Хочу быть здоровым!
методическая разработка (2,3,4 класс) по теме
Психолого-педагогическиездоровьесберегающие технологии, применяемые во внеклассном занятии с использованием ИКТ:
опыт с напитком "Кола", инсценирование сказки о "вирусятах", стихи "Вредные советы" Г.Остера, правила точечного массажа, гимнастика для глаз и задания творческого характера, позволяют обеспечить психологическую разгрузку школьников, дают им сведения развивающего и воспитательного плана, показывают примеры правильного питания, побуждают стремление к здоровому образу жизни и желанию "Хочу быть здоровым!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_zdorovesberezheniyu.rar | 960.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
2011 год
Автор разработки:
Мухаева Айганым Михайловна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №4»
города Балаково Саратовской области
Внеклассное занятие с презентацией
по здоровьесбережению
«ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
Объяснительная записка.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников
В последнее время наблюдается явное ухудшение здоровья детей, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
Целью внеклассного занятия по здоровьесбережению являются: закрепление у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; умение правильно проводить точечный массаж, чтобы сберечь здоровье.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, применяемые на внеклассном занятии с использованием ИКТ: опыт с напитком «Кола», инсценирование сказки о «вирусятах», стихотворение «Вредные советы» Г.Остера, правила точечного массажа, гимнастика для глаз и задания творческого характера, позволяют обеспечить психологическую разгрузку школьников, дают им сведения развивающего и воспитательного плана, показывают примеры правильного питания, побуждают стремлению к здоровому образу жизни и желанию «Хочу быть здоровым!».
Презентация удовлетворяет любознательность, учитывает интерес учащихся, дает углубление основных вопросов касающихся здоровья и здорового питания человека, развитие познавательных способностей учащихся.
Основными показателями эффективности данной презентации стало:
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся;
- приобщение к здоровому образу жизни и здоровому питанию;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- наглядный материал для выполнения точечного массажа.
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено с учащимися 2-4 классов.
Оборудование, оформление.
Мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация в программе Power Point; отрывок стихотворения Г.Остера «Вредные советы»; для опыта: чашка, напиток «Кола» и сосательная конфета «Ментос», кусочек мяса; для инсценирования сказки «О вирусятах» костюмы: сороки, медведя, кошки, котят и разных зверят; памятки с советами Доктора Айболита для каждого учащегося.
ПАМЯТКА Советы доктора 1. Соблюдай гигиену рук и тела. 2. Делай утреннюю зарядку. 3. Не забывай про закаливание. 4. Воздерживайся от жирной пищи. 5. Остерегайся очень острого и соленого. 6. Сладостей тысячи, а здоровье одно. 7. Овощи и фрукты – полезные продукты. 8.Соблюдай режим правильного питания и активного отдыха. 9. Не забывай чистить зубы утром и вечером перед сном. 10. Научись лечить себя сам: делай точечный массаж. |
Оформление кабинета:
Плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.
1. В здоровом теле – здоровый дух.
2. Чистый рот – враг болезней.
3. Чисто жить – здоровым быть.
4. Здоровье не купишь.
Методические советы
на подготовительный период
Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков, соблюдения всех норм по здоровьесбережению в подготовительный период необходимо провести диагностику по вопросам:
- Как надо начинать закаливание водой?
- Что может стать вредным для здоровья?
- Как правильно ухаживать за кожей?
- Какие продукты полезны?
- Какие правила культуры питания ты знаешь?
- В какое время и что ты ешь в завтрак, обед и ужин?
- Что ты знаешь о точечном массаже?
Данные вопросы позволят учителю определить степень познаний учащихся, умения и навыки по теме здоровьесбережения, а детям - заранее подготовиться к занятию и восприятию нового.
Сценарный план,
ход проведения занятия.
I.Организационный момент.
II.Эмоциональный настрой.
III.Приветствие.
IV.Основная часть.
- Актуализация знаний учащихся.
- Анализ стихотворения. Гигиена кожи.
- Польза продуктов и культура правильного питания.
- Гимнастика для глаз.
- Составление Меню школьника. Опыт.
- Инсценирование сказки. Точечный массаж.
V.Итог занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
II.Эмоциональный настрой.
Учитель:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
III.Приветствие.
Учитель:
- Здравствуйте, дети! Какое важное слово сказала я вам? А что оно означает?
Здравствуй – это, значит, желать здоровья. Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? Вот и тема нашего занятия сегодня «Хочу быть здоровым!» (Слайд №1)
Наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек и дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того, каким воздухом дышим и какую воду пьем и от многих других вещей. Но многое зависит и от каждого от нас. Как вы думаете почему?
IV.Основная часть.
1.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Давайте поговорим о том, как быть здоровым, как закаляться, как заниматься физкультурой, соблюдать гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать. А для этого надо: (Слайд №2)
- соблюдать режим дня;
- следить за чистотой своего тела;
- заниматься гимнастикой;
- есть полезные продукты.
Ученик: Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся!
Учитель: ( Слайд №3)
- Расскажите, как надо начинать закаливание водой?
(Ответы детей, показ слайда №4)
- В каких случаях солнце друг, а в каких враг?
(Ответы детей, показ слайда №5)
- Что может стать вредным для здоровья?
(Ответы детей, показ слайда №6)
Учитель:
- Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Дышать табачным дымом вредно для вашего здоровья.
2. Анализ стихотворения. Гигиена кожи.
Ученик: (стихотворение Г.Остера «Вредные советы»)
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Учитель:
- Выскажите свое мнение об этих советах! (Обсуждение)
- Как правильно мыть руки и лицо? (Правила ухода за кожей)
3. Польза продуктов и культура правильного питания.
- Какие продукты полезны?
(Ответы детей, показ слайда №7)
- Как правильно есть?
(Ответы детей, показ слайд №8»Правила питания»)
- Почему лучше есть в одно и то же время?
- А сейчас, ребята, составьте пословицу по данным словам (Слайд №9 :«Кто не умерен в еде, тот враг себе»)
4. Гимнастика для глаз
Учитель:
- Пора отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз, чтобы продолжить движение дальше. (Слайд №10-11)
5. Составление Меню школьника. Опыт.
Учитель: Ребята, сегодня в школу не пришел Ваня. Он заболел. Его брат принес от него письмо. Давайте прочтем его вместе: (Слайд №12)
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу лежа на кровати. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Мама говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.
Меню:
Торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола и Чупа - Чупс.
Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров!
Ваня Сидоров
- А знаете ли вы, что такое меню? (Ответы детей).
Меню – это список блюд. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Но в меню могут входить разные блюда. Но сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет. Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы. На второе можно выбрать мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром. На третье – компот, фрукты, соки. Ну и, конечно же, хлеб. В хлебе очень много полезных веществ. Они нужны всем, особенно детям.
- Как вы думаете, ребята, правильно он составил Меню? (Ответы детей)
- Все вы, наверное, любите газированную воду, лимонад, колу. Вы считаете, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. Покупаете сосательные конфеты, жевательные резинки, а они вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
Учитель. А давайте узнаем отчего заболел Ваня Сидоров.
Опыт: Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться. Кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык.
Учитель. Ребята, давайте поможем Ване составить такие меню, от которого он сразу пойдет на выздоровление.
- Какие блюда лучше всего использовать для завтрака? (Ответы детей и показ слайда №13)
- Какие блюда лучше всего использовать для обеда? (Ответы детей и показ слайда №14)
- Какие блюда лучше всего использовать для полдника? (Ответы детей и показ слайда №15)
- Что лучше всего есть на ужин? (Ответы детей и показ слайда №16)
- Ребята, ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Пища должна быть легкой. Желудку тоже нужен перерыв в работе.
Учитель: Но, к сожаленью, несмотря на правильное питание, часто многие дети заболевают, подхватывая разные вирусы. А «Что такое вирус гриппа?», «Как сберечься от бронхита?» (Слайд №17) мы узнаем, посмотрев сказку о вирусятах.
6. Инсценирование сказки. Точечный массаж.
Сказка «Вирусята»
(На лесной опушке собрались зверушки, кошка, 4 котенка)
Ведущий:
-Кошка всем на удивленье написала объявленье:
«Что такое вирус гриппа?
Как сберечься от бронхита?
Приходи и стар и мал
Всем урок здоровья дам!»
Прилетели тут сороки,
Затрещали белобоки.
А одна сидит, молчит
Горлышко её болит.
Заревел медведь в берлоге,
Стар он стал,
Ворчит в тревоге:
«Что нам кошка может дать?»
Но боится опоздать.
Зверята:
Научи нас, тётя кошка,
Помоги нам хоть немножко!
Кошка:
Расскажу я вам, зверята,
Как ведут себя котята
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день играть и петь.
Котята:
1.В нашем мире царство есть,
Жителей его не счесть,
На земле и там и тут –
Вирусами их зовут.
2.И опасны и коварны
И невидимы они.
Очень маленьки, но всюду:
На земле и под водой,
В небесах, за облаками,
3.У тебя и твоей мамы,
И у тёти, и у дяди,
И у деда с бородой.
4.Ежедневный, ежечасный
Очень страшный и опасный,
С ним идёт незримый бой!
Зверята:
Кто же с вирусом воюет?
Кто здоровье сторожит?
День-деньской и ночь не спит?
Будь любима, тётя кошка,
Расскажи нам хоть немножко.
Это что за сторожа?
Что они нам сторожат?
Кошка:
Вы представьте: наше тело – это целая страна.
Состоит оно из клеток,
Клетки – это города.
Каждый город сторожит
Клетка крови – лимфоцит.
И у каждой, мой дружок,
Есть на коже свой звонок.
Котята:
1.Организм наш очень сложный –
Надо быть с ним осторожным.
Если с детства ты ленив,
Много ешь, весь день сонлив,
Редко делаешь зарядку –
Организм твой не в порядке.
2.Может ты ещё и куришь?
Или курит папа твой,
Или друг, иль брат родной.
Всё равно ты дымом дышишь,
Лимфоцит твой чуть живой
Полусонный и больной охраняет город свой.
Ну, какой он часовой – спит на службе день-деньской?
3.Если сам ты покурил,
Или ножки промочил
Сразу сторожа убил.
Страшный вирус в клетку входит,
Все владения обходит,
Видит, все тут мирно спят.
Можно строить вирусят!
Сотни тысяч, миллионы.
Вот и снова он силён.
4.Собирает свою рать,
Начинает воевать
Потому то очень важно
С ним борьбу вести отважно,
Чтоб не киснуть, не болеть,
Жить, любить, плясать и петь,
Кувыркаться, обливаться,
И под солнцем загорать.
Всю неделю маме с папой по хозяйству помогать.
Ведущий:
Но ворчат уже зверята,
Говоришь ты непонятно.
И волнуется медведь:
«Научи, как не болеть»
Кошка:
Все мы разные, но всё же
Есть у нас одно и тоже.
Есть глаза, и рот, и уши –
Помолчи, сорока, слушай.
Чтобы вирус побеждать, надо с детства твердо знать.
Если клетка заболела, шлёт она сигналы смело.(Слайд №18)
И на коже от звоночков появляются кружочки.
Если надавить кружочек, боль появится, дружочек.
Ты не бойся, не зевай клеткам быстро помогай.
Ведущий:
Удивляются зверята!
Зверята:
Это как же так, ребята?!
Как могу себе помочь?
Как прогнать болезни прочь?
Кошка:
Я открою вам секрет;
Сложного в учёбе нет.
Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик – Айболит!
Девочки и мальчики,
Приготовьте пальчики.
Котята: (Слайд №19)
1.Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек.
Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело. (Слайд №20)
2.Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз, два, три
Прочь бегут от нас враги!
3.Только обязательно делать всё старательно!
Этот пальчик – Айболит
Нас излечит, исцелит
От бронхита, тонзиллита,
Ларингита и ринита! (Слайды №21,22)
(Ведущий вместе с кошкой показывают приёмы точечного массажа.)
Ведущий:
- Этот массаж, с которым вас познакомила кошка, повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов.
Под действием массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства, как ИНТЕРФЕРОН, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
V.Итог занятия.
Учитель: За нашим занятием внимательно наблюдал Доктор Айболит, который каждому из вас на память приготовил Памятку Здоровья (всем детям и гостям раздаются красочные Памятки). (Слайд №23)
Но чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Мы «Здравствуйте!» всем говорим.
Мы умеем думать, умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья то и будем выбирать!
Список литературы
- Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филиппова Москва 2003г.
- Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. М., " Медицина", 1989.
- Макарова Л.И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. ПедСовет: Газета. 2007. № 4.
- Рыжова Т.Охрана здоровья. Пословицы. Начальная школа: Газета. 2003 № 20.
- Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дрофа. М., 2005.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО "Изд. АСТ – ЛТД", 1998.
- Н. А. Лихтина «Путешествие по стране ЗДОРОВЬЕ».
Используемые ресурсы для презентации
- http://www.riasamara.ru/rus/news/region/society/article46983.shtml -закаливание
- http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=23303&page=2 -полезные продукты
- http://www.povarenok.ru/recipes/show/41712/ -полдник
- http://www.galya.ru/catd_new_page.php?dlimit=25&p=1&id=2871966 ужин
- http://www.povarenok.ru/recipes/show/45844/
- http://medpain.net/zdorovoe-pitanie/kislomolochnye-produkty/
- http://www.businessoffers.ru/portal/viewoffer.asp?id=384986 -обед
- www.kluchzdorovia.ru – точечный массаж
- http://rastimdetok.ru/2010/07/03/zdorovoje_pitanije_dlja_djetjej
Методические советы организаторам и постановщикам
Данное внеклассное занятие лучше всего проводить на сцене с компьютером и мультимедийными установками для показа презентации учащимся каждой параллели. Количество участников создаст эмоциональный настрой и позитивный характер мероприятию. Для обучения правил точечного массажа желательно пригласить больше детей для наглядного опыта.
Опыт с напитком «Кола» и сосательной конфетой «Ментос» произведет для детей больший эффект, так как дети будут делиться впечатлениями от увиденного и делать выводы о влиянии этих продуктов на организм человека.
Создание Меню питания школьника перейдет в диспут, дети будут много рассуждать и приводить аргументы, что благоприятно воздействует на всех присутствующих.
Вместе с тем, надо строго придерживаться хода занятия и в конце обязательно подвести итог того, что нового дети узнали для себя. Посоветовать использовать памятку «Советы Доктора Айболита», чтобы бережно относиться к своему здоровью и быть всегда здоровыми.
Методические советы на период ближайшего последействия
После проведения занятия со здоровьесберегающими технологиями нужно обязательно закрепить полученные знания. Для этого, можно попросить детей составить дома правильный Режим дня и Меню, с учетом полученных знаний. Также через небольшой период времени провести викторину или игру «Поле чудес» по пройденным вопросам занятия.
В заключении подвести итог, проведя мониторинг по здоровьесбережению с учащимися и анкету с родителями. Выделить для награждения грамотой наиболее активных участников, выполняющих все советы по здоровому образу жизни:
- занятия в спортивных секциях;
- прогулки на свежем воздухе;
- соблюдение режима дня и правильного питания;
- отсутствие пропусков занятий по болезни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Я хочу быть здоровым"
Привлечение школьников к здоровому образу жизни. Показать значимость здорового образа жизни. ...
Урок - проект "Хочу быть здоровым"
Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...
Внеклассное занятие для 2 класса "Хочу быть здоровым!"
Интересное занятие с презентацией с использованием здоровьесберегающих технологий....
Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»
Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...
Внеклассное занятие для 3 класса " Хочу быть здоровым"
Внеклассное мероприятие ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!Класс: 3-аУчитель: Филиппова Э.О.ЦЕЛЬ:- закрепить у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, к...
Внеклассное мероприятие "Не курите, я хочу быть здоровым"
Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению...
Учебный проект «Хочу быть здоровым»
Есть знаменитая пословица: "Здоровье дороже денег". Никто не будет отрицать её важность, потому что невозможно назвать точную цену нашему здоровью. И данный проект направлен на привлечение внимания к ...