Огонь в нашей жизни
классный час на тему

Материал можно использовать для классног часа, чтобы научить детей пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_v_nashey_zhizni.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Составила учитель начальных классов:

                                                                               Зайцева Оксана Геннадьевна

г.Анжеро-Судженск

2011г.

Урок безопасности: «Огонь в нашей жизни»

Цели урока: прививать навыки осторожного обращения с огнём.  

Задачи :     - научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

    - познакомить с историей пожарного дела и профессией  пожарного;

- познакомить с детьми, имеющими медаль «За отвагу на пожаре»;

- воспитывать чувство ответственности.

Методы обучения: частично-поисковый, коммуникативное взаимодействие.

Ход урока:

1.Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час,  а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.  

Слово учителя

2.- Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.  

3.- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?

- С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Огонь- враг. Огонь,  постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.

 4. Первичное закрепление. Игра «Запрещается- разрешается»                                                                                                                                          

(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия. )

Запрещается:

- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

- Оставлять открытыми двери печей, каминов.

- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

- Пользоваться повреждёнными розетками.

- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов

- Пользоваться пиротехникой в доме.

Разрешается:

- Защитить дом от пожара

- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.

- Подавать сигнал тревоги.

- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

- Знать план эвакуации на случай пожара.

- Кричать и звать на помощь взрослых.

5. Знакомство с профессией пожарного и историей пожарного дела.

  - Кто нам поможет справиться с пожаром?

- Отгадайте загадку:

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так, кто же мы?... (пожарные)

 - 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчёвской башни.  

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывает

На север, на юг,

На запад, на восток-

Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара,

И три шара

Взвивались вверх, бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

                Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами.                                                                                                   Но самое главное здесь - лошади. Самые лучшие, самые резвые.

                 Пожарная часть в те времена представляла собой довольно солидную профессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные торопятся на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит как на пожар».  

                 На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных машинах.                                              Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но им тоже необходима защита. Одежда пожарников.                                                                                                              Но иногда они приезжают слишком поздно.

           Это случается чаще всего от того, что люди или слишком поздно сообщают о пожаре, или не могут назвать правильный адрес.

- Так как же вызвать людей этой профессии?

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по 01.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать.

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

 И квартиру, где живёт

И с каким она замком

И ещё сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона

У которого стою».

6.- Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах, снимают фильмы.

 Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице.

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого – то

Лет двадцати.

- Из какого произведения эти строки?

( С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

- А ещё, ребята, есть герои- дети, которые принимали участие в тушении пожаров. Они даже спасали людей. За это они были награждены медалями «За отвагу на пожаре»

Алексей Киселёв

    19 февраля Алексей Киселёв, тринадцатилетний подросток, вынес из горящей квартиры дома N16 поселка Лесное Куйвозовской волости Всеволожского района двоих детей – шести месяцев и двух лет. На момент пожара Алексей вместе с двумя младшими детьми и знакомым их родителей находился в квартире. Проснувшись и увидев сильное задымление, мальчик сориентировался, вынес детей в безопасное место, а потом вернулся в квартиру, чтобы спасти знакомого, но из-за полыхавшего в комнате огня сделать это ему не удалось. Тело погибшего мужчины было обнаружено во время тушения огня сотрудниками пожарной охраны.

      Учителя рассказали некоторые подробности того, как все произошло. Почему точно произошел пожар, установит следствие. Но есть версия, что квартира могла загореться из-за горящей свечки. В тот день вроде бы отключали электричество. В квартире Киселевых была очередная вечеринка, взрослые на кухне активно употребляли алкоголь, в то время как дети спали в единственной комнате. Когда бабушка пошла в магазин за очередной порцией, квартира загорелась.

       Героический поступок  увековечен в стенах учебного заведения, в котором учится Алексей. В школе для него появилась доска почета. Кроме того,  школьная стенгазета и пресс-центр школы написали статьи об Алексее. Его поведение на пожаре разбирают в классах, для учеников он стал знаменитостью.

«За свой поступок Киселев приказом министра МЧС Сергея Шойгу награжден медалью «За отвагу на пожаре». Медаль школьнику вручил начальник Центра управления силами ФПС Главного управления МЧС России по Ленинградской области полковник внутренней службы Николай Куцев». Вручение награды Алексею состоялось 5 мая 2008 года в школе №5 города Всеволжска, где учится мальчик.

Николай Ходарев

      Трагедию, произошедшую 14 марта, жители Михайловска помнят до сих пор. В тот злополучный день огонь уничтожил дом, где жила семья Сыщенко - мать с 10 детьми ("КП" от 17 марта). Вместе с жилищем Сыщенко могли потерять самых маленьких членов семьи - трех девочек 3, 4 и 5 лет. На их счастье, проходивший мимо Николай Ходарев, ни секунды не раздумывая, бросился на помощь. Рискуя жизнью, парень вынес детей из огня. 19-летний герой, убедившись, что в его помощи больше не нуждаются, тут же скрылся с места ЧП. Помогла его найти женщина, проживающая по соседству с погорельцами, - она знала молодого человека.

И вот спустя почти полгода, 9 октября, МЧС России наградило Николая медалью "За отвагу на пожаре".

Смелому поступку удивлялись даже бывалые сотрудники пожарной охраны. От имени главы администрации города Николаю Ходареву вручили подарок - магнитофон. Особые слова благодарности все собравшиеся сказали матери виновника торжества.

Кстати, за последние пять лет такой медали удостаивались лишь бойцы пожарной охраны.

А еще Николай - самый молодой человек на Ставрополье, кто имеет медаль "За отвагу на пожаре".

Виктория Бриленко

На Южном Урале второклассница награждена «За отвагу на пожаре» после спасения троих детей.        

Ученица второго класса в Еткульском районе Челябинской области Виктория Бриленко награждена медалью «За отвагу на пожаре». Как сообщает пресс-служба главного управления МЧС РФ по Челябинской области, награда  вручена Вике 5  декабря 2007г. на торжественной школьной линейке.  В конце марта этого года восьмилетняя Вика спасла при пожаре сразу трех детей. Героическая история произошла в деревне Кораблево, где живет и сама Вика, и спасенные дети. Уроков не было, и Вика Бриленко пошла в гости к подружке Варе. Ее дом находился на окраине села. Уже издали Вика увидела, что из-под крыши дома Кузнецовых идет густой дым. Когда она рванула входную дверь, та оказалась не заперта. А в сенях, полных дыма, застыли в страхе и слезах семилетняя Варя, ее пятилетняя сестренка Аня и четырехлетний брат Леша. Вика сняла с себя курточку, кофточку, накинула одежду на раздетых ребятишек, взяла их за руки и быстро вывела на улицу. Как оказалось, очень вовремя. Буквально через минуту весь дом оказался охвачен пламенем.  Дальше Вика повела себя очень грамотно, отмечают спасатели. Она привела перепуганных детей к родственникам, успокоила их, согрела, подняла тревогу среди взрослых, и на место происшествия были срочно вызваны пожарные. Таким образом, благодаря решительным действиям Вики была предотвращена гибель трех маленьких детей.  Среди троих юных южноуральцев, уже награжденных медалью «За отвагу на пожаре», Вика – самая младшая. Ведомственную награду МЧС России вручил начальник главного управления по Челябинской области генерал-майор Олег Климов. К поздравлениям присоединился также председатель президиума Челябинского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, который вручил Вике новенький велосипед, глава администрации Еткульского района, начальник районного управления образования.

— Поступок дочери даже для меня стал настоящим сюрпризом — я не знала, что моя Вика такая отчаянная, — откровенничает мама Вики Валентина Бриленко.

— А я вот ожидал от этой девочки чего-то подобного, — говорит директор Селезянской школы Юрий Корабельников. — Я работаю здесь уже 30 лет и учил еще отца Вики, Николая. Несколько лет назад его убили. Он был таким же смелым, отчаянным, всегда стоял на своем.

     Теперь у Вики Бриленко другая проблема — где спрятаться от внезапно свалившейся на нее популярности?! От территориального управления ГОиЧС России девочка получила медаль “За отвагу на пожаре” и велосипед, а местная администрация презентовала юной героине DVD-плеер, куклу, ранец со школьными принадлежностями и огромного плюшевого мишку.

— Девочка очень стеснялась, — рассказал “МК” начальник пресс-службы главного управления МЧС РФ по Челябинской области Вячеслав Ладонкин. — Она спрятала лицо в медвежонка, взяла свою маму за руку и повела ее в сторону дома.

7.     Итог урока.  Викторина

- Назови причины пожара.

- Назови основные действия во время пожара.

 - Телефон пожарной службы.

 -Кто такой пожарный?

  -Какая девочка забыла о правилах пожарной безопасности, перепрыгнула через костер и растаяла?

-В каком произведении «лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли»?

-Если вдруг случится беда, как вы поступите в экстремальной ситуации? Что самое важное в таких случаях?

8. Рефлексия урока.

Выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика в нашей жизни" Интеллектуальная игра

Интеллектуальная игра (крестики-нолики) «Экономика в нашей жизни» ЦЕЛЬ: • Обобщить знания учащихся по разделу «Чему учит экономика». • Развивать мышление, умение делать выводы, рассуждать. ВОЗ...

презентация к уроку "Наша жизнь" 1

Приложение 1. Презентация Насти Петри к проекту "Моя семья"...

Приложение 1 к уроку "Наша жизнь".

Описание исследовательского проекта "Моя семья"...

Презентация 2 к уроку "Наша жизнь"

приложение к проекту "Мой класс" Насти Петри...

Приложение 2 к уроку "Наша жизнь"

Исследовательский проект Петри Анастасии...

Театрализованное представление "Наша жизнь в наших руках".

Мероприятие направлено на формирование правильного поведения детей  на дорогах  соблюдение пожарной безопасности, а также воспитание бережного отношения к собственному здоровью....