Порограмма по легоконструированию
рабочая программа по теме
Данная программа содержит с себе календарно-тематическое планирование на 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-konstruirovanie.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Лего - конструирование»
Автор: Воропаева О.Г. учитель начальных классов МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Рецензент: Горчакова Е.А., заместитель директора по учебно – воспитательной работе МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
В данный сборник включено содержание программы «ЛЕГО – конструирование» для 1- 4 классов. Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций
Пояснительная записка.
1-2 класс
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Кружок по Лего-конструированию может вести учитель не только информатики, но и физики, технологии, а также и совсем не педагог, а обычный инженер. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Основными задачами кружка Лего-конструирования являются:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
Ожидаемые результаты:
- Развить познавательные умения и навыки учащихся;
- Уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- Уметь самостоятельно конструировать свои знания;
- Уметь критически мыслить.
- Участие в лего- конкурсах.
Курс рассчитан на 144часа, 2 раз в неделю.
Возраст детей 7-11 лет.
Срок реализации программы 4 года
Содержание программы
1 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов | |
1 | Знакомство с ЛЕГО | Познакомить детей с конструктором ЛЕГО. | 3 |
2 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается | Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО. | 3 |
3-4 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | Знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. | 4 |
5-6 | «Исследователи кирпичиков» | Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков. | 5 |
7-8 | Волшебные кирпичики | Продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу | 5 |
9-10 | «Исследователи формочек» | Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. | 5 |
11-13 | Наш двор | Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. | 5 |
14 | Улица полна неожиданностей | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения | 5 |
15-16 | Городской пейзаж | Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. | 4 |
17-18 | Сельскохозяйственные постройки | Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села. | 4 |
19 | Школа, школьный двор | Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села. | 2 |
20 | Школа, школьный двор | Обратить внимание детей на здание родной школы, свой школьный двор; оценить положительные и отрицательные характеристики школьного здания и прилегающей к нему территории. | 2 |
21-23 | «Транспорт» | Обобщить знания учащихся о транспорте. | 6 |
24-26 | «Воздушный транспорт, космос» | Обобщить знания учащихся о космических объектах. | 6 |
27-29 | Животные | Обобщить знания учащихся о домашних животных. | 6 |
30 | ЛЕГО-подарок для мамы | Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям. | 3 |
31 | Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина) | Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях. | 4 |
Содержание программы
2класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов | |
1 | Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки | Вспомнить основные детали LEGO DUPLO, вспомнить способы крепления, формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек. | 4 |
2 | «Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид» | Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид. | 4 |
3-4 | Московский зоопарк | Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей, рассказать о Московском зоопарке, вспомнить названия животных. | 5 |
5-6 | Наш двор | Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. | 5 |
7-8 | Постройка моделей старинных машин | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами. | 5 |
9-10 | Улица полна неожиданностей | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. | 5 |
11-13 | Новогодние игрушки. Фантазируй! | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления | 5 |
14 | Динозавры | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни. | 5 |
15-16 | «Персонажи любимых книг» | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO DACTA. | 4 |
17-18 | Животные в литературных произведениях | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; освоение навыков передачи характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова «Храбрый утенок | 4 |
19 | Военная техника (к 23 февраля) | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка. | 4 |
20 | Космические корабли | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами космических кораблей. | 3 |
21 | Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики» из LEGO. | 3 |
22-23 | Твой город. Твоя улица. | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, , рассказать о городе в котором мы живем. | 4 |
24-25 | Главная улица города | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе. | 4 |
26-28 | Достопримечательности города | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе. | 4 |
29-31 | Итоговый урок. Фантазируй! | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | 4 |
Содержание программы
3 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов | |
1-3 | Вводный урок. «Я шагаю по Москве». | Познакомить с темой «Я шагаю по Москве», развитие умения сравнивать | 3 |
4-6 | Старомосковский дом. Гармония жилья и природы | Расширить и закрепить знания детей, полученные на уроках; -учить детей создавать художественный образ посредствам макетирования. | 3 |
7-9 | Архитектура | Введение в понятие «архитектура» | 3 |
10-12 | Архитектурные формы разных стилей и эпох. | Развитие конструктивного воображения детей; -умение анализировать по картинке | 3 |
13-15 | У стен Кремля | Развитие конструктивного воображения детей; - | 3 |
16-18 | Башни Кремля | Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи: развивать умение ребят работать в группах. | 3 |
19-21 | Башни Кремля. | Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение ребят работать в группах. | 3 |
22-24 | Соборы Кремля. | Развитие конструктивного воображения | 3 |
25-27 | Красная Площадь. Собор Василия Блаженного | Развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе | 3 |
28-30 | Дом Пашкова. | Учить анализировать образец; развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе; активация речи. | 2 |
31 | «Москва сегодня» с просмотром фильма о Москве современной, и с произвольной темой конструирования. | Просмотр фильма о Москве современной, произвольная тема конструирования | 1 |
Содержание программы
4 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов | |
1-3 | Вводный урок. Энергия как физический процесс | Повторить тему <Виды энергии> (3 класс), собрать модели по технологической карте 9680 (повторение (3 класс), учиться работать в группе | 3 |
4-6 | Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк. | Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии ветра; Собрать модель ветряка по технологической карте 9681, учиться работать в группе; | 3 |
7-9 | Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте 9681; учиться работать в группе; | 3 |
10-12 | Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. | 3 |
13-15 | Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель автомобилей, работающих от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. | 3 |
16-18 | Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX. | Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX, его функциональными клавишами; познакомить детей с правилами подсоединения датчиков. | 3 |
19-21 | Знакомство с творческой средой | Познакомить детей с творческой средой RoboLab; познакомить детей с тремя составляющими частями среды ROBOLAB; познакомить детей с языком программирования Lab View; выполнить программу Plot. | 3 |
22-24 | ROBOLAB-конструирование | Познакомить детей с разделом Конструирование RoboLab; познакомить детей с панелью инструментов, функциональными командами; составить программу в режиме Конструирования. | 3 |
25-27 | Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм. | Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. | 3 |
28- | Светофор | Собрать модель светофора, который работает днём; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 |
29 | Светофор. Условный алгоритм (ветвление). | Собрать модель светофора, который работает в режиме <день и ночь>; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 |
30 | Шлагбаум с электроприводом. | Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия.; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 |
31 | Ворота с электронным управлением | Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 |
При написании данного курса, использовалась литература:
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.
- Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.; «Детская литература», 1985.
- Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.
- Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.
- Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
- Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
План-конспект по Легоконструированию на тему "Звери. Жираф"
Данный материал предназначен для внеурочного занятия Легоконструирование для 1 класса....
Конспект внеурочного занятия по Легоконструированию
Разработка внеурочного занятия Легоконструирование на тему : "Лего-загадки."...
Конспект внеурочного занятия по Легоконструированию
Разработка внеурочного занятия Легоконструирование на тему : "Лего-загадки."...
Конспект занятия по легоконструированию «Конструировании сказки Гуси – лебеди»
мною представлен конспект занятия по легоконструированию. На занятии учащимся предлагается сконструировать героев сказки Гуси - лебеди...
Легоконструирование и робототехника в начальной школе
Конспекты уроков по робототехнике...