Внеурочная работа
статья по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.
При определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Структура программы:
- Введение.
- Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов.
- Описание разделов примерного содержания занятий со школьниками.
- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
- Введение.
Нормативно-правовой и документальной основой данной программы
являются Закон «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей сред, к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности первоклассников. Программа является модульной и состоит из 7 автономных модулей, содержание которых предлагается первоклассникам для избирательного освоения, т.е. школьник самостоятельно или при поддержке родителей (законных представителей) или классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 часов в неделю на ученика), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами».
Формы организации занятий:
- предметные кружки;
- классные часы;
- разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников;
- ролевая игра;
- беседы;
- КВН, соревнования, конкурсы, викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- эстафеты творческих дел;
- праздничные массовые мероприятия;
- экскурсии, походы;
- сборы, слеты, фестивали.
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида
внеурочной деятельности первоклассников и направлен на решение своих педагогических задач.
Программа ориентирована на достижение первого уровня результатов: на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Лаконичная формулировка этого уровня результатов: школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень – получение школьником опытом самостоятельного социального действия. Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
II. Распределение часов по направлениям.
Направление | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Спортивно-оздоровительное | 2 | 2 | 2 | 2 |
Художественно-эстетическое | 2 | 2 | 2 | 2 |
Научно-познавательное | 2 | 2 | 2 | 2 |
Патриотическое | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общественно-полезная деятельность | 1 | 1 | 1 | 1 |
Проектная деятельность | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 10 | 10 | 10 | 10 |
III. Описание разделов
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
Спортивно-оздоровительная деятельность - народные игры. | Кружок «Народные игры» | 1.Приобретение школьником социальных знаний. 2. Физическое развитие школьника (сила, ловкость, внимание и др.) 3.Приобретение коммуникативных навыков | Различные игры разных народов Соревнования в классе, между классами, эстафеты Участие в различных марафонах городского ( массового) характера |
Спортивно-оздоровительная деятельность: народные игры (33 ч.)
1. Прятки. Штандер. У медведя во бору. Почта. (8ч). История игры. Игровые правила. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка игровых приёмов. Организация силами группы игр для первоклассников.
2. Вышибалы. Гуси-гуси. Пятнашки. Молчанка. (8ч). История игры. Игровые правила. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка игровых приёмов. Организация силами группы игр для первоклассников.
3. Снежная горка. Фанты. Взятие снежного городка. Испорченный телефон. (8ч). История игры. Игровые правила. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка игровых приёмов. Организация силами группы игр для первоклассников.
4. Классики. Резиночка. Лапта. Кот - кот, какая сметана? Городки. (9ч) История игры. Игровые правила. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка игровых приёмов. Организация силами группы игр для первоклассников.
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результатов |
Художественно – эстетическое направление | Кружок художественного творчества |
Организация рабочего места, поддержка порядка во время работы, умение правильно пользоваться средствами художественной деятельности. Должны знать свойства гуаши, акварели, технику закрашивания. | Беседа, практические занятия, индивидуальные работы |
Анализ и планирование предстоящей практической работы, осуществление контроля качества результатов своей деятельности. Должны уметь передавать строение, величину, цвет предметов, используя разные способы изображения. | Коллективные работы | ||
Аккуратно выполнять графические приемы, работа с акварелью, гуашью, знать художников и скульпторов, умение обосновывать свое художественно-эстетическое мышление. | Организация выставки, участие в различных конкурсах художественного мастерства |
Содержание программы 1 класс.
(32 часа)
- Организация рабочего места и работа с художественными материалами. (2 часа)
- Художественно-графические материалами. (9 часов)
Рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, пастель, графит.
Пластические материалы (пластилин, глина) названия, свойства, назначения). Выявление эстетического в материале.
Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, тушь, техника работы с ними.
Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.
- Виды художественных кистей и правила пользования ими. (3 часа)
Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.
- Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. (5 часов)
Мера. Тождество. Соотнесение частей.
Изображение предметов овальной, прямоугольной формы.
Составление предметов из 2-3 предметов разной формы.
- Компоненты изобразительной деятельности: (9 часов)
- изготовление и подготовка к работе палитры,
- способы разведения и смешивания красок,
- нанесения точек и линий,
- выполнение простейших орнаментальных рисунков,
- передача в рисунках разных форм,
- общего пространственного положения и цвета предмета, штриховка
- Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (4 часа)
(И.Шишкин, К. Брюллов, А.Венецианов и др.)
Факультатив: Мой язык (32 часа)
Цели: - помочь учащимся изучить язык глубоко и пристально,
- познать сложную жизнь языка
- сформировать качественную сторону речевой деятельности
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результатов |
Научно-познавательное | Факультатив «Мой язык» | 1.Приобретение школьником социальных знаний | Слушание грамзаписей Беседа Просмотр видеофильмов Устные сочинения Лингвистические игры |
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности. | Составление коллективных словарей | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия. |
Программа курса «Детская риторика»
(научно-познавательное направление)
(Рекомендовано Мои НРФ , образовательная система «Школа 2100»), программа составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской)
1-й класс
Нравственно- риторические идеи:
По речи узнают человека. (Пословица)
Вежливость необходима каждому. (Пословица)
На доброе слово не надо скупиться. (Н.Рыленков)
Умения (У*) | Понятийные и инструментальные знания | ||
Общение | |||
Для чего люди общаются. Понятие о риторике. | Для чего люди общаются. Понятие о риторике. | ||
Виды общения | |||
Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. | У-1. определять в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения ( в изученных пределах). У-2. уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. | Устное и письменное общение (чем различаются). Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. | |
Речевая деятельность | |||
Говорим- слышим. Слушание. Учимся слушать учителя, его объяснения. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правило для говорящих. Чтение. Ознакомительное чтение. Приемы ознакомительного чтения. | У-1.Слушать учителя. Его объяснение. У-2.Быть хорошим слушателем. У-1.Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения. У-1.Анализировать речь говорящего и использованием изученных правил. У-2.Уместено, умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. У-1.Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности У-2.Сочинять считалки, загадки. У-1.Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации. У-2.Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. Умения | Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т. д.) Вывеска. Скороговорка. Чистоговорка. Считалка. Загадка. Чтение**. Ознакомительное чтение ( мы знакомимся с книгой, журналом, газетой). Некоторые приемы ознакомительного чтения. Понятийные и инструментальные знания. | |
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. | У-1.Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) в текстах учебников. | Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения ( о чем нам говорят шрифт, иллюстрации). | |
Речь правильная и хорошая (эффективная) | |||
Недочеты в речи. Правильная и неправильная речь. | У-1.Замечать разные недочеты в речи говорящего. У-2.Исправлять замеченные ошибки. | Недочеты в речи. Правильная и неправильная речь | |
Речевой этикет | |||
Вежливая речь. Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения | У-1.Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. У-1.Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения. У-2.Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Разговор по телефону. | |
Текст Речевые жанры | |||
Что такое текст. Тема и заголовок текста. Разные заголовки. Ключевые и опорные слова. Красная строка для выделения смысловых частей текстов. | У-1.Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1.Определять тему и основную мысль текста. У-1.Определять по заголовку. О чем говорится в тесте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; соблюдать красную строку в записях тестов. | Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. | |
Этикетные речевые жанры | |||
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. | У-2.Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах. У-2. вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. | Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Этикетный диалог, его особенности ( на примере разговора по телефону). |
Планируемые результаты:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
- корректность речевого поведения (речи) в различных ситуациях;
- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, темпа, громкости, в устных высказываниях, предусмотренных программой.
Второй тип (У-2). Умение общаться- как минимумов пределах, обозначенных в программе ( при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:
- умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
- умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
Патриотическое | Школьный клуб | 1.Приобретение школьником социальных знаний | Чтение Литературно-познавательный журнал Беседы |
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности. | Литературная игра Пресс-турнир | ||
3.Получение опыта самостоятельного социального действия. |
Планируемые результаты:
- представления о моральных нормах, о своей стране;
- основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыков совместной деятельности и рефлексии;
- сформированность основных нравственно-этических представлений, основ гражданско-патриотического самосознания, в понимании необходимости и важности труда.
Расту патриотом
Цель: Воспитание патриотизма через чтение литературных произведений.
Задачи:
- ознакомить учащихся с авторскими и народными произведениями страны;
- развивать коммуникативно-речевые навыки, память, артистические способности, навыки коллективной работы, наблюдательность, ассоциативное и образное мышление, ответственность, умение дружить, сопереживать;
- воспитывать любовь к поэзии и природе, видеть её красоту, интерес к книге, истории русского народа, милосердие, трудолюбие, любознательность, аккуратность.
№ | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
4 | Литературно-патриотическая деятельность: чтение и обсуждение книг в школьном клубе. | 33 | 33 | |
4.1 | Ознакомление с правилами работы в клубе | 1 | 1 | |
4.2 | Чтение и обсуждение литературных произведений | 25 | 25 | |
4.3 | Посещение библиотеки | 7 | 7 |
Модуль 4. Литературно-патриотическая деятельность: чтение и обсуждение книг в школьном клубе.
4.1. Вводное занятие(1 ч.). Ознакомление с правилами работы клуба. Разработка, обсуждение и принятие правил читателя.
4.2. Чтение и обсуждение литературных произведений (25 ч.).
«Наш дом». Чтение и пересказ произведений Г. Цыферова с использованием плана с рисунками.
«Наша дружная семья». Беседа по произведениям А.Л. Барто и Е. Благининой.
«На ярмарке». Малые фольклорные жанры.
«Пословица – всем углам помощница». КВН.
«Уж небо осенью дышало…» Игра «Брейн-ринг» по стихам русских поэтов об осени.
«Один за всех и все за одного». Игра-соревнование по стихам Ю. Мориц и Б. Заходера.
«Писатели и поэты России - детям». Литературная викторина по произведениям о детях.
«Здравствуй, гостья – зима!» Игра «Литературный ринг» по стихам русских поэтов о зиме.
«Стихи о детях и для детей».Конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворений С.Маршака и С. Михалкова.
«Подвиг длиною в жизнь, а жизнь, как подвиг своих литературных героев». Литературно-познавательный журнал о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
«Литературный звёздный час» Игра по русским народным сказкам.
«Крестики нолики». Игра по сказкам А.С.Пушкина.
«Детский мир» Заочная образовательная экскурсия по книге К.Д.Ушинского.
Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого. Составление рассказа по картинкам.
«Что за прелесть эти сказки!» Игра «Поле чудес» по сказкам русских писателей.
«Знай и люби родную природу». Литературная викторина по рассказам о животных Е.Чарушина, Н.Сладкова.
«Весна днём красна». Обсуждение стихов русских поэтов о весне.
Инсценирование сказок и стихов К.И.Чуковского.
«Весёлая семейка». Литературная игра по рассказам Н.Н.Носова.
«Крокодил Гена и его друзья». Литературная викторина по произведениям Э. Успенского.
4.3.Посещение библиотеки (7 ч.).
Игра-путешествие «Встреча с героями книг». Посвящение в читатели.
Встреча с писателем (поэтом) нашего города. Развивающий час «Про эту книгу».
Современные детские журналы. Пресс-турнир «По страницам детских журналов».
Игра «Что? Где? Как? Когда?» Практическая работа в библиотеке с энциклопедиями и справочниками.
Игра «Цветик - семицветик» по теме «Мы читатели».
Юные герои Великой Отечественной войны. Литературно-познавательная программа.
Читательская конференция «Книги: для чего они?»
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результатов |
Общественно-полезная деятельность (32 ч.) 1. «Юный цветовод» . ( 6 ч. 2. «Умелые ручки» (6 ч.) 3. «Зимушка-зима».(9ч.) 4. «Весна-красна» (6ч.) 5. «Чистюля» (5ч.) | Кружок «Умельцы» Подготовка к различным праздникам | 1.Приобретение школьником социальных знаний | выращивание цветов подготовка и проведение зимних праздников уход за комнатными растениями |
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности. | -строительство снежных фигур -изготовление кормушек для птиц - изготовление подарков для мам | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия. | - детская санитарная бригада - фотовыставка |
Внеурочная проектная деятельность.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
Задачи: - формировать коммуникативные умения
- учить работать с различными источниками информации
- воспитывать целеустремленность и настойчивость
Требования к проектной деятельности учащихся:
- краткосрочные
- безопасные
- групповые или индивидуальные
- работа с различными источниками информации
- сотрудничество с семьей
Примерные темы и подтемы:
- Математика.
- игры с числами
- магические квадраты
- фокусы с числами
- логические игры (шашки, шахматы, морской бой)
- пословицы с числами
2. Литературное чтение.
- словарь имен (азбука)
- сборник пословиц и поговорок
- сборник загадок
- сборник сказок
- альбом рисунков (герои сказок)
3. Семейная культура.
- моя родословная
- мой семейный альбом
- семейные путешествия
- семейные увлечения
4. Окружающий мир.
- погода своей местности
- местные виды насекомых (птиц, зверей), - домашние животные вокруг нас, географические названия
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения резулдьтатов |
Проектная деятельность
(1 четверть)
(2 четверть)
(3 четверть)
(4 четверть) | Школьный клуб «Хочу все знать» | 1. приобретение школьником социальных знаний | Создание проектов |
2. формирование ценностного отношения к социальной реальности | Проведение конкурсов на выбор лучшего проекта | ||
3. получение опыта самостоятельного социального действия | Презентация своих проектов в сети Интернет |
В составление программы приняли участие:
1. Иванова Ольга Владимировна МОУ «Верхнеуслонская гимназия»
2. Павлова Светлана Константиновна МОУ «Гимназия №7 г. Казани»
3. Фомина Надежда Петровна МУ «ИМЦ Черемшанского муниципального района РТ»
4. Шевцова Наталья Николаевна МОУ «СОШ №49 г. Казани»
5. Павлова Светлана Николаевна МАОУ «СОШ №146 г. Казани»
6. Фахрутдинова Флюра Мукадисовна МОУ «Аксубаевская СОШ №2»
7. Манапова Гульнар Габдульфатовна МОУ «СОШ №38 г. Казани»
8. Арискина Маргарита Адольфовна МОУ «СОШ №137»
9. Табанакова Елена Геннадьевна МОУ «СОШ №57»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах
Данная работа была представлена в окружной панораме воспитательных систем классных руководителей начальной школы, проводимойОкружным методическим центром ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы....
Презентация к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"
Презентация - сопровожение к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"....
Внеурочная работа в 1 классе
В этом году перешли на обучение по новым стандартам ФГОСТ второго поколения. В связи с этим появилось 10 часов внеурочки. Вот как можно распределить эти часы и составить расписание занятий....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ ПРОЕКТОМ "КНИГА СТИХОВ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ "ФАНТАЗЕРЫ 4Г КЛАССА ( В СОАВТОРСТВЕ С Д. ХАРМСОМ "ВРУН")
В 4 КЛАССЕ Я ВЕЛА КРУЖОК "ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" В РАМКАХ РАБОТЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНАЗВАНИЕ ПРОКТА: "ФАНТАЗЕРЫ 4Г КЛАССА. В СОАВТОРСТВЕ С ДАНИИЛОМ ХАРМСОМ "ВРУН"СОСТАВ ПРОЕКТ...
Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы
В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....
Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности
1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному) направл...