Неделя экологии. День 2.
методическая разработка (4 класс) по теме
Сценарий " В гостях у старичка - Лесовичка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v__gostyah__u__starichka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ 2. В гостях у старичка - Лесовичка.
Старик: – Здравствуйте, ребята!
Это я , седой старик,
Называюсь Лесовик.
Это я лес сторожу,
За порядком здесь слежу.
Сегодня я расскажу вам одну историю.
Когда-то жили мудрые и очень добрые люди, Которые понимали не только язык зверей и птиц, но и всех трав и деревьев. Они не могли рубить лес, потому , что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, леса сделались такими густыми, что людям негде стало жить. И тогда верховному правителю всей Земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев. С тех пор люди больше не слышали голосов леса, а леса заметно поредели. Оказывается теперь ученые установили, что растения могут слышать и разговаривать.
Свои голоса имеют и сосновый бор, и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь. Прислушайтесь – и вы услышите музыку в многообразных лесных звуках.
1. Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчелы не знают, что творят…
Ведущий: Лес полон жизни. А кто живет в лесу?
1. Без работы, хоть убей,
Жить не может (муравей)
2.Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит.(комар)
3.Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет.(муха)
4.А в траве живет скрипач,
Носит фрак, и ходит вскачь.(кузнечик)
5.Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел. он вспорхнул и улетел.(бабочка)
6.Летит, гудит, сядет – молчит.(шмель)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней.
На спине кружочки, черненькие точки.(божья коровка)
-А как их назвать одним словом? (насекомые)
1.Хоть я не молоток – по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.(дятел)
2.Меж кустов как тень скользит,
Караулит , кто не спит,
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко.(сова)
3. Пестрая крякушка, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (утка)
4.Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.(синица)
5.Трещала с самого утра:
-Пор-ра, пор-ра! А что –пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(сорока)
6.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее. нежней?
Кто же это? (соловей)
7.Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Это пестренький…(скворец)
8.Встали птицы на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли -
Им с ходулей не сойти.(журавли)
9.У меня – ходули-
Не страшит болото
Лягушат найду – ли –
Вот моя забота. (цапля)
10.Кто, усевшись на суку
Сорок раз кричит «ку-ку? (кукушка)
Ведущий-А как назвать одним словом, кто это? (птицы.)
Дети:
1.Кто так ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
2.У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки.
Громко спорят снегири.
3.Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь.
А на вырубках, на липах,
Отзовется бойкий чиж.
4.Я б могла еще не так про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов вывел клест своих птенцов.
5. Как с утра и до заката на репьях гостят щеглы.
И торопятся куда – то ярко – красные щуры.
-А теперь отгадайте этих лесных жителей:
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу.(белка)
2.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)
3.За деревьями, кустами - промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
4.Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и глины, рядом с ним еще плотину.(бобры)
5.Колючий клубочек под елкой лежит.
Взять пожелаешь- вмиг убежит.(еж)
6.Вот и вырыто метро, вход в метро закрыт хитро.
Под травой подземный житель – он механик и водитель.
Сам тоннель он проложил, сам – монтер, сам – пассажир.(крот)
7.Кто зимой холодной
Ходит злой. голодный?(волк)
8.Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал.(заяц)
9.Полосатая спинка,
На спинке – щетинка.(кабан)
Ведущий: Ребята, как назвать всех, о ком мы говорили одним словом?
-А это кто?
1.Вьется веревка, на конце головка,
Та веревка шипит, подходить не велит.(змея)
2.Она ,как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Если хвост оторвет – другой наживет.(ящерица)
-А как их назвать одним словом?
1.Эти резвые подружки, попрыгуньи и крикушки
Песни громко распевают и комариков глотают.(лягушки)
-А как их назвать одним словом?
(вывешиваются таблички)
Лесовичок: Ребята, я хочу поиграть с вами. Чтобы убедиться, что вы различаете животных, назовите, кто здесь « четвертый лишний» и почему.
1. заяц, еж, лиса, шмель.
2.трясогузка, паук, скворец, сорока.
3.бабочка, стрекоза, волк, пчела.
4.кузнечик, божья коровка, воробей, комар.
5.таракан, муха, пчела, майский жук.
6.лягушка, комар, жук, бабочка.
7.стрекоза, гусь, утка, журавль.
8.еж, муравей, енот, медведь.
( Дети отвечают)
Лесовичок: Молодцы, ребята!
Я вами доволен.
Инсценировка:
Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Мне приходится бегать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился, не ленился!
Медведь: Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Заяц: Я заяц, расскажу. как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую одел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет –
Все ему впрок пойдет.
Лиса: Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой - он мне нравится самой!
Живу в норе, там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую, или живность какую.
Об этом, наверно, мало кто знает
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Волк. А я сейчас расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит, волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться,
Волку трудно зимой…
Еды не хватает и он голодает.
Лесовичок: Ребята, вы не знаете , кто это здесь оставил свои автографы?
(дети отгадывают, чьи это следы по картинкам)
Вы знаете, ребята, звери не случайно оставили вам эти письмена.
Многие из них в беде. Очень трудно им в лесу живется. То лютый холод их губит, то голодно им в лесу, особенно зимой; то охотники и браконьеры стреляют, убивают , беспощадно губят их и маленьких детенышей, то лесные пожары налетают и сжигают все живое. Гибнут лесные жители и чаще всего по вине людей.
( Далее дети читают стихотворения)
1.Жалейте птиц, они не оскорбятся жалостью.
Поймите птиц, пожалуйста.
Как жить зимой без червяка и мошки?
Бросайте птицам крошки.
Помочь певцам, покуда вьюги не растаяли!
Ведь песни гибнут! Гибнут птицы стаями.
П. Ефимов.
2.Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Я. Аким.
3.Шмель качается на кашке.
Перепачкался в пыльце.
Собираются букашки у ромашки на венце.
У букашек не игра,
Нынче не до лени им.
Медоносная пора – время опыления.
От цветка к цветку снуют
Пчелы хлопотливые.
Те – кому не в тягость труд – самые счастливые!
Ю. Могутин.
4.Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех, сорвал, сорвал второй и третий…
Отбросил куст, и ,как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.
5..Густой зеленый ельник у дороги
Глубокие, пушистые снега.
В них шел олень могучий, тонконогий,
к спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб-
И много хвойных крестиков , остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено , в избытке свежих сил.
В стремительности радостно – звериной
Он красоту от смерти уносил!
И. Бунин.
6. Маленький ежик, зарывшись в листочки,
Будет под деревом спать.
В теплой постельке. на мягкой перинке
Будет наш еж зимовать.
Злые морозы, ветры, метели
Домик не тронут его.
Весна лишь наступит – здесь у дорожки
Снова мы встретим его.
Лесовичок: Ребята, а вот эти правила должны все знать и выполнять.
7.Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной избушки.
8.Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять! В лес приходят отдыхать!
9.Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
10.Вот в лесочке у пенечка выросла большая кочка.
Муравьиный это дом, и жильцов без счету в нем.
11.Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут,
То травинку, то личинку вместе тащут по тропинке.
Этот город муравьиный охранять с тобой должны мы.
Лесовичек: Вы все , ребята должны помнить и эти правила.
Нельзя брать яйца из птичьих гнезд.
Нельзя трогать птенцов и приносить их домой.
Нельзя разорять муравейники и раскапывать норы.
Разжигать костры можно только там, где это разрешено, обычно на месте старого кострища, а затем костер потушить и заложить дерном.
От непогашенного костра может загореться лес, погибнут деревья и все живые существа.
Если вы нашли маленького детеныша, нельзя брать его домой.
Взрослые животные сами найдут его, а дома он погибнет.
Правила поведения в природе запрещают включать на полную мощность приемники и магнитофоны, поднимать крик и шум. Животные убегают, а молодь не поспевает, теряется и гибнет.
( Исполняется песня Е. Птичкина « Не дразните собак».
Ведущий: Пора прощаться с Лесовичком. Завтра нас ждет новая встреча .
Вы побываете в гостях у водяного царя Нептуна.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир.».1 класс .Москва. 2007г.
2.Л.Г.горькова.Сценарии занятий по экологическому воспитанию. « ВАКО».
Москва. 2005г.
3.О.Г.Муковникова.Природоведение.4класс.Волгоград.2002г.
4.Центр экологической инициативы. Как стать экологом.Новосибирск.1999г.
5.Центр экологической инициативы. Шаги по Земле.Новосибирск.1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий закрытия недели экологии
Представляю сценарий закрытия недели экологии в начальной школе в МОУ "СОШ №5" г. Балаково...
Сценарий праздника для проведения " Недели экологии"
Шаги по земле. В царстве царя Берендея....
Неделя экологии. День 3.
Сценарий " В гости к Нептуну"...
Неделя экологии. День4.
Сценарий " В гостях у доктора Айболита"...
Неделя экологии в начальной школе.
Данный материал может быть использован для проведения экологической недели в начальной школе....
неделя экологии
Программа недели экологии...
Открытие НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ - 1 день.
Экологическая неделя проводится для расширения общего кругозора учащихся, воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру....