Хочу быть здоровым!
методическая разработка (2,3,4 класс) по теме

Мухаева Айганым Михайловна

Психолого-педагогическиездоровьесберегающие технологии, применяемые во внеклассном занятии с использованием ИКТ:

опыт с напитком "Кола", инсценирование сказки о "вирусятах", стихи "Вредные советы" Г.Остера, правила точечного массажа, гимнастика для глаз и задания творческого характера, позволяют обеспечить психологическую разгрузку школьников, дают им сведения развивающего и воспитательного плана, показывают примеры правильного питания, побуждают стремление к здоровому образу жизни и желанию "Хочу быть здоровым!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_zdorovesberezheniyu.rar960.27 КБ

Предварительный просмотр:






























МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА



































2011 год




Автор разработки:

Мухаева Айганым Михайловна

Должность:

учитель начальных классов

Место работы:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №4»

города Балаково Саратовской области

Внеклассное занятие с презентацией

по здоровьесбережению

«ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»

Объяснительная записка.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников

В последнее время наблюдается явное ухудшение здоровья детей, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки,  недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

Целью внеклассного занятия по здоровьесбережению являются: закрепление  у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье,  важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; умение правильно проводить  точечный массаж, чтобы сберечь здоровье.

Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, применяемые на внеклассном занятии с использованием ИКТ: опыт с напитком «Кола», инсценирование сказки о «вирусятах», стихотворение «Вредные советы» Г.Остера, правила точечного массажа, гимнастика для глаз и задания творческого характера,  позволяют обеспечить психологическую разгрузку школьников, дают им сведения развивающего и воспитательного плана, показывают примеры правильного питания, побуждают стремлению к здоровому образу жизни и желанию «Хочу быть здоровым!».

Презентация удовлетворяет любознательность, учитывает интерес учащихся, дает углубление основных вопросов касающихся здоровья и здорового питания человека, развитие познавательных способностей учащихся.

Основными показателями эффективности данной презентации стало:

- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся;

- приобщение к здоровому образу жизни и здоровому питанию;

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- наглядный материал для выполнения точечного массажа.

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено  с учащимися 2-4 классов.

Оборудование, оформление.

Мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация в программе Power Point; отрывок стихотворения Г.Остера «Вредные советы»; для опыта: чашка, напиток «Кола» и сосательная конфета «Ментос», кусочек мяса; для инсценирования сказки «О вирусятах» костюмы: сороки, медведя, кошки, котят и разных зверят; памятки с советами Доктора Айболита для каждого учащегося.

ПАМЯТКА

Советы доктора

1. Соблюдай гигиену рук и тела.

2. Делай утреннюю зарядку.

3. Не забывай про закаливание.

4. Воздерживайся от жирной пищи.

5. Остерегайся очень острого и  соленого.

6. Сладостей тысячи, а здоровье  одно.

7. Овощи и фрукты – полезные продукты.

8.Соблюдай режим правильного питания и активного          отдыха.

9. Не забывай чистить зубы утром и вечером перед сном.

10. Научись лечить себя сам: делай точечный массаж.

Оформление кабинета:

 Плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.

1.   В здоровом теле – здоровый дух.

2.  Чистый рот – враг болезней.

3.  Чисто жить – здоровым быть.

4.  Здоровье не купишь.

Методические советы

на подготовительный период

Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков, соблюдения всех норм по здоровьесбережению в подготовительный период необходимо провести диагностику по вопросам:

  1. Как надо начинать закаливание водой?
  2. Что может стать вредным для здоровья?
  3. Как правильно ухаживать за кожей?
  4. Какие продукты полезны?
  5. Какие правила культуры питания ты знаешь?
  6. В какое время и что ты ешь в завтрак, обед и ужин?
  7. Что ты знаешь о точечном массаже?

Данные вопросы позволят учителю определить степень познаний учащихся, умения и навыки по теме здоровьесбережения, а детям - заранее подготовиться к занятию и восприятию нового.

Сценарный план,

ход проведения  занятия.

I.Организационный момент.

II.Эмоциональный настрой.

III.Приветствие.

IV.Основная часть.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Анализ стихотворения. Гигиена кожи.
  3. Польза продуктов и культура правильного питания.
  4. Гимнастика для глаз.
  5. Составление Меню школьника. Опыт.
  6. Инсценирование сказки. Точечный массаж.

V.Итог занятия.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

II.Эмоциональный настрой.

Учитель: 

Человеку нужно есть,

Чтобы  встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых  юных лет уметь.

III.Приветствие.

Учитель:

- Здравствуйте, дети! Какое важное слово сказала я вам? А что оно означает?

Здравствуй – это, значит, желать здоровья. Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? Вот и тема нашего занятия сегодня «Хочу быть здоровым!» (Слайд №1)

Наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек и дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того, каким воздухом дышим и какую воду пьем и от многих других вещей. Но многое зависит и от каждого от нас. Как вы думаете почему?

IV.Основная часть.

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Давайте поговорим о том, как быть здоровым, как закаляться, как заниматься физкультурой, соблюдать гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать. А для этого  надо: (Слайд №2)

- соблюдать режим дня;

- следить за чистотой своего тела;

- заниматься гимнастикой;

-  есть полезные продукты.

Ученик:       Рано утром просыпайся,

                Себе, людям улыбайся,

                Ты зарядкой занимайся,

                Обливайся, вытирайся.        

                Всегда правильно питайся,

                Аккуратно одевайся!

Учитель:  ( Слайд №3)

  1. Расскажите, как надо начинать закаливание водой?

     (Ответы детей, показ слайда №4)

  1. В каких случаях солнце друг, а в каких враг?

    (Ответы детей, показ слайда №5)

  1. Что может стать вредным для здоровья?

    (Ответы детей, показ слайда №6)

Учитель:

- Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Дышать табачным дымом вредно для вашего здоровья.

        

2. Анализ стихотворения. Гигиена кожи.

Ученик: (стихотворение Г.Остера «Вредные советы»)

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Учитель:

- Выскажите свое мнение об этих советах! (Обсуждение)

- Как правильно мыть руки и лицо? (Правила ухода за кожей)

        

3. Польза продуктов и культура правильного питания.

  1. Какие продукты полезны?

   (Ответы детей, показ слайда №7)

  1. Как правильно есть?

   (Ответы детей, показ слайд №8»Правила питания»)

  1. Почему лучше есть в одно и то же время?

-  А сейчас, ребята, составьте пословицу по данным словам (Слайд №9 :«Кто не умерен в еде, тот враг себе»)

        

4. Гимнастика для глаз

Учитель:

- Пора  отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз, чтобы продолжить движение дальше. (Слайд №10-11)

        5. Составление Меню школьника. Опыт.

Учитель: Ребята, сегодня в школу не пришел Ваня. Он заболел. Его брат принес от него письмо. Давайте прочтем его вместе: (Слайд №12)

Здравствуйте, друзья!

  Свое письмо я пишу лежа на кровати. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Мама  говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.

Меню:

 Торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола и Чупа - Чупс.

  Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров!

                          Ваня Сидоров

- А знаете ли вы, что такое меню? (Ответы детей).

Меню – это список блюд. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Но в меню могут входить разные блюда. Но сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет. Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы.  На второе можно выбрать мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром.  На третье – компот, фрукты, соки. Ну и, конечно же, хлеб. В хлебе очень много полезных веществ. Они нужны всем, особенно детям.

- Как вы думаете, ребята, правильно он составил Меню? (Ответы детей)

- Все вы, наверное,  любите газированную воду, лимонад, колу. Вы  считаете, что эти напитки утоляют жажду, но в них  содержится так много сахара, который наоборот  вызывает жажду. Покупаете сосательные конфеты, жевательные резинки, а они вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)  

Учитель. А давайте  узнаем отчего заболел Ваня Сидоров.

Опыт: Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое  количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться. Кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык.

Учитель. Ребята, давайте поможем Ване составить  такие меню, от которого он сразу пойдет на выздоровление.

- Какие блюда лучше всего  использовать для завтрака? (Ответы детей и показ слайда №13)

-  Какие блюда лучше всего  использовать для обеда? (Ответы детей и показ слайда №14)

-  Какие блюда лучше всего  использовать для полдника? (Ответы детей и показ слайда №15)

- Что лучше всего есть на ужин? (Ответы детей и  показ слайда №16)

- Ребята, ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Пища должна быть легкой. Желудку тоже нужен перерыв в работе.

Учитель: Но, к сожаленью, несмотря на правильное питание, часто многие дети заболевают, подхватывая разные вирусы. А  «Что такое вирус гриппа?», «Как сберечься от бронхита(Слайд №17) мы узнаем,  посмотрев сказку о вирусятах.

        6. Инсценирование сказки. Точечный массаж.

Сказка «Вирусята»

(На лесной опушке собрались зверушки, кошка, 4 котенка)

Ведущий:

-Кошка всем на удивленье написала объявленье: 

«Что такое вирус гриппа?

 Как сберечься от бронхита?

Приходи и стар и мал

Всем урок здоровья дам!»

Прилетели тут сороки,

Затрещали белобоки.

А одна сидит, молчит

Горлышко её болит.

Заревел медведь в берлоге,

Стар он стал,

Ворчит в тревоге:

«Что нам кошка может дать?»

Но боится опоздать.

Зверята:

Научи нас, тётя кошка,

Помоги нам хоть немножко!

Кошка:

Расскажу я вам, зверята,

Как ведут себя котята

Чтоб не киснуть, не болеть,

А весь день играть и петь.

Котята:

1.В нашем мире царство есть,

Жителей его не счесть,

На земле и там и тут –

Вирусами их зовут.

2.И опасны и коварны

И невидимы они.

Очень маленьки, но всюду:

На земле и под водой,

В небесах, за облаками,

3.У тебя и твоей мамы,

И у тёти, и у дяди,

И у деда с бородой.

4.Ежедневный, ежечасный

Очень страшный и опасный,

С ним идёт незримый бой!

Зверята:

Кто же с вирусом воюет?

Кто здоровье сторожит?

День-деньской и ночь не спит?

Будь любима, тётя кошка,

Расскажи нам хоть немножко.

Это что за сторожа?

Что они нам сторожат?

Кошка:

Вы представьте: наше тело – это целая страна.

Состоит оно из клеток,

Клетки – это города.

Каждый город сторожит

Клетка крови – лимфоцит.

И у каждой, мой дружок,

Есть на коже свой звонок.

Котята:

1.Организм наш очень сложный –

Надо быть с ним осторожным.

Если с детства ты ленив,

Много ешь, весь день сонлив,

Редко делаешь зарядку –

Организм твой не в порядке.

2.Может ты ещё и куришь?

Или курит папа твой,

Или друг, иль брат родной.

Всё равно ты дымом дышишь,

Лимфоцит твой чуть живой

Полусонный и больной охраняет город свой.

Ну, какой он часовой – спит на службе день-деньской?

3.Если сам ты покурил,

Или ножки промочил

Сразу сторожа убил.

Страшный вирус в клетку входит,

Все владения обходит,

Видит, все тут мирно спят.

Можно строить вирусят!

Сотни тысяч, миллионы.

Вот и снова он силён.

4.Собирает свою рать,

Начинает воевать

Потому то очень важно

С ним борьбу вести отважно,

Чтоб не киснуть, не болеть,

Жить, любить, плясать и петь,

Кувыркаться, обливаться,

И под солнцем загорать.

Всю неделю маме с папой по хозяйству помогать.

Ведущий:

Но ворчат уже зверята,

Говоришь ты непонятно.

И волнуется медведь:

«Научи, как не болеть»

Кошка:

Все мы разные, но всё же

Есть у нас одно и тоже.

Есть глаза, и рот, и уши –

Помолчи, сорока, слушай.

Чтобы вирус побеждать, надо с детства твердо знать.

Если клетка заболела, шлёт она сигналы смело.(Слайд №18)

И на коже от звоночков появляются кружочки.

Если надавить кружочек, боль появится, дружочек.

Ты не бойся, не зевай клеткам быстро помогай.

Ведущий:

Удивляются зверята!

Зверята:

Это как же так, ребята?!

Как могу себе помочь?

Как прогнать болезни прочь?

Кошка:

Я открою вам секрет;

Сложного в учёбе нет.

Кашель, насморк и отит

Лечит пальчик – Айболит!

Девочки и мальчики,

Приготовьте пальчики.

Котята: (Слайд №19)

1.Ищем пальчиком кружочек,

Нажимаем на звоночек.

Девять раз вращаем влево,

Выгоняем вирус смело. (Слайд №20)

2.Девять раз вращаем вправо,

Удирает вирус! Браво!

Раз, два, три, да раз, два, три

Прочь бегут от нас враги!

3.Только обязательно делать всё старательно!

Этот пальчик – Айболит

Нас излечит, исцелит

От бронхита, тонзиллита,

Ларингита и ринита! (Слайды №21,22)

(Ведущий вместе  с кошкой показывают приёмы точечного массажа.)

                       

Ведущий:

- Этот массаж, с которым вас познакомила кошка, повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов.

Под действием массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства, как ИНТЕРФЕРОН, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

V.Итог занятия.

Учитель:  За нашим занятием внимательно наблюдал Доктор Айболит, который каждому из вас на память приготовил Памятку Здоровья (всем детям и гостям раздаются красочные Памятки).  (Слайд №23)

         

          Но чтоб ни случилось, всегда человек

        Здоровья желает другому навек!

        Мы «Здравствуйте!» всем говорим.

        Мы умеем думать, умеем рассуждать.

        Что полезно для здоровья то и будем выбирать!

Список литературы

  1. Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филиппова Москва 2003г.
  2. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. М., " Медицина", 1989.
  3. Макарова Л.И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. ПедСовет: Газета. 2007. № 4.
  4. Рыжова Т.Охрана здоровья. Пословицы. Начальная школа: Газета. 2003 № 20.
  5. Тишурина О.Н. Писатели  в начальной школе. Дрофа. М., 2005.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО "Изд. АСТ – ЛТД", 1998.
  7. Н. А. Лихтина «Путешествие по стране ЗДОРОВЬЕ».

Используемые ресурсы для презентации

  1. http://www.riasamara.ru/rus/news/region/society/article46983.shtml -закаливание
  2. http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=23303&page=2 -полезные продукты
  3. http://www.povarenok.ru/recipes/show/41712/  -полдник
  4. http://www.galya.ru/catd_new_page.php?dlimit=25&p=1&id=2871966 ужин
  5. http://www.povarenok.ru/recipes/show/45844/ 
  6. http://medpain.net/zdorovoe-pitanie/kislomolochnye-produkty/ 
  7. http://www.businessoffers.ru/portal/viewoffer.asp?id=384986 -обед
  8. www.kluchzdorovia.ru – точечный массаж
  9. http://rastimdetok.ru/2010/07/03/zdorovoje_pitanije_dlja_djetjej 

Методические советы организаторам и постановщикам

        Данное внеклассное занятие лучше всего проводить на сцене с компьютером и мультимедийными установками для показа презентации учащимся каждой параллели. Количество участников создаст эмоциональный настрой и позитивный характер мероприятию. Для обучения правил точечного массажа желательно пригласить больше детей для наглядного опыта.

        Опыт с напитком «Кола» и сосательной конфетой «Ментос» произведет для детей больший эффект, так как дети будут делиться впечатлениями от увиденного и делать выводы о влиянии этих продуктов на организм человека.

        Создание Меню питания школьника перейдет в диспут, дети будут много рассуждать и приводить аргументы, что благоприятно воздействует на всех присутствующих.

        Вместе с тем, надо строго придерживаться хода занятия и в конце обязательно подвести итог того, что нового дети узнали для себя. Посоветовать использовать памятку «Советы Доктора Айболита», чтобы бережно относиться к своему здоровью и быть всегда здоровыми.

Методические советы на период ближайшего последействия

После проведения занятия со здоровьесберегающими технологиями нужно обязательно закрепить полученные знания. Для этого, можно попросить детей составить дома правильный Режим дня и Меню, с учетом полученных знаний. Также  через небольшой период времени провести викторину или игру «Поле чудес»  по пройденным вопросам занятия.

         В заключении подвести итог, проведя мониторинг по здоровьесбережению с учащимися и анкету с родителями. Выделить для награждения грамотой наиболее активных участников, выполняющих все советы по здоровому образу жизни:

- занятия в спортивных секциях;

- прогулки на свежем воздухе;

- соблюдение режима дня и правильного питания;

 - отсутствие пропусков занятий по болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Я хочу быть здоровым"

Привлечение школьников к здоровому образу жизни. Показать значимость здорового образа жизни. ...

Урок - проект "Хочу быть здоровым"

Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...

Внеклассное занятие для 2 класса "Хочу быть здоровым!"

Интересное занятие с презентацией с использованием здоровьесберегающих технологий....

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...

Внеклассное занятие для 3 класса " Хочу быть здоровым"

Внеклассное мероприятие  ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!Класс: 3-аУчитель: Филиппова Э.О.ЦЕЛЬ:- закрепить у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, к...

Внеклассное мероприятие "Не курите, я хочу быть здоровым"

Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению...

Учебный проект «Хочу быть здоровым»

Есть знаменитая пословица: "Здоровье дороже денег". Никто не будет отрицать её важность, потому что невозможно назвать точную цену нашему здоровью. И данный проект направлен на привлечение внимания к ...