кружок " Соломка"
рабочая программа по теме

рабочая программа кружка " Соломка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_solomka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                           МКОУ « Новоивановская основная общеобразовательная школа»

  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                 КРУЖКА

           «СОЛОМКА»

        ВРЕМЯ  ПРОВЕДЕНИЯ :

        РУКОВОДИТЕЛЬ :

                                          ИВАНОВА О.В.

                                2011-2012 уч.год

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома.

Солому люди применяли для изготовления прочных и легких вещей: мебели, сумок, корзинок, ковриков, шляп, игрушек. Не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует соломку для изготовления различных вещей, сувениров и особенно для украшения изделий.

Работа по аппликации соломкой таит в себе большие воспитательные возможности, в процессе ее у ребят развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые не только художнику-специалисту, но и человеку любой профессии.

В работах используют наружную глянцевую поверхность стебля, которая хорошо отражает свет. Расположенные в различных направлениях элементы аппликации из соломки создают богатую световую гамму. Проглаживая горячим утюгом стебли соломки, можно получить разнообразные цвета, начиная от светло-золотистого и кончая темно-коричневым.

Кусочки соломки самых различных оттенков и тональностей оживают в руках мастера. Он превращает их в образы зверей и птиц, пейзажи, создает геометрический и растительный орнамент, украшая самые различные изделия. Но чтобы все это создать, надо научиться чувствовать материал, увидеть в нем прекрасное.

В процессе работы над аппликацией соломкой проявляется эстетический вкус учащихся, от которых нужно добиваться прежде всего высокого качества изготовляемых предметов. Под этим качеством подразумеваются наряду с добротностью, надежностью изделия его привлекательность.

На занятиях кружка учащиеся приобретают более глубокие знания и умения в области технического труда и художественной обработки древесины.Одна из_задач кружковых занятий — развитие творческой смекалки,воспитание высокой культуры труда школьников, способствование выявлению склонностей к сознательному выбору профессий. При изготовлении изделий с последующей аппликацией соломкой происходит единый процесс трудового м эстетического вос питания учащихся.

В процессе работы учащиеся имеют возможность и уникальной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда, учатся затачивать инструмент, приобретают умения покрывать изделия из древесины лаками, изучают различные виды клеев и технологию склеивания, знакомятся с механическими и физическими свойствами различных древесных пород и т. д.

Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры, игрушки, шкатулки для хранения диафильмов и диапозитивов, укладки для хранения инструментов, кухонная утварь для уроков и обслуживающего труда, декоративное панно для оформления школьного музея, класса, подшефного детского сада и т. д. Работа над объектами может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.

Учебная работа может выполняться по готовому образцу-изделию. При ее выполнении кружковцы изучают технологические процессы" изготовления деталей и приемы аппликации их соломкой. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

На вводном занятии обучающиеся знакомятся с общими правилами безопасности труда, а на последующих занятиях—получают инструктаж по безопасным приемам выполнения каждой технологической операции.

Данная программа рассчитана на 36 ч. Теоретическим вопросам отводится не более 5—10 мин на каждом занятии.

ЦЕЛЬ    -    развитие    духовно    -    нравственных    качеств обучающихся

Задачи : прививать ребятам интерес и любовь к искусству
народов нашей страны,развивать вкус и творческую смекалку,
творческую активность,воспитывать        умение работать

коллективно,добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе, воспитание высокой культуры труда,способствовать выявлению склонностей к сознательному выбору профессий.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

Пл.

Факт.

1.

Вводное занятие .

1

Аппликация    изделий соломкой ,как составная часть декоративно- прикладного искусства

1

2.

Выполнение задания   по   образцу аппликация «Русская утварь»

9

Особенности     рисунка     в аппликации соломкой

1

Перевод рисунка на основу

1

Наклеивание соломки на основу    < н >

1

<п>

1

<к>

1

Вырезание деталей соломки         < н >

1

<п>

1

Изготовление аппликации             < н >

1

<п>

1

3.

Изготовление аппликации «Пчелиная прогулка»

11

Особенности рисунка в аппликации соломкой

1

Перевод рисунка на основу            < н >

1

<п>

1

<к>

1

Наклеивание соломки на основу    < н >

1

<п>

1

<к>

1

Вырезание деталей соломки             < н >

1

<к>

1

Конструирование          и     изготовление аппликации                                        < н >

1

<к>

1

4.

Изготовление аппликации

 « Тихая моя Родина»

8

Перевод рисунка на основу              < н >

1

<к>

1

Наклеивание соломки на основу   < н >

1

<к>

1

Вырезание деталей соломки           < н >

1

<к>

1

Конструирование          и     изготовление аппликации                                         < н >

1

<к>

1

5.

Творческая работа на произвольную

   тему

6

Перевод рисунка на основу

2

Наклеивание соломки

2

Вырезание деталей и    конструирование изделия

2

6.

Итоговое занятие

1

          ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

№ п/п

           Содержание материала

Количество  часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Выполнение задания по образцу:

аппликация « Русская утварь»

9

3.

Изготовление аппликации

«Пчелиная прогулка»

11

4.

Изготовление аппликации

«Тихая моя Родина»

8

5.

Творческая работа на произвольную тему

6

6.

Итоговое  занятие

1

        ИТОГО

36

ИНСТРУКТАЖ

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Занятия проводятся в помещении, оборудованном рабочими местами,
    безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющим
    нормативное освещение.
  2. Труд детей не нормируют.
  3. Работа начинается и заканчивается с разрешения кружка.
  4. Инструменты и материалы общего пользования хранятся в специально
    отведённом месте. Острые и колющие инструменты обязательно должны
    быть в закрывающемся шкафу.
  5. Нельзя работать неисправными инструментами.
  6. После окончания работы обязательно нужно убрать рабочее место.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

(СОЛОМА)

  1. Заготовку соломки производи после ее созревания.
  2. Собирай свежую, ровную солому вручную на обочинах полей.
  3. Для работы используй среднюю и нижнюю часть злаков.
  4. Срезай соломку вместе с узлами.
  5. Храни в сухом месте.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УТЮГОМ

  1. Следи, чтобы шнур не касался утюга.
  2. Следи за нагревом утюга.
  3. Береги утюг только за ручку.
  4. Ставь утюг на подставку.
  5. Закончив работу, поставь утюг на подставку и выключи его.

6.Начинай и заканчивай работу под присмотром руководителя кружка

ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

  1. Храни ножницы в определённом месте.
  2. Не держи ножницы острыми концами вверх, передавай кольцами вперёд.
  3. Не оставляй ножницы на рабочем месте раскрытыми.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЛЕЕМ

  1. Нельзя, чтобы клей попадал на кожу рук, лица, особенно в глаза. При
    попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим
    количеством воды.
  2. После работы с клеем обязательно вымой руки.
  3. После работы клей прочно закрыть.
  4. Храни клей в определённом месте.

                 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1.«Внеклассная работа по труду» Москва «Просвещение» 2007

2. Г.И. Перевертень «Аппликации из соломки» АСТ - издательство 2005 г.

3.Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению» «Просвещение» Москва

4.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы» «Просвещение» Москва 2008 г.

5.Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов «Просвещение» Москва 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружок " Соломка"

Какие поделки можно сделать из обыкновенной соломы....

Панно из соломки

Технология Цветы из соломы...

Методическая разработка занятия с соломкой

Воспитание ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – средствами декоративно-прикладного искусства...

Коллективная работа Панно из соломки "Оленёнок Бэмби"

Работа выполнена из соломки на уроке технологии. Ребята высушили соломку, подготовили для работы. Распределили между собой обязанности. Одна группа трудилась над туловищем оленёнка, другая- над конечн...

Проект учебного занятия по технологии "Изделия из соломки"

Проект учебного занятия состоит из конспекта урока по теме: Золотистая соломка. Изделие золотистая соломка, и самоанализа урока....

Конспект урока технологии на тему "Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование интереса к данному виду труда;развитие творческих способностей и воображения обучающихся;изучение приёмов выполнения аппликации из соломки.Планируемые резу...