ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТ»
статья по теме

Гусарова Елена Валентиновна

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных детей  (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_intellekt.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Гусарова, заместитель директора по учебной работе

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга  

ПРОГРАММА  «ИНТЕЛЛЕКТ»

по работе с обучающимися начальной школы,

имеющими высокую познавательную мотивацию

        «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то фор мирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллек туального профиля... Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко

1. Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одаренность» определяет неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «талантлив», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, мотивированный ученик - это человек с высоким уровнем каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Понятие «одаренность»

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческого потенциала. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Одаренность может проявляться:

  1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
  2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  3. как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). (Приложение 1)

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных детей  (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

        2. Актуальность программы «Интеллект»

        Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.

 При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  1. потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
  2. развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
  3. познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования,  профессиональное определение (старший школьный  возраст).        

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Работу с мотивированными учащимися нужно начинать в начальной школе. С этой целью должна быть организована работа, в рамках которой созданы условия для индивидуальной работы с учащимися. Работа должна осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях.

Программа «Интеллект»:

  1. разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ лицея № 395 и является основой для работы с обучающимися, имеющими высокую познавательную мотивацию;
  2. направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

        С целью решения проблемы работы со способными детьми педагогическим коллективом были предприняты следующие действия:

  1. определены основные направления по созданию оптимальных условий для работы со способными учащимися (организация учебного процесса):
  2. нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  3. работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  4. выставка детских творческих работ; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
  5. обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
  6. проведение научно-практических, общеразвивающих традиционных мероприятий лицея;
  7. осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, проводится психолого-педагогическое исследование первоклассников, системное наблюдение за детьми из класса в класс, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
  8. создание научного общества учащихся начальных классов «Эрудит»;
  9. к работе с детьми более высоким уровнем развития привлечены высококвалифицированные специалисты, владеющие современными технологиями.

                Вместе с тем практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с мотивированными учащимися, которые выражаются в следующих противоречиях:

  1. между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в современной школе;
  2. между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  3. между специфичностью и проблемностью развития талантливых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

        Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

        Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива начальной школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Интеллект» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

3. Целеполагание программы «Интеллект»

Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков талантливых детей в начальной школе, а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачи:

  1. разработать систему диагностических исследований для выявления, определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  2. обеспечение условий для всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с детьми в базовых группах, интеллектуальном кружке, НОУ «Эрудит», предоставление возможности для продуктивной самореализации детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  1.  «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
  2. разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.
  1. обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

4. Основные направления реализации программы:

        В рамках данного проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:

        Координационное направление:

  1. организация работы всего коллектива начальной школы, педагогов отделения дополнительного образования детей, педагогов отдельных модулей;
  2. интеграция в рамках данного направления деятельности дошкольных учреждений, начальной школы, средней школы, учреждений дополнительного образования;
  3. обеспечение нормативно-правовой базы;
  4. ресурсное обеспечение;
  5. контроль и анализ деятельности.

        Диагностическое направление:

  1. формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
  2. проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
  3. проведение диагностики одаренных детей;
  4. создание банка данных «Одаренные дети начальной школы».

        Кадровое направление:

  1. определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
  2. повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
  3. оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
  4. создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
  5. создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

                Развивающее направление:

  1. создание образовательной среды для развития детей;
  2. создание благоприятных условий для работы со способными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
  3. методическое обеспечение работы со способными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
  4. мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных детей в школьных и районных мероприятиях). 
  1. организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
  2. создание условий для участия детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
  3. обеспечение материально-технической базы;
  4. создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
  5. использование информационно-коммуникационных технологий.

        Информационное направление:

  1. организация работы библиотеки;
  2. создание банка образовательных программ, диагностических  и методических материалов;

     информационная поддержка педагогов, работающих со способными детьми.        

5. Методологическая основа

Формы работы с талантливыми учащимися:

  1. индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; 
  2.  дополнительные занятия с мотивированными учащимися, подготовка к олим пиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  3. участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
  4. психологические консультации, тренинги, тестирование;
  5. конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  6. посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  7. проектная деятельность учащихся;
  8. использование современных средств информации, ЭОР;
  9. создание детских портфолио.

Принципы педагогической  деятельности  в  работе  с  талантливыми  детьми:

        В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Талантливый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. (Приложение 2)

Условия реализации программы:

  1. создание комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  2. создание условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  3. вариативность реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  4. свобода выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  5. возрастание роли внеурочной деятельности.

        6. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы

        Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Интеллект» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

        Одаренная личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

        Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей -«дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

        Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная потребность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Благодаря более высокому уровню мотивации талантливая личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

        При разработке теоретических основ программы «Интеллект» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (A.M. Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых - на оценке одаренности с точки зрения наличияпсихологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и/или приводящих к феномену диссинхронии.
  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

7. Участники реализации проекта

Основное образование:

  1. заместитель директора по учебной и воспитательной работе;
  2. учителя начальных классов;
  1. школьный психолог;
  2. школьный библиотекарь;
  3. социальный педагог лицея;
  1. ученики начальных классов ГБОУ лицея № 395;
  2. родители обучающихся.

Дополнительное образование:

        Педагоги дополнительного образования и руководители спортивных секций (Банк дополнительных образовательных программ)

8. Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  1. сформировать систему работы со способными детьми;
  2. создать базу для развития одаренности и таланта в современных условиях;
  3. совершенствовать формы работы со способными детьми;
  4. сформировать банк данных «Одаренные дети»;
  5. увеличение числа мотивированных детей, которым оказывается поддержка;
  6. создание индивидуальных образовательных программ;
  7. повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с мотивированными детьми.

        9. Система контроля исполне ния программы

        Контроль в рамках программы осуществляет координационный совет: администрация ГБОУ лицей № 395. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического и педагогического советов, родительских собраниях.

11. Создание банка данных одаренных детей начальной школы

Для успешной реализации программы «Интеллект» необходимо создание банка данных талантливых детей, в который будут входить: анкетно-биографические све дения о способных детях (заполняется в течение учебного года), психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей, диагностическая работа во время проведения интеллекту альных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей (Приложение 3).

Анкетно-биографические сведения о  способных детях  

№ п/п

ФИО

Дата

рождения

Домашний адрес

Класс

Виды

одаренно сти

Участие

в олимпиадах

и конкурсах

Результативность

12. Психодиагностические обследования среди учащихся  (работа школьного психолога).

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа про ходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуаль ных и художественных конкурсов: олимпиад, турниров, состязаний, спортивных со ревнований и эстафет. (Приложение 4)

В качестве диагностического материала планируется использовать:

  1. анкетирование родителей и учителей;
  2. специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
  3. диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность; визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
  4. диагностику видеомоторной коррекции;
  5. вербальный тест Айзенка;
  6. опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  7. шкалу самооценки «Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
  8. методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
  9. методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
  10. тест «Уровень развития личности (уровень воспитанности)»;
  11. тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
  12. тесты для интеллектуалов.

13. Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достиже ний является создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школь ного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

14. Система работы учителей начальных классов с одаренными обучающимися в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения способных детей на уроках является:

  1. совершенствование предметных умений и навыков;
  2. повышение учебной мотивации одаренных детей;
  3. развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  4. развитие навыков исследовательской   и   самостоятельной познавательной деятельности;
  5. овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  1. частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  2. исследовательский  (работа с дополнительными  источниками информации);
  3. проблемный;
  4. проективный.

Формы:

  1. нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра; урок-творческая мастерская);
  2. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  3. ролевые игры;
  4. консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у способных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

15. Предметные олимпиады - основная часть программы «Интеллект»

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады - это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады - повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года - март, апрель, один раз в год в два тура (первый - отборочный - классный, второй - в параллели). В первом туре участвуют все желающие классов, во втором - победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включая» интуицию и воображение.

16. Работа со способными учащимися во внеурочное время

В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Образовательное пространство начальной школы представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная деятельность в начальной школе  осуществляется через классное руководство,  деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога и др.), инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ. В каждом направлении не просто ведется плановая, традиционная работа, а создаются образовательно-воспитательные проекты, реализующие задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Все мероприятия в начальной школе систематизированы в шести традиционных годичных проектах, включающих в себя определенную структуру кратковременных и тематических проектов: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», «Если хочешь быть здоров»,  «Интеллект»,  «России верные сыны»,  «И в большом и в малом деле быть всегда в кругу друзей…»,  «Река времени». (Приложение 5).

        В целях обеспечения современного качества образования наше ОУ предлагает модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Ведущая роль в организации внеурочной деятельности отведена ресурсам отделения дополнительного образования детей. (Приложение 6). В данной модели базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Ценность дополнительного образования детей состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую основного образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное, в условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Интеграция основного и дополнительного образования детей может обеспечить:

  1. целостность образовательной системы лицея  во всем ее многообразии (многофункциональность);
  2. необходимый уровень  знаний,  навыков школьников  и  развитие  их  эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств, развитие творческих способностей; 
  3. создание системы выявления и поддержки мотивированных к обучению детей;
  4. создание ситуации успешности в каком-либо виде деятельности для любого ученика с разным уровнем мотивации и на основе этого повышение мотивации;
  5. расширение спектра образовательных услуг для реализации запросов потребителей;
  6. создание условий для сохранения и поддержания здоровья учащихся;
  7. поддержку существующих школьных традиций (школьного уклада) и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов.

Занятия в кружках в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей детей, их творческого потенциала, художественного воспитания, повышают внутреннюю культуру.

Посещение детьми предметных и творческих кружков, а так же спортивных секций по способностям и интересам являются неотъемлемой частью проектной деятельности в рамках программы «Интеллект». 

Список литературы:

  1. Прохорова С. Ю. Организация работы с одаренными детьми в сельской начальной школе полного дня.
  2. Алоева М.А., Бейсова Е.В. Родительские собрания в 1-2 классах. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2004.
  3. Рабочая книга школьного психолога / под редакцией доктора психологических наук Дубровиной И.В. - М.: Просвещение. - 1991.
  4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.
  5. Одаренные дети / Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. - М., 1991.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. - М., 2000.
  7. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. - 136с.
  8. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.
  9. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание. 1991.
  10. Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 годы.
  11. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
  12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. - 1990.
  13. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  14. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996.
  15. Психология одаренности детей и подростков / под редакцией Лейтеса Н.С. -М.,-2001.
  16. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: «Аст-Пресс». 1998.
  17. Популярная психология для родителей / под редакцией Бодалева А.А. - М. -«Педагогика». -1989.
  18. Рабочая книга школьного психолога / под редакцией доктора психологических наук Дубровиной И.В. - М., - «Просвещение». - 1991.

Приложения

Приложение № 1

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Часто озабочен преобразо ванием, улучшением общества, предметов.
  7. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, ко торые могут не казаться другим смешными.
  8. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  9. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  10. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити ческого изучения.
  11. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


Приложение № 2

Перспективный план проектной деятельности

№ п/п

Направления

реализации

проекта

Мероприятия

Дата

Ответственные

Изучение

 нормативных

документов,

рекомендаций и опыта работы

педагогов

 по вопросу

«Одаренные

дети»

Знакомство с новинками педагогической литературы:  «Особенности работы с ода ренными детьми»

Август

Заместитель директора

по УР

Семинар учителей начальной школы «Одаренность: понятие; виды одаренности»

Сентябрь

Творческая группа

 учителей

Круглый стол: «Изучение специ альных исследований педагогов и психоло гов по вопросам одаренности детей»

Октябрь

Школьный

психолог

Заседание кафедры начального образования: «Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста»

Март

Руководитель

КНО

Обобщение опытом: «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одарен ными детьми на уроках математики и рус ского языка»

Апрель

Учителя КНО

Преемственность

дошкольных учрежде ний и начальной школы

Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: составле ние списков будущих первоклассников

Апрель

Май

Педагоги «Школы для дошкольников», воспитатели ГДОУ

Собеседования с учителями, работающими в «Школе для дошкольников», об инте ресах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей  перво классника»

Август

Сентябрь

Школьный психолог.

Творческая группа учителей

Создание банка

данных

ода ренных

 детей

 начальной шко лы

Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

В течение учебного года

Учителя КНО

Психодиагностические обследования сре ди учащихся

В течение учебного года

Школьный психолог

Анкетирование детей

В течение учебного года

Школьный психолог

Учителя КНО

Диагностическая работа во время прове дения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение учебного года

Школьный психолог

Психологиче ская

помощь

одаренным

де тям

Регулярные психологические консульта ции для одаренных детей

В течение учебного года

Психолого-педагогическая служба

Организация психологического сопровож дения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение учебного года

Психолого-педагогическая служба

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В течение учебного года

Психолого-педагогическая служба

Создание

методической копилки

по работе

с одаренными

детьми

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышен ной трудности по русскому языку и матема тике, разработки интеллектуальных мара фонов, игр и др.)

В течение учебного года

Руководитель

КНО

Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек; под борка отечественной и зарубежной литера туры (монографии, статьи, тезисы, словари и т. д.) по вопросам одаренности детей

В течение учебного года

Школьный библиоте карь

Систематиза ция работы

 учителей

на чальных клас сов

с одарен ными детьми

в урочной

дея тельности

Использование в урочной деятельности различных современных средств информа ции: медиатеки, интернета; компьютерных игр по курсу «Окружающий мир», электрон ных энциклопедий

В течение учебного года

Учителя КНО

Применение на уроках современных техно логий: игровых, исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих.

В течение учебного года

Учителя КНО

Использование элементов дифференци рованного обучения, направленных на твор ческий поиск, высокую познавательную ак тивность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных уча щихся

В течение учебного года

Учителя КНО

Проведение нестандартных форм уроков с целью обмена опытом: Фестиваль открытых уроков

В течение учебного года

Учителя КНО

Дополнение базисного учебного плана следующи ми предметами: иностранный язык (2-4-е классы), информатика (3-4-е классы)

Август

Заместитель

директора

по УР

Создание

усло вий

для работы

с одаренными детьми

во вне урочное время

(предметные и творческие

кружки,

спор тивные

секции)

Функционирование предметных и творче ских кружков, а также спортивных секций.

В течение учебного года

Педагоги ОДОД

Учителя КНО

Предметные олимпиады: разные туры, 4-й класс

Ноябрь

Декабрь

Руководитель КНО

Руководитель «Эрудит»

Интеллектуальный марафон, 3-й класс

Май

Учителя КНО 

Руководитель КНО

Математический турнир «Считай, решай, отгадывай», 1-2-е классы

Апрель

Руководитель КНО

КВН по русскому языку «Знатоки русского языка», 3-й класс                                      

Май

Руководитель КНО

Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!»,1-4-е классы

Апрель

Учителя первых классов

 

Музыкальные конкурсы

Апрель

Руководитель музы кального кружка

Танцевальный

Апрель - Май

Руководитель хореографической студии

Выставка изобразительного искусства «Акварель», 1-4-е классы

В течение учебного года

Руководитель

изосту дии

Фестиваль знатоков английского языка

3-4-е классы

Октябрь

Преподаватели анг лийского языка

Веселые старты,  Спартакиады, 1-4-е классы

В течение

года

Учитель физкультуры

Предметная неделя в начальной школе

Апрель

Творческая группа учителей

Проведение

ме роприятий

с ро дителями мотивированных к обучению детей

Анкетирование родителей с целью опре деления их основных подходов к данной проблеме

Май

Школьный

психолог

Родительское  собрание «Развитие творческого потенциала ребенка»

В течение

учебного года

Школьный психолог

Учителя КНО

Круглый стол «Организация досуга способных  детей»

Декабрь

Заместитель директора по УР

Учителя КНО

Индивидуальные консультации

школьно го психолога

В течение

учебного года

Школьный

психолог

Совместное творчество родителей и де тей

В течение

учебного года

Педагоги

ОДОД

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»

В течение года

Руководители

спор тивных секций

Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

Май

Творческая группа учителей


Приложение № 3

Приложение № 3.1

Родительское исследование (заполняют родители)

1.  У моего ребенка хорошо развита речь, он ясно выражает свои мысли, име ет большой словарный запас. (Да/нет)

2.  Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да/нет)

3.  Мой ребенок овладел навыками слогового чтения. (Да/нет)

4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу. (Да/нет)

5.  Он очень любит рисовать. (Да/нет)

6.  Он очень любит заниматься художественным трудом. (Да/нет)

7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать. (Да/нет)

8.  Мой ребенок занимается спортом. (Да/нет)

9.  Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

10. С удовольствием ли ваш ребенок   собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

Приложение № 3.2

Родительское собрание для родителей одаренных детей

Тема: «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка»

Форма работы: круглый стол.

Участники: родители детей; учителя начальных классов; школьный психолог.

Подготовительный этап: провести анкетирование детей, обработать анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.

Оборудование: бланки анкет для родителей; выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.

План.

1.  Психологические особенности одаренного ребенка. (Школьный психолог.)

2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности. Советы родителям одаренных детей. (Учитель.)

3. Анализ анкетирования детей. (Школьный психолог.)

3. Анкетирование родителей «О талантах ребенка» (Школьный психолог.)

4.  Выставка творческих работ детей, обмен мнениями, решение спорных вопросов. (Учитель.)

5.  Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.

Ход собрания

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

1. Психологические особенности одаренного ребенка.

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают также случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные говорят о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом радости и гордости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети - это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

  1. он очень любознателен;
  2. любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  3. его речь очень развита, большой словарный запас;
  4. во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
  5. настойчив в достижении поставленной цели;
  6. у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
  7. может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
  8. обладает богатой фантазией и воображением;
  9. рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
  10. его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей - вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным - значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи - связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом - понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П. Павлов писал «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза - зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

        3. Как определить способности (склонности) ребенка

        Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен ребенок? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?

        Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности.

        Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

4. Диагностика склонностей ребенка

        Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.) Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.         Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника и школьника. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: педагогам. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера, направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное», определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка, но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение родителей и педагога за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

   1. определение уровня интеллектуального развития ребенка;

   2. оценка его потенциальных возможностей;

   3. анализ творческого потенциала ребенка.

        Диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком. Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в школе. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка. Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в учебном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка, которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку. Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, школы, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов (учителя, педагоги-психологи), а также внимательного и чуткого отношения родителей.

5. Советы родителям одаренных детей:

  1. поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  2. помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
  3. поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  4. не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  5. учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  6. спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  7. не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
  8. создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  9. учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
  10. считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Приложение № 3.3

Характеристики доминирующих способностей ребенка

1. Интеллектуальные способности

1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

1.2.  Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

1.3.  Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

1.4.  Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

1.5.  Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

1.6.  Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.

1.7.  Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.

1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

1.9.  Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.

1.10.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

1.11.  Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

1.12.  Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

2. Художественные способности

2.1.  В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2.  Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3.  Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

2.4.  Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5.  Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.).

2.6.  Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7.  Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8.  Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

3. Музыкальный талант

3.1.  Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6.  В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4. Способности к занятиям научной работой

4.1.  Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

4.2.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3.  Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4.  Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5.  После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6.  Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7.  Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8.  Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

5. Литературное дарование

5.1.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

5.2.  Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

5.3.  Придерживается только необходимых деталей   в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

6. Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2.  Интересуется механизмами и машинами.

6.3.  В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4.  Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5.  Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7.  Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

7. Способности к спорту

7.1.   Энергичен  и  производит  впечатление  ребенка,  который  нуждается  в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3.  Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

7.5.  По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

Приложение № 3.4

Тест «Способности (склонности) Вашего ребенка»  

Ф.И. учащегося _____________________________________ Возраст__________________

Сфера прояв-ления

Характеристика ребенка

Наличие склонности (٧)

Родители

Учи-тель

Интеллек-туальная

наблюдателен;

разносторонне любознателен;

имеет исключительную память;

охотно и легко учится;

умеет хорошо излагать свои мысли.

Академических достижений

Чтение:

часто выбирает своим занятием чтение;

использует богатый словарный запас;

подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

демонстрирует умение выразительно читать.

Математика:

проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям или упорядочиванию предметов;

проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;

демонстрирует легкость в восприятии и запоминании цифр и математических символов;

с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;

 разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

внимателен к предметам и явлениям;

проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;

часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;

проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

Творческого или продуктивного мышления

чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;

демонстрирует высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей

часто делает все по-своему (независим);

изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;

способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

Общения и лидерства

легко приспосабливается к новым ситуациям;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью

Художественной деятельности

Изобразительное искусство:

проявляет очень большой интерес к визуальной информации;

проводит много времени за рисованием или лепкой;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

осознанно строит композицию картин или рисунков

его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;

с удовольствием подпевает.

Двигательная

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

любит движение (бег, прыжки, лазание);

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

прекрасно удерживает равновесие;

для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

*Примечание. Указывать наличие склонности, если она проявляется явно и регулярно. 


Приложение № 4

Карта интересов и склонностей младших школьников

 ( по А.И. Савенкову. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999, с.50)

Опросный лист

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы и др.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.
  6. Слушать или читать рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне ( мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим конструктором.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Слушать и читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названием городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки, др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей, др.
  23. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.
  24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать книги о спорте, смотреть спортивные передачи.
  26. Играть со сверстниками в различные коллективные игры.
  27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

        Процедура выполнения методики:

        Опросник может предлагаться для заполнения самим детям, их родителям, а также учителям. Опрос можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

Лист ответов

_______________________                                           ____________________

фамилия, имя                                                                   дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

        Инструкция для детей:

        В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится – ставьте знак – (-); если нравиться – (+); если очень нравится – (++).

        Инструкция для родителей:

        Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

        На бланке ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравиться ( с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – (-); если нравится – (+); очень нравится - (++). Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Обработка результатов:

        Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  1. математика и техника;
  2. гуманитарная сфера;
  3. художественная деятельность;
  4. физкультура и спорт;
  5. коммуникативные интересы;
  6. природа и естествознание;
  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

        Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали ( плюс и минус взаимно сокращаются).


Приложение № 5

План внеурочной деятельности на ступени начального общего образования ГБОУ лицея № 395

№ п/п

Название

проекта

Основные

направления

деятельности

Виды

деятельности

Формы мероприятий,

подпроекты

Партнеры

Уровни резуль-татов

«Мы теперь не просто дети – мы теперь

ученики»

  1. художественно-эстетическое
  2. научно-познавательное

  1. игровая
  2. познавательная  
  3. проблемно-ценностное общение
  4. художественное творчество
  1. Проект «По дорогам сказок» (Деятельность  театральных классных коллективов»)
  1. Театрализованная игра «Книжкина неделя*»
  1. Проект «Школьная страна»
  1. День знаний
  2. Праздник «Посвящение в лицеисты»
  3. Игра по станциям «Путешествие с Василисой Премудрой в страну Знаний»
  4. Праздник «Прощание с Букварём»*
  5. Линейка выпускников начальной школы*

Образовательные экскурсии:

  1. Музей политической истории: «Как учился Филиппок»
  2. Парк Александрия. Дворец. «Дворянское воспитание»
  3. Пушкин. Лицей
  1. родители
  2. учащиеся
  3. учителя
  4. библиотекари школьной и районной библиотек
  5. психолог

1 уровень

«Если хочешь быть здоров»

  1. спортивно-оздоровительное

  1. игровая
  2. познавательная
  3. досугово-развлекательная
  4. художественное творчество
  5. спортивно-оздоровительная
  1. Проект «Школа светофорных наук»:
  1. Встреча с инспектором ГИБДД
  2. Школьные мероприятия по плану ДДТТ
  3. Интеллектуальная игра по ПДД «Безопасная дорога»*
  4. Районные мероприятия по плану ДДТ
  1. Проект «Я за здоровый образ жизни»
  1. Участие в экологических проектах ДЭЦ Водоканала Санкт-Петербурга
  2. Мероприятия по теме «Правильное питание - залог здоровья»
  3. Игра «Витаминки»
  4. Выставка рисунков «Пирамида питания»
  5. Малая спартакиада (осенняя, зимняя, весенняя)
  6. Медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся
  7. Составление банка здоровья школьников

Образовательные экскурсии:

  1.  Музей «Мир воды»
  2. Походы и экскурсии
  3. Музей Гигиены
  1. родители
  2. учащиеся старших классов
  3. учителя
  4. психолог
  5. инспектор ГИБДД
  6. врач
  7. медсестра

1 уровень

2 уровень

3 уровень

«Интеллект»

  1. научно-познавательная
  2. проектная деятельность

  1. познавательная
  2. проблемно-ценностное общение
  3.  досугово-развлекательная
  4. игровая
  1. Проект «Чудесный город»;
  1. Игра «Чудесный город» (разные туры) 
  2. Золотая осень: «Осенний Петербург»*
  1. Проект «Интеллектуальный марафон»:
  1. олимпиады (школьные, районные, городские)
  2. международная игра «Кенгуру»
  3. международная игра «Русский медвежонок»
  4. международная игра «Золотое руно»
  5. международная игра «ЧИП»
  1. Проект: «Умники и умницы»
  1. Предметная неделя «Эрудит»*
  2. Малые Лицейские чтения
  3. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»*
  4. Библиотечные встречи
  5. Цикл лекционных занятий по окружающему миру
  6. Цикл лекционных занятий по истории и культуре СПб
  7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
  1. Совместная деятельность с ОДОД:
  1. «Я-исследователь»
  2. «Компьютерная грамотность»
  3. «Эрудит»
  4. «Летопись Санкт-Петербурга»
  5. Декоративно-прикладное творчество
  6. «Азбука нравственности»
  7. Основы русской народной культуры
  8. Игротренинг
  9. Акварель
  10. Элементарное музицирование

Образовательные экскурсии:

  1. Профессии разные важны (Экскурсии профориентационной направленности)
  2. Научно-исследовательский музей «Лабиринт»
  3. Ботанический сад
  4. Этнографический музей (Знакомство с культурой, традициями, бытом народов России)
  5. Петергоф («Русское прикладное искусство»)
  1. Учителя предметники (биологии, экологии, литературы, физики, математики, химии, географии, истории)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

«России верные сыны»

  1. спортивно-оздоровительное
  2. художественно-эстетическое
  3. научно-познавательное
  4. военно-патриотическое
  5. общественно-полезная  деятель ность
  6. проектная деятель ность

  1. игровая
  2. познавательная
  3. проблемно-ценностное общение
  4. досугово-развлекательная деятельность
  5. художественное творчество
  6. социальное   творчеств
  7. туристско-краеведческая деятельность.
  1. Посещение кинотеатра «Восход»
  2. Классный час: День героев России*
  3. День снятия блокады Ленинграда* 
  4. Уроки Мужества
  5. День защитника Отечества/юные герои антифашисты*
  6. День Победы*
  7. Конкурс военно-патриотических песен
  8. Концерты для ветеранов

Образовательные экскурсии:

  1. Музей истории Санкт-Петербурга (Блокадный Ленинград)
  2. Посещение Пискарёвского кладбища
  3. Воронья гора. Памятник авроровцам
  1. родители
  2. старшеклассники
  3. учителя-предметники,
  4. ветераны
  5. работники музеев
  6.  библиотекари

1 уровень

2 уровень

3 уровень

«И в большом и в малом деле быть всегда в кругу друзей. Разделить

печаль и радость вместе будет веселей»

  1. общественно полезная  (социальная)
  2. проектная деятель ность

  1. игровая
  2. познавательная
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. художественное творчество
  5. социальное   творчество   трудовая
  6. спортивно-оздоровительная деятельность;
  7. туристско-краеведческая деятельность
  1. Участие в субботниках
  2. Сбор макулатуры
  3. Акция «Посылка для городской детской больницы»
  4. Акция «Посылка солдату»
  5. Шефская работа (старшие – младшим)
  6. Экологический проект: «Чистый город»
  1. Проект «Город мастеров» (в рамках урочной деятельности):
  1. «Мастерская Деда Мороза»
  2. «Книжкина больница» (последний урок технологии в четверти)
  3. Работа на пришкольном участке (сезонная)
  4. Оформление цветочных клумб (сезонная)
  5. Оформление кабинетов

«Река

времени»

  1. духовно - нравственная
  2. художественно - эстетическая
  3. общественно - полезная
  4. оздоровительная

  1. исследовательская
  2. игровая
  3. познавательная
  4. проблемно-ценностное общение
  5. досугово-развлекательная деятельность
  6. художественное творчество
  7. социальное творчество  

  1. Проект «Летопись класса»
  1. Этические беседы
  2. Творческие мастерские «Времена года»
  1. Проект «Фольклорные праздники»
  1.   Хлеб всему голова
  2.   Святочные вечера
  3.   День Калевалы
  4.   Масленица*
  5.   Приходи, летечко…..
  1. Проект «Литературная гостиная»
  1.   Уж небо осенью дышало
  2.   Идёт волшебница - зима
  3.   Запахло мартом и весною…
  4.   Лето, лето, ты какого цвета?
  1. Работа с Этнокалендарём
  1.   Устный журнал «Живой календарь»
  2.   Новогодние представления
  3.   День Матери*
  4.   День, пахнущий мимозой*
  5.   День Космонавтики*
  6.  День славянской письменности*

Образовательные экскурсии:

  1. Экскурсии по городу и пригородам
  2. Музеи Санкт-Петербурга
  3. «Рождественский Петербург»

 с посещением храма «Спас   на Крови»

  1. родители
  2. старшеклассники
  3. учителя- предметники
  4. сотрудники ДДЮТ
  5. работники музеев и библиотек

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Приложение № 6

Банк дополнительных образовательных программ в рамках внеурочной деятельности

Направления

внеурочной деятельности

Название кружков и секций

Научно - познавательное

(общеинтеллектуальное)

 Кружок «Эрудит»

Кружок «Игротренинг»

Кружок «Я – исследователь»

Кружок «Шахматы для начинающих»

 Занятия «Оптимизация личностного роста» (психолог)

Коррекционная работа с детьми

Проект «Интеллект»

Гражданско-патриотичекое

 Кружок «Летопись Санкт-Петербурга»

Проект «России верные сыны»

Духовно-нравственное

 «Азбука нравственности»

 «Основы русской народной культуры (ОРНК)»

Театрально-экскурсионная деятельность

Проект «Река времени»

Спортивно-

оздоровительное

Хореографическая студия «Танец, радость, красота»

Студия бального танца

 Секция «Футбол для самых маленьких»

Секция «Ритмопластика»

Проект «Если хочешь быть здоров…»

Художественно-эстетическое

(общекультурное)

«Элементарное музицирование»

Обучение игре на свирели

Хоровая студия «Звонкие голоса»

Студия декоративно-прикладного творчества

Студия «Акварель»

 Кружок «Бусинка за бусинкой»

Общественно-полезная

деятельность

Реализуется через долговременный проект:

«И в большом и в малом деле быть всегда в кругу друзей»

Проектная деятельность

Реализуется сквозной нитью через систему внеклассной и внеурочной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интеллект клуба "Мудрый совенок" (1 год обучения)

Программа по математике для занятий с младшими школьниками ( 1 год обучения)....