«Благотворительность и милосердие людей в годы Отечественной войны».
классный час (3 класс) по теме
О взаимопомощи советских людей в трудные годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_blagotvoritelnosti.docx | 600.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок благотворительности
«Благотворительность и милосердие людей в годы Великой Отечественной войны».
Мульдиярова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Цели урока:
- Воспитывать учащихся на примере массового подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
- Познакомить детей с идеями и историей благотворительности и меценатства; сформировать понятия «милосердие», «благотворительность» и «меценатство»;
- Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
- Развивать у учащихся личностные качества: милосердие, толерантность, бескорыстие.
Возраст учащихся: 8-10 лет.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Предварительная подготовка: чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»; подбор материалов периодической печати и материалов интернета.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Ребята, к нам в класс заглянули персонажи знакомой нам сказки Джанни Родари «Солнце и туча».
(Открывается слайд №1)
-Вспомните, каким было солнце? (весёлым, добрым, раздаривало всем свои лучи, и всё на земле радовалось ему).
- Что делала туча? (хмурилась, злилась, ворчала)
- Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)
- На чьей стороне ваши симпатии?
-Ребята, какой человек может быть добрым? (Добрый тот, кто всегда доброжелателен, кто думает не только о себе, но и о других.)
II. Краткая справка об истории благотворительности и меценатства.
(Открывается слайд №2. На экране появляется слово «благотворительность»)
- В этом слове спрятались два слова. Найдите их. (благо, творить)
-Как вы понимаете слово «благо»? (добро)
-Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Благотворительность- это оказание помощи нуждающимся. На средства благотворителей строились больницы, храмы, приюты.
(открывается слайд №3. На экране слово «меценатство»)
- Меценаты- это люди, которые дают деньги на развитие науки, искусства, культуры. Они также занимаются благотворительностью.
Слово «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближённый, который материально поддерживал поэтов своей страны. Его звали Меценат. Так его имя прославилось в веках, ведь во все времена люди ценили добро.
(Открывается слайд №4. На экране пословицы.)
Вот что гласит о доброте народная мудрость:
-За доброго человека сто рук.
-Добрые умирают, да дела их живут.
-За добро добром платят.
III. Основной этап урока.
-В предверии Дня Победы, я хочу показать вам, что даже в самые суровые и тяжёлые военные годы, люди нашей страны показывали пример милосердия и благотворительности.
1. Помощь тыловиков фронту.
-Забота и всемирная поддержка армии тружениками тыла проявлялась с первых дней войны. Всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей. Например, на всенародно собранные деньги только одной республики Чувашии построены: бронепоезд «Комсомолец Чувашии», бронепоезд «За Родину», эскадрильи боевых самолётов «Красная Чувашия» и «Комсомолец Чувашии». А таких республик в нашей стране немало, и каждая вносила свою лепту в дело приближения победы.
Большую помощь труженики тыла оказывали в сборе и посылке тёплых вещей и подарков на фронт. На фронт отправлялось всё, что только могло дойти до передовой и помочь выжить солдатам: тёплая одежда, сухари, махорка, мыло, мёд, полотенца, кисеты, бумага, конверты и многое другое.
Многие сдавали часть своей крови раненым бойцам на станциях переливания крови. В ответ спасённые воины присылали письма, полные благодарности донорам, которые рисковали собственным здоровьем, приближая Победу.
2. Помощь детям- сиротам, беженцам.
(Открывается слайд №5.)
Одно из особых проявлений милосердия в суровые годы войны- забота и поддержка тысячи детей- сирот, у которых война отняла самое ценное- родных и близких. На предприятиях и учреждениях, в колхозах и школах собирались деньги, посылки и подарки для сирот. «Кому дорого счастье нашей родины,- пишет автор статьи газеты «Красная Чувашия» А.Токарева,- тому дорога судьба каждого нашего ребёнка. Мы должны сделать всё для того, чтобы дети защитников родины были сыты, одеты, обуты, чтобы они правильно развивались и хорошо учились.» (Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола»).
(Открывается слайд №6.)
Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей.
(Открывается слайд №7)
Беженцам предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи. И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне.
- Ребята, а в наши дни есть беженцы? Как нужно к ним относиться?
3. «Ангелы милосердия».
- Ребята, как вы думаете, к людям какой профессии применимы словосочетания «ангелы милосердия» и «сёстры милосердия»?
Раньше так называли медиков. Ведь чуткость, душевная теплота нужны больным не меньше, а порой и больше, чем лекарства.
Большая война- это всегда кровь и жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть большими, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. Прославленный маршал Константин Константинович Рокоссовкий писал: «Поистине наши медики были тружениками- героями. Они делали всё, чтобы поскорее снова поставить раненных на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».
(Открывается слайд №8)
На плащ- палатках, собственных плечах, ползком, под бомбёжкой, пулемётным и артиллерийским огнём восемнадцатилетние девочки выносили раненых с поля боя.
(Открывается слайд №9)
Военный корреспондент Иван Рощин писал о них: «Как им это удавалось- всегда появляться возле раненого бойца, когда ему нужна была срочная помощь? Под огнём противника перевязать его, на своих хрупких плечах перетащить в укрытие, оттуда раненых отправляли в тыл… А сестра милосердия оставалась на передовой, спасая жизнь другого солдата, и каждую секунду рискуя своей.»
(Открывается слайд №10)
Память о них навсегда будет в сердцах спасённых солдат и офицеров, благодарных потомков, а самоотверженный труд на благо жизней миллионов военнослужащих навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма.
IV. Подведение итогов урока.
- Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Он нам не даётся с рождения. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе доброту.
(Открывается слайд №11)
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!
- Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Дорогою добра»:
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо-
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Информационные источники.
- Классные часы: 2 класс // Авт.-сост. Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008
- Журнал «Воспитание школьников» №1 / 2007
- Интернет
- Газета Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....
УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)
Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы» Предлагаемый учебный материал может быть ис...
Конспект занятия "Богородский край в годы Отечественной войны 1812г"
БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА...
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.
Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....
Благотворительность и милосердие в годы Великой Отечественной войны
Презентация к кружку "Уроки милосердия". Интегрированное мероприятие...
Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.
Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....