Родительское собрание "Все трудности преодолимы".
методическая разработка на тему
Цель:
Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_3_klasse_-_vse__trudnosti__preodolimy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 классе
тема «Все трудности преодолимы».
Цель :
- Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологи ческих и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Ход собрания:
- Вступительное слово учителя
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети , но одни преодолевают их довольно просто ( чаще они спокойны , уравновешаны , здоровы , и у них нет каких-либо других школьных трудностей ) , другие мучаются сами , доставляют немало хлопот и родителям , и учителю . Чтобы помочь ребёнку преодолеть все трудности , взрослым необходимо разобраться в причинах их возникновения .
Специальные исследования психологов показали , что результаты обу – чения зависят не только от того , насколько трудна ( решаема ) данная конкретная задача ( причём «задачей» может быть любое задание : и решение примеров , и письменное задание , и чтение , и т.п. ) , но и от ожидаемого результата . А ожидаемый результат , в свою очередь , зави-сит от того , успешно или неуспешно решал ребёнок аналогичную за –дачу до этого , от того , считает ли он задачу просто трудной или вооб- ще нерешаемой , и , самое главное , от того , считает ли он эту задачу не-посильной только для себя .
Переживания собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителя и родителей . Выражения типа «ты бестолковый» , «у меня нет сил с тобой возиться» , «это так просто, а ты не можешь научиться» , «неужели не можешь постараться ?» , «ты всё равно не научишься» , сказанные ребёнку , или замечания типа «он у меня двоечник» , «ничего у него не получиться» , сказанные кому-то в присутствии ребёнка , совершенно недопустимы . Мама , открывающая тетрадь с тяжёлым вздохом (даже если она при этом ничего не говорит), тоже создаёт ситуацию , в которой ребёнок чувствует себя беспомощным и неполноценным .
- Рецепт преодоления трудностей
Рецепт преодоления трудностей прост и однообразен : «Больше зани-маться». Однако использовать этот совет на практике не так уж просто .
Во-первых , сам , без помощи взрослых , ребёнок заниматься , как правило, не может . Обычно родители работают , а значит , для занятий остаются лишь поздние часы , когда ни у ребёнка , ни у родителей нет сил . Эти занятия чаще всего кончаются слезами , раздражением , упрёками , эффек- тивность их чрезвычайно низка . Такие занятия ещё больше снижают самооценку ребёнка , он теряет уверенность в своих силах и «сдаётся».
Мы , взрослые , заставили его поверить в свою беспомощность , мы заста- вили его отказаться от активного поведения ( а активное поведение – это риск , и прежде всего риск неудачи ) , мы заставили его бояться собст –венной неудачи .
Итак , замкнутый круг : школьные неудачи – недовольство взрослых
( плюс отсутствие реальной помощи ) – новые неудачи , ещё большая неуверенность и т.д. Неизбежен отказ ребёнка от работы , и это не лень , не просто «нежелание» , это , считают специалисты , «дефект воли» в результате постоянно действующих и неустраняемых отрицательных факторов , а каждый новый неуспех только укрепляет установку «отказа». Часто такой отказ сопровождается раздражением , досадой , «плохим» по- ведением .
Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учё-бе ( вплоть до полного отказа ходить в школу или учить уроки ) , и в нарастании психического и физического напряжения . Весь комплекс этих неблагоприятных факторов является причиной возникновения нев-ротических реакций и перерастания их в устойчивые формы негативного поведения и реагирования .
Хотелось бы обратить внимание родителей и на некоторые факторы , усугубляющие школьные трудности , затрудняющие помощь ребёнку . Один из таких факторов – неправильная тактика взаимоотношений с ребёнком . Известный детский психиатр А.И.Захаров выделяет следующие черты неправильной тактики родителей :
- низкая сплочённость и разногласия членов семьи по вопросу воспитания ;
- высокая степень противоречивости , непоследовательности , неадекват-ности ;
- выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей ;
- повышенная стимуляция возможности детей , в связи с этим частое применение угроз , осуждений .
Отрицательно действуют на ребёнка , способствуют конфликтам , создают стрессовые ситуации , а значит , усугубляют трудности такие чер-ты личности родителей , и прежде всего мам , как :
- повышенная эмоциональная чувствительность , склонность всё принимать близко к сердцу , легко расстраиваться и волноваться ;
- эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения , главным образом , в сторону его снижения ;
- склонность к беспокойству ;
- противоречивость личности ;
- стремление играть значимую , ведущую роль в отношениях с окру- жающими ;
- эгоцентризм – фиксация на своей точке зрения , отсутствие гибкости суждений ;
- гиперсоциальность – повышенная принципиальность , утрирование чувства долга , трудность компромиссов .
Американский психолог Х.Джайнотт предлагает «новый код обще –
ния с детьми» , основанный на уважении друг к другу и умении общаться . Первое – обе стороны должны помнить о взаимном уважении ; второе – понимание должно предшествовать советам и наставлениям . Особенно важно подчеркнуть второе – необходимость понять ребёнка , понять причину его трудностей , увидеть и понять его переживания , понять без необходимости оправдываться , объяснять свои ощущения . Понять и , главное , знать , как и чем помочь . Ещё важнее научиться любить и ценить не успехи и достижения ребёнка , а самого ребёнка , вне зависимости от его успехов .
Как же снять страх ребёнка перед непреодолимым на его взгляд трудностям , как помочь ему поверить в себя , как научить работать , не боясь неудач ? Всё это очень сложные вопросы , на которые нет одно-значного ответа .
- Советы родителям.
- Не спешите ставить оценку , особенно неудовлетворительную оценку .
- Не сравнивайте своего ребёнка с товарищами , знакомыми , братьями и сёстрами , подчёркивая его неудачи или удачи , успехи других детей .
- Если есть хоть малейший прогресс , похвалите , подбодрите , подчерк- ните старание ребёнка . Если хвалить не за что , не ставьте оценку , но обязательно подбодрите .
- Не встречайте ребёнка сакраментальным вопросом : «Что ты сегодня получил ?»
- Не надоедайте ребёнку упрёками по поводу домашних заданий . Не стоит переоценивать их значение , особенно на первых порах , ведь во второй половине дня работоспособность снижена , сказывается утом-ление , и непрерывная работа больше 15 – 20 минут порой не по силам .
- Не ограничивайте любимые занятия ( в кружке , секции ) из-за неудач в школе , не лишайте любимого дела .
- Найдите причину трудностей , не скрывайте её от ребёнка , объясните , почему что-то не получается и что нужно сделать , чтобы исправить положение , пообещайте свою поддержку .
Итог:
Проблема помощи ребёнку при трудностях обучения совсем не проста , но главное – знать , что почти все трудности преодолимы . Нужно только желание , доброта и терпение родителей , совместная работа учителя и родителей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"
беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Родительское собрание, посвященное семье....
Родительское собрание по теме: "Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей."
Собрание родителей...
Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»
- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...
"Мудрость родительской любви" Родительское собрание
Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....