Раз словечко, два словечко
методическая разработка (1 класс) по теме
Внеклассное занятие по выразительному чтению для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_zan_1_klass.zip | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по выразительному чтению в 1 классе
Разработала: Козлитина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода.
Тема: Раз словечко, два словечко.
Цель: создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации в процессе обучения выразительному чтению.
Предметные УУД: познакомить с понятием «опорные слова».
Коммуникативные УУД: учить вместе с одноклассниками обсуждать предложенную проблему.
Познавательные УУД: общеучебные - учить детей находить опорные слова в тексте, выразительно читать текст, пересказывать, опираясь на опорные слова; логические – соотносить слова и текст.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Личностные УУД: высказывать свое мнение.
Оборудование: иллюстрации русских народных сказок «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; кепка, борода, платок, карточки с текстами, смайлики.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Какой теме посвятим наше занятие?
- Тема занятия: «Раз словечко, два словечко». Сегодня мы познакомимся с понятием «опорные слова», будем учиться находить опорные слова в тексте, выразительно читать и пересказывать текст, опираясь на опорные слова.
3. Реализация целей занятия.
- Подготовительный этап
- Работа над выразительным чтением стихотворения, отработка правильного произношения звуков:
Стаканы
- Остатки еды стёр?
- Стёр!
- Крошки со стола смёл?
- Смёл!
- Скатерть со столика снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнёс?
- Отнёс!
- Солонку и миску унёс?
- Унёс!
- Самовар соседке занёс?
- Занёс!
- А где же стаканы? Принёс?
- Не принёс!
Поставил я их на поднос,
Мимо котёнка понёс,
Котёнок своим хвостом
Стаканы с подноса снёс!
Хотел пронести – не пронёс!
Стаканы, прости, не донёс…
- Основной этап
- Отправляемся с вами в путешествие в гости к Сказке.
- Прочитайте слова и скажите, какую сказку они вам напомнили: дед, баба, курочка, золотое яичко, мышка.
- Сколько дано слов? (6)
- Всего 6 слов, а вы сразу догадались, о какой сказке идет речь. Вот такие главные слова, по которым можно определить тему текста, мы будем называть опорными словами.
- Какие опорные слова помогли вам понять, что речь идет именно о сказке «Курочка-ряба»? (Слова курочка, яичко.)
- Почему именно эти слова? (Есть несколько русских народных сказок, где героями являются дед, баба и мышка. Только в сказке «Курочка ряба» есть еще курочка и яичко. Именно эти слова и помогли нам узнать сказку «Курочка ряба».)
- Давайте поиграем. Представьте, что вы артисты театра и показываете мамам и папам спектакль «Курочка ряба». Посмотрите на опорные слова и скажите, кто нам нужен и что нам нужно, чтобы сыграть эту сказку. Деду мы дадим бороду и кепку, бабушке – платочек.
- А кто нам еще нужен, чтобы разыграть сказку? (Верно, автор, сказочник.)
Разыгрывается в лицах сказка «Курочка ряба». Отрабатывается выразительность в чтении наизусть.
- Вот какую замечательную сказку мы разыграли. А помогли нам в этом опорные слова сказки.
- Поиграем в «Угадайку». Я назову опорные слова, а вы постарайтесь угадать из какой они сказки.
- Коза, козлята, волк, кузнец. («Волк и семеро козлят».)
- Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. («Колобок»,)
- Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, петух. («Лиса и заяц».)
- Обратите внимание, сейчас вы угадали сказки, где опорными словами были те, которые называли основных героев сказки. Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героев, на их судьбу.
- Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Что сделал волк, когда обманул козлят, и те впустили его в дом? (Съел козлят.)
- Значит, это слово очень важное, и мы должны включить его в ряд уже знакомых нам опорных слов. Получается такая цепочка слов: коза, козлята, волк, кузнец, съел.
- Какое новое слово можно включить в ряд опорных слов в сказке «Колобок»? Вспомните, что сделала лиса, когда колобок пропел ей свою хвастливую песенку, сидя у нее на языке. (Съела.)
4. Физминутка.
Всех я с места поднимаю,
К переменке приглашаю.
Раз-другой присядь на месте,
Повернись с друзьями вместе,
Влево-вправо наклонись,
На носочках потянись.
А потом и вниз спускайся,
За работу принимайся.
- Мы с вами узнали, что такое опорные слова, для чего они нужны. Теперь будем учиться находить опорные слова в тексте.
- Прочитайте рассказ Е.Чарушина «Курочка» и скажите, зачем в этом тексте подчеркнуты некоторые слова. (У каждого учащегося свой текст.)
Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» - это значит: прячьтесь скорей.
И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки.
Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает?
- Давайте хором прочитаем выделенные слова. Можно ли их назвать опорными?
- О ком идет речь в рассказе?
- Как изменилась погода?
- Что сделала курочка?
- Как она звала цыплят?
- Как вели себя цыплята?
- Чему удивлялись два непослушных цыпленка?
- Значит, подчеркнутые слова предают самое главное, основное в рассказе: называют действующих лиц и описывают их поступки. Поэтому эти слова являются опорными.
- Теперь я заберу у вас тексты. Вы должны попробовать пересказать текст по опорным словам: курочка с цыплятами, дождик, присела, прячьтесь скорей, залезли, не послушались, удивляются, капает.
- Помогли вам эти слова при пересказе?
3) Заключительный этап
- На следующем занятии мы продолжим работу по нахождению опорных слов в тексте. А сейчас ответьте на мои вопросы:
- Что же это за опорные слова?
- Зачем они нужны?
5. Рефлексия.
- Если вам понравилось занятие, было все понятно и не требуется помощь учителя, – покажите улыбающийся смайлик. Если не все на занятии сегодня у вас получалось, вы не поняли, как находить опорные слова или вы затрудняетесь в пересказе текста, – покажите грустный смайлик.
- Спасибо за работу. Занятие окончено.
Литература:
- Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
- Речевые секреты: Кн. для учителя нач. классов /Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др.; Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
- Чистякова О.В. Изучаем математику. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 160 с.: ил. – (Серия «Подготовительный класс»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раз словечко,два словечко.
Урок литературного чтения в 1 классе...
Дидактическое пособие "Раз - словечко, два - словечко..."
Дидактическое пособие по чтению....
Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" (1-4 класс с УУД)
Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" , направленна на углубленное изучение курса русского языка в начальных классах. Содержит теоретические знания, практические упражнения, з...
Авторская программа внеурочной деятельности "Раз словечко, два словечко..."
Программа по развитию речи будет решать проблемы устной и письменной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе....
Авторская программа "Раз словечко, два словечко..."
Программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов....
Отчет о проведенной неделе по развитию речи "Раз словечко, два словечко"
С 14 ноября по 19 ноября 2016 года в начальной школе была проведена предметная неделя по развитию речи «Раз словечко, два словечко», целью которой являлось развитие познавательных интересо...
Презентация. Обучающая программа актива детского общественного объединения «Парус» «Раз словечко, два словечко…»
Цель программы: обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей личности, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и практи...