Проект "Всё о дружбе"
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательное мероприятие
Педагогический проект «Всё о дружбе».
Форма: классный час.
18 ноября 2011 год, 4 курс группа ПиМНО Г.А.Гуревич.
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Название проекта : «Всё о дружбе». Данный проект был реализован в 4А классе МБОУ «Лицей №6».
Проект:
- интегрированный (взаимосвязь художественно-творческого, валеологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
- краткосрочный, реализация проекта осуществлялась в течении двух недель;
- предполагает работу по подгруппам, каждая группа отвечала за своё исследование и дети сами распределяли свои роли в группе;
- совмещает урочную и внеурочную работу;
- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, здоровьесберегающий);
- применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
Цели проекта: Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект. (9.11.2011)
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, есть ли у нас в классе дети которые дружат друг с другом. Учитель предложил детям провести на эту темы исследование.
Второй этап (планирование деятельности).(11.11.2011)
Дети разделились на четыре подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и в соответствии с ней обязанности в группе. Так в классе образовались четыре команды: Хранители мудрости, Иллюстраторы, Эксперты, Сочинители.
Хранители мудрости
|
Художники-иллюстраторы
|
Эксперты
|
Сочинители
|
В каждой группе дети выбрали команду из 4-5 человек, которые будут представлять исследование группы на реализации проекта. В команде дети распределили роли: 1.Организатор (координирует процесс исследования) 2.Эксперт (оценивает результаты) 3.Представитель (представляет результаты на итоговом мероприятии) 4.Творец (предоставляет идеи, реализовывает) 5.Помощник (помогает организатору и представителю). Роль педагога- наставник.
Третий этап (практически- деятельностный). (с 11. - 18.11.2011)
Хранители мудрости – занимались поиском пословиц и поговорок о дружбе; Иллюстраторы – организовали: всех детей класса к написанию картин о дружбе, выставку в классе этих картин, провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба, использовали эти символы для написания эмблемы дружба. Эксперты – провели с детьми класса анонимную анкету, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему дружбы, отношений ребят в детском коллективе класса и в поведении детей в различных ситуациях. Сочинители- изучали в группе, что такое синквейн, писали синквейн о дружбе.
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).(16.11.2011)
За день до презентации проекта, дети представили свой материал, провели самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к результатам исследования, о трудностях и положительных моментах.
Что удалось достичь из намеченного? Благодаря чему? Кому?
Что было хорошего? За счет чего? Кого?
Что стоит использовать и дальше? Почему?
Что не получилось? Почему?
Какие подсказки мы можем сделать себе на будущее?
Чему учились? Научились? В каких ситуациях? Каким образом?
Кому сказать «спасибо»?
Пятый этап - реализация проекта и его презентация. (18.11.2011)
Оборудование: 1. Музыкальные записи.
2. Компьютерная презентация.
3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги.
4. Карточки со словами пословиц.
5. Эмблема.
6. «Волшебная конфета».
7. Выставка книг о дружбе.
8. Рисунки детей.
Ход мероприятия.
I Орг. момент.
У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II Вступительное слово.
У.: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?
III Цель занятия.
У.: О чем будем говорить сегодня на классном часе? Прочтите, как называется наш классный час. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.
IV Беседа.
Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
У.: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
У.: Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
V Упражнение с «конфетой».
У.: Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.
Начинайте такими словами: друг должен быть .........
У.: Молодцы!
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
VI Работа с выставкой книг.
У.: Посмотрите, сколько книг написано об этом важном для человека умении- умении дружить. Некоторые книги мы с вами уже читали. Но на нашей выставке есть книги, которые вы, возможно еще не читали. После классного часа вы их сможете посмотреть и почитать.
VII Презентация детских проектов.
У.: В ходе подготовки к классному часу вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- «Хранители мудрости»
Ученик представляет проект своей группы:
-рассказывает, сколько пословиц о дружбе они собрали;
-зачитывает 1-2 наиболее понравившихся;
-играют с остальными учениками в «Продолжи пословицу».
У.: Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
И эти друзья помогают нам понять, что такое дружба, друг.
- «Художники-иллюстраторы»
Представление учеником проекта своей группы:
-показывает картинки с изображением друзей, дружеских отношений;
-рассказывает и показывает эмблему, которую они изготовили.
- «Эксперты»
Представление проекта:
-сообщает, какую анкету они провели с ребятами класса и ее результаты.
- «Сочинители»
Представление проекта:
-рассказывает о том, что такое «синквейн» и как его составить;
-знакомит с 1-2 синквейнами, которые составили в группе;
-предлагает каждому попробовать составить свой синквейн.
У.: Хочется верить, что все эти задания заставили вас еще раз задуматься о значимости дружбы и о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом были настоящие друзья. И еще, я надеюсь, что, работая над проектами, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом.
VIII Рефлексия «Цветики-семицветики»
У.: Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.
Цветы крепятся на доску или лист ватмана.
У.: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей!
IX Песня о дружбе.
X Итог.
У.: Попробуйте сделать вывод, каким должен быть друг?
XI Домашнее задание.
У.: Конечно, о дружбе и друзьях мы будем еще говорить.
Я предлагаю вам организовать в классе альбом посвященный дружбе, где вы поместите все ваши результаты исследования, синквейны, рисунки, цветики-семцветики.
Приложение №1
Анкета
«Хороший ли ты друг»
Наша группа проводит исследования, хорошие ли друзья, ребята нашего класса. Просим вас искренне отвечать на вопросы. Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным.
- Есть ли у тебя друг?
- Да
- Нет
- Можешь ли ты доверить другу тайну?
- Да
- Нет
- Можно ли назвать твоих родных друзьями?
- Да
- Нет
- Есть ли у тебя домашние животные?
- Да
- Нет
- Можешь ли ты назвать их своими друзьями?
- Да
- Нет
- Если друг попал в беду ты
- Помогу ему
- Попрошу друзей ему помочь
- А мне пофиг
- Ты навестишь друга если он заболел?
- Да
- Нет, а зачем
8 .Поделишся с другом последним куском торта?
- Да
- Нет
9.Если на вас с другом напали, ты
- Убегу!
- Помогу ему
- Позову взрослых
10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?
- Нет
- Да
11.Если он попросит твою приставку ты
- Дам, конечно
- А, в друг он её сломает!!
- Нет
Благодарим за участие в нашем исследовании!
Анализ воспитательного мероприятия «Всё о дружбе»
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Каждый этап работы над проектом реализовывал поставленные цели к формированию умении школьников.
На первом (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект и втором этапах (планирование деятельности) создавались условия для формирования умений у детей:
- Определять цель деятельности. (Надо ли это мне лично? Если надо, то насколько? Пригодится ли это мне в будущем?)
- Планировать деятельность.
- Распределятся на группы, и брать на себя роль. (Что делать? Как делать? Когда делать?)
На третьем этапе (практически- деятельностный) :
1.Выполнять действия и операции
2.Работать в группе, и действовать согласно взятой на себя роли, выполняя распределенные обязанности.
3.Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
4.Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты. Отвечать за свою деятельность
На четвертом этапе (рефлексивно- оценочный):
1.Соотносить результат деятельности с целью, анализировать, контролировать свои действия и результаты.
2. Выявлять условия и факторы успеха или препятствия.
3. Определять механизмы успешной деятельности, личной, общекомандной, ресурсной.
4.Поощрить товарища в группе высказываниями за выполненную деятельность
На пятом этапе (реализация проекта и его презентация):
- Представить результаты исследования своей группы
- Провести упражнение или игру с ребятами класса
- Высказывать свою точку зрения, доказывать её, делать выводы, обобщать.
Также цели к данному мероприятию достигались через использование:
художественного слова – произведения детских авторов о дружбе, народная мудрость –притча, коммуникативная игра – волшебная конфета, упражнение – цветик-семцветик.
В ходе проекта были использованы технологии: проектной деятельности, сотрудничества, переживания, самоанализа и другие. Сам проект реализовывался на принципах: развивающего обучения, научности, возрастной педагогики и психологии.
Таким образом, данный проект явился условием и фактором проявления у детей:
- партнерских отношений в ходе образовательного процесса,
- положительного психологического климата, определенного настроя (мотивация),
- умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы,
- самопознания, самовыражения, созданы условия для развития позитивной «Я-концепции», представлений о себе самом, (когда исследуется) сколько вложил в общее дело и что получил,
- условий для самоутверждения, самоактуализации самореализации,
- повышение самооценки, занять свою нишу в классе,
- условий для проявления творчества,
- развития социальной значимой и познавательной мотивации,
- детского коллектива на основе равенства уникальных личностей.
Всё это на наш взгляд позволяет сделать выводы, о достижении поставленных обучающих, развивающих и воспитательных целей.
Используемая литература
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго" и фильмом "Мы вмес...
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
"Друг,дружба,законы дружбы"
Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....
Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....