слабый ученик.
    У одних - большие ушки,
      У других - кругом веснушки.
 
Колесникова Кристина Кто- то рыж, а кто-то бел,
    Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
   Никого нельзя дразнить.
 
Мамбетов Эльдар Нужно очень постараться,
   Словно братьев всех любить.
     И тогда на белом свете
   Так чудесно будет жить!

Девочки проходят на свои места мальчики остаются. Если люди будут дружны, будут совершать добрые поступки по отношению друг к другу, то не будет ссор, и никогда не будет войны.

СЛАЙД № 10 Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей.А сейчас послушайте стихотворение и подумайте что же нас всех с вами ещё объединяет?

 Мамбетов ЭльдарЖивут в России разные народы с давних пор.
          Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
          У каждого народа язык свой и наряд.
          Один черкеску носит, другой надел халат.

 Самханов Тимерлан Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
          Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
          Одним – милее осень, другим - милей весна,
          А Родина Россия у нас у всех одна.
Мальчики проходят на свои места.

Почему мы должны быть вместе? Мы должны быть вместе, потому что живём в одной стране. Всё верно. Все народы нашей страны составляют единую дружную семью, и всех можно назвать россиянами.

СЛАЙД № 11 У каждой страны, ребята, есть свои символы – это герб, флаг и

ЩЁЛК гимн. Государственный гимн – это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине, которая исполняется на праздниках. Ребята начинают выстраиваться на сцене для исполнения гимна. А так как у нас сегодня большой праздник, то сейчас в исполнении учеников третьего класса прозвучит гимн нашей страны. Так как гимн любой страны нужно слушать стоя, поэтому прошу всех встать.

Звучит гимн российской федерации в исполнении учащихся третьего класса. Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Ребята садятся на свои места.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И  далее на нашем мероприятии ребята познакомят вас с культурой и обычаями своего народа. И мы надеемся, что после нашего мероприятия вы станете все  добрее и терпимее друг к другу, и будете любить и уважать друг друга. То есть будете толерантными людьми.

2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

СЛАЙД № 12Самый многочисленный народ в нашей стране – русские, и проживают они по всей территории России.

На сцену выходят Настя, Вова, Ира, Галя в русских народных костюмах. Кристина и Таня выходят из класса, чтобы взять лоток, и каравай.

СЛАЙД № 13 Звучит русская народная мелодия (балалайка).

Шишкина Анастасия.  Было это давным-давно. На широких лугах среди  лесов и рек стояла и процветала Русь, и жили русские люди.

СЛАЙД № 14

Были русичи румяны и красивы,  дружны  и веселы, всё делали сообща, делили и радость и беду,

СЛАЙД № 15

своим трудом украшали они свои дома и свою землю.  Это были мои предки.

Баязитов Владимир.  Строили крестьяне свои дома, где все было продумано до мелочей.

СЛАЙД № 16Центральное место в доме занимала печь, которую называли «кормилицей, матушкой». Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол»,

СЛАЙД № 17

где размещалась божница – полочка с иконами, украшенная  нарядным полотенцем – «рушником».  ЩЁЛКВ красном углу ставился обеденный стол с самоваром (указать на расписной самовар, который стоит на столе), за которым собиралась вся семья для принятия пищи.

Кудряшова Галя. Самовар был главным украшением русского стола. Для гостей всегда ставился самовар, и хозяева пили чай  вместе с ними, пили чай с калачами, пирогами, бубликами,  блинами.

Выходит Таня с лотком. Демонстрация предметов русского народного быта.

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Это ложки деревянные, расписная посуда.

СЛАЙД № 18

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ

 Здесь демонстрируем ручной работы расписные деревянные ложки, солонку. Всё эти предметы быта выносятся на расписном деревянном лотке.

 Малые детки забавлялись игрушками самодельными.

 Демонстрация матрёшек, курочки на диске, дудочка.

Таня ставит лоток и проходит на своё место.

Безуглова Ира. Символом русского гостеприимства стал каравай.

Под звуки балалайки выходит на сцену Колесникова Кристина с караваем, обходит сцену по кругу, затем кланяется  дорогим гостям.

СЛАЙД № 19

По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Хлеб на Руси еще с давних времен считался «святым» даром матушки-земли, особым символом плодородия и богатства, поэтому всегда лежал во главе стола, хоть простого, хоть праздничного. А так же считался сильным оберегом семьи и семейного счастья.

Что является символом русского гостеприимства? Каравай. Посмотрите какой красивый каравай принесла нам Кристина. Издавна любил русский народ повеселиться.

СЛАЙД № 20

На праздники устраивали широкие, массовые гуляния с песнями, шутками, плясками.

А какой недавно на Руси праздник отмечали? Ответы детей. Правильно! Масленица

СЛАЙД № 21 – самый радостный и светлый праздник. На масленицу обязательно

ЩЁЛК сжигали чучело из соломы. Обряд сжигания чучела символизирует прощание  с зимой. Зима уходит и наступает весна. В последний день масленицы, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения.

СЛАЙД № 22Этот день так и назывался «прощёное воскресенье». В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Давайте и мы сейчас попросим друг у друга прощение.

 Учитель просит прощения у детей. Дети просят прощения у учителя и друг у друга, обнимаются и целуются. Все дети русской национальности выходят за пирогами. Одеть платки.

Ну как хороший обычай? У меня на  душе сразу легко стало, светло и спокойно. У вас ребята  такие же ощущения? Значит вы действительно простили друг друга и это просто здорово!

СЛАЙД № 23

На масленицу в каждом доме дорогих гостей угощают блинами, на стол подают самые лучшие и вкусные блюда. А к сегодняшнему нашему празднику маленькие хозяюшки вместе со своими мамами приготовили разнообразные угощения. 

Дети выносят угощения, проходят по сцене, показывая блюдо зрителям, оставляют угощение на столе и проходят на сцену. выстраиваясь для песни..

Шишкина Анастасия вместе со своей мамой будут угощать нас ____________________

Наводкина Татьяна с мамой приготовили вкусный ___________________

Колесникова Кристина и её мама испекли __________________.

Кудряшова Галина с мамой и бабушкой приготовили _________________________________.

Безуглова Ирина со своей тётей и бабушкой испекли ________________________.

 Масленица — великий праздник. Народ его отмечает шутками, играми, конечно же плясками. Вот и к нам на праздник пришли весёлые матрёшки.  Матрешки читают «Матрешкины потешки»Колесникова Кристина
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Наводкина Татьяна
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Безуглова Ирина
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Кудряшова Галина
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Исполняется песня и танец «матрёшки».

Матрёшки пришли не одни, а вместе с ними пожаловали к нам игрушки-матрёшки.

Выносится маленький столик

Внутри каждой матрёшки спрятаны загадки. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Да. Тогда мы сейчас делимся на две команды.

Дети выстраиваются на две команды как на гимн.

 Одной команде достаётся синяя матрешка. Второй команде – красная. Каждая матрёшка состоит из пяти кукол. В каждой кукле лежит загадка. Каждая команда по очереди раскрывает матрёшку разгадывает спрятанную в ней загадку. Если загадку отгадали, то эту матрёшку вы поставите на этот маленький столик. Если не сможете разгадать загадку, то матрёшка остаётся у вас. Выигрывает та команда, которая соберёт на маленьком столике всю дружную семью матрёшек. Итак начали.

Проводится игра с куклами матрёшками.

  Маленький, беленький,
 По лесочку прыг-прыг!
 По снежочку тык-тык! (заяц)

 Хвост пушистый, мех золотистый,
 В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (лиса )
Дружбу водит он с лисой,
  Для других ужасно злой.
 Всё зубами щёлк да щёлк,
   Очень страшный серый .. (волк)

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце…(блины)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Явился в жёлтой шубке:-Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

Скатерть бела всю землю одела.(Снег)
Зимой и летом одним цветом.(Ель, сосна)

Подводятся итоги игры.

ИТОГ:

Итак, сейчас ребята вы познакомились с культурой русского народа. Вам было интересно?

Что является символом русского гостеприимства?

(каравай)

О каком весёлом празднике вы узнали?

Масленица.

Почему на масленицу сжигали чучело? Чучело олицетворяет зиму.  Сам обряд сжигания чучела символизирует прощание  с зимой. Зима уходит и наступает весна.

Что пекли на масленицу?

Блины, пироги.

Что такое прощёное воскресение? В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

3. КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА.

Много народов проживает в России, более ста – в нашей Астраханской области.  Но наиболее многочисленными являются русские, казахи.

Выходят на сцену  Динара, Эльдар, Альфия, Бауржан, Мирхат в казахской национальной одежде

Звучит казахская музыка. СЛАЙД № 24

Курпешев Мирхат Здесь казахи и русские - братья, Годы трудные вместе прошли. Земляки, всех хочу вас обнять я Поклониться до самой земли! (поклон).         

Алдунгарова Альфия. По национальности  мы - казахи. Живем и учимся в  в России в городе Харабали. Но так было не всегда.

СЛАЙД № 25 Когда-то давным-давно наши предки вели кочевой образ жизни.  Там, в бескрайней степи под  лазурным небосводом, наше начало.  С малых лет детей казахского народа готовили к взрослой жизни:

СЛАЙД № 26  девочек – к ведению домашнего хозяйства и роли жены и матери, юношей – к жизни охотника и воина.

Мамбетов Эльдар. Для этого юношей отделяли на несколько лет от семьи и приучали к ритуально-магическим, племенным и другим правилам. Походная жизнь вдали от поселений и приграничная военная служба превращали юношей в превосходных воинов. Проходящий обряд называли казаками. Это одна из версий откуда пошло слово «казах».

Конуспаева Динара

 В казахской культуре - как в зеркале отраженье души:
Оружие, посуда -чудо как хороши !
Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов всем известны давно.

Джандавлетов Бауржан. У нашего народа свои обычаи гостеприимства. Мы всегда рады гостям. В любое время года двери были открыты  для  гостей. Здесь рады любому гостю:

СЛАЙД № 27

В первую очередь гостю давали кумыс, шубат  или айран, затем- чай с молоком или сливками, баурсаками. Не обходятся праздники без бешбармака, манты с говядиной,  чак-чака и других национальных казахских блюд.

Сейчас казахи  готовятся к празднику «Наурыз». 

Дети казахской национальности выходят за пирогами.

СЛАЙД № 28

Наурыз ( Новый год) считается одним из самых крупных праздников  Казахстана. По поверьям, в этот день народ избавляется от зимних тягот, радуется за благополучную сохранность богатства – скота. Люди поздравляют друг друга, желают счастья и благополучия.

И в преддверии этого праздника наши ребятишки со своими мамами испекли, приготовили разнообразные национальные казахские блюда, которые они вам сейчас представят. А после мероприятия вы сможете отведать эти блюда за нашим общим чайным столом.

Далее под музыку , дети проходят по кругу сцены и представляют всем присутствующим блюда с угощениями .Ведущий оглашает фамилию семьи и название блюда .Затем дети выкладывают все блюда на общий стол, где уже находятся пироги и блины из русской кухни и проходят на свои места..

Семья Джандавлетовых. Национальное казахское угощение_______________________         

Семья Курпешевых. Национальное казахское блюдо_______________

Семья Алдунгаровых. Национальное казахское угощение_______________

Семья Конуспаевых. Национальное казахское блюдо_______________

Семья Мамбетовых. ___________________

Музыкой пронизана вся жизнь казаха, во время застолий и повседневных занятий. Самым распространённым инструментом казахского народа является домбра.

Показать домбру.

СЛАЙД № 29

Домбра — казахский двухструнный  музыкальный инструмент, родственник русской балалайки. Звук у домбры тихий, мягкий.

Итак, что такое домбра?

Правильно, это казахский народный инструмент.

А сейчас я предлагаю вам всем расслабиться и послушать под приятную музыку казахскую народную притчу. Слушайте внимательно о чём эта притча?

Звучит мелодия, под звуки релаксационной мелодии звучит казахская притча.

ПАУЗА в мелодии.

О чём гласит притча? Для чего мы живём? Мы живём для добрых дел.

А теперь послушайте, как красиво звучит домбра.

 ПАУЗА снимается, включается мелодия.

 Когда играет домбра мы слышим звуки

СЛАЙД № 30

 степи – шелест травы под лёгким дуновением ветра, цокот копыт, под которые батыры отправились в поход, журчание воды и пение птиц.

А сейчас Эльдар и Альфия прочитают стихи на казахском языке. А вы можете прочитать на слайдах перевод.

На сцену выходят Эльдар и Альфия.

Мамбетов Эльдар.

СЛАЙД № 31

            Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

СЛАЙД № 32

            Ежелден ер деген,

Даңқымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

             Алдунгарова Альфия

СЛАЙД № 33

            Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным!

!

В ее небе золотое солнце,

В ее степях золотое зерно.

Она поэма мужеству,

Гляди, это - моя родина!

            В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен

Мой казахский народ!

            О, мой народ! О, моя родина!

Я твой цветок, взращённый тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя — мой Казахстан!

Эльдар и Альфия проходят на свои места. Кто понял о чём эти стихи? Эти стихи о Казахстане. Ну как, ребята, вам понравилось? Приятно послушать красивые стихи под чарующие звуки домбры. Казахский фольклор уникален, он даёт полное представление о народном бытие, народном миропонимании .А сейчас я хочу чтобы вы разгадали казахскую пословицу. Она зашифрована, но если вы все вместе  и дружно возьмётесь за дело, то обязательно справитесь. Дети разгадывают пословицу.

СЛАЙД № 34 Дерево, рубленное топором, оживает и вновь растет; тело, израненное саблей, излечивается, а рана, нанесенная языком, не заживает и не поддается никаким лечениям. О чём эта пословица? Эта пословица предупреждает -нельзя говорить человеку плохие слова, а особенно своим родным и близким. Плохие, гадкие, злые и обидные слова наносят огромные и жуткие раны на сердце человека. Такую рану очень трудно залечить. Поэтому всегда следите за своей речью и говорите больше добрых слов. От этого вас будут все любить, и у вас будет много друзей.

ИТОГ:О культуре какого народа мы сейчас с вами беседовали? О каком казахском празднике вы сегодня узнали? Наурыз. Что такое домбра? Домбра — казахский музыкальный инструмент. О чём гласит казахская народная мудрость? Для чего мы живём? Мы живём для добрых дел.

3. ЧЕЧЕНСКАЯ КУЛЬТУРА.

В этом учебном году мы рады были принять в свой дружный класс Самханова Тимерлана. Тимерлан представитель чеченской национальности.

СЛАЙД № 35 Главная ценность чеченской народной культуры есть ува жение к человеку(в это время указать на лепесток с этими словами), стремление к справедливости. Главные нравственные качества, которыми должен обладать каждый представитель чеченской национальности – это терпение, храбрость, благородная гордость, милосердие, долг. Долг- прежде всего перед своим отцом, матерью, семьей, народом. Но самый глав ный Долг - Долг перед Богом.

СЛАЙД № 36   В чеченской культуре очень почитают женщин.

СЛАЙД № 37   У горских народов есть обычай: Если женщина хочет прекратить бой между джигитами, она бросает между ними свой головной платок. … И по заветам предков бой должен немедленно прекратиться.  Тимерлан настоящий представитель чеченской национальности. Родители воспитывают и прививают Тимерлану все вышеуказанные нравственные качества. И поэтому неудивительно, что Тимерлан любит и уважает своих родителей, особенно маму.

На сцену выходит Тимерлан

И сегодня он посвящает ей строки выученного стихотворения на чеченском языке.

СЛАЙД № 38

Шуьйрра беллабели бIаьргаш ненан,
Со цIеххьана кхачарх яьлла цец и.
Цу бIаьргаш чохь бац-кха цхьа а кхерам.
Цу бIаьргаш чохь хазахетарш севци.
Ненан бIаьргаш бац-кха хIинца гIийла.
Цу бIаьргаш чохь — ирс ду, доцуш доза.
Цу бIаьргаш чохь — цIена, даккхий, сирла
Iежаш санна, хазахетарш кхозу.
Широко раскрылись глаза матери,
Неожиданным моим приездом удивлённой.
В этих глазах уже не ютятся опасения,
В этих глазах обосновались радости.
Глаза матери теперь не печалятся.
В этих глазах — счастье безграничное.
В этих глазах теперь висят радости,
Как большие, чистые и светлые яблоки.

Молодец Тимерлан. Тимерлан живёт в большой и дружной семье. В их семье соблюдают обычаи и традиции кавказского народа. И сейчас вашему вниманию будет представлен национальный чеченский танец ЛЕЗГИНКА в исполнении Тимерлана и его мамы.

СЛАЙД № 39 Исполняется танец ЛЕЗГИНКА. Молодцы, спасибо. Тимерлан выходит из класса за пирогом. Тимерлан вместе со своей мамой испекли на праздник свой национальный пирог «ЧУДО».Тимерлан выносит пирог.

ИТОГ:О какой национальности вы сейчас узнали? Что интересного вы узнали? Как относятся к женщинам в чеченском обществе? Уважают, почитают женщин. О каком обычае вы узнали?

Даша выходит за пирогом.

4. МОЛДАВСКАЯ КУЛЬТУРА

СЛАЙД № 40А ещё в нашем классе учится настоящая молдованка. Это  Авдюшкина Дарина. Под аплодисменты выходит на сцену Даша, держа в руках национальное блюдо. Даша, а что ты держишь в руках? Это слоёный пирог с брынзой - национальное молдавское блюдо. А почему вы с мамой испекли именно это блюдо? Потому что мы готовимся к празднику. Ребята, а вы хотите узнать о каком молдавском празднике идёт речь? Да. Тогда расшифруйте вот это задание и вы узнаете к какому празднику сейчас готовятся в Молдавии. Дети выполняют задание. Даша в это время уносит угощение на общий стол. Что же получилось, ребята? Мэрцишор

СЛАЙД № 41 Правильно. Традиционно молдавским праздником считается Мэрцишор – символ весны. В Марте все жители Молдовы прикрепляют себе к груди мэрцишор – символ этого праздника, сплетённый из красной и белой нити. Дети, радуясь весне, выбегают на улицы и читают заклички.

Под звуки весны(щебет птиц, звуки капели)Даша читает заклички.

Ой, весна, весна пришла,
Сколько солнца и тепла!
Сколько радости вокруг –
Сад цветет и зелен луг.
Снова птицы гнезда вьют,
Звонко песенки поют.
Ласточки летят с весной,
Как сестрички, в дом роднойРаскрасавица-весна
Снова в гости к нам пришла!
СЛАЙД № 42 Любые праздники в Молдавии сопровождаются танцами.  Когда начинаются пляски, выходят все – танцует весь род, все село. Когда видишь это, хочется войти в круг и стать его частью, слиться с пляшущими людьми. В Молдавии говорят:

ЩЁЛК «Где танцуют молдаване, там земля стонет.» Вот  и наша Даша, подготовила для вас настоящий молдавский танец. Итак встречаем.

 Исполняется молдавский  танец. Во время танца на сцену выходят плясать все ученики. Образуя большой круг. После танца все ребята проходят на свои места.

ИТОГ:С какой культурой вы сейчас познакомились, ребята? С Молдавской. Какой весенний праздник отмечают в Молдавии? Мэрцишор. О чём гласит молдавская пословица, с которой вы сейчас познакомились? Где танцуют молдаване, там земля стонет. Почему так говорят про молдаванские танцы? Потому что они очень весёлые энергичные и зажигательные.

5. ____________________________

Обратите внимание какой у нас получился гостеприимный чайный стол, на нём представлены вкусные блюда всех национальностей нашего дружного класса. Хорошо ребята на нашем празднике? Да. А почему? Весело, интересно. А почему нам весело и интересно? Потому что мы все дружны. А что бывает когда люди не умеют дружить ? Когда люди не понимают друг друга ? Люди ссорятся, дерутся, становятся врагами. А как вы думаете хорошо будет жить, если кругом будут враги? Нет. Конечно же, когда люди не умеют понимать друг друга, когда люди не умеют дружить друг с другом, когда люди не толерантны друг к другу, всё это может привести к войне.

 ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛАЙДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Звучит мелодия «На безымянной высоте.»

СЛАЙД № 43 Ребята это кадры военных лет. Однажды случилось так, что на земле появились люди, которые стали ненавидеть всё и всех вокруг. Это фашисты. Фашисты решили захватить нашу страну и поработить наш народ. Они разрушали и жгли сёла и города. Убивали стариков и детей. Наступила Великая Отечественная Война

ЩЁЛК Посмотрите, дети. Сколько горя приносит война. Война забирает у людей близких и родных. Война не щадит никого ни сильных, ни слабых. Ни стариков, ни женщин, ни детей. В России нет семьи, которую Великая Отечественная Война обошла бы стороной. Величину потерь убитыми и умершими следует считать по меньшей мере, – 18,5 млн.

На сцену выходят Альфия, Эльдар, Тимерлан, Настя.

СЛАЙД № 44

Алдунгарова Альфия Такие же девочки как и я

Мамбетов Эльдар Такие же мальчики как и я: постарше, помладше.

Самханов Тимерлан Кто имел права лишить их детства, лишить их жизни.

Шишкина Анастасия Мы скорбим в память обо всех жертвах Великой Отечественной Войны.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит ___________

После минуты молчания Альфия, Эльдар, Тимерлан, Настя проходят на свои места.

Прошу всех садиться. Ребята, что вы почувствовали, когда услышали о войне, увидели слайды о войне, лица детей искажённых страхом. Ответы детей. Я так и думала. Вам стало страшно, захотелось заплакать, кому-то может быть захотелось прижаться к своей маме. И какое счастье, что вы можете

СЛАЙД № 45 обнять свою маму,  можете резвиться, бегать, играть в весёлые игры. Какое великое счастье, что мы живём в мирное время. Какое счастье, что нет войны. Война начинается тогда, когда люди не понимают и не хотят понимать друг друга, когда люди не уважают других людей. Я не хочу войны. Дети отвечают И мы не хотим войны Мы все не хотим войны. Поэтому я вас всех призываю –

СЛАЙД № 46 любите друг друга, будьте терпимыми друг к другу, уважайте друг друга. Одним словом будьте толерантными людьми.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

       ИТОГ ВСЕГО МЕРОПРИЯТИЯ:

 Кстати, какого человека называют толерантным?

ЩЁЛК.Толерантный человек тот, который уважает других людей и терпим к окружающим людям.

С каким новым нравственным качеством вы сегодня познакомились? Что такое терпение?

Терпение это умение переносить неприятности.

Как вы понимаете фразу: «Мы разные, но мы вместе?»  

СЛАЙД № 47 Все мы разные по внешности, по национальности, но все мы вместе , потому что учимся в одной школе, играем в одни игры, живём в одной стране, в России.

Какие государственные символы вы знаете?

СЛАЙД № 48 Символы страны– это герб, флаг и гмин страны.

Что такое гимн? Государственный гимн – это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине, которая исполняется на праздниках.

Сегодня на празднике вы узнали о том, что Россия – многонациональное государство. У каждой национальности есть своя культура. С культурой каких национальностей вы сегодня познакомились?

СЛАЙД № 49 С русской, казахской, чеченской, молдаванской культурой.

Как должны жить друг с другом люди разных национальностей?

СЛАЙД № 50 Дружно.

Если человек уважает других людей и терпим к окружающим людям, как мы скажем о таком человеке?

ЩЁЛК Это толерантный человек.

На сцену выходят Даша, Тимерлан, Ира, Настя.

Мне хочется, чтобы вы на долгие годы запомнили это мероприятие, эту нашу с вами беседу. Мне хочется чтобы вы вошли во взрослую жизнь порядочными добрыми, чуткими, толерантными людьми, потому что вы наше новое поколение и от вас зависит будущее нашей страны.

СЛАЙД № 51

Авдюшкина Даша Встаньте, люди , встаньте в круг, 
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои, 
Ты им свою улыбку подари.

Самханов Тимерлан Разного цвета у нас
Волосы, кожа и чувства
Даже разный цвет глаз

Безуглова Ирина Но одинаково
Объединяет нас то
Что мы беззаботные дети
И на любом языке
Скажем слова мы эти:

Шишкина Анастасия Мы за мир, мы за дружбу
Дружбу народов на всей земле
ЩЁЛК Мы хотим, чтоб жили дружно
На нашей планете люди все!

А теперь давайте встанем все в один общий дружный круг.

Все ребята выходят на сцену для исполнения песни« Большой хоровод».

1 КУПЛЕТ: Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
ПРИПЕВ: Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.
2 КУПЛЕТ: Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве,
И в прохладную речку
Нырять в летний зной,
И в ладошки ловить
Теплый дождик грибной.
ПРИПЕВ 3 КУПЛЕТ: Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда.
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.
ПРИПЕВ Все ребята из круга выстраиваются на две колонны, как на гимн.

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья,

СЛАЙД № 52 в которой мы все разные и в этом наше богатство,

ЩЁЛК мы вместе и в этом наша сила. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Ну что ж, наш праздник дружбы

СЛАЙД № 53 подошел к концу! Надеемся, что он не прошел для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Доброта, вежливость, дружба"...

-        Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:«Доброта — это отзывчивость, душевное расположен...

Внеклассное мероприятие на тему "Дружба"

Сценарий внеклассного мероприятия...

Презентация внеклассного мероприятия по теме "Дружба"

Интересные задания к внеклассному занятию...

Внеклассное мероприятие «Поговорим о дружбе!» для 3-4 классов

Способствовать формированию углубленного осмысления понятия "Дружба" и "Друг"....

Внеклассное мероприятие "Поговорим о дружбе"

Мероприятие  о дружбе для работы детей в группах...