Анализ воспитательной работы
статья (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы
Таценко Светланы Васильевны,
учителя высшей квалификационной категории
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №2» предусматривает создание условий для формирования и развития интеллектуальной, творческой, физически и нравственно здоровой личности учащегося, присвоившего культуруобщества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для воспитания и развития личности человека нравственно, физически и социально здоровой, осознающей ценности образования, проявляющей инициативу и творчество, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целью деятельности школы. Я, в сотрудничестве с коллегами, родителями, психологической службой школы, мед.работниками, стараюсь достичь поставленной цели.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся, научить учиться! Для этого я продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным в себе учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий, тесный контакт с учителями-предметниками, родителями отражается на результативности обучения, динамике успеваемости класса: уровень успеваемости - 100%; качество знаний повысилось на 4% и составляет 86%. Положительная динамика стала возможной благодаря: дифференцированному подходу, рациональному распределению времени на уроке, выбору методов обучения
(приложение)
Воспитательный процесс в классе реализует поставленные задачи по актуальным направлениям формирования личности в младшем школьном возрасте. Отмечается правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение. Подтверждением сказанного являются следующие показатели
(приложение):
- личные достижения учащихся в учёбе и внеурочной деятельности;
- положительная динамика уровня воспитанности учащихся;
- высокий уровень развития коллектива;
- средний уровень социально-психологической самоаттестации коллектива;
- высокий уровень социализированности личности учащихся по каждому показателю;
- достаточный уровень творческой активности учащихся;
- высокий уровень удовлетворённости школьной жизнью;
- высокий уровень удовлетворённости родителей работой класса и образовательного учреждения.
За 3 года взаимодействия в нашем классе стало традицией проводить:
- совместные с родителями праздники;
- пикники по случаю окончания учебного года;
- «КЛАССные посиделки».
Мероприятия всегда организованы и проведены с желанием, дружно, оставив в душе приятные воспоминания.
Для меня, как классного руководителя, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе воспитательной деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом уровня воспитанности, наблюдаю, анализирую межличностные отношения. По мере необходимости оказываю помощь сама и привлекаю школьного психолога к этой работе.
Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Большинство из них добрые, коммуникабельные, любознательные и подвижные ребята. Правда, иногда, обидчивые. Дети все очень разные, но научились жить вместе и дополнять друг друга.
У нас 11 девочек и 4 мальчика. Являясь выпускниками одной группы детского сада, детям в 1 классе не пришлось налаживать контакты друг с другом, знакомиться и приглядываться. Ребята много времени проводят вместе: в школе, в группе продлённого дня, на улице, часто ходят друг другу в гости, вместе отмечают праздники. Однако и у нас не всегда всё гладко в построении межличностных отношений, и у нас возникают конфликты. В таких случаях разрешить подобные ситуации нам помогают терпение, такт и беседа «по душам». В исключительных случаях обращаемся к родителям, которые всегда наша надежда и опора.
Истекшие 3 года позволили мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельность, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, что позволяет мне построить маршрут индивидуального подхода к каждому. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность, желание двигаться вперёд. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся, реализуются поставленные мною воспитательные задачи.
В классе благоприятный психологический климат, нет нарушителей школьного и общественного порядка. Это дружный, сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив. Большинство детей чувствуют себя комфортно в школе, свободно высказывают свое мнение. У ребят налажен контакт с учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования.
В свою очередь взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах сотрудничества, уважения и взаимного доверия. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района. Наш класс лучший в начальной школе: награждён Дипломом победителя в конкурсе «Класс года-2011»
За истекшие 3 года мы приняли участие во многих конкурсах различного уровня (приложение)
Воспитание личностных качеств происходит посредством развития индивидуальных интересов и способностей. В классе дети очень разные, каждый имеет индивидуальные способности и интересы, поэтому воспитательную работу строю таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что хорошо удаётся (приложение).
С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей. Для развития и реализации интеллектуального потенциала детей предоставлены следующие возможности:
- индивидуальные занятия;
- работа детского объединения «Умники и Умницы»;
- участие в Международном конкурсе – игре «Кенгуру».
Дети в классе очень любят рисовать. Достичь высот в изобразительном искусстве помогает работа творческого объединения «Юный художник», посещение занятий в Гатчинской художественной школе. И, как результат, работы детей занимают призовые места на конкурсах различного уровня. Так, работа нашей художницы Турбиной Олеси была опубликована в издании «Классный журнал» № 9 2012г.
В классе есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои данные на сцене, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, занимаются в театральном творческом объединении «Дебют». Причём артистизм девочки раскрылся только на втором году, на момент работы объединения «Русская народная игра». А сейчас признан и востребован одноклассниками и взрослыми.
Все учащиеся вовлечены в жизнедеятельность класса, уровень их включенности - высокий. Планируя работу, ориентируюсь, в первую очередь, на желание детей и возможности их родителей. К счастью, они совпадают. Дети принимают непосредственное участие в планировании работы. Начиная со 2 класса, ребята заполняют «Рюкзачок желаний» (складывают записанные на листочках названия мероприятий, которые хотели бы провести в классе). Данный список оглашается, обсуждается, корректируется на первом родительском собрании и, конечно же, утверждается.
Самоуправление в классе.
Во главе класса стоит СТАРОСТА. Ему в работе помогают КОМПАНИИ Каждая КОМПАНИЯ выполняет ряд обязанностей (приложение).
Все ученики в классе выполняют определённые поручения, т.е. каждый ребенок имеет возможность опробовать свои силы, проявить свои способности, определить свое место в коллективе. Поручение даётся сроком на месяц.
Ребятам нравится самостоятельно организовывать работу и видеть полученный результат. Они проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, не ждут указаний.
Каждое мероприятие сопровождается оформлением: праздничные газеты, плакаты, поделки. Отмечается серьёзная подготовительная работа. Общее дело ещё плотнее сближает детей. Ребята активно, с азартом готовятся к выступлению. В процессе подготовки узнают много нового. Поэтому, каждое проведённое внеклассное мероприятие становится стимулом в духовном и интеллектуальном развитии ребят
Традиционно по пятницам проводятся «отчёты-пятиминутки» по дежурству. Это тоже способствует ответственности за происходящее в школе.
И, всё же, остается немало нерешенных вопросов организационного характера. Проблема становления школьного самоуправления остается острой. Для его успешного развития детям необходима помощь взрослых, в том числе и старшеклассников. Работа продолжается.
В конце каждого учебного года собирается Большой слёт Светлячков, с целью подвести итоги, обсудить свои успехи и неудачи (обязательно выяснив причины этого), поблагодарить за активную, плодотворную работу, серьёзное отношение к делу, а также обсудить перспективы на будущий учебный год.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка. Таким образом, реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:
собрание-лекторий;
«круглый стол»;
тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
консультация со специалистами;
собрание-практикум;
общешкольная конференция;
На собраниях знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итоги нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.
Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Данные анкеты показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.
В классе проводим заседания круглого стола с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки. Последнее время сталкиваюсь с трудностями в работе с родителями, которые являются следствием той ситуации, которая сложилась в нашем посёлке. Многие уезжают на работу, оставляя ребёнка одного. Такие дети посещают группу продлённого дня, обязательно питаются в школьной столовой, а также занимаются в кружках и секциях, организованных на базе школы. Стараюсь больше внимания уделять детям из таких семей, оказывать им помощь в выполнении домашнего задания.
Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.
Веду работу по внедрению в учебно –воспитательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы информативность.
В результате:
- в классе нет пропусков без уважительных причин;
- высокий уровень активности учеников и их родителей в жизни класса и школы.
За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от классного руководителя, администрации и родительского совета школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы. 1 класс.
Анализ воспитательной работы. 1 класс....
Примерный план и анализ воспитательной работы во втором классе
В статье представлен примерный план и анализ воспитательной работы. Предлагаемый опыт деятельности классного руководителя позволяет расширить педагогические возможности....
Анализ воспитательной работы, анализ итоговых контрольных работ за 2010\2011учебный год
Анализ контрольных содержит тексты работ....
Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс
В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса по итогам работы за 2017 - 2018 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год....
Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год
Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...