Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников».
материал на тему
Материал для проведения родительского собрания на начало 3 года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_izmeneniya_v_intellektualnom_razvitii_treteklassnikov..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников».
(Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года)
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит «скачок» в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, оперирующее понятиями. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.
Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. Родители могут оказать существенную помощь в проведении работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам:
- при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания;
- успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания;
- обучение чтению - с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Для успешности в учебе необходимо также развивать память младших школьников. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением разных способов запоминания:
- Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
- Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
- В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Л.Н. Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
Важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Обратимся к такой проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению. «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать», - считал философ Д.Дидро.
Как же помочь ребенку стать читателем?
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Советы родителям американского психолога В.Уильямса.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
- Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников». Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Известный ...
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников».
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.Известный детский п...
Развитие коммуникативных и социальных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Презентация...
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...