С чего начинается Родина?
классный час (4 класс) по теме

Хохлова Марина Петровна

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_vechera_poezii__c_chego_nachinaetsya_rodina_.doc88.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вечер поэзии « С чего начинается Родина?»

Цель: воспитать у школьников любовь к природе, любовь к Родине.

Задачи: 

1) учить детей "видеть"  красоту родной земли через поэзию;

2) привить любовь к чтению стихов о природе;

3) воспитывать у детей бережное отношение к природе, к Родине.

Оформление:

1.а) плакаты «Родная природа – это родной край, родная земля, это то «с чего начинается Родина».

 б)«Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

                                                                                         К.Г. Паустовский.

3. 4 альбома: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

4. Выставка рисунков о природе, о Родине.

5. Выставка поделок из природного материала.

6. Репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень", А.А. Пластова "Первый снег", А.К. Саврасова "Грачи прилетели",

 А.И. Куинджи "Берёзовая роща".

7. Мелодии П.И. Чайковского "Времена года".

(Класс оформлен в виде литературной гостиной: столы накрыты скатертями; в центре каждого стола - икебана, соответствующая времени года).

8. Компьютерная презентация.

                        

Ход мероприятия

Слайд 2 в сопровождении музыки “ С чего начинается Родина ? “

Учитель: При слове Родина учащённо и взволнованно бьётся сердце каждого человека. Большой смысл вкладываем мы в понятие Родина, Отчизна.

Родина – это прежде всего дом, в котором ты родился, берёза под окном, улица, по которой бегаешь в школу, двор, где играешь в прятки, речка, лес – всё то, что мы называем отчим краем.

Хорошо сказал об этом поэт К. Симонов:

«Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший  к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Образ Отчизны появляется у человека с детских  лет, и он бережно хранит его

в своём сердце, проносит через всю свою жизнь.

Ученик: Стих-е  «Родина» З. Александровой.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Слайд 3

Учитель : Да, всё это близко, всё дорого сердцу: и бескрайние леса, прозрачные озёра, шумные реки, луга, полные запахов цветов и трав, искрящиеся на солнце снеговые вершины. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! Это русская природа! Наша жизнь неотделима от неё.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину! Родная природа! Многие стихи, картины, музыкальные произведение родились, благодаря любви к ней. И сегодня мы неоднократно услышим завораживающую мелодию Чайковского, полюбуемся картинами замечательных художников, и, конечно же, будем  читать и учиться слушать прекрасные стихи русских и советских поэтов  о природе.

 Ученик: Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными

волшебными красками украшает мир художница – Осень!

Слайд 4 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Осенняя песня"

 Она расцветила деревья: на одних листья ещё зелёные, на других - золотистые, третьи  пламенеют своей огненно-красной кроной.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной  

Стоит над светлою поляной –

писал И.Бунин  в поэме «Листопад»

Ученик: А вот ещё одно  замечательное стихотворение поэтессы  Татьяничевой «Осень».

Осень-то какая молодая!

Ни грустинки, ни морщинки нет.

Ходит по округе, собирая

Все деревья в праздничный букет,

Ну а если подойдёшь к ней ближе,

То воочью убедишься ты:

У неё все дети ярко – рыжи:

Все в неё – и травы, и кусты.

Даже вон талинки – невелички

Быть стремятся ей во всём подстать.

Научились в тонкие косички

Огненные ленточки вплетать.

Учитель: Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны

поэтами, писателями и художниками об осени. И.И. Левитан, так же, как и Пушкин, и Тютчев и др. ждал осени, как самого дорогого и мимолётного  времени года.

(обращаясь  к репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень" ).

Слайд 5

Вот его картина «Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берёз, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь, и бодрость, которой заряжает нас этот  погожий осенний денёк.

Ученик: Осенний ясный, немножко холодный утром день. Низкое солнце уже

не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая рощица вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой. Свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья.

Ученик: Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.

Поникло. Пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

(Михаил Садовский).

Слайд 6

Учитель: Это может быть в октябре. Всё холоднее ночи. А знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пёстрым ковром  сорванных листьев.

Ученик: Как будто именно об этом писал А.Н. Майков.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холода щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат.

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех.

Лес  с  себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

Ученик: Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал…

Слайд 7 в сопровождении музыки П .И. Чайковского "Январь"

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Не правда ли? – с первым снегом всегда приходит чувство наступления зимы. Из года в год повторяется наступление зимы, но всегда первый снег, как чудо.

Ученик: ( обращаясь  к  репродукции картины А. А. Пластова "Первый снег").

Взгляните на репродукцию картины А. Пластова «Первый снег». Посмотрите, с каким радостным удивлением рассматривают дети летящие с неба снежинки: белые, мягкие, пушистые.

Художник так мастерски изобразил летящий снег, что мы ощущаем себя не зрителями, а как бы сами находимся в картине - протяни руку и тебе на ладонь упадёт снежинка. Наш русский писатель К.Паустовский сказал: "Первый снег очень к лицу земле."

Слайд 8

Учитель: Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная  тишина зимнего покоя. Так и просятся слова Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»

Ученик: А мне нравятся вот эти строчки у Пушкина:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит».

Слайд 9

Учитель: А какие поэтические чувства вызывает у вас эта картина?

Ученик: Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка – зима!

Учитель: А у кого ещё есть какое мнение?

Ученик: Снежная пороша. Кругом очень тихо. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные тяжёлые лапы. А как берёза красиво смотрится!

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

Слайд 10 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Январь"

Учитель: Зима. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло в этой стуже. Ни звука. Только изредка потрескивают от мороза деревья.

Ученик: Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован –

Ни мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой!

Учитель: Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнел лес. Вода показалась на улицах… Перелётная птица понемногу начинает показываться. Далеко слышен их громкий, докучный крик.

Взгляните на репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».

Слайд 11

Ученик: (обращаясь к репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели").

Как прекрасна эта картина! Простое и знакомое – снег, небо, деревья, начало весны – всё наполнено большим и сильным чувством. Радостно, светло, немного грустно, а главное – всё, до самой тонкой веточки, до самой малой лужицы, своё. Саврасов в своей работе пробуждал любовь к простому и знакомому – любовь к родной природе, к родной земле.

Ученик: Мы отдыхаем, глядя на эту картину.

Слайд 12 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Апрель"

В душу просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом  хлюпает под ногами, но как кругом

всё весело, ласково, приветливо!

              Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

Учитель: Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Небольшая тучка, и мы слышим первую весеннюю грозу.

Слайд 13

Ученик: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Учитель: Гроза прошла. И опять природа по-весеннему улыбается. Зазеленела молодая листва. Дождик подарил всем кустам и деревьям серебряные серёжки ( звучат трели жаворонка). В высоком поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же жаворонок.

Учитель: Это был жаворонок. А кого мы услышим в стихотворении И.З. Сурикова «Заря»?

Ученик: Занялася заря –

Скоро солнце взойдёт.

Слышишь… чу! Соловей

Щёлкнул где-то, поёт.

И всё ярче, светлей

Переливы зари;

Словно пар над землёй

Поднялся, посмотри.

Слайд 14 (звучат голоса птиц)

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса на траве серебром!

Учитель: Когда мы можем слышать такие чарующие, волшебные звуки?

Конечно, летом.

 (звучит музыка П.И. Чайковского "Июнь")

Лето – замечательная пора отдыха. Поля, луга, леса наряжаются как на праздник – надевают на себя сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели.

Слайд 15

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита!

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Ученик: (обращаясь к репродукции картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща»)

Берёзовая роща! А.И. Куинджи с необыкновенной точностью написал залитые солнцем, сверкающие берёзы, но главное - радость, которая разлита в картине. Обратите внимание - какая великолепная игра красок: светлая, радостно сияющая бирюза небес, светлая, переходящая чуть-чуть в розовое белизна берёзовых стволов, и, наконец, светлая солнечно-зелёная трава поляны.

Всё сливается в одно целое - влекущую своей свежестью белоствольную рощу, которая будто тихо-тихо звенит.

Ученик: Как ни красиво лето, но и оно кончается. Мы сегодня, словно волшебники, вместе с поэтами, художниками и композитором  Чайковским побывали у всех времён года. Читали замечательные стихи, слушали волшебную мелодию Чайковского, любовались прелестями нашей родной природы. Она будет доставлять нам радость в том случае, если мы будем бережно к ней относиться. Ведь не зря сказал певец природы М.М. Пришвин: «Охранять природу – значит, охранять Родину!»

Ученик: Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....

Классный час "С чего начинается здоровье".

Разработка классного часа "С чего начинается здоровье"....