классный час: "М. В. Ломоносов"
методическая разработка (3 класс) на тему
Методическая разработка классного часа о М. В. Ломоносове с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.docx | 323.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «М.В. Ломоносову посвящается».
Цель: пробудить в детях познавательную деятельность.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова;
2. Развивать критическое, логическое мышление, наблюдательность;
3. Способствовать воспитанию любви и гордости за свой народ.
Оборудование: проектор, экран, задание на карточках для конкурса Грамотеев, материал для изготовления мозаики.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Приветствие. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми).
– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежит «Листок настроения». Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.
Ребята, сегодня у нас немного необычный урок. В ходе урока нам предстоит познакомиться с высказыванием одного очень известного учёного о математике, но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания.
(На доске заранее приготовлено высказывание из 4 строк, каждая из которых будет открыта после определённого этапа урока).
– Посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, вы узнаете, о каком именно ученом мы будем говорить сегодня на уроке и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)
л | ||||||||||||
г | р | о | м | |||||||||
т | у | м | а | н | ||||||||
м | о | л | н | и | я | |||||||
с | о | л | н | ц | е | |||||||
о | б | л | а | к | а | |||||||
о | с | а | ||||||||||
д | о | ж | д | ь | ||||||||
в | о | д | а | |||||||||
1. Солнце печёт, липа цветёт. 2. Гаркнул гусь 3. Седой дедушка у ворот 4. Раскалённая стрела 5. В дверь, в окно 6. По небесам оравою 7. Утром бусы засверкали, 8. Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает. И бормочет и поёт, Убаюкивает. (Дождь) 9. Мы говорим: она течёт; Но никуда не убегает. (вода) - Итак, прочитайте ключевое слово. О ком пойдёт сегодня речь на нашем уроке? - Ребята, что вы знаете о М. В. Ломоносове? - Что бы вы хотели узнать о М. В. Ломоносове? | . |
III. Выступления учеников.
Учитель:
- Много славных имен оставил наш народ мировой науке. Образ М.В. Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных ученых в истории мировой науки, чье имя связано с развитием целого ряда наук.
- А теперь послушайте выступления своих друзей о М. В. Ломоносове.
1 ученик
М.В. Ломоносов родился 8 (по новому стилю 19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии.
Его отец, Василий Дорофеевич, занимался морским промыслом. Мать – Елена Ивановна рано умерла. М.В. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. Первыми книгами для него стали «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.
2 ученик
В декабре 1730года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
3 ученик
В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию - единственное высшее учебное заведение в Москве.
В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук.
Через год в числе трех лучших студентов он командируется в Германию в Марбург, где три года он слушал курс физики и философии, изучал химию и математику, горное дело.
4 ученик
В 1741 г. он вернулся в Петербург. За работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора.
В октябре 1748 г. была построена по чертежам и эскизам Ломоносова первая научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория России.
5 ученик
Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты (Смальта - цветное, непрозрачное стекло, применяемое для изготовления мозаик).
Недалеко от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин.
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было стремление работать на благо Родины.
6 ученик
4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.
IV. Актуализация опорных знаний
- На основе тех фактов, из жизни Ломоносова, которые вы узнали, охарактеризуйте его. Что это был за человек?
- В каких же науках был силён Ломоносов?
- Вы хотите быть на него похожими? Тогда вперёд!
V. Решение задач на смекалку и ребусов
- М. В. Ломоносов имел острый ум и смекалку. Проверим, а как у вас с этим обстоит дело. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.
Устно будем решать задачи на внимание.
1) Отгадай!
- Летела стая гусей: один впереди, два позади; один позади, а два впереди; один между двумя; три в ряд. Сколько гусей? (3)
- В корзине 3 яблока. Как разделить их на трёх человек, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одному яблоко вместе с корзиной)
- У животного 2 правые ноги и 2 левые ноги, 2 ноги справа и 2 ноги слева. Сколько ног у животного? (четыре)
- Один ослик вёз 10 кг сахару, а другой ослик – 10 кг поп-корна.
У кого поклажа была тяжелее? (одинаково)
- У Незнайки было 5 целых груш, 6 половинок да 8 четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? (10)
(После решения задач на смекалку на доске открывается запись)
Математику уже за то…
2) Ребусы
МЯ ’’ КА
(мясорубка)
’’ ЮГ
(утюг)
ХО ’’ И ’НИК
(Холодильник)
ПЫЛЕ ’’
(пылесос)
,, , ,,
3, 2, 4
(склад)
(После решения ребусов на доске появляется продолжение высказывания)
Математику уже за то учить стоит…
VI. Конкурс Грамотеев
В гостеприимном, хлебосольном доме родителей Михаила не обходилось без лирических песен, мудрых пословиц, хитрых загадок, весёлых прибауток. Тонко чувствуя красоту родного языка, Ломоносов проделал в течение своей жизни огромную работу по его развитию и совершенствованию. Его поэмами, стихами и одами зачитывалась вся Россия.
И хотя сам Ломоносов свободно владел 12 языками, он утверждал, что нет богаче, великолепнее, нежнее и сильнее языка, чем русский.
Задание 1 Ремонт
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды.
БРБН СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
(барабан, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)
Задание 2 Исправь ошибки
Труслив, как медведь.
Голодный, как осёл.
Неуклюжий, как заяц.
Упрямый, как волк.
Задание 3 Секретный приказ
Зачеркни буквы, которые встречаются более одного раза, и прочитай приказ
ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ ФТШВЗЧПРСАГПОМ ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ
(Будь врагом лени)
(После выполнения заданий на доске появляется продолжение высказывания)
Математику уже за то учить стоит, что она ум…
VII. Поэтический конкурс
- Так как М.В. Ломоносов занимался поэзией, нам с вами предстоит проявить себя и в этом деле.
Вам дома нужно было найти и выучить стихотворения о М. В. Ломоносове, а если получиться попробовать сочинить своё стихотворение о М. В. Ломоносове.
(Дети читают стихотворения о М. В. Ломоносове)
(После поэтического конкурса появляется следующая часть высказывания)
Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок…
VIII. Собери мозаику
Работа в парах
Ломоносов собирал мозаику из смальты, а мы соберём из бумаги.
На каждой парте лежит набор различных фигур. Ваша задача составить из этих фигур предмет. Открою вам секрет: в каждом наборе есть лишние фигуры. Приклейте предмет, который соберёте на лист бумаги.
(Самостоятельная работа)
Вы отлично справились с заданием. (Вывешивание работ на доску.)
- Посмотрите, какая красивая мозаика у нас получилась.
(После окончания работы открывается заключительная часть высказывания)
Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок приводит.
( М. В. Ломоносов)
IХ. Итог урока
Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.
Вам понравился урок? При помощи «Листков настроения» покажите своё настроение в конце урока.
Желаю вам новых открытий на уроках.
Список использованной литературы:
- Артемов В.В. Русские ученые и изобретатели.– Москва, 2004 г.
- Баландин Р.К. Великие русские люди: детство и юность.– Москва, 2002 г.
- Волина В.В. Праздник числа - Москва, 1996 г.
- Волина В. В. Учимся, играя - Москва, 1994 г.
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – Москва, 2004г.
- Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – Москва, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)
В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...
Классный час "М.В. Ломоносов - самородок земли русской"
Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова....
Классный час "М.В.Ломоносов".
Классный час посвящен 300-лет. со дня рождения великого человека Михаила Ломоносова....
Классный час "М. В. Ломоносов"
Материал поможет при подготовке к внеклассному мероприятию...
Классный час М.В.Ломоносов
Материал собран о разностороннем, одаренном человеке - М.В.Ломоносове.Краткие сведения о его биографии, об его успехах и достижениях в разных областях науки, техники,литературы и искусства....
Классный час М.В.Ломоносов
Знакомство с жизнью великого земляка....