"От пера до компьютера" с мультимедийной презентацией
классный час (1,2,3,4 класс) по теме

Коновалова Ольга Николаевна

Дать учащимся представление как учились дети в давние времена. Проследить путь развития письменности на Руси. Познакомить с именами первых первопечатников.Объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование.Рассмотреть роль образования в жизни человека и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_pera_do_kompyutera.docx27.89 КБ
Файл ot_pera_do_kompyutera.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №815 ЗАО г. Москвы

 Клубный час по теме «От пера до компьютера».

 

Подготовил:

воспитатель ГПД

Коновалова Ольга Николаевна

 

Москва 2011

Цели:

  1. объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование.
  2. рассмотреть роль образования в жизни человека и общества.
  3. познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
  4. привить любовь к своей школе;

Ожидаемый результат:

ученики должны знать/уметь:

  1. сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;
  2. вырабатывать навыки работы в группе;
  3. задуматься над своим отношением к процессу образования.
  4. анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Оборудование: компьютер,  мультимедийная презентация, зашифрованное предложение, кроссворд.

Слайд 1.

I   Первое сентября – День знаний.

Слайд 2.

Учитель: с 1984 года в нашей стране первого сентября отмечают госудаственный праздник. Как он называется?

Ответы детей.

Слайд 3.

Учитель: Какую роль играют знания в жизни человека?

Ответы детей.

Слайд 4.

Учитель: Как вы понимаете слова, сказанные английским философом XVI-XVII вв. Френсисом Беконом: «Знание само по себе сила».

Ответы детей.

Учитель: Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именнопервое сентября?

Ответы детей.

II   Как учились в древней школе.

1)    А сейчас давайте совершим путешествие в прошлое. Узнаем, как учились в прежние времена.

До X века на Руси школ не было. Малыши учились, общаясь с взрослыми, не зная грамоты и не имея книг.

Слайд 5.

Позднее, в первой половине XI века, появилась дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Слайд 6.

Гравюра из «Азбуковника» Бурцева (1637г.)

Внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, Янка, основала женский монастырь в Киеве и создала в нем школу для обучения девушек.  Раньше считалось, в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного.

В XIV-XVI вв. основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучением грамоте стали заниматься и специальные “мастера” недуховного звания, которые за “кашу да гривну денег” учили грамоте в течение 2-х лет.

Слайд 7-8.

Н.П.Богданов-Бельский «Устный счёт»

Слайд 9-10

Б.М.Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»

Учитель: Вы видели гравюру, и картины художников, где изображены школы  XI и XIV вв. Попытайтесь ответить на вопросы

  1. Как изменилась организация работы учащихся в современной школе?
  2. Как изменилось оборудование урока?

2)     Динамическая минутка.

Посмотрите, пожалуйста. Это страница древней книги.

Слайд 11.

Современные книги в чём то похожи на древние, но в них есть и существенные различия. Читать древнюю рукописную книгу трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых, восклицательных знаков и т.д. Писцы не делали и пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.

Вот сейчас попробуйте, как ученики в те далёкие, далёкие времена расшифровать предложение. Для этого разделитесь на две команды.

Расшифруйте это предложение, вставляя, где необходимо буквы гласных звуков:

Слайд 12.

КНГЛЧШЙПДРК.

Слайд 13.

Здесь написано: “Книга лучший подарок”.

Слайд 14.

Школа XVI века была школа зубрежки. Ученик нараспев повторял то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название (А-аз, Б-буки, В-веди, Г-глагол, Д-добро, Е-есть.) В алфавите тогда было не 33 буквы, как сейчас, а 43. Например, нет букв кси, пси, ижица. Раньше в алфавите не было букв Э и Ё, они появились позже.

Заучив эти названия букв, было трудно научиться читать. После ученики заучивали отрывки из церковных книг. За непослушание и невыученные уроки учитель “сокрушал ребра” розгами, заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника.

Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

В середине XVI века в России возникло книгопечатание по инициативе Ивана Грозного.

Слайд 15.

Первооснову книгопечатания изобрели в XI веке в Китае. В Европу это изобретение пришло 400 лет спустя.

Весной 1564 года в Москве на печатном дворе печатник Иван Федоров напечатал первую на Руси книгу “Апостол”. Также Иван Федоров напечатал “Часослов”, первый русский “Букварь” и т.д.

Слайд 16.

Слайд 17-18.

Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось.

III   Школа сегодня.

Слайд19.

Звучит песня о школе на слова поэта М.Пляцковского и композитора В.Шаинского.

Учитель: Выберите из текста те задач, которые общество ставит перед школой сегодня. (Чему школа должна нас научить?).

VI    Московская школа сегодня и завтра.

Учитель: Московская школа – это школа России. И вседостижения и проблемы развития образования нашей страны ей присущи.

Есть ли особенности московской школы, связанные с тем, что она работает в самом большом городе страны?  В чём эти особенности состоят?

Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что Московская школа имеет особый статус, она находится в центре России, в центре науки и культуры. Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития школ города.

Слайд 20.

V   Кроссворд.

По горизонтали.

  1. В каком городе Древней Руси появилась первая школа? (Киев).
  1. В XIV-XVI вв. основными образовательными центрами являлись … (Монастыри).
  1. Как называлась первая печатная книга на Руси? (Апостол)

По вертикали.

  1. Кто образовал первую женскую школу при монастыре в Киеве? (Янка). Сестра Владимира Мономаха.
  1. Как звали мастера напечатавшего первую на Руси книгу? (Иван Фёдоров).

5

2

3

4

1

 

 Список используемой литературы и источники.

  1. Горшков В. А. Старославянский язык. М.: Астрель, 2002.
  2. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, 1988 (2-е изд.).
  3. Истрин В. И. История письма. М., 1965.
  4. С. Б. Бернштейн. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984
  5. С. В. Перевезенцев В начале было слово…
  6. Папа Лев XIII Grande munus. О святых Кирилле и Мефодии

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От пера до компьютера Презентация к клубному часу Подготовил воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №815 ЗАО г. Москвы Коновалова Ольга Николаевна

Слайд 2

Внутренний слайд

Слайд 3

Слайд разделитель

Слайд 4

Фрэнсис Бэкон 1561-1626 английский философ «Знание само по себе сила». «Знание - сила»

Слайд 5

Дворцовая школа в Киеве

Слайд 6

Гравюра из «Азбуковника» Бурцева (1637г.)

Слайд 7

Н.П.Богданов-Бельский «Устный счёт»

Слайд 8

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)

Слайд 9

Б.М.Кустодиев « Земская школа в Московской Руси»

Слайд 10

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1929)

Слайд 12

КНГЛЧШЙПДРК.

Слайд 13

“ Книга лучший подарок”.

Слайд 15

Иван Грозный

Слайд 16

Иван Фёдоров Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве скульптор С.М.Волнухин

Слайд 17

Первая печатная книга на Руси «Апостол»

Слайд 18

Страница букваря Ивана Фёдорова

Слайд 20

Спасибо за внимание. конец

Слайд 21

http:// ru.wikipedia.org http :// www.megabook.ru http :// m-vosem.narod.ru/azbuka http :// newciv.relarn.ru Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация по физике на тему "Динамика периодического движения"

Данная презентация "Динамика периодического движения" предназначена для использования на уроках физики в 10 классе при объяснении нового материала, повторения материала....

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Внеклассное мероприятие с мультимедийной презентацией Тема: Пионеры – герои

Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной о...

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...