методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"
методическая разработка (3 класс) по теме
методическая разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenyy_naryad.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«Зелёный наряд Земли»
Рогожникова Надежда Фёдоровна – учитель начальных классов
МОУ «Сайгинская СОШ» Томской области, Верхнекетского района.
Цель: Закрепление и расширение знаний обучающихся о лесе
Задачи: 1 Развивать внимание, память, речь обучающихся.
2. Способствовать привитию познавательного интереса к природе.
3. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
Ι Вводное слово учителя
– Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Сегодня мы поговорим о деревьях.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои!
– Для чего лес людям нужен? Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – дом для птиц и зверей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
ΙΙ Страница устного журнала
Страница 1 «Поэтическая»
– Испокон века поэты воспевали русский лес, деревья. Наши ребята прочтут стихи некоторых поэтов.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
С. Есенин
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М. Цветаева
Дуб
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
Смотрит в поднебесье
Всех в округе выше!
Много знает песен,
Много сказок слышит.
Янка Купала, перевод Т. Шорыгиной
Страница 2 «Загадки»
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза) - Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели) - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь) - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива) - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен) - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа) - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
8. Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
9. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь)
Страница 3 «Это нужно знать»
Обучающихся (5 человек) подготовили сообщения о деревьях. (В своих выступлениях используют фотографии, рисунки, презентации, видеофильмы)
Страница 4 «Надо жить дружно»
Учитель читает сказку Н. Осипова.
На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, и жадный. Ничем не хотел с другими делится. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».
А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка то страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
– Почему же дуб так и не дождался себе смены?
Обобщить ответы детей: Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволит им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.
Страница 5 «Викторина»
– Из какого дерева делают пианино? (из ели)
– Из какого дерева делают спички? (из осины)
– Какое дерево применяют для изготовления лыж? (березу)
– Какое дерево лучше всего очищает воздух? (тополь)
– У каких деревьев осенью листья краснеют? (у осины, и рябины)
– Какое дерево – символ нашей Родины? (береза)
– Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты? (клен)
– Какое дерево в России цветет последним? (липа)
– Какое дерево щедро поит людей, птиц и насекомых соком? (береза)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
– Кому из жителей леса нравятся ягоды рябины? (снегирям, свиристелям, медведям, лосям, белкам, бурундукам.)
– Какие деревья являются замечательными медоносами? (липа, рябина, клен, яблоня, ива)
– Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (осина)
– Какое дерево в наших лесах самое сладкое? (липа)
– Из древесины какого дерева делают карандаши? (кедр)
Страница 6 «Четвертый лишний»
Назови лишнее слово. Объясни почему?
- Клен, рябина, ель, астра.
- Береза, дуб, малина, тополь.
- Яблоня, смородина, клен, рябина.
- Осина, липа, дуб, ель.
- Липа, клен, тополь, яблоня.
- Береза, сосна, ель, кедр.
Страница 7 «Это интересно»
- Осенью, как только свиснет
Зябкий ветер дождевик,
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (у рябины, осины, клена)
- То жар, то дождь и гроза,
То мохнатая метель.
Сколько лет живет береза?
Дуб? Сосна? Осина? Ель? (береза – 150 лет, дуб – 800 лет, сосна – 300 лет, осина – 100 лет, ель – 300 лет)
- Вы скажите, ребятишки,
В гуще леса, у полян,
Сколько из еловых шишек
Белка вытрясла семян? (около 200)
- Какой лес шумит, а какой шелестит? (лиственный – шелестит, сосновый – шумит)
- Почему на коре деревьев образуются трещины? (древесина растет быстрее, чем кора)
- Какое хвойное дерево осенью теряет иголки? (лиственница)
- Почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев и у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна - светолюбивое растение. Если её сучья получают мало света, то они отмирают).
- У березы ствол даже в очень сильную жару не нагревается. Почему? (Белый цвет отражает солнечные лучи)
- Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе и поэтому дольше живут)
- Какое дерево боятся насекомые? Подсказка: это дерево не боится заморозков. (черемуха)
Страница 8 «Народные приметы»
– Ребята, подумайте и расскажите, как вы понимаете народные приметы.
Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
Зацвела рябина – жди тепло.
Если ягод рябины много уродилось, осень будет сытая, а зима – морозная.
ΙΙΙ Подведение итогов и обобщение
Учитель читает отрывок из стихотворения «Послушай, человек» В. Сауткин, В. Гаина, А. Монин
Послушай, человек, я — дерево: ни рук, ни ног.
Беззащитное создание,
Хотя и лишено сознанья,
Но все, же я твой верный друг.
Послушай, человек, на языке твоих наук
Вся жизнь — обмен веществ в природе,
И, как источник кислорода,
Я больше чем твой верный друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Устные вычисления на уроках математики "Табличое умножение и деление".
В методическую разработку включены содержательно-логические задания с добавлением материала, повышающего итерес к математике и другим предметам. Интересный позавательный материал....
Методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"
Методическая разработка устного журнала по экологическому воспитанию младших школьников ориентирована на обучающихся 3-х классов...
Методическая разработка "Устное народное творчество".
Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же на уроке ОРКСЭ....
Методическая разработка. "Устный журнал "Шедевры Эрмитажа"
В разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, направленный на воспитание уважения и любви к своей малой Родине, ее достопримечательностям, внимании, взаимоуважении....
Методическая разработка устного журнала "Войны священные страницы"
Данная методическая разработка содержит готовые страницы журнала:1. "Жди меня, и я вернусь"2."ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ"3. "В память о сьрашных и героических днях"4. "Никто не забыт, ничто не забыто"Разработк...
Методическая разработка «Устный счёт для учащихся 3х классов»
Разработка устного счёта по предмету "Математика" для учащихся 3х классов может быть использована для уроков по любой программе....
методическая разработка "Устный журнал "Золотой урожай". Сценарий.
В устном журнале участвуют учитель и восемь учеников.Оборудование: горшок с землей, зерна пшеницы, кошачья травка в горшке, пакет муки, хлеб, батон, букет из злаковых растений. для каждгого участника ...