Практическая работа с «трудными» детьми в классе
тест по теме
Практическая работа с «трудными» детьми в классе
2.1. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Изучив понятие, аспекты трудновоспитуемости, категории трудновоспитуемых детей, их индивидуальные особенности и психолого-педагогические проблемы, можно выработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению трудных детей.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 7)
- Посадить ученика на первые парты или в середине класса.
- Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
- Работать с ребенком лучше в начале урока.
- Делить работу на более короткие и более частые периоды.
- Использовать физкультминутки.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Давать постоянные или временные поручения.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 8)
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Учить брать ответственность на себя.
- Используйте удивление для реакции на агрессию.
- Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.
- Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.
Рекомендации по работе с тревожными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 9)
- Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Используйте физкультминутки.
- Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.
- Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.
- Обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.
- Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.
Рекомендации по работе с детьми-индиго
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 10)
- Хвалить ребёнка за малейший успех.
- Делить работу на более короткие и более частые периоды.
- Следует превратить обучение в творческий процесс.
- Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
- Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
- Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
- Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
- Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.
2.3. Выполнение учителями упражнений, направленных на оптимизацию работы с «трудными» учениками.
Предлагаемые упражнения тщательно отобраны. Они помогают учителю другими глазами взглянуть на проблему «трудных» детей в школе, раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение. В ходе выполнения этих упражнений педагоги работают в группах, индивидуально, выслушивали мнение друг друга, побывали в роли специалистов, которые работают с «трудными» детьми. Их выполнение не требует специальной подготовки и направлены на поиск путей преодоления трудновоспитуемости, наиболее оптимальных и эффективных способов взаимодействия с «трудными» детьми.
Упражнение №1. Дать определение «трудный» ребёнок.
Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара по группам обсуждают определение. После обсуждения высказываются по одному представителю от каждой рабочей группы. Определения, данные рабочими группами, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд11).
Упражнение №3. Проблемы взаимодействия с «трудным». (Приложение 3, слайд 12).
Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара обсуждают в группах свои проблемы. Все мнения фиксируются. После обсуждения представитель каждой рабочей группы знакомит участников семинара с мнением своей рабочей группы.
После выступления всех представителей мнения систематизируются, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд 13).
Упражнение №4. «Комплексный подход». (Приложение 3, слайд 14)
Участникам семинара, предстоит решить сложную педагогическую задачу, используя комплексный подход педагогов, психологов, логопеда, социального педагога, валеолога, врача, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Подгруппам выдаются описания ситуаций, заранее подготовленных ведущими семинара, которую они должны разрешить в результате совместного обсуждения.
Ситуация 1. Действие происходит в Солнечном городе. Незнайка хочет быть капитаном корабля, отправляющегося на Луну. Но его не берут в полёт, потому что он не умеет читать, писать, и поэтому не сможет выполнить инструкции. К тому же у него невнятная речь, которую не понимают многие коротышки. Ходить в школу Незнайка отказывается, почему, не объясняет.
Ситуация 2. Действие происходит в сказке. Колобок – главный герой. Однажды он увидел Лису, испугался её и стал заикаться. В школу ходит каждый день, но на уроках сквернословит, домашние задания не выполняет, отказывается читать самостоятельно, без помощи взрослых. По ночам спит неспокойно, вскрикивает, говорит, что боится Лису.
Ситуация 3. Красная шапочка – девочка-подросток после истории с Серым Волком очень подружилась со своими избавителями – охотниками. Стала проводить много времени в их компании. Пропускает школу. Использует в речи нецензурную брань, курит. В последний раз принесла бабушке вместо пирожков пиво с сухариками.
Ситуация 4. Действие происходит в лесной школе, в которой учатся зверята. Один из них медвежонок, ежедневно спи на уроках, независимо от времени года. Когда учитель его будит, Медвежонок дерётся с соседями, обзывает всех, и кидает портфель в учителя. однажды он попал в окно и разбил стекло. На вопросы учителя, касающиеся учебной программы, Медвежонок не отвечает, смотрит в сторону.
Для удобства оформления группового решения рабочим группам предлагается заполнить таблицу
Специалист | Описание проблемы | Рекомендации |
Педагог
|
|
|
Психолог
|
|
|
Логопед
|
|
|
Социальный педагог
|
|
|
Валеолог
|
|
|
Врач
|
|
|
Родители
|
|
|
Инспектор по делам несовершеннолетних |
|
|
Затем группы по очереди рассказывают суть своей ситуации и предполагаемые направления работы с учеником каждого специалиста.
Упражнение 2. Нарисуйте портрет «трудного» ребёнка.
(Приложение 3, слайд 15)
Упражнение проводится по рабочим группам. Для обеспечения работы на столах краски, кисти, баночки с водой, бумага для рисования. Группа сначала обсуждает, потом создаёт коллективный портрет «трудного» ученика. После завершения рисования все работы вывешиваются на доске. Каждая группа представляет свою работу и рассказывает что о своей идее.
На этом этапе упражнения для сравнения учителям предлагается посмотреть на работы детей. Как дети представляют «плохого», «трудного» ученика. В заключении работы участники семинара делают вывод о том, насколько похожи и насколько отличаются мнения учителей и школьников.
Упражнение №5. «Мои педагогические хитрости». (Приложение 3, слайд 16)
Участникам семинара предлагается поделиться своим профессиональным опытом в работе с «трудными детьми» на уроке и во внеурочное время.
Упражнение №6. Практикум по работе с «трудными» детьми.(Приложение 3, слайды 17-20) Автор упражнения: Федотова Татьяна Александровна
Индивидуальная работа.
Практикум выполняется в три приёма. Для работы выбираются три участника на роль учителей и восемь - на роль учеников, остальные участники становятся экспертами. Мы предложили выполнить роль учителей самым активным участникам семинара, которые давали наиболее грамотные и зрелые ответы, относительно нашей задачи.
Трём участникам семинара, которые выполняют роль учителя, даётся задание провести урок в классе, где учатся 8 ребят Ослик Иа, Буратино, Мальвина, Чиполлино, Шерхан, Карлсон, Пеппи Длинный чулок и Незнайка. (Приложение3, слайды 21-27). Учителю, пользуясь знаниями об индивидуальных особенностях детей и способах взаимодействия с ними, за 10 минут нужно постараться установить учебную дисциплину и спросить на оценку трёх учеников. Каждому учителю даётся своя тема урока и имена учеников, которых надо спросить. Участники покидают учебный кабинет и готовятся к выполнению поставленной задачи.
Восемь участников, играющих роль учеников распределяют рои, надевают беджи со своим «новым именем», занимают первые парты.
Остальные участники становятся экспертами. Они следят за выполнением задачи своими коллегами, и отмечают в протоколе наблюдения использованные в работе педагогические приёмы и методы, свои замечания и предложения по ведению урока.
Протокол наблюдения за уроком
| Используемые в работе педагогические приёмы, методы | Ваши замечания | Ваши предложения по ведению урока |
урок |
|
|
|
учитель |
|
|
|
Ученик1 |
|
|
|
Ученик2 |
|
|
|
Ученик3 |
|
|
|
По окончании работы проводится обсуждение проведённой работы, использованных педагогических приёмов для успешной деятельности, допущенные ошибки.
Список литературы
- Акимова М.К. Почему одни не могут, а другие не хотят? - Школьный психолог №40, 2003.
- Артюхова И. Умение учиться. – Начальная школа №23, 2002.
- Баева И.А. «Тренинги психологической безопасности в школе», С-Пб.:Речь-2006.-251с.
- Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход. – Школьный психолог №3, 2006.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 127с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: педагогическое общество России, 2004. – 511с.
- Дети с нарушением развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 262с.
- Карнеги Дейл. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.: Пер. с англ.-Самара: Изд-во «АВС», 1997.-704с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 1995. – 95c.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. - СПб.: Речь, 2007. – 135с.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2003. – 199с.
- Панкова Н.М. Что в «ранце» школьного психолога? психологическая газета. 1998. № 8/35.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2003. – 163с.
- Петрушин В.И. Педагогические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр Педагогический поиск, 2001. – 159с.
- Психология. Словарь. п/р А.В. Петровского.и М.Г. Ярошевского, М.: Издательство политической литературы, 1990.- 494с.
- Психологическая служба школы. п/р Дубровиной И.В. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 219с.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2002. – 159с.
- Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников. – Воспитание школьников №6, 2003.
- Управление школой. Ключевые слова: Словарь-справочник руководителя школы. Избранные статьи/Авторский коллектив А.М.Моисеев, А.А.Хван, А.Е.Капто и др.; под редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.; Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2002. – 218с.
- Чекмарёва Т.К. Мотивация учения (управленческий аспект).-Завуч начальной школы №2, 2001.
- http://www.kid.ru/problems/189.php3сайт для заботливых родителей
- http://www.didaskal.ru/deloN3321православное дело подборка избранных материалов
- СМИ http://www.didaskal.ru/deloN3322 православное дело подборка избранных материалов
- http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=9021F17ED2CB4BD7917D347961EAC925 KM.RU - Образование - Рефераты - Психология, педагогика - Полный текст работы
- http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=745единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Гиперактивный ребенок
Портрет гиперактивного ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!
Причины гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным
Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как помочь гиперактивному ребенку .
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку. Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.). Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам. Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша. Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад. Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки. Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
- чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
- холдинг, или простое удержание в "железных объ-ятиях";
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
- изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- измените режим урока с включением физкультминуток;
- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
- введите знаковую систему оценивания;
- чаще хвалите ребенка;
- расписание уроков должно быть постоянным;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- вводите проблемное обучение;
- используйте на уроке элементы игры и соревнования:
- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- игнорируйте негативные поступки и поощряйте по-зитивные;
- стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
- способствуйте элиминации агрессии;
- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: "Я одобряю тебя". Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnyy_rebenok.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа с «трудными» детьми в классе
2.1. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Изучив понятие, аспекты трудновоспитуемости, категории трудновоспитуемых детей, их индивидуальные особенности и психолого-педагогические проблемы, можно выработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению трудных детей.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 7)
- Посадить ученика на первые парты или в середине класса.
- Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
- Работать с ребенком лучше в начале урока.
- Делить работу на более короткие и более частые периоды.
- Использовать физкультминутки.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Давать постоянные или временные поручения.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 8)
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Учить брать ответственность на себя.
- Используйте удивление для реакции на агрессию.
- Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.
- Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.
Рекомендации по работе с тревожными детьми
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 9)
- Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Используйте физкультминутки.
- Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.
- Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.
- Обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.
- Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.
Рекомендации по работе с детьми-индиго
(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 10)
- Хвалить ребёнка за малейший успех.
- Делить работу на более короткие и более частые периоды.
- Следует превратить обучение в творческий процесс.
- Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
- Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
- Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
- Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
- Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.
2.3. Выполнение учителями упражнений, направленных на оптимизацию работы с «трудными» учениками.
Предлагаемые упражнения тщательно отобраны. Они помогают учителю другими глазами взглянуть на проблему «трудных» детей в школе, раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение. В ходе выполнения этих упражнений педагоги работают в группах, индивидуально, выслушивали мнение друг друга, побывали в роли специалистов, которые работают с «трудными» детьми. Их выполнение не требует специальной подготовки и направлены на поиск путей преодоления трудновоспитуемости, наиболее оптимальных и эффективных способов взаимодействия с «трудными» детьми.
Упражнение №1. Дать определение «трудный» ребёнок.
Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара по группам обсуждают определение. После обсуждения высказываются по одному представителю от каждой рабочей группы. Определения, данные рабочими группами, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд11).
Упражнение №3. Проблемы взаимодействия с «трудным». (Приложение 3, слайд 12).
Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара обсуждают в группах свои проблемы. Все мнения фиксируются. После обсуждения представитель каждой рабочей группы знакомит участников семинара с мнением своей рабочей группы.
После выступления всех представителей мнения систематизируются, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд 13).
Упражнение №4. «Комплексный подход». (Приложение 3, слайд 14)
Участникам семинара, предстоит решить сложную педагогическую задачу, используя комплексный подход педагогов, психологов, логопеда, социального педагога, валеолога, врача, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Подгруппам выдаются описания ситуаций, заранее подготовленных ведущими семинара, которую они должны разрешить в результате совместного обсуждения.
Ситуация 1. Действие происходит в Солнечном городе. Незнайка хочет быть капитаном корабля, отправляющегося на Луну. Но его не берут в полёт, потому что он не умеет читать, писать, и поэтому не сможет выполнить инструкции. К тому же у него невнятная речь, которую не понимают многие коротышки. Ходить в школу Незнайка отказывается, почему, не объясняет.
Ситуация 2. Действие происходит в сказке. Колобок – главный герой. Однажды он увидел Лису, испугался её и стал заикаться. В школу ходит каждый день, но на уроках сквернословит, домашние задания не выполняет, отказывается читать самостоятельно, без помощи взрослых. По ночам спит неспокойно, вскрикивает, говорит, что боится Лису.
Ситуация 3. Красная шапочка – девочка-подросток после истории с Серым Волком очень подружилась со своими избавителями – охотниками. Стала проводить много времени в их компании. Пропускает школу. Использует в речи нецензурную брань, курит. В последний раз принесла бабушке вместо пирожков пиво с сухариками.
Ситуация 4. Действие происходит в лесной школе, в которой учатся зверята. Один из них медвежонок, ежедневно спи на уроках, независимо от времени года. Когда учитель его будит, Медвежонок дерётся с соседями, обзывает всех, и кидает портфель в учителя. однажды он попал в окно и разбил стекло. На вопросы учителя, касающиеся учебной программы, Медвежонок не отвечает, смотрит в сторону.
Для удобства оформления группового решения рабочим группам предлагается заполнить таблицу
Специалист | Описание проблемы | Рекомендации |
Педагог | ||
Психолог | ||
Логопед | ||
Социальный педагог | ||
Валеолог | ||
Врач | ||
Родители | ||
Инспектор по делам несовершеннолетних |
Затем группы по очереди рассказывают суть своей ситуации и предполагаемые направления работы с учеником каждого специалиста.
Упражнение 2. Нарисуйте портрет «трудного» ребёнка.
(Приложение 3, слайд 15)
Упражнение проводится по рабочим группам. Для обеспечения работы на столах краски, кисти, баночки с водой, бумага для рисования. Группа сначала обсуждает, потом создаёт коллективный портрет «трудного» ученика. После завершения рисования все работы вывешиваются на доске. Каждая группа представляет свою работу и рассказывает что о своей идее.
На этом этапе упражнения для сравнения учителям предлагается посмотреть на работы детей. Как дети представляют «плохого», «трудного» ученика. В заключении работы участники семинара делают вывод о том, насколько похожи и насколько отличаются мнения учителей и школьников.
Упражнение №5. «Мои педагогические хитрости». (Приложение 3, слайд 16)
Участникам семинара предлагается поделиться своим профессиональным опытом в работе с «трудными детьми» на уроке и во внеурочное время.
Упражнение №6. Практикум по работе с «трудными» детьми. (Приложение 3, слайды 17-20) Автор упражнения: Федотова Татьяна Александровна
Индивидуальная работа.
Практикум выполняется в три приёма. Для работы выбираются три участника на роль учителей и восемь - на роль учеников, остальные участники становятся экспертами. Мы предложили выполнить роль учителей самым активным участникам семинара, которые давали наиболее грамотные и зрелые ответы, относительно нашей задачи.
Трём участникам семинара, которые выполняют роль учителя, даётся задание провести урок в классе, где учатся 8 ребят Ослик Иа, Буратино, Мальвина, Чиполлино, Шерхан, Карлсон, Пеппи Длинный чулок и Незнайка. (Приложение3, слайды 21-27). Учителю, пользуясь знаниями об индивидуальных особенностях детей и способах взаимодействия с ними, за 10 минут нужно постараться установить учебную дисциплину и спросить на оценку трёх учеников. Каждому учителю даётся своя тема урока и имена учеников, которых надо спросить. Участники покидают учебный кабинет и готовятся к выполнению поставленной задачи.
Восемь участников, играющих роль учеников распределяют рои, надевают беджи со своим «новым именем», занимают первые парты.
Остальные участники становятся экспертами. Они следят за выполнением задачи своими коллегами, и отмечают в протоколе наблюдения использованные в работе педагогические приёмы и методы, свои замечания и предложения по ведению урока.
Протокол наблюдения за уроком
Используемые в работе педагогические приёмы, методы | Ваши замечания | Ваши предложения по ведению урока | |
урок | |||
учитель | |||
Ученик1 | |||
Ученик2 | |||
Ученик3 |
По окончании работы проводится обсуждение проведённой работы, использованных педагогических приёмов для успешной деятельности, допущенные ошибки.
Список литературы
- Акимова М.К. Почему одни не могут, а другие не хотят? - Школьный психолог №40, 2003.
- Артюхова И. Умение учиться. – Начальная школа №23, 2002.
- Баева И.А. «Тренинги психологической безопасности в школе», С-Пб.:Речь-2006.-251с.
- Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход. – Школьный психолог №3, 2006.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 127с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: педагогическое общество России, 2004. – 511с.
- Дети с нарушением развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 262с.
- Карнеги Дейл. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.: Пер. с англ.-Самара: Изд-во «АВС», 1997.-704с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 1995. – 95c.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. - СПб.: Речь, 2007. – 135с.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2003. – 199с.
- Панкова Н.М. Что в «ранце» школьного психолога? психологическая газета. 1998. № 8/35.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2003. – 163с.
- Петрушин В.И. Педагогические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр Педагогический поиск, 2001. – 159с.
- Психология. Словарь. п/р А.В. Петровского.и М.Г. Ярошевского, М.: Издательство политической литературы, 1990.- 494с.
- Психологическая служба школы. п/р Дубровиной И.В. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 219с.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2002. – 159с.
- Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников. – Воспитание школьников №6, 2003.
- Управление школой. Ключевые слова: Словарь-справочник руководителя школы. Избранные статьи/Авторский коллектив А.М.Моисеев, А.А.Хван, А.Е.Капто и др.; под редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.; Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2002. – 218с.
- Чекмарёва Т.К. Мотивация учения (управленческий аспект).-Завуч начальной школы №2, 2001.
- http://www.kid.ru/problems/189.php3 сайт для заботливых родителей
- http://www.didaskal.ru/deloN3321 православное дело подборка избранных материалов
- СМИ http://www.didaskal.ru/deloN3322 православное дело подборка избранных материалов
- http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=9021F17ED2CB4BD7917D347961EAC925 KM.RU - Образование - Рефераты - Психология, педагогика - Полный текст работы
- http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=745 единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Гиперактивный ребенок
Портрет гиперактивного ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!
Причины гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным
Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как помочь гиперактивному ребенку .
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку. Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.). Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам. Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша. Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад. Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки. Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
- чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
- холдинг, или простое удержание в "железных объ-ятиях";
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
- изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- измените режим урока с включением физкультминуток;
- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
- введите знаковую систему оценивания;
- чаще хвалите ребенка;
- расписание уроков должно быть постоянным;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- вводите проблемное обучение;
- используйте на уроке элементы игры и соревнования:
- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- игнорируйте негативные поступки и поощряйте по-зитивные;
- стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
- способствуйте элиминации агрессии;
- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: "Я одобряю тебя". Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с трудными детьми
правила работы с агрессивными детьми ...
сообщение на семинаре по теме "Работа с трудными детьми".
Каждый учитель знает, что подчас просто невозможно справиться со всеми делами, как бы долго ни задерживался в школе. Мы, конечно, сердимся, сетуем на загруженность, на то, что нельзя «объять необъятно...
ПЛАН РАБОТЫ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ".
МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Работа с трудными детьми в начальных классах
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урок...