Классный час: "Золотые ключики к сердцам".
классный час (1 класс) по теме

 

Формирование нравственных знаний;  этических  норм поведения в обществе и общения друг с другом,развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotye_klyuchiki_k_serdcam.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Золотые ключики к сердцам – классный час.

Цели:    формирование нравственных знаний;  этических  норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;  воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям

        Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формировать умение совместно работать в парах;
  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы классного часа.

На доске - закрытые сердца. На них – золотые ключики.

- Сегодня мы узнаем о том, что это за ключики, которые открывают все сердца, сегодня мы поговорим на тему ,очень важную для всех нас, а начнем наше занятие с одной удивительной песни. (Дети слушают аудиозапись песни « Барбарики» )

- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

Учитель: -В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

Добрый  человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

 (Слайд 2) Мама - мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!

И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. А как вы заботитесь о своей маме?

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение «Шаловливые ручонки».

Шаловливые ручонки,

Нет покоя мне от вас.

Так и жди ,что натворите

Вы каких – нибудь проказ.

Вот картинку изорвали,

Спичку серную зажгли.

А вчера ключи куда-то

От комода унесли.

Куклу новую купила

И сказала: «Береги!»

А гляжу – она уж мигом

Очутилась без ноги.

То мне волосы растреплют,

То сомнут воротничок,

Как я вас не распекаю

Шалунишки, всё не впрок.

Так на резвые ручонки

Деток жаловалась мать,

А сама их то и дело

Принималась целовать.

Знает мама, что не вечно

Этим пальчикам шалить,

Что придёт пора –

И станут с нею труд они делить.

УЧИТЕЛЬ: - Домашним заданием было у вас обвести свою ладонь и

 на каждом пальчике написать  дело, которое ждёт от вас мама, какой труд каждый  пальчик будет делать. (Прочитайте свои надписи).

Сейчас мы из ваших ладошек составим букет «Дружные ручки».

(Дети выполняют коллективную творческую работу по созданию яркого, оригинального букета.)

- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми  - добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радует людей и делает их стойкими и весёлыми.

УЧИТЕЛЬ: -  Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. И чтобы стать вежливым, надо знать и соблюдать правила поведения дома, на улице, в школе и в других общественных местах.

Ежели  вы вежливы            

И  к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старушке.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

 Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте .

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.                                   (Виктор Мари Гюго - франц. писатель и поэт)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.                                       (Толстой Л. Н.- рус.писатель)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.             (Марк Твен – амер. писатель)

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.                            (Эмерсон Ральф Уолдо –амер.поэт и фил-ф)

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.                                        

(Бэкон Френ Сиаз- фил-ф)

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.                (Александр Поуп - англ .поэт)

 Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.

- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)

- Я вам буду читать начало  стихотворение, а вы его закончите.

        Я, признаться, удивлен,

        Расскажу вам вот о чем.

        Встретил шуструю Настенку

        Я на улице сейчас,                

        Настя добрая девчонка –

  Она ходит в первый класс.

  Но давно уже от Насти

  Я не слышу слово… (здрасьте).

        Дед на внучку осерчал –

        Экая досада:

        Он портфель ей подарил,

        Думал, будет рада,

        Но зачем молчать как рыба,

        Ну сказала бы…(спасибо).

  Встретил Витю, я соседа,

  Встреча грустная была:

  На меня он, как торпеда,

  Налетел из-за угла!

  Но напрасно я от Вити

  Ждал лишь слова…(извините)

А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:

«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

         - Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

 (ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

-  Слова: "До свиданья!"

"Спасибо", "Простите",

"Пожалуйста", "Здравствуйте"-

Щедро  дарите!

Дарите прохожим.

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В школе,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они  человеку

Как воздух

         Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще. 

Учитель. А теперь послушайте, что наши ребята нашли  о "вежливых" словах в словаре.

                              Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

1 ученик. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

Спаси бог  превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: "Своего спасиба не жалей!"

Благодарю. Откуда явилось это слово?

2 ученик.  Оно состоит из двух частей - благо и дарю.  Благо или по - старинному "Болого", означало "Хорошо", "добро". Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение.

        УЧИТЕЛЬ:  Не  только  детям,  но  и  многим  взрослым  людям  хочется, чтобы  все  их  друзья, все  соседи  и  даже  вовсе  незнакомые  люди  всегда  относились  к  ним  внимательно, по-доброму, с  уважением.

    Весь  секрет  в  том,  что  только  к  вежливому, воспитанному  и  доброму  человеку  относятся  всегда  по-доброму. Только  такого  человека  все  любят  и  уважают.

    Почему  же  нам  не  быть  внимательными, вежливыми  и  добрыми  друг  к  другу? Ведь  это  не  так  уж  трудно!

Ученик. Нетрудно  уступить  в  автобусе  место  пожилому  человеку. Нетрудно  здороваться  при  встрече. И  говорить  им  "до  свидания", "всего хорошего"  при  расставании.

Нетрудно  быть  опрятным, причесанным  и  умытым, чтобы  окружающим  людям  было  приятно  с  тобой  общаться.

Ученица. Нетрудно  помочь  по  дому  старшим. Но  вежливый  человек  должен  выполнять  не  только  эти  правила. Их  гораздо  больше.

Ведущий. А  теперь, ребята, давайте  все  вместе решим  задачи

Ситуации для обсуждения по группам:

 1.Мальчик  крикнул   прохожему: "Скажите, сколько  сейчас  часов?"

Обращаясь  к  прохожему,  мальчик  допустил  три  ошибки. Ответьте, какие                                                 ошибки он   допустил?

 (Должен  не  кричать,  а  спокойно  спросить: "Скажите, пожалуйста, который  час, а  не  часов. После  ответа  надо  сказать: "Спасибо".                                                                                                                  

2.   По улице  шли  двое  прохожих. Одному  62  года, другому 8 лет. У  первого   в руках  было  несколько  предметов:1 портфель,3книжки и 1 большой  сверток. Одна  из  книг  упала.

-У  вас  упала  книга, - закричал  мальчик, догоняя  прохожего.

-Разве? - Удивился  тот.

Конечно, - объяснил  мальчик, -у  вас  было  5  вещей, а  теперь  осталось 4.

  "Я  вижу, ты  хорошо знаешь вычитание и сложение", -сказал  прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил".

Какие  это  правила? Что должен  был  сделать  мальчик?

 (Слайд №

Ведущий. А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.

Не забывайте, что только добрые, бескорыстные люди готовы помочь друг другу просто так, не ожидая за это расплаты.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

Я упал и весь промок,

 Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

 Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Почему героя этого стихотворения не влечёт больше к другу?

УЧИТЕЛЬ: - Ребята часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым оскорбляют человеческое достоинство. Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.

Послушайте стихотворение В. Лифшица "Два козла".

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,  

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

С кем сравнивает автор двух дерущихся козлов?

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

"Песня о дружбе"

          - Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

         Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.  Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

Как звали девочку , которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

         Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?  (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

Эти советы вам пригодятся

НЕ спеши первым сесть за стол.

НЕ разговаривай во время еды.

Не забывай закрывать рот, когда жуёшь, НЕ чавкай.

НЕ кричи и не повышай голоса во время разговора.

Не размахивай руками.

НЕ показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

НЕ повторяй слишком часто слово «я».

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не делай того , что другим людям может доставить беспокойство.

(Звучит мелодия песни «Если долго, долго, долго…») – физминутка.

        -Итак, ребята, мы с вами оказались в Долине  под названием «Добрая земля» . Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы там росли деревья, травы. А из чего вырастают деревья, травы? (Из семян)

Давайте посадим семечки  в землю в нашей Долине.

Семечко мы посадили, будет ли оно прорастать ? Почему? (Нет ,т.к. нужно зернышко поливать )

-Значит нам необходимо отыскать родник , из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. Послушайте рассказ В .Осеевой «Волшебное слово», с которым ознакомит нас Вика)

         -Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз , ему все отказывали?(Он был грубый…) -Почему все изменилось  после встречи со старичком?

-Сделаем вывод: поступать с людьми нужно так, как вы хотели бы ,чтобы поступали с вами. Закройте глаза и подумайте , а так ли вы поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и полейте свое семечко.

-Когда есть солнечный свет , тепло и вода , что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать)

-Вот так и в жизни : если мы совершили что- то хорошее . то это не пройдет бесследно.

-А кто из вас делал хорошее для других?

          -Значит каждый из вас достоин  выйти к доске и «посадить» свое дерево .У вас еще остались цветочки.  Напишите в центре свое имя . Прикрепите цветочки в нашу долину. Посмотрите как ожила наша Добрая земля.

          - Добравшись до Доброй  земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.            - Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте.

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

       Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

        - Ребята, так что же это за золотые ключики, которые открывают все сердца?

А закончить наш классный час я предлагаю  песней -«Если весело живётся, делай так», споем ее вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

Внеклассное мероприятие: "Золотой ключик к сердцу - доброта".

Научить детей ценить добро и самим делать добро по отношению к окружающим. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей....

Классный час о доброте "Золотые ключики к сердцам" 2 класс

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам" 2 класс...

Классный час "Золотые ключики к сердцам"

Сценарий классного часа "Золотые ключики к сердцам" для 2 класса...

Классный час. Тема: "Золотые ключики к сердцам".

Классный час, цель которого формирование нравственных знаний о воспитанности, вежливости и доброте....

Классный час "Золотые ключики к сердцам"

Сценарий классного часа на тему "Золотые ключики к сердцам"...