Разработка урока "Благотворительность" 3 класс
методическая разработка (3 класс) по теме

Сегодня актуальна проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность и нравственность являютсяважнейшими чертами характера личности каждого человека. Наша школа осуществляет духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках "Истоки". В третьем классе учащиеся изучают тему "Благотворительность и милосердие". Я раскрывала эту тему на примере династии Демидовых, занимающихся благотворительной деятельностью триста лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blagotvoritelnosti_v_3_klasse.rar12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Министерство образования РС (Я)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №3

c углубленным изучением английского языка

г. Ленск”

Урок благотворительности

в третьем классе.

                                             

   

                   

                                                                                 Овчинникова Л.В.

                                                                                 

2012  год.

Урок благотворительности в 3 классе.

Тема урока: Благотворительность и милосердие.

Цели урока: пробуждать интерес к духовным корням российской цивилизации;

                       воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания;

                       развивать коммуникативные навыки учащихся.

Средства обучения: мультимедиапроектор,  диск со слайдами, доска,  стенд с плакатами и рисунками ладоней, музыкальный диск, сотовые телефоны

Запись на доске:

Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал.

Сей добро,

Посыпай добром,

Жни добро,

Оделяй добром.

     I. Подготовительный этап.

      Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

                       Иеромонах Роман.

Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

Что такое духовный хлеб?

II. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»

 (Все ученики класса стоят в круге и отвечают на вопрос)

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

 (Отвечает на вопрос стоящий слева от учителя и передаёт слово следующему ученику.)

В конце выступлений учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей. (Садятся по группам)

III. Беседа учителя. Презентация.

Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями. 

Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.

Как вы понимаете слово династия?

Чем  занимались и какую промышленность они развивали в России?

Кто был основоположником рода Демидовых?

Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?

Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?

Перечислите благотворительные деяния рода Демидовых в России?

Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)

Назовите географию их благотворительных дел?

Какие награды за благотворительную деятельность получили Демидовы?

В каких странах ещё Демидовы занимались благотворительной деятельностью?

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки.

Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

 Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности, подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских.

IV.  Активное занятие. Работа в группах.

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб                                                                     больной

Утешение                                                             сирота

Приют                                                                  обиженный

Покаяние                                                             нищий

Прощение                                                            провинившийся

Целебный сок

2. Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Поделиться – отобрать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3.Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

4. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

5. Выберите семь особенностей, которые должны быть в человеке, совершающем благотворительность:

Быть верным слову и делу.

Иметь уважение к покупателям и партнёрам.

Заниматься благотворительностью.

Стремиться только к накоплению богатства.

Уметь рисковать с умом.

Работать с выгодой только для себя.

Хорошо знать свой товар.

Уметь обмануть или польстить конкуренту.

Иметь острый и дальновидный ум.

Иметь расторопность.

V. Беседа учителя.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

(Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам и т.д.)

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

(Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев)

А ваши родители занимались благотворительностью?

 Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты.

 Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

  1. Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)  передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»
  2. День благотворительности 22 августа. День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам

VI. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии  «Истоки» 3 класс.

По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

 Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

 До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

 Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, — может ослепнуть.

     VII.Самостоятельная работа.

Подумайте и закончите фразу:

Я думаю, что нести благо людям – это значит …

Чтобы заслужить репутацию доброго человека, я должен …

  1. Практическая работа.

Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.

  1. Подведение итогов.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

     X. Рефлексия.

      Что полезного для себя сегодня поняли?

       Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

     XI. Домашнее задание.

      На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

     XII. Совместное исполнение песни «Дорогою добра»

Литература:

  1. А. В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» 3 класс. М. 2005
  2. Н. В. Котельникова, Н. Ю. Твардовская. Истоки. Рабочая тетрадь. Ч.II. М. 2011
  3. И. А. Кузьмин. Истоковедение. М. 2010
  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Методическая разработка 3 класс

Разработка раздела программы темы "Как жили наши предки" выбрана не случайно. Я считаю, что эта тема поможет детям узнать о прошлом  наших предков и особенностях жизни вдалёкие времена.Цели разра...

Методическая разработка ( 1 класс) по теме: Новогодний праздник в начальной школе.

Новогодняя сценка в стихах с участием сказочных персонажей...

Грибы – это грибы. Занимательный материал. Методические разработки (2 класс ).

Занятие"Грибы - это грибы" проведено было перед праздником "Золотая осень". На занятии дети учились различать грибы, разгадывать загадки, узнали много интересного о грибах....

Методическая разработка (1 класс) на тему: "Прощай, первый класс!"

Сценарий праздника "Прощай, первый класс!"...

Методическая разработка мастер класса по теме: «Открытка к празднику День Победы».

Цель: формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности  обучающихся и их родителей.  Воспитание  чувства патриотизма,  любви к Родине,  гордости за св...

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....