Я-гражданин России
классный час (3 класс) по теме

Расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_teme_ya-grazhdanin_rossii.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: « Я гражданин России» 

Цель: расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А. С. Пушкин.

- Учитель читает стих: Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.  

- В каких случаях вы слышите слово «гражданин»?

-Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»

- Как вы понимаете эти слова? Знаете ли вы выдающихся  личностей , например, полководцев, павших за Родину?

- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?

- И так правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово  имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином  могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как  в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего,  соблюдать законы и защищать Отечество.

-Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобках», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же  все это – Родина? И гражданин должен все это любить и понимать?

- Ребята, это очень сложные вопросы. Конечно, невозможно любить помойки, понимать непродуманные решения и огромную разницу в доходах. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему.

- Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. А что, скажете вы, может сделать школьник, который зависит от родителей. Оказывается, много:

  

        Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.

 

        Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.

 

        Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует  против расточительства, бесхозяйственности.

 

        Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного  его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.

 

        Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.  

 

- Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

- Да, это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию.  А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех  действующих лиц.

 Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.      Имел ли ученик право брать стул учителя?

2.      Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)

3.      Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?

4.      Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5.      Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто  истинный виновник?

6.      Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

- Итак,  наш классный час  подошел к концу. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение.  Пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать?

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один – единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....