Родительское собрание "Все трудности преодолимы".
методическая разработка на тему

Комкова Ирина Николаевна

Цель:

Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе

тема «Все  трудности  преодолимы».

Цель :

  1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологи ческих и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя

     С  трудностями  при  обучении  сталкиваются  почти  все  дети , но  одни  преодолевают  их  довольно  просто ( чаще  они  спокойны , уравновешаны , здоровы , и  у  них  нет  каких-либо  других  школьных  трудностей ) , другие  мучаются  сами , доставляют  немало  хлопот  и  родителям , и  учителю . Чтобы  помочь  ребёнку  преодолеть  все  трудности , взрослым  необходимо  разобраться  в  причинах  их  возникновения .

    Специальные  исследования  психологов  показали , что  результаты  обу – чения  зависят  не  только  от  того , насколько  трудна ( решаема ) данная  конкретная  задача ( причём  «задачей»  может  быть  любое  задание : и  решение  примеров , и  письменное  задание , и  чтение , и т.п. ) , но  и  от  ожидаемого  результата . А  ожидаемый  результат , в  свою  очередь , зави-сит  от  того , успешно  или  неуспешно  решал  ребёнок  аналогичную  за –дачу  до  этого , от  того , считает  ли  он  задачу  просто  трудной  или  вооб- ще  нерешаемой , и , самое  главное , от  того , считает  ли  он  эту  задачу  не-посильной  только  для  себя .

    Переживания  собственных  неудач  усиливается  во  много  раз  при  неправильной  тактике  поведения  учителя  и  родителей . Выражения  типа  «ты  бестолковый» , «у  меня  нет  сил  с  тобой  возиться» , «это  так  просто, а  ты  не  можешь  научиться» , «неужели  не  можешь  постараться ?» , «ты  всё  равно  не  научишься» , сказанные  ребёнку , или  замечания  типа  «он  у  меня  двоечник» , «ничего  у  него  не  получиться» , сказанные  кому-то   в  присутствии  ребёнка , совершенно  недопустимы . Мама , открывающая тетрадь  с  тяжёлым  вздохом (даже  если  она  при  этом  ничего  не говорит), тоже  создаёт  ситуацию , в  которой  ребёнок  чувствует  себя  беспомощным  и  неполноценным .

  1. Рецепт преодоления трудностей  

Рецепт  преодоления  трудностей  прост  и  однообразен : «Больше  зани-маться». Однако  использовать  этот  совет  на  практике  не  так  уж  просто .

Во-первых , сам , без  помощи  взрослых , ребёнок  заниматься , как  правило, не  может . Обычно  родители  работают , а  значит , для  занятий  остаются  лишь  поздние  часы , когда  ни  у  ребёнка , ни  у  родителей  нет  сил . Эти  занятия  чаще  всего  кончаются  слезами , раздражением , упрёками , эффек- тивность  их  чрезвычайно  низка . Такие  занятия  ещё  больше  снижают  самооценку  ребёнка , он  теряет  уверенность  в  своих  силах  и  «сдаётся».

Мы , взрослые , заставили  его  поверить  в  свою  беспомощность , мы  заста- вили  его  отказаться  от  активного  поведения ( а  активное  поведение – это  риск , и  прежде  всего  риск  неудачи ) , мы  заставили  его  бояться  собст –венной  неудачи .

    Итак , замкнутый  круг : школьные  неудачи – недовольство  взрослых

( плюс  отсутствие  реальной  помощи ) – новые  неудачи , ещё  большая  неуверенность  и  т.д. Неизбежен  отказ  ребёнка  от  работы , и  это  не  лень , не  просто  «нежелание» , это , считают  специалисты , «дефект  воли»  в  результате  постоянно  действующих  и  неустраняемых  отрицательных  факторов , а  каждый  новый  неуспех  только  укрепляет  установку «отказа». Часто  такой  отказ  сопровождается  раздражением , досадой , «плохим»  по-  ведением .

    Беспомощность  в  обучении  проявляется  и  в  снижении  интереса  к  учё-бе ( вплоть  до  полного  отказа  ходить  в  школу  или  учить  уроки ) , и  в  нарастании  психического  и  физического  напряжения . Весь  комплекс  этих  неблагоприятных  факторов  является  причиной  возникновения  нев-ротических  реакций  и  перерастания  их  в  устойчивые  формы  негативного  поведения  и  реагирования .

    Хотелось  бы  обратить  внимание  родителей  и  на  некоторые  факторы , усугубляющие  школьные  трудности , затрудняющие  помощь  ребёнку . Один  из  таких  факторов – неправильная  тактика  взаимоотношений  с  ребёнком . Известный  детский  психиатр А.И.Захаров  выделяет  следующие  черты  неправильной  тактики  родителей :

  1. низкая  сплочённость  и  разногласия  членов  семьи  по  вопросу  воспитания ;
  2. высокая  степень  противоречивости , непоследовательности , неадекват-ности ;
  3. выраженная  степень  опеки  и  ограничительства  в  каких-либо  сферах  жизнедеятельности  детей ;
  4. повышенная  стимуляция  возможности  детей , в  связи  с  этим  частое  применение  угроз , осуждений .

Отрицательно  действуют  на  ребёнка , способствуют  конфликтам , создают  стрессовые  ситуации , а  значит ,  усугубляют  трудности  такие  чер-ты  личности  родителей , и  прежде  всего  мам , как :

  1. повышенная  эмоциональная  чувствительность , склонность  всё  принимать  близко  к  сердцу , легко  расстраиваться  и  волноваться ;
  2. эмоциональная  возбудимость  или  неустойчивость  настроения , главным  образом , в  сторону  его  снижения ;
  3. склонность  к  беспокойству ;
  4. противоречивость  личности ;
  5. стремление  играть  значимую , ведущую  роль  в  отношениях  с  окру-  жающими ;
  6. эгоцентризм – фиксация  на  своей  точке  зрения , отсутствие  гибкости  суждений ;
  7. гиперсоциальность – повышенная  принципиальность , утрирование  чувства  долга , трудность  компромиссов .

Американский  психолог Х.Джайнотт    предлагает  «новый  код  обще –

ния  с  детьми» , основанный  на  уважении  друг  к  другу  и  умении  общаться . Первое – обе  стороны  должны  помнить  о  взаимном  уважении ; второе – понимание  должно  предшествовать  советам  и  наставлениям . Особенно  важно  подчеркнуть  второе – необходимость  понять  ребёнка , понять  причину  его  трудностей , увидеть  и  понять  его  переживания , понять  без  необходимости  оправдываться , объяснять  свои  ощущения . Понять  и , главное , знать , как  и  чем  помочь . Ещё  важнее  научиться  любить  и  ценить  не  успехи  и  достижения  ребёнка , а  самого  ребёнка , вне  зависимости  от  его  успехов .

    Как  же  снять  страх  ребёнка  перед  непреодолимым  на  его  взгляд  трудностям , как  помочь  ему  поверить  в  себя , как  научить  работать , не  боясь  неудач ? Всё  это  очень  сложные  вопросы , на  которые  нет  одно-значного  ответа .

  1. Советы родителям.                                

                           

  1. Не  спешите  ставить  оценку , особенно  неудовлетворительную  оценку .
  2. Не  сравнивайте  своего  ребёнка  с  товарищами , знакомыми , братьями  и  сёстрами , подчёркивая  его  неудачи  или  удачи , успехи  других  детей .
  3. Если  есть  хоть  малейший  прогресс , похвалите , подбодрите , подчерк- ните  старание  ребёнка . Если  хвалить  не  за  что , не  ставьте  оценку , но  обязательно  подбодрите .
  4. Не  встречайте  ребёнка  сакраментальным  вопросом : «Что  ты  сегодня  получил ?»
  5. Не  надоедайте  ребёнку  упрёками  по  поводу  домашних  заданий . Не  стоит  переоценивать  их  значение , особенно  на  первых  порах , ведь  во  второй  половине  дня  работоспособность  снижена , сказывается   утом-ление , и  непрерывная  работа  больше  15 – 20  минут  порой  не  по  силам .
  6. Не  ограничивайте  любимые  занятия ( в  кружке , секции ) из-за  неудач  в  школе , не  лишайте  любимого  дела .
  7. Найдите  причину  трудностей , не  скрывайте  её  от  ребёнка , объясните , почему  что-то  не  получается  и  что  нужно  сделать , чтобы  исправить  положение , пообещайте  свою  поддержку .

Итог:

Проблема  помощи  ребёнку  при  трудностях  обучения  совсем  не  проста , но  главное – знать , что  почти  все  трудности  преодолимы . Нужно  только  желание , доброта  и  терпение  родителей , совместная  работа  учителя  и  родителей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

"Мудрость родительской любви" Родительское собрание

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....