Родительское собрание "Секреты успешного письма первоклассника"
методическая разработка (1 класс) по теме
На собрании были рассмотрены предпосылки овладения письмом первоклассников, проанализированы причины низкой готовности детей к овладению процессом письма, родители сформулировали основные гигиенические правила письма. Работаа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_uspeshnogo_pisma.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание – практикум
«Секреты успешного письма первоклассников»
(работа в группах)
02.11.2011
1 «Б» класс
1.Игра по прибытию.
Игра «Снежный ком» (родители становятся в круг; надо назвать своё имя. Следующий человек, прежде, чем назвать своё имя, называет имя предыдущего. И так до конца.)
- Добрый вечер, уважаемые родители, давайте нашу встречу сегодня начнём необычно! Давайте побудем детьми, поиграем. И те, кто ещё не успел познакомиться друг с другом, сейчас это сделают. (Мяч передают по кругу).
2. Родители садятся за столы по группам.
«НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ» (листочки в узкую полоску, ручки)
- Я предлагаю Вам выполнить следующее задание: написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка». Кто желает, может сделать ЭТО на доске.
- Давайте проанализируем, поделитесь с нами, какие ощущения возникли у Вас во время выполнения задания?
- Задание было выполнять очень трудно, неудобно, получилось не так красиво, как если бы написали ведущей рукой, не понравилось…
- Все эти Ваши ощущения можно сравнить с тем, что испытывают дети, пока их навык письма ещё не сформирован, и как трудно всегда учиться чему-то новому, и в данном случае – научиться писать.
3. Сегодня мы проводим собрание-практикум «Секреты успешного письма первоклассников».
За время совместной работы рассмотрим следующие вопросы: (на доске)
- (каковы) Предпосылки овладения письмом первоклассниками;
- (проанализируем) Причины низкой готовности детей к процессу письма;
- (попробуем вместе сформулировать) Основные гигиенические правила письма.
Проблема с почерком - довольно распространенная и актуальная в начальной школе. Каждый учитель начальных классов знает, как сложно организовать работу по обучению письму так, чтобы у детей сформировался четкий, разборчивый, красивый почерк.
- Надо сказать, что навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Формирование навыка письма – процесс длительный и индивидуальный: у каждого результат появляется в разное время.
Для того, чтобы нам оперировать понятиями, давайте обратимся к происхождению слова «каллиграфия»: (попросить родителя зачитать)
Каллиграфия (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу), искусство красивого и чёткого письма
А вот как дано определение письма: (попросить родителя зачитать)
Письмо - это особая форма речи, при которой элементы речи фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Казалось бы, написать букву или слово не так уж и сложно, но давайте посмотрим и
перечислим действия, которые должен выполнить ребенок, пишущий какое-либо слово:
- Сначала он должен провести звуковой анализ слова, т.е. выделить последовательность звуков, входящих в состав этого слова;
- Выделенные звуки превращаются ребенком в зрительную графическую схему, иными словами, ребенок представляет себе это слово написанным;
- Последний этап - превращение ребенком подлежащих написанию зрительных образов букв в нужные графические начертания, осуществляемые благодаря определенному комплексу тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы.
Вот чтобы всё это было возможно, надо, чтобы у ребёнка были сформированы предпосылки для овладения письмом.
4. Давайте вместе подумаем, какие именно это должны быть предпосылки (что должно быть у ребёнка сформировано, чтобы он мог приступить к обучению письму).
Учитель обобщает: (на доске)
Можно выделить следующие предпосылки овладения письмом:
- сформированность устной речи, способность производить анализ и синтез устной речи; (Вы уже, конечно, обратили внимание на то, что первая из предпосылок успешного овладения письмом является также и главной предпосылкой овладения чтением, т.е. является общей для этих двух процессов);
- сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений: ориентировка в понятиях "право" и "лево" в схеме собственного тела и в пространстве;
- развитие тонкокоординированных движений рук;
- сформированность зрительно-моторных (осуществление связи того, что видит с тем, что записывает) и слухо-моторных (осуществление связи того, что слышит с тем, что записывает) координаций;
- сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.
- Причины низкой готовности детей к процессу письма.
- Для Вас, конечно, не секрет, что в последние годы дети приходят в школу менее готовые к письму, у них больше проблем с почерком. В чем причина этого? Давайте порассуждаем.
- В детях? И да, и нет. Главная причина кроется в изменении условий жизни детей, и, как это не парадоксально звучит, в приобщении их к плодам цивилизации. Сравните одежду детей 60-80 -х годов и одежду современного ребенка. Просто-напросто вспомните свою детскую одежду - бесконечное количество пуговиц, шнурков и т.п А у современного ребенка почти все на молниях и липучках.
- Еще одним фактором низкого уровня готовности детей к письму является разрушение традиционной системы дошкольного воспитания, в которой огромную роль играла работа по подготовке ребенка к письму. В детском саду ребенок много работал руками, большое внимание уделялось рисованию, лепке, аппликации, таким образом, закладывался фундамент будущего красивого письма.
Сейчас же и в детском саду, и в семье намного меньше внимания уделяется этим процессам, а под подготовкой к письму почему-то подразумевается как можно более раннее усаживание детей за всевозможные прописи.
Учителя же начальных классов оказываются в довольно сложной ситуации – многие дети приходят как бы умеющими писать, но в большинстве случаев приходится констатировать абсолютно неправильные движения при написании букв, очень низкий темп, связанный с тем, что навык сформирован неправильно и, в большинстве случаев, отсутствие связи звука и буквы, т.к. с ребенком занимались только копированием букв. И начинается долгая и сложная работа по переучиванию.
- Чисто "техническое" выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма);
- Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа.
- Попробуем сформулировать основные гигиенические правила письма.
Работа в группах (сформулируете и запишите на листы, которые мы потом поместим на доску). На работу 3 минуты. Защита у доски.
1) Ровная прямая посадка;
2) Не касаться грудью крaя стола;
3) Обе руки должны быть по локоть на столе;
4) Правильное положение ручки в руке;
5) Правильно подобранная ростовка мебели. (Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка, в медицинском кабинете есть таблицы соотнесения роста ребенка с высотой парты и стула. Они же прописаны в новых СанПиН).
Эти правила не сложны, но очень важно уделять им внимание не только на начальных этапах, а в процессе всего обучения. Это необходимо потому, что их соблюдение позволяют сформировать правильную технику письма, наиболее целесообразный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
7.Анализ детских работ.
- Сейчас вы снова поработаете в группах. Ваша задача: рассмотреть отсканированные работы детей и выявить типичные ошибки, которые допускают ребята при письме. Можете править прямо на листах.
Типичные ошибки:
- Искажение размеров букв (широкие или узкие буквы);
- Нет наклона;
- Соединения входят в состав букв;
- Неправильные соединения между буквами;
- Недописанные элементы букв…..
Итог: Сегодня мы рассмотрели очень важный вопрос. Надеюсь, что данная информация была для Вас полезной. Я для Вас приготовила памятки, содержание которых Вы можете изучить дома. Спасибо Всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной адаптации первоклассника к школе
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....
Карта успешности будущего первоклассника.
После адаптационных курсов подготовки детей к школьному обучению, родители сами могут определить на сколько готов ребёнок к обучению. Анкета заполняется родителями. Тезисы....
Составляющие успешной адаптации первоклассника
Составляющие успешной адаптации первоклассника.Сегодня мы поговорим с Вами на очень актуальную тему «Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе». Учебная программа 1 класса уже пройдена. Ва...
Пути успешной адаптации первоклассников к школе
Пути успешной адаптации первоклассников к школе...
Успешное обучение первоклассников в школе.
Когда речь идет об успешном обучении ребенка в школе, то возникает некого «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности и это всеми требу...
Сценарий родительского собрания "Успешный ребенок - успешный родитель"
В ходе собрания родители выступают как активные участники полилога - общаются, обмениваются опытом, ищут вместе ответы на непростые вопросы о воспитании успешного ребенка....
Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""
В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...