"Как воспитать себе помощника""
методическая разработка (2 класс) по теме
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе "Как воспитать себе помощника".
Анализ анкетирования. Анализ сочинений. Разбор ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_sebe_pomoshchnika.rar | 11.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Как воспитать себе помощника
Подготовительный этап:
1. Приглашение родителей.
2. Выставка работ учащихся, сделанных на уроках труда.
3. Анкетирование родителей
4. Подготовка плаката:
Само Воспитание, если, оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Ф. Ушинский |
5. Написание детьми сочинения «Мир семейных увлечений».
Ход собрания:
I. Вступительное слово учителя.
Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.
Все это - залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться.
Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша- так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
Вопросы для диспута:
- Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
- Значение родительского примера в трудовом воспитании.
- Труд - необходимость или обязанность?
- Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.
II. Анализ анкетирования.
III. Анализ сочинений.
IV. Разбор ситуаций.
- Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.
Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.
- В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»
Помилуйте, за что же вы ее так? Ведь дети младшего школьного возраста ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов -постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.
- В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких же несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не прикладам рук».
Вы опять сделали что-то не так? Конечно, ибо вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.
- Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».
Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.
- Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т.п.) поручаете вашему сыну не то, что он просил, а то, что кажется разумным вам.
Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка.
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Помните простые правила семейной педагогики:
«Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»
|
Часто ответ на вопрос «Кем работают твои родители?» вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. Поэтому на родительском собрании мы договорились с родителями, чтобы каждый из них рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей.
Всем классом мы были в парикмахерской, ходили на почту, пробовали булочки, испеченные мамой-поваром, и т.д. После каждого такого знакомства, мы с ребятами оформляли странички альбома: «Наши родители» или «Кем быть?» и т.п. В конце учебного года провели праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус». И написали сочинения «Кем я буду, когда вырасту». Эти сочинения необходимо сохранить до выпускного вечера.
Вся эта проделанная в течение всего учебного года работа помогла повысить авторитет мам и пап в семье, воспитать уважительное отношение к людям труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Воспитай себя сам" 4 кл.
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовер...
"Воспитай себя сам"
Разработка классного часа на тему: "Воспитай себя сам" актуальна в наше время. Цели:развивать коммуникативные способности обучающихся, умение общаться...
Тема: «Воспитай себя, укрепи свое здоровье»
- формировать представления о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;- формировать коммуникативные навыки и умения (умение слушать и слышать друг друга,...
родительское собрание "Как воспитать себе помощника"
Сценарий подготовки и проведения родительского собрания для начальной ступени образования.Анализ анкетирования, разбор ситуаций,вопросы для диспута....
9 способов воспитать хорошего помощника по дому
Часто можно наблюдать, как родители безуспешно пытаются добиться от своих подросших детей хоть какой-то помощи по дому. А происходит это от того, что ребенок с малых лет не был приучен к делам.Как нуж...
Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень ран...