М. В. Ломоносову посвящается
методическая разработка (3 класс) по теме
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы, посвящённое М. В. Ломоносову. Разработка содержит конспект занятия и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 11.82 КБ |
Предварительный просмотр:
М. В. Ломоносов
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы, посвящённое юбилею М. В. Ломлносова.
Тема: "М. В. Ломоносов - великий русский учёный"
Цели:
- Способствовать формированию у детей младшего школьного возраста представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- Пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
- Развивать кругозор детей.
- Обратить внимание детей на то, чему можем учиться у Ломоносова сегодня, спустя три столетия.
I. Рассказ учителя о М. В. Ломоносове с демонстрацией слайдов презентации.
Учитель:
- Сегодня на нашем занятии мы ещё раз вспомним о жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова (см. слайд №1).
Мы отправимся в путешествие в далекий 18 век, в Архангельскую губернию, Поморского края.
(слайд 2) Около 300 лет назад в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился М.В.Ломоносов.
( слайд №3)
Его отец был рыбаком. Летом маленький Михайло уезжал на рыбный промысел в Белое и Баренцево моря. Судно односельчане прозвали "Чайка" за отличные мореходные качества.
(слайд 4)
- Зимой он учился грамоте у сельского дьячка. Уже через два года он отлично читал. Он прочитал все церковные книги. Первыми внецерковными книгами были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого. Он никогда не расставался с этими книгами, постоянно перечитывал их и даже выучил их наизусть.
Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха укоряла его за то, что он много читает и не помогает отцу ловить рыбу.
Ломоносов слышал рассказы богомольцев и купцов о школах открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало у него желание учиться, и он решил пробраться в Москву, что бы там поступить в школу. Но как это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов тайно решил покинуть дом и отправиться в Москву учиться.
II. Инсценирование учащимися сцены того, как Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться.
Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михаиле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
М. Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на торговой площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно.
Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!
Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.
М. Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?
Василий Дорофеевич, отец: Михаило, пойди-ка сюда. Вишь ты, какой большой вымахал. И с кораблем ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора тебе своим хозяйством обзаводиться. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, лодку справим. И не качай головой. Мое слово твердое. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19-ти лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.
Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано. И отправился Михаиле к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.
М. Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.
Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.
М. Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дому уйду.
Фома Иванович: Ладно, будь по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было, в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.
М. Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.
Ведущий: Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву. (слайд 5)
III. Продолжение рассказа учителя о М. В. Ломоносове с демонстрацией слайдов презентации.
(слайд 6)
- Не сразу Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина. Ему тогда было 19 лет. Он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку, международному языку того времени. В начале он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но Ломоносов преодолел все. В 1735 году, как одного из лучших учеников, его отправили на учебу в Петербург, затем в Германию.
- (слайд 7)
Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы имя Ломоносова.
Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Мы с вами много говорили о его выдающихся заслугах. Вы принимали участие в конкурсе рисунков, конкурсе стихотворений, посвящённых М. В. Ломоносову, участвовали в заочной олимпиаде.
Сегодня я хочу проверить, кто из вас был самый внимательный, кто больше всех знает о М. В. Ломоносове.
Мы проведём интеллектуальную игру «Что я знаю о М.Ломоносове?».
Игра состоит из 3 этапов: I этап - «Детство», II этап – «Путь в науку», III этап – «Ломоносов – учёный». Вам предстоит ответить на вопросы.
IV. Интеллектуальная игра «Что я знаю о М.Ломоносове?»
(слайд 8)
I этап – «Детство»
«Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум.»
П.Сакулик
(слайд 9)
1.В каком году родился Ломоносов?
а) 1721
б) 1712
в) 1711
(слайд10)
2.Где родился Ломоносов?
а) в селе Денисовка
б) в городе Архангельске
в) в селе Холмогоры
(слайд11)
3.Как звали Ломоносова?
а) Иван
б) Михаил
в) Василий
(слайд 12)
4.Как звали отца Михаила Ломоносова?
а) Пётр
б) Михаил
в) Василий
(слайд13)
5.Сколько детей было в семье Елены Ивановны и Василия Дорофеевича Ломоносовых?
а) 1
б) 2
в) 3
(слайд14)
6. Кем был отец М.В. Ломоносова?
а) учитель
б) рыбак
в) плотник
(слайд15)
7. Как называлось отцовское промысловое судно?
а) Бригантина
б) Чайка
в) Ласточка
(слайд16)
8. В каком возрасте начал Михайло помогать отцу в рыбном промысле?
а) 7 лет
б) 10 лет
в) 15 лет
(слайд17)
9. Назовите первые книги Михаила Ломоносова?
а) «Грамматика» Мелентия Смотрицкого
б) «Арифметика» Леонтия Магницкого
в) «Азбука» В. Горецкого
(слайд18)
II этап – «Путь в науку»
«Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей»
А. Пушкин.
(слайд19)
1.Сколько лет было М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву учиться?
а) 15 лет
б)18 лет
в) 19 лет
(слайд 20)
2. Название города, в который М.В.Ломоносов ушёл учиться.
а) Архангельск
б) Москва
в) Новосибирск
(слайд 21)
3. Как называется учебное заведение, куда поступил М.В. Ломоносов?
а) славяно-греко-латинская академия
б) Московское педагогическое училище
в) институт автомобильного транспорта
(слайд 22)
4.За сколько лет М.В.Ломоносов прошёл восьмилетний курс обучения
в Славяно-греко-латинской академии?
а) 3 года
б) 5 лет
в) 7 лет
(слайд 23)
5.Как А.С.Пушкин назвал М. В.Ломоносова?
а) «первым нашим университетом»
б) «самым умным человеком»
в) «великим русским учёным»
(слайд 24)
6. В какой стране М. В. Ломоносов изучал горное дело и металлургию?
а) Англия
б) Россия
в) Германия
(слайд 25)
III этап - ЛОМОНОСОВ-УЧЁНЫЙ
«Историк, механик, химик…художник и стихотворец.
Он все испытал и все проник…»
А.Пушкин.
(слайд 26)
1.Сколькими иностранным языками свободно владел М. В.Ломоносов?
а) 12
б) 5
в) 10
(слайд 27)
2. В каком городе высшее учебное заведение носит имя М. В. Ломоносова?
а) Санкт-Петербург
б) Тверь
в) Москва
(слайд 28)
3. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии?
а) открытие атмосферы на Венере
б) открытие жизни на Луне
в) отсутствие жизни на Марсе
(слайд 29)
4. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи?
а) ночной телескоп
б) ночезрительная труба
в) звёздный микроскоп
(слайд 30)
5. Какое древнее искусство возродил М.В.Ломоносов?
а) кораблестроение
б) мозаика
в) вышивание
(слайд 31)
6. Как называлась мозаичная картина Ломоносова?
а) Полтавская битва
б) Полтавская баталия
в) Куликовская битва
(слайд 32)
7. Какой юбилей отмечается в 2011 году М. В. Ломоносову?
а) 200 лет
б) 300 лет
в) 500 лет
(слайд 33)
«Пройдут века, а его имя с почтением будет произноситься уже не десятками, а сотнями тысяч, миллионами русских людей и уважаться не в одной России, а везде, куда проникнет русская речь, русская грамота».
М.Глинка.
(слайд 34)
V. Подведение итогов интеллектуальной игры «Что я знаю о М. В. Ломоносове?»
«После него действительно гордишься, что ты русский, что в нашей истории были такие люди, как М.В. Ломоносов».
VI. Заключительная часть
Учитель:
- Ребята, что вы можете сказать о Ломоносове? Какой он был?
- Чему мы можем у него поучиться спустя 300 лет?
Список использованной литературы:
- Артемов В.В. Русские ученые и изобретатели.– Москва, 2004 г.
- Баландин Р.К. Великие русские люди: детство и юность.– Москва, 2002 г.
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – Москва, 2004г.
- Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – Москва, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя Ломоносова на карте.
Творческий мини - проект учащихся 2 класса...
Презентация о М.В.Ломоносове
Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира УМК "Школа России"...
«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»
Задачи: 1. Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2. Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3. Вос...
"Ломоносову - зоо лет"
Представленный материал используются во внеклассной работе учителя.Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребёнка интереса к наукам и к деятельности Ломоносова, на воспитание ...
"М.В.Ломоносову - 300 лет"
Представленнный материал, можно использовать при проведении праздника в нетрадиционной форме, в форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг». Данная презентация делает мероприятие интересным, запоминающим...
Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...
М. В. Ломоносову посвящается
Презентация к внеклассному занятию, посвящённому М. В. Ломоносову....