классный час: "М. В. Ломоносов"
методическая разработка (3 класс) на тему

Методическая разработка классного часа о М. В. Ломоносове с презентацией.

 

Цель: пробудить в детях познавательную деятельность.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова;
2. Развивать критическое, логическое мышление, наблюдательность;
3. Способствовать воспитанию любви и гордости за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx323.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «М.В. Ломоносову посвящается».

Цель: пробудить в детях познавательную деятельность.

Задачи:        

1. Продолжить знакомство детей с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова;

2. Развивать критическое, логическое мышление, наблюдательность;

3. Способствовать воспитанию любви и гордости за свой народ.

Оборудование: проектор, экран, задание на карточках  для конкурса Грамотеев,  материал для изготовления мозаики.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Приветствие. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми).

– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежит «Листок настроения». Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.

Ребята, сегодня у нас немного необычный урок. В ходе урока нам предстоит познакомиться с высказыванием одного очень известного учёного о математике, но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания.

 (На доске заранее приготовлено высказывание из 4 строк, каждая из которых будет открыта после определённого этапа урока).

– Посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, вы узнаете, о каком именно ученом мы будем говорить сегодня на уроке и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)

л

г

р

о

м

т

у

м

а

н

м

о

л

н

и

я

с

о

л

н

ц

е

о

б

л

а

к

а

о

с

а

д

о

ж

д

ь

в

о

д

а

1. Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

2. Гаркнул гусь
На всю Русь (Гром)

3. Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок. (Туман)

4. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

5. В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт —
И всех разбудит. (Солнце)

6.  По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода. (Облака)

7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

8. Кто всю ночь по крыше бьёт

 Да постукивает.

 И бормочет и поёт,

 Убаюкивает.  (Дождь)

9. Мы говорим: она течёт;
 Мы говорим: она играет;
 Она бежит всегда вперёд,

 Но никуда не убегает. (вода)

 - Итак, прочитайте ключевое слово.

  О ком пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

- Ребята, что вы знаете о М. В. Ломоносове?

 - Что бы вы хотели узнать о М. В. Ломоносове?

.

III. Выступления учеников.

Учитель:

 - Много славных имен оставил наш народ мировой науке. Образ М.В. Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных ученых в истории мировой науки, чье имя связано с развитием целого ряда наук.

 - А теперь послушайте выступления  своих друзей о М. В. Ломоносове.

1 ученик

 М.В. Ломоносов родился 8 (по новому стилю 19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии.

Его отец, Василий Дорофеевич, занимался морским промыслом. Мать – Елена Ивановна рано умерла. М.В. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. Первыми книгами для него стали «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.

2 ученик

В декабре 1730года  из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи,  взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.

3 ученик

 В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию - единственное высшее учебное заведение в Москве.

В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук.

Через год в числе трех лучших студентов он командируется в Германию в Марбург, где три года он слушал курс физики и философии, изучал химию и математику, горное дело.

4 ученик

В 1741 г. он вернулся в Петербург. За работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора.

В октябре 1748 г. была построена  по чертежам и эскизам Ломоносова первая научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория России.

5 ученик

Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты (Смальта - цветное, непрозрачное стекло, применяемое для изготовления мозаик).

 Недалеко от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин.

Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было стремление работать на благо Родины.

6 ученик

4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.

IV. Актуализация опорных знаний

- На основе тех фактов, из жизни Ломоносова, которые вы узнали, охарактеризуйте его. Что это был за человек?

 - В каких же науках был силён Ломоносов?  

 - Вы хотите быть на него похожими? Тогда вперёд!

V. Решение задач на смекалку и ребусов

- М. В. Ломоносов имел острый ум и смекалку. Проверим, а как у вас с этим обстоит дело. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.

Устно будем решать задачи на внимание.

1) Отгадай!

  1. Летела стая гусей: один впереди, два позади; один позади, а два впереди; один между двумя; три в ряд. Сколько гусей? (3)

  1. В корзине 3 яблока. Как разделить их на трёх человек, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одному яблоко вместе с корзиной)

  1. У животного 2 правые ноги и 2 левые ноги, 2 ноги справа и 2 ноги слева. Сколько ног у животного? (четыре)

  1. Один ослик вёз 10 кг сахару, а другой ослик – 10 кг поп-корна.

     У кого поклажа была тяжелее? (одинаково)

  1. У Незнайки было 5 целых груш, 6 половинок да 8 четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки?  (10)

(После решения задач на смекалку на доске открывается запись)

Математику уже за то…

2) Ребусы

МЯ  ’’ КА

(мясорубка)

’’ ЮГ

(утюг)

ХО ’’  И  НИК

(Холодильник)

ПЫЛЕ ’’

(пылесос)

,,  , ,,

             3, 2, 4

        (склад)      

(После решения ребусов на доске появляется продолжение высказывания) 

Математику уже за то учить стоит…

VI.  Конкурс  Грамотеев

В гостеприимном, хлебосольном доме родителей Михаила не обходилось без лирических песен, мудрых пословиц, хитрых загадок, весёлых прибауток. Тонко чувствуя  красоту родного языка, Ломоносов проделал в течение своей жизни огромную работу по его развитию и совершенствованию. Его поэмами, стихами и одами зачитывалась вся Россия.

И хотя сам Ломоносов свободно владел 12 языками, он утверждал, что нет богаче, великолепнее, нежнее и сильнее языка, чем русский.

Задание 1  Ремонт

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим буквы А

Трижды или дважды.

БРБН СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ

(барабан, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

Задание 2  Исправь ошибки

 Труслив, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

Задание 3  Секретный приказ

Зачеркни буквы, которые встречаются более одного раза, и прочитай приказ

ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ   ФТШВЗЧПРСАГПОМ ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

(Будь врагом лени)   

 (После выполнения заданий на доске появляется продолжение высказывания) 

Математику уже за то учить стоит, что она ум…

VII. Поэтический конкурс

- Так как М.В. Ломоносов занимался поэзией, нам с вами предстоит проявить себя и в этом деле.

Вам дома нужно было найти и выучить стихотворения о М. В. Ломоносове, а если получиться попробовать сочинить своё стихотворение о М. В. Ломоносове.

(Дети читают стихотворения о М. В. Ломоносове)

(После поэтического конкурса появляется  следующая часть высказывания)

Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок…

VIII. Собери мозаику

 Работа в парах

Ломоносов собирал мозаику из смальты, а мы соберём из бумаги.

На каждой парте лежит набор различных фигур. Ваша задача составить из этих фигур предмет. Открою вам секрет: в каждом наборе есть лишние фигуры. Приклейте предмет, который соберёте на лист бумаги.

(Самостоятельная работа)

Вы отлично справились с заданием. (Вывешивание работ на доску.)

- Посмотрите, какая красивая мозаика у нас получилась.

(После окончания работы открывается заключительная часть высказывания)

Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок приводит.

                                                                    ( М. В. Ломоносов)

IХ.  Итог урока

 Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.

Вам понравился урок?  При помощи «Листков настроения» покажите своё настроение в конце урока.

Желаю вам новых открытий на уроках.

Список использованной литературы:

  1. Артемов В.В. Русские ученые и изобретатели.– Москва, 2004 г.
  2. Баландин Р.К. Великие русские люди: детство и юность.– Москва, 2002 г.
  3. Волина В.В. Праздник числа - Москва, 1996 г.
  4. Волина В. В. Учимся, играя -  Москва, 1994 г.
  5. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – Москва, 2004г.
  6. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – Москва, 2003г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...

Классный час "М.В. Ломоносов - самородок земли русской"

Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова....

Классный час "М.В.Ломоносов".

Классный час посвящен 300-лет. со дня рождения великого человека Михаила Ломоносова....

Классный час "М. В. Ломоносов"

Материал поможет при подготовке к внеклассному мероприятию...

Классный час М.В.Ломоносов

Материал собран о разностороннем, одаренном человеке - М.В.Ломоносове.Краткие сведения о его биографии, об его успехах и достижениях в разных областях науки, техники,литературы и искусства....

Классный час М.В.Ломоносов

Знакомство с жизнью великого земляка....