Духовно-нравственное воспитание, как одно из направлений реализации ФГОС
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание, как одно из направлений реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Шершнева Татьяна Валерьевна

БОУ «СОШ №162»  г.Омска

Духовно-нравственное воспитание,

как одно из направлений реализации ФГОС

Воспитание из всех святых дел самое святое.

                                                 Феофан Затворник

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

 Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.

 Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества  превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Благодаря возможностям УМК «Перспективная начальная школа»  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.

 Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

 О работе по реализации одного из направлений я и хотела бы рассказать на конкретных примерах из опыта работы со своим классом.

Воспитание творческого отношения к учению, к труду, к жизни.

Я считаю, что творческое отношение можно воспитать через участие в проектно-исследовательской деятельности. В результате её учащиеся  приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

На первом этапе я сама ставлю проблему и намечаю пути решения, само же решение предстоит найти ученику.

Например в первом классе учащиеся получили первое задание:

Исследовательская работа по стихам Бориса Заходера.

  1. О ком слоненок говорил:                                    8)  Любишь ли ты бегеброд?                                                                

 - Да это же просто, какой-то калека!                               Что нужно,

 У бедной бескрылой, бесхоботной мошки                  чтобы его приготовить?

 Оторваны обе передние ножки.

  1. Арбуз. Ананас. Апельсин. Абрикос.                         9)  Кто это сказал?

А что же вкусней?                                                             От диеты толку мало.

Очень трудный вопрос.                                                Лучше лопай что попало!

Как ответил на него Б.Заходер?

  1. О чем поют лягушки в болоте?                 10)  Какие собаки придумали для
  2. - Ах, как же я счастлива встретиться с вами!           себя закон:

Ах, если б вы знали, как жаждут Котлеты                     Утопающих – спасай!        

Узнать ваши тайны и ваши секреты!                              Нападающих – кусай!

Что ответил кот Котлете?

  1. О ком писал автор:                                                   11)  Кто пел эту песню?

И не вина его – беда,                                                        Но кто нас полюбит,

Что избегает он труда,-                                                    Кто нас пожалеет -

Таков он от природы!                                                      Об это ни капельки не пожалеет.

6)  Какая загадка в загадочных стихах?                12) Нарисуй, каким ты себе

7) ) О какой птице писал автор?                                 Представляешь слонопотама.

Эти, бесспорно, умные птички…

Да неужели они, негодяйки,

Ловят рыбешку в мутной водичке?!

     На втором этапе я ставлю проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

  1. Алгоритм выполнения исследовательской работы

1. Выбери по желанию тему:

-  Мое увлечение.

-  История моей семьи.

-  История одной из улиц города Омска или его достопримечательности.

-  Омичи, защищавшие нашу страну от врагов.

-  Жители Омска, внесшие вклад в развитие нашего города.

-  Омск – частичка России / значение города для нашей страны /.

-  Люди искусства, прославившие Омск.

-  Экология и мы ( об одном из заповедников или заказников Омской области ).

-  Чудесная природа ( об очень интересном растении или животном, обитающем или обитавшем на территории Омской области ).

-  Литературное исследование:

А)  Использование гипербол в поэзии и прозе + свое произведение.

Б) Лесные обитатели, оборотни, водяные, анчутки и т.д. в русских народных сказках, легендах, преданиях, поверьях + свое произведение.

В) Волшебные числа в русском народном творчестве + свое произведение.

Можно выбрать свою тему.

2. Прочитай по этой теме материал в энциклопедиях, справочниках, Интернете, посоветуйся с родителями.

3. Напиши доклад по следующему плану:

- Почему я выбрал эту тему.

- Что я узнал из энциклопедий, справочников, других источников.

- Какие мысли возникли у меня в результате изучения данного вопроса.

- Что дала мне эта работа.

4. Оформи наглядность.

5. Подготовь устное выступление.

Подготовься к участию в школьной конференции.

    На третьем (высшем) этапе ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение, я предъявляю только требования к работе.

         

Требования к содержанию: цели или задачи, значимость темы, почему выбрано данное исследование, полнота изложения, выводы, наглядность, оформление, использование специальной  литературы.

Требования к выступлению: лаконичность, четкость (7 мин), владение материалом, эмоциональность, оригинальность

Творческое развитие учащихся происходит и на уроках. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Цель этапа: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.

Для достижения цели используются следующие методы и способы деятельности:  учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование.

Второй этап – второй класс начальной школы. Он ориентирован на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования. Постепенно происходит переход от фронтальной работы под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность  должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

На уроках окружающего мира

На уроках литературного чтения

На уроках технологии

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Она способствует формированию творческого отношения к учению, к труду, к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Духовно-нравственный аспект формирования экологического мышления как ресурса реализация ФГОС

Статья подготовлена для сборника "Современная наука и образование:инновационный аспект" по материалам Международной конференции 31 июля 2013 г...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, как одно из направлений внедрения ФГОС

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, как одно из направлений внедрения ФГОС"...

Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматривается проблема детей при выборе профессии и показано как это можно решить, через реализацию ФГОС НОО...