"От пера до компьютера" с мультимедийной презентацией
классный час (1,2,3,4 класс) по теме
Дать учащимся представление как учились дети в давние времена. Проследить путь развития письменности на Руси. Познакомить с именами первых первопечатников.Объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование.Рассмотреть роль образования в жизни человека и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_pera_do_kompyutera.docx | 27.89 КБ |
ot_pera_do_kompyutera.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №815 ЗАО г. Москвы
Клубный час по теме «От пера до компьютера».
Подготовил:
воспитатель ГПД
Коновалова Ольга Николаевна
Москва 2011
Цели:
- объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование.
- рассмотреть роль образования в жизни человека и общества.
- познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
- привить любовь к своей школе;
Ожидаемый результат:
ученики должны знать/уметь:
- сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;
- вырабатывать навыки работы в группе;
- задуматься над своим отношением к процессу образования.
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, зашифрованное предложение, кроссворд.
Слайд 1.
I Первое сентября – День знаний.
Слайд 2.
Учитель: с 1984 года в нашей стране первого сентября отмечают госудаственный праздник. Как он называется?
Ответы детей.
Слайд 3.
Учитель: Какую роль играют знания в жизни человека?
Ответы детей.
Слайд 4.
Учитель: Как вы понимаете слова, сказанные английским философом XVI-XVII вв. Френсисом Беконом: «Знание само по себе сила».
Ответы детей.
Учитель: Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именнопервое сентября?
Ответы детей.
II Как учились в древней школе.
1) А сейчас давайте совершим путешествие в прошлое. Узнаем, как учились в прежние времена.
До X века на Руси школ не было. Малыши учились, общаясь с взрослыми, не зная грамоты и не имея книг.
Слайд 5.
Позднее, в первой половине XI века, появилась дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Слайд 6.
Гравюра из «Азбуковника» Бурцева (1637г.)
Внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, Янка, основала женский монастырь в Киеве и создала в нем школу для обучения девушек. Раньше считалось, в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного.
В XIV-XVI вв. основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучением грамоте стали заниматься и специальные “мастера” недуховного звания, которые за “кашу да гривну денег” учили грамоте в течение 2-х лет.
Слайд 7-8.
Н.П.Богданов-Бельский «Устный счёт»
Слайд 9-10
Б.М.Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»
Учитель: Вы видели гравюру, и картины художников, где изображены школы XI и XIV вв. Попытайтесь ответить на вопросы
- Как изменилась организация работы учащихся в современной школе?
- Как изменилось оборудование урока?
2) Динамическая минутка.
Посмотрите, пожалуйста. Это страница древней книги.
Слайд 11.
Современные книги в чём то похожи на древние, но в них есть и существенные различия. Читать древнюю рукописную книгу трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых, восклицательных знаков и т.д. Писцы не делали и пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.
Вот сейчас попробуйте, как ученики в те далёкие, далёкие времена расшифровать предложение. Для этого разделитесь на две команды.
Расшифруйте это предложение, вставляя, где необходимо буквы гласных звуков:
Слайд 12.
КНГЛЧШЙПДРК.
Слайд 13.
Здесь написано: “Книга лучший подарок”.
Слайд 14.
Школа XVI века была школа зубрежки. Ученик нараспев повторял то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название (А-аз, Б-буки, В-веди, Г-глагол, Д-добро, Е-есть.) В алфавите тогда было не 33 буквы, как сейчас, а 43. Например, нет букв кси, пси, ижица. Раньше в алфавите не было букв Э и Ё, они появились позже.
Заучив эти названия букв, было трудно научиться читать. После ученики заучивали отрывки из церковных книг. За непослушание и невыученные уроки учитель “сокрушал ребра” розгами, заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника.
“Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
В середине XVI века в России возникло книгопечатание по инициативе Ивана Грозного.
Слайд 15.
Первооснову книгопечатания изобрели в XI веке в Китае. В Европу это изобретение пришло 400 лет спустя.
Весной 1564 года в Москве на печатном дворе печатник Иван Федоров напечатал первую на Руси книгу “Апостол”. Также Иван Федоров напечатал “Часослов”, первый русский “Букварь” и т.д.
Слайд 16.
Слайд 17-18.
Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось.
III Школа сегодня.
Слайд19.
Звучит песня о школе на слова поэта М.Пляцковского и композитора В.Шаинского.
Учитель: Выберите из текста те задач, которые общество ставит перед школой сегодня. (Чему школа должна нас научить?).
VI Московская школа сегодня и завтра.
Учитель: Московская школа – это школа России. И вседостижения и проблемы развития образования нашей страны ей присущи.
Есть ли особенности московской школы, связанные с тем, что она работает в самом большом городе страны? В чём эти особенности состоят?
Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что Московская школа имеет особый статус, она находится в центре России, в центре науки и культуры. Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития школ города.
Слайд 20.
V Кроссворд.
По горизонтали.
- В каком городе Древней Руси появилась первая школа? (Киев).
- В XIV-XVI вв. основными образовательными центрами являлись … (Монастыри).
- Как называлась первая печатная книга на Руси? (Апостол)
По вертикали.
- Кто образовал первую женскую школу при монастыре в Киеве? (Янка). Сестра Владимира Мономаха.
- Как звали мастера напечатавшего первую на Руси книгу? (Иван Фёдоров).
5 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||
Список используемой литературы и источники.
- Горшков В. А. Старославянский язык. М.: Астрель, 2002.
- Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, 1988 (2-е изд.).
- Истрин В. И. История письма. М., 1965.
- С. Б. Бернштейн. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984
- С. В. Перевезенцев В начале было слово…
- Папа Лев XIII Grande munus. О святых Кирилле и Мефодии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внутренний слайд
Слайд разделитель
Фрэнсис Бэкон 1561-1626 английский философ «Знание само по себе сила». «Знание - сила»
Дворцовая школа в Киеве
Гравюра из «Азбуковника» Бурцева (1637г.)
Н.П.Богданов-Бельский «Устный счёт»
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)
Б.М.Кустодиев « Земская школа в Московской Руси»
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1929)
КНГЛЧШЙПДРК.
“ Книга лучший подарок”.
Иван Грозный
Иван Фёдоров Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве скульптор С.М.Волнухин
Первая печатная книга на Руси «Апостол»
Страница букваря Ивана Фёдорова
Спасибо за внимание. конец
http:// ru.wikipedia.org http :// www.megabook.ru http :// m-vosem.narod.ru/azbuka http :// newciv.relarn.ru Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация по физике на тему "Динамика периодического движения"
Данная презентация "Динамика периодического движения" предназначена для использования на уроках физики в 10 классе при объяснении нового материала, повторения материала....
Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...
Внеклассное мероприятие с мультимедийной презентацией Тема: Пионеры – герои
Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной о...
Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....
Мультимедийная презентация-игра "Поиски пиратских сокровищ" к логопедическому занятию "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске....
презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...