Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой И.А.
статья (3 класс) на тему

Щербакова Ираида Александровна

Патриотическое воспитание в начальных классах.Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  Щербаковлй  И.А.  

                                 содержание патриотического воспитания

           Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.  На основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

       Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

        Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

     Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

                           

                              Основные направления патриотического
                                                воспитания в  КЛАССЕ

       

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.      

                                     

                         В школьном музее

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников  высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

                                                                   

                                    Воспоминания бывшего подводника.

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

                                                                                                      

                                     Работы детей ко Дню космонавтики.

  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

         В преддверии 65- летия Победы дети  готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему  « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему. В классе была выпущена газета « Чтобы помнили».

В  рамках проведения Акции « Солдатский платок» в 1б классе была проведена беседа « Это надо  не мёртвым, это надо живым…»  Ребята читали стихи о войне, прослушали рассказ родительницы  Оксаны Олеговны Абушовой , о создании платков памяти.

                           

                                   

                                                                                                  Рассказ о детях –героях.

       К 70- летию  битвы под Москвой в классе работали бригады по сбору материала об этом историческом событии. На классном часе делали доклады. Собранный материал систематизировали и создали презентации. С выступлениями дети выходили в другие классы с демонстрацией своих работ. Ребята участвовали в конкурсе рисунков. 

                   

Были проведены тематические классные часы:

- День народного единства   ;

- История государственных символов России

          В преддверии празднования Защитника  Отечества ребята класса собрали информацию о своих родственниках: братьев ,отцов, дедов. Каждый  рассказал о прохождении их службы и   выпустил боевой листок.  С рассказами  о  боевом пути и служении Отечеству своих родных  ученики выступали в классах начальной школы.

     

 Выступление детей с рассказами  о своих родственниках.

     

  Классный час «Служу  отечеству».   Обзор боевых листков.

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

                                                 Участие в смотре – конкурсе песни и строя.

                                                                                                           

                                                                                                                       

                                                                         День здоровья.                                          

                                       

                 Участники конкурса «Папа, мама и  я -  спортивная семья».

   В  целях пропаганды здорового образа жизни ученики класса подготовили презентации и выходили  с докладами  в параллели 2, 3, и 4 классов.                                                                               

            При посещении краеведческого музея и музея игрушек в Загорске ребята познакомились с историей русской игрушки, прикоснулись к историческим  святыням.


Говоря о патриотическом воспитании школьников, необходимо особо подчеркнуть, то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой И.А.

Патриотическое воспитание в начальных классах....

Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой И.А.

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯВажнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые ...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...