"Молодёжный сленг - развитие языка или его деградация"
статья по теме
Статья о молодежном сленге, его влиянии на формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnyy_sleng.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Молодежный сленг – развитие языка или его деградация?
Молодежный сленг – совокупность слов и выражений, отходящих от норм языка и используемых молодежью, – явление объективное в нашей жизни. Но что это: развитие языка или его деградация? Известно, что язык постоянно находится в состоянии естественной эволюции под воздействием различных социальных процессов. Является ли сленг результатом демократизации общества или это результат языковой распущенности, неуважения к нормам и, в конечном итоге, культурно-нравственное падение? В любом случае, этот лингвистический феномен заслуживает внимания.
Можно сказать, что молодежный сленг – это социальный диалект. И, как социальный диалект, он питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве. Но откуда и почему он появился?
На вопрос «почему?» ответить несложно. Сленг бытует в среде городской учащейся молодежи, а та всегда стремилась к обособленности, независимости и самовыражению. Язык молодежи подобен его носителям - он резкий, громкий, дерзкий. Это результат своеобразного желания переиначить мир, а также знак для сверстников: «Я свой!». И это очень важный сигнал, поскольку полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Главное в сленге - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный молодежный язык стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Родители говорят: Хорошо! А дети: Клёво! Классно! Прикол! Родители: Вот незадача! Дети: Ну и облом! Родители: Это слишком сложно! Дети: Не грузи меня! Родители восхищаются, а дети торчат и тащатся.
Проявление эмоционально-игрового начала особенно заметно в сближении слов на основе звукового подобия: к примеру, «лимон» вместо «миллион», «мыло», «емеля» вместо e-mail (от английского слова «электронная почта»).
Для учащихся характерно переиначивать на свой лад названия академических дисциплин:
математика – матем, математ (используются сокращенные формы),
английский язык – инглиш (используется транскрипция слова ‘English’),
русский – русиш (по аналогии с «инглиш»),
литература – литера, литра (слово появилось в результате принятого сокращения «лит-ра»),
домашнее задание – домашка.
Очень часто звучат в языке молодежи заимствования из других языков, особенно, из английского. На самом деле, это свойственно не только сленгу, так как данная тенденция наблюдается и в языке политики, и экономики. Видимо, использование иностранных слов считается более престижным и интеллектуальным.
Но в сленге заимствованные слова приобретают ироничное русифицированное звучание или «обрастают» аффиксами русского языка. Например: thank you (спасибо) - сенька; parents (родители) - пэренты; birthday (день рождения) – бездик; drink (пить)- надринкаться; chat (болтать, болтовня) – чатиться и т.д.
В целом, использование суффиксов является довольно продуктивным при образовании сленгизмов. Например, «депресняк», «депресуха» (депрессия, плохое настроение), «нагляк» (наглое поведение), «бесполезняк», «дохляк» (нечто, не дающее результата), стрелялки (собирательное название электронных игр, в которых необходимо использовать оружие; образовано по типу общеизвестных: считалки, дразнилки), «отмазка» (основательная причина), «напряженка» (о деньгах: нехватка) и т.д.
Некоторые сленгизмы проникли в язык молодежи из уголовного жаргона: шмон, беспредел, шухер.
Есть среди сленгизмов примеры, заимствованные из литературного языка: общеупотребительная лексика переосмысляется в игровом, ироническом ключе: «мне это абсолютно параллельно», «сугубо фиолетово», «по барабану».
Дети могут давать свои обиходные наименования вещам, которые часто упоминаются в их разговорах:
жизька (жизнь героя компьютерной игры; их, как правило, бывает несколько),
телеф – сотовый телефон,
пиха – PSP (устройство для электронных игр),
гембик – Game Boy (устройство для электронных игр),
футбик – футбол.
У некоторых сленгизмов наблюдается интересная особенность: в зависимости от контекста они могут служить выражением диаметральных эмоций.
Например, слово «жесть»:
«Мне двойку влепили! Жесть!» - выражение досады.
«У него такой новый телефон! Просто жесть!» - выражение восхищения.
Сюда же относятся слова типа «стремно», «круто», «улет», «чума», которые могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение. Этой же группе принадлежат словосочетания «полный атас», «полный абзац».
Говоря о семантике сленгизмов, количество классов, к которым они относятся, весьма узкое, их около десятка. Зато внутри каждого класса очень развита синонимия.
Приведем примеры:
Названия лиц: родоки, предки, чувак, поц.
Названия частей тела: клешни, булки, помидоры, зенки, тыква, чайник.
Названия действий: вырубиться, приколоться, тащиться.
Яркая особенность молодежного языка - постоянная обновляемость его состава. Во времена молодости бабушек и дедушек деньги могли называться «тугрики», «рупии», родители называли их «лаве», «баксы», а у теперешней молодежи в ходу «бабло».
Если рассматривать молодежный сленг как объект наблюдения лингвистики, интересными могут показаться перспективы развития. Язык является динамическим образованием, и его изменение – процесс неизбежный.
Но с другой стороны, какое влияние оказывает сленг на формирование личности? Вольное и, зачастую, пренебрежительное обращение с языком – отражением и носителем духовной культуры – может привести к плачевным последствиям… Не утратим ли мы нормы общения в своем стремлении быть «в тренде»? Знание норм речевого поведения всегда отличало образованного человека от необразованного. Сейчас многие специалисты по этике общения подчеркивают мысль, что успешность бизнесмена напрямую зависит от его речи. Умение соблюдать код делового общения – неотъемлемая составляющая профессиональной коммуникации.
Кроме того, культура речи является частью общей культуры, которую мы обязаны сберечь и сохранить в той красоте, которую подарили нам наши предшественники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - исследование по молодёжной лексике
Выступление -монолог о сленге молодёжи...
к презентации о молодёжном сленге
Здесь можно познакомиться с мини - проектом о молодёжном сленге, поразмышлять, посмеяться и задуматься....
Лингвистические аспекты Интернет – сленга
Одна из важных задач лингвистики - выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации. Использование языка зависит главным образом от ситуации общения, от конкретных условий, в которых оно прот...
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЯЗЫК? или ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
Язык – слово многозначное. Это не только то, чем и как мы чувствуем еду, но и способность людей говорить и произносить слова с помощью языка, губ и рта. Язык – это и важнейшее средство общения, при...
Презентация "Сленг, как явление в современной лингвистике"
Презинтация по теме "Сленг, как явление в современной лингвистике"...
Исследовательская работа "Молодежный сленг подростков""
Исследовательская работа на тему : "Молодежный сленг подростков". В данной работе подроюно рассматриваются вопросы: Что такое сленг? Где его используют? Какими сленговыми словами пользуются ...