«Благотворительность и милосердие людей в годы Отечественной войны».
классный час (3 класс) по теме

Мульдиярова Наталья Николаевна

О взаимопомощи советских людей в трудные годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blagotvoritelnosti.docx600.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок благотворительности

«Благотворительность и милосердие людей в годы Великой                                                                                   Отечественной войны».

Мульдиярова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Воспитывать учащихся на примере массового подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
  2. Познакомить детей с идеями и историей благотворительности и меценатства; сформировать понятия «милосердие», «благотворительность» и «меценатство»;
  3. Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  4. Развивать у учащихся личностные качества: милосердие, толерантность, бескорыстие.

Возраст учащихся: 8-10 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка: чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»; подбор материалов периодической печати и материалов интернета.

                                                         Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Ребята, к нам в класс заглянули персонажи знакомой нам сказки Джанни Родари «Солнце и туча».

(Открывается слайд №1)

-Вспомните, каким было солнце? (весёлым, добрым, раздаривало всем свои лучи, и всё на земле радовалось ему).

- Что делала туча? (хмурилась, злилась, ворчала)

- Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

- На чьей стороне ваши симпатии?

-Ребята, какой человек может быть добрым? (Добрый тот, кто всегда доброжелателен, кто думает не только о себе, но и о других.)

II. Краткая справка об истории благотворительности и меценатства.

(Открывается слайд №2. На экране появляется слово «благотворительность»)

- В этом слове спрятались два слова. Найдите их. (благо, творить)

-Как вы понимаете слово «благо»? (добро)

-Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Благотворительность- это оказание помощи нуждающимся. На средства благотворителей строились больницы, храмы, приюты.

(открывается слайд №3. На экране слово «меценатство»)

- Меценаты- это люди, которые дают деньги на развитие науки, искусства, культуры. Они  также занимаются благотворительностью.

  Слово «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближённый, который материально поддерживал поэтов своей страны. Его звали Меценат. Так его имя прославилось в веках, ведь во все времена люди ценили добро.

(Открывается слайд №4. На экране пословицы.)

 Вот что гласит о доброте народная мудрость:

-За доброго человека сто рук.

-Добрые умирают, да дела их живут.

-За добро добром платят.

III. Основной этап урока.

-В предверии Дня Победы, я хочу показать вам, что даже  в самые суровые и тяжёлые военные годы, люди нашей страны показывали пример милосердия и благотворительности.

1. Помощь тыловиков фронту.

-Забота и всемирная поддержка армии тружениками тыла проявлялась с первых дней войны. Всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей. Например, на всенародно собранные деньги только одной республики Чувашии построены: бронепоезд «Комсомолец Чувашии», бронепоезд «За Родину», эскадрильи боевых самолётов «Красная Чувашия» и «Комсомолец Чувашии». А таких республик в нашей стране немало, и каждая вносила свою лепту в дело приближения победы.

  Большую помощь труженики тыла оказывали в сборе и посылке тёплых вещей и подарков на фронт. На фронт отправлялось всё, что только могло дойти до передовой и помочь выжить солдатам: тёплая одежда, сухари, махорка, мыло, мёд, полотенца, кисеты, бумага, конверты и многое другое.

  Многие сдавали часть своей крови раненым бойцам на станциях переливания крови. В ответ спасённые воины присылали письма, полные благодарности донорам, которые рисковали собственным здоровьем, приближая Победу.

2. Помощь детям- сиротам, беженцам.

(Открывается слайд №5.)

  Одно из особых проявлений милосердия в суровые годы войны- забота и поддержка тысячи детей- сирот, у которых война отняла самое ценное- родных и близких. На предприятиях и учреждениях, в колхозах и школах собирались деньги, посылки и подарки для сирот. «Кому дорого счастье нашей родины,- пишет автор статьи газеты «Красная Чувашия» А.Токарева,- тому дорога судьба каждого нашего ребёнка. Мы должны сделать всё для того, чтобы дети защитников родины были сыты, одеты, обуты, чтобы они правильно развивались и хорошо учились.» (Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола»).

 (Открывается слайд №6.)

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были  эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других  национальностей.

(Открывается слайд №7)

 Беженцам предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи. И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне.

- Ребята, а в наши дни есть беженцы? Как нужно к ним относиться?

3. «Ангелы милосердия».

- Ребята, как вы думаете, к людям какой профессии применимы словосочетания «ангелы милосердия» и «сёстры милосердия»?

  Раньше так называли медиков. Ведь чуткость, душевная теплота нужны больным не меньше, а порой и больше, чем лекарства.

  Большая война- это всегда кровь и жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть большими, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. Прославленный маршал Константин Константинович Рокоссовкий писал: «Поистине наши медики были тружениками- героями. Они делали всё, чтобы поскорее снова поставить раненных на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

 (Открывается слайд №8)

  На плащ- палатках, собственных плечах, ползком, под бомбёжкой, пулемётным и артиллерийским огнём восемнадцатилетние девочки выносили раненых с поля боя.

(Открывается слайд №9)

  Военный корреспондент Иван Рощин писал о них: «Как им это удавалось- всегда появляться возле раненого бойца, когда ему нужна была срочная помощь? Под огнём противника перевязать его, на своих хрупких плечах перетащить в укрытие, оттуда раненых отправляли в тыл… А сестра милосердия оставалась на передовой, спасая жизнь другого солдата, и каждую секунду рискуя своей.»

(Открывается слайд №10)

  Память о них навсегда будет в сердцах спасённых солдат и офицеров, благодарных потомков, а самоотверженный труд на благо жизней миллионов военнослужащих навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма.

IV. Подведение итогов урока.

- Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Он нам не даётся с рождения. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе доброту.

(Открывается слайд №11)

     Добрыми будем, и мир добрее будет,

     Добрыми будем, и будет жизнь добрей!

- Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Дорогою добра»:

  Спроси у жизни строгой

  Какой идти дорогой?

  Куда по свету белому

  Отправиться с утра?

           Иди за солнцем следом,

          Хоть этот путь неведом.

          Иди, мой друг, всегда иди

          Дорогою добра!

    Забудь свои заботы,

    Падения и взлёты,    

    Не хнычь, когда судьба себя

    Ведёт не как сестра.

          Но если с другом худо-

          Не уповай на чудо.

          Спеши к нему, всегда иди

          Дорогою добра.

    Ах, сколько будет разных

    Сомнений и соблазнов!

    Не забывай, что эта жизнь-

    Не детская игра!

          Ты прочь гони соблазны,

         Усвой закон негласный:

          Иди, мой друг, всегда иди

          Дорогою добра!

Информационные источники.

  1. Классные часы: 2 класс // Авт.-сост. Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008
  2. Журнал «Воспитание школьников» №1 / 2007
  3. Интернет
  4. Газета Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы»   Предлагаемый учебный материал может быть ис...

Конспект занятия "Богородский край в годы Отечественной войны 1812г"

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА...

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....

Благотворительность и милосердие в годы Великой Отечественной войны

Презентация к кружку "Уроки милосердия". Интегрированное мероприятие...

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....