Умники и умницы
методическая разработка по теме
Развелекательная познавательная игра по теме "В гостях у сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: помочь ребятам вспомнить и закрепить знания о любимых сказочных книгах и в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.
Предварительная подготовка: в классе, выбранном для игры, проводится подбор игроков. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые ребятам нужно дать ответы в письменном виде. Первые девять человек, сдавшие верные ответы учителю, назначаются игроками трех частей этого мероприятия- по три человека в каждой части ( агоне). На уроке труда дети делают знаки отличия для игры - «шелковых умников».
Ход мероприятия.
Мы начинаем игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам еще раз перелистать страницы ваших любимых книг, вспомнить их героев и те ситуации, в которые эти герои попадали.
Вся игра будет состоять из трех частей - трех агонов, поэтому участников игры мы с вами условимся называть «агонистами». В переводе с греческого языка «агон» означает «соревнование»
Значит, агонистам сегодня предстоит соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг.
Но если кто-то из агонистов не сможет ответить на вопрос не надо расстраиваться- тогда вам помогут зрители , те ребята, которых мы станем называть «теоретиками».В переводе с греческого слова «теория» означает «праздник, зрелище». Вот нашим зрителям предоставляется возможность не только дать верный ответ на вопрос, но и получить за это почетный орден - «орден шелкового умника».
А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать- кто же из теоретиков первым поднял руку для ответа. Позвольте вам представить наше жюри……
Остается добавить, что вот эти отдельно стулья - места для победителей трех агонов. А помимо, право получить пятерку по уроку чтение. Итак, я объявляю начало первого агона.
Прежде, чем вы начнете соревнование , я объясню вам свойства трех дорожек, которые находятся перед вами - красной, желтой и зеленой. Видите красная - самая короткая, она состоит всего лишь из двух квадратов. Тот кто будет играть на красной дорожке, должен ,верно ответить всего на два вопроса. Но зато оба ответа должны быть безошибочными. Игрок, выбравший красную дорожку, не имеет право ошибаться. Желтая- из трех квадратов, на ней игроку предложат три вопроса и разрешат один раз ошибиться. А зеленная - самая длинная из четырех квадратов, но зато на ней можно ошибиться два раза. Хочу напомнить еще такую деталь- агон заканчивается, как только один из игроков пересечет границы своей дорожки. На обдумывание ответов каждого из вопросов дается 30 секунд. Жюри будет следить за временем и напоминать о том, что пришла пора ответа, позвонив в колокольчик.
I агон
Я вызываю первых трех участников первого агона. Сейчас мы разыграем право выбора дорожек. Для этого вы должны судьям показать свое домашнее задание
I агон- показать мимикой сказочного персонажа.
1 этап «Угадай сказку по нескольким строчкам»
1. «Приказал он принести сундуки дорожные, железом обитые, достал он старшей дочери золотой венец, золота аварийского, со каменьями самоцветными - на огне не горит, в воде не ржавеет. Достает гостинец средней дочери, туалет хрусталю восточного, достает гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком». ( «Аленький цветочек», С.Аксаков)
2. «Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: « Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников.» ( «Двенадцать месяцев», С.Маршак)
3. Положи-ка, внученька, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала? ( «Красная Шапочка», Ш.Перро)
2 этап «Логика»
1. Часто в сказках люди вылавливают из морей и рек бутылки, куда были запрятаны джинны. Но джинны могли быть добрыми и злыми. Вот представь, что ты выловил из моря сразу три бутылки разных цветов. Вот они. Одна из них желтая, вторая- белая, третья- черная. Посмотри, на бутылках сделаны записи. Прочитай их в слух. Но я раскрою тайну- все эти записи неверные. Подумай хорошенько, как нам выпустить доброго джинна, и в какой бутылочке он может сидеть? (Добрый джинн - в «черной»).
2. Барон Мюнхаузен решил остановиться у реки, чтобы напоить коня. Определи, в каком месте на поляне он находится, если мост расположен справа от него, а впереди он видит лес. (в месте Е)
3. На корабле в Африку плывут доктор Айболит, сова Бумба и обезьяна Чичи. Один из них был капитаном, другой встал у руля, а третий был юнгой и сидел на мачте, посматривая не виден ли берег Африки. Обезьяна Чичи не умела рулить, доктор не был юнгой, а сове Бумбе не позволялось входить в капитанскую каюту. Кем была обезьяна Чичи? (юнгой)
3 этап «Портреты сказочных героев»
1. На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле Чудес в стране Дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…. .(Буратино)
2. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды. (Снежная королева)
4 этап «Литература»
1. Самый умный коротышка Цветочного города. (Знайка)
Вопрос теоретикам
На картинках изображены три кухонных предмета - именем одного из них названа сказка братьев Гримм.
Выберите нужную картинку и назови сказку. ( «Горшочек каши»)
II агон
Я вызываю вторых трех участников второго агона. Сейчас мы разыграем право выбора дорожек.
II агон- нарисовать рисунок к любимой сказке.
1 этап «Угадай сказку по нескольким строчкам»
1. «Только сказал - ведра сами пошли в гору Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.» (Русская народная сказка «По щучьему велению»)
2. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе.» («Дюймовочка», Г-Х.Андерсен)
3. « - Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле, и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили.» (Русская народная сказка «Царевна - лягушка»)
2 этап «Логика»
1. В лесу перед домиком Мальвины сидят четыре героя книги «Золотой ключик» : Буратино, Мальвина, Пьеро и пудель Артемон. Пьеро- крайний слева. Но если он сядет между Мальвиной и Буратино, то Буратино окажется крайним слева. Кто где сидит сейчас? (Слева Пьеро, затем Буратино, Мальвина, Артемон)
2. Девочка Элли шла в Изумрудный город, и по дороге ей встретились страшные опасности - тигр, людоед и злой паук. Паука она встретила раньше, чем тигра, а людоеда позже, чем паука. Кого она встретила первым? (Паука)
3. Винни - Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (Пять)
3 этап «Портреты сказочных героев»
1. Весел он, как балалайка, А зовут его ……… (Незнайка)
2. Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлосон)
4 этап «Литература»
1. Назовите героиню сказки, которая получила имя благодаря своему головному убору (Красная Шапочка)
Вопрос теоретикам
Мальчик - волшебник, победивший Того-Кого-Нельзя-Называть. Кто это?
III агон
Я вызываю третьих трех участников третьего агона. Сейчас мы разыграем право выбора дорожек.
III агон- рассказать отрывок из сказки.
1 этап «Угадай сказку по нескольким строчкам»
1. «А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможно.» («Кот в сапогах», Ш.Перро)
2. «Отдала Женя старику- боровику, коренному лесовику, кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Дудочка заиграла, и скоро вся поляна оказалась усыпана ягодами …. » («Дудочка и кувшинчик» В.Катаев)
3. «- Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь….» (Русская народная сказка «Морозко»)
2 этап «Логика»
1. В сказке «Питер Пэн и Венди» был остров Небывалый, где жили пропавшие мальчики- Питер Пэн и его друзья - Хвастун, Малыш и Задира. Малыш и Задира были одинакового роста, Малыш был выше Хвастуна, а Питер Пэн- выше Задиры. Кто выше Хвастун или Питер Пэн ? (Питер Пэн)
2. Все персонажи сказочной страны, которые умеют водить машину, очень нетерпеливы. А герои, которые отличаются терпением, всегда сами приклеивают себе подошвы на дырявую обувь. Чтобы починить подошву, нужно сварить клей, а вот синьор Помидор не выносит запаха клея и падает от него в обморок. Есть ли машина у синьора Помидора?
3. Попрыгунья- стрекоза из басни И.А.Крылова утверждает, что она тоже готовилась к зиме. Но каждые сутки ровно половину их времени она спала, третью часть времени танцевала, а шестую- пела. Сколько же времени в сутки стрекоза готовилась к зиме?
3 этап «Портреты сказочных героев»
1.А этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина
2.Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (зверь лесной, чудо морское из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»)
4 этап «Литература»
В сундучке спрятаны предметы, которые в сказках заменяли телевидение - с их помощью можно было увидеть, что делалось в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. (Наливное яблочко серебряное блюдечко)
Вопрос теоретикам
Какой из нарисованных на картинках предметов принадлежал девочке Жене из сказки Катаева? (Цветик - семицветик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....