Родительские собрания "Счастливая семья. Какая она?" "Моя семья-моя радость" "Родителям второклассников" "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?"
методическая разработка (3 класс) по теме
Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями. Из разговоров с коллегами знаю, что для многих, особенно молодых учителей это скучная и тяжёлая обязанность. Для меня проведение родительского собрания - это праздник общей нашей встречи. Мы с детьми готовим класс, и я сама настраиваюсь на добрый, но серьёзный разговор. Предлагаю сценарий родительского собрания на тему: "Счастливая семья. Какая она?"
Подготовка к этому собранию начинается задолго до дня его проведения. Подготовительная работа включает в себя выставку рисунков на тему "Моя семья", видеосъёмку "Музыкальный подарок", разучивание песни "Посадите дерево" (сл. С. Осиашвили, муз. О. Фельцмана); а также подготовку конкурсов: а) "Моя родословная" (семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое "ветвистое" древо); б) "Герб моей семьи"; в) "Умелые руки против скуки" (выставка творческих работ членов семьи); г) "Семейный альбом" (самая смешная семейная фотография, а также оригинальная подпись к ней). Конкурсы оценивают библиотекарь, завуч внеурочной деятельности, психолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Моя семья-моя радость" | 24.69 КБ |
moya_semya_-_moya_radost_roditelskoe_sobranie.doc | 137 КБ |
roditelyam_vtoroklassnikov.docx | 16.72 КБ |
kak_pomoch_rebenku.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания на тему: «Счастливая семья. Какая она?»
Итоговое родительское собрание в четвёртом классе.
Самые лучшие дети бывают
у счастливых родителей
А.С. Макаренко
Цели:
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- способствовать сплочению классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей, семей обучающихся;
- продолжить изучение семей обучающихся.
Подготовительная работа:
- приглашение родителей на собрание;
- выставка рисунков на тему «Моя семья»;
- подготовка конкурсов « Моя родословная» ( семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое древо всей семьи ( приз получает семья, у которой самое « ветвистое» древо);
- «Герб моей семьи»;
- «Умелые руки против скуки» (выставка творческих работ членов семьи);
- «Семейный альбом» (самая смешная семейная фотография, а также оригинальная подпись к ней)»
Ход собрания
- Организационная часть.
Звучит запись песни «Родительский дом». Родители занимают места в классной комнате (столы и стулья расставлены по кругу).
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.
- Вступительная часть.
Классный руководитель. Готовясь к собранию, я первым делом заглянула в толковый словарь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья – слово многозначное. Одно из лексических значений, касающееся сегодняшней темы, звучит так: «Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)». В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» автор поднимает проблемы семьи и брака. В самом начале романа есть фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему». Так какую же семью можно назвать счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи? Попробуем ответить на эти вопросы.
Классный руководитель предлагает выполнить задание: «Попробуйте создать модель счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы, которые записаны на листках:
Наши дети – это наша старость…(А.С.Макаренко).
Семья без детей, что дерево без корней.
Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет.
Умел дитя родить, умей и научить.
На что и клад, когда у мужа с женой лад.
Учи дитя, пока поперёк лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
(Происходит обмен мнениями между родителями).
Выводы классного руководителя.
Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. Мы определили, что семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви». Умение любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Способность к любви воспитывается с первых лет жизни ребёнка в родительском доме. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребёнка, с первого года его жизни являются могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по мере взросления ребёнка, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.
А теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на молодую семью. Многие семьи не готовы к этим испытаниям. Большинство молодых мужей весьма смутно представляют себе, какие именно хозяйственные заботы им предстоит выполнять. Девушки лучше представляют себе это. Однако выясняется, что и им не так уж часто приходилось готовить, убирать, стирать. Обычно это делали их матери и бабушки. Хозяйство, быт сейчас уже не могут надёжно скрепить семью. Но разрушить её могут.
В образе жизни холостых юношей и девушек мало различий. И те, и другие учатся. И те, и другие приобретают профессию. В равной степени они читают, выезжают на природу и т.п. И вот после такого психологического равноправия молодая женщина попадает в обстановку бытового неравенства. Именно на этой почве разгораются ссоры, возникают семейные конфликты.
Многие скажут, что так бывало веками. Традиция эта идёт с того времени, когда мужчина был кормильцем, а жена – хозяйкой. Мужчине предназначалась работа, женщине – домашний очаг. Давно уже нарушено это представление, давно уже жёны работают наравне с мужьями, но устройство домашней жизни кое-кто по-прежнему считает уделом женщины. Юноши зачастую не умеют приготовить простого завтрака, не приучены убирать за собой вещи, мыть посуду.
Наши мальчики и девочки, сыновья и дочки, те, кого мы гладим по головке, кто сейчас нуждается в нашей ласке и в нашем совете, скоро (скорей, чем нам, кажется) тоже станут родителями. Значит, уже сейчас нам пора думать об этом недалёком будущем.
Если мы научим своих детей быстро, не затрачивая лишних усилий, выполнять хотя бы часть домашних дел, то их семейная жизнь в дальнейшем сложится легче.
У каждого ребёнка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребёнок – маленькое дело, растёт ребёнок – растёт и его дело. Посильный труд ребёнка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывают основы трудолюбия, желания думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.
Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д.Ушинский спрашивал: «Какова лучшая форма наследства, которую оставляют родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет. Может быть, образование? И да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно трудолюбие не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия – вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».
Слово предоставляется родителям. Обмен опытом по теме «Трудовое воспитание детей в семье».
Разговор продолжает классный руководитель: «Ну а сейчас мы обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей». На вопрос «К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так: «К маме (82%), к папе (41%)». Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?» Ответы детей: доброта (90%), внимание (83%), взаимопонимание (79%), чуткость (63%), ум (50%), честность (32%), трудолюбие (32%).
Один из вопросов анкеты звучал так: «Что бы ты пожелал своей семье?». Сыновья и дочки хотели, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой; меньше наказаний; чтобы не ругали за оценки; чаще проводили выходные дни и отпуск вместе; чтобы все были здоровы и в семье было больше денег; чтобы у меня появился брат и сестра, чтобы родители разрешили взять на воспитание животное».
Слово классного руководителя.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. А.С. Макаренко писал: «Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до пяти лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся перевоспитывать».
Если период раннего детства протекает нормально, ребёнок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребёнка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества.
В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье, воспитываются ли они одним родителем, двумя или бабушкой и дедушкой. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные. Поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребёнок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе. Одновременно у детей формируются такие качества, как мужественность и женственность.
- Проведение деловых игр для взрослых.
Работа осуществляется в группах. Родителям предлагается разобрать несколько педагогических ситуаций.
Например: Бабушка рассказывает: «Моей внучке семь лет. Когда я начинаю что-нибудь делать, она хочет делать тоже и, конечно, мешает мне: расплёскивает воду по полу, обливается. Какой помощник из неё в семь лет? Пусть играет со своими игрушками».
Права ли бабушка?
Наша семья благополучная. Дети учатся хорошо. Но не хватает душевного тепла, общих интересов. Последние годы я билась над проблемами воспитания детей сама. По неопытности делала много ошибок. Муж считает, что все черты характера заложены в генах и ничего, исправить нельзя.
Благополучна ли семья, в которой воспитанием детей занимается только один из родителей?
Как-то раз учительница спросила первоклассницу, тихую, задумчивую девочку:
- Чего тебе больше всего хочется?
- Я хочу заболеть.
- Почему?- удивилась учительница.
- Когда я болела, мама сидела возле меня, рассказывала мне сказки, читала книжки. Мне было так хорошо.
О чём говорят слова девочки?
Сегодня день рождения Оли.
- Мама, можно я позову подружек?- просит девочка.
- Ну, причём тут твои подружки, - отзывается мать. – Придут родственники, бабушка придёт. В этот день всегда родные собираются.
Правильно ли поступила мать? Как вы отмечаете день рождения детей?
- Итог семейных конкурсов и награда победителей.
- Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Наши дети приготовили для вас небольшой подарок. Они нарисовали свои семьи и просят узнать их рисунки. А ещё они дарят вам песню «Посадите дерево» (Видеосюжет)
Посадите дерево
Сл. С.Оснашвили Муз. О. Фельцман
Весёлое дерево листьями машет,
Весёлые дети под деревом пляшут,
И мне потому так спокойно на свете,
Что есть это дерево, есть эти дети.
Ведь этот мальчишка и эта девчонка-
Кровинка моя, колосочек мой тонкий,
И дерево это - зелёное пламя-
Посажено было моими руками.
Припев:
Воспитайте мальчика,
Воспитайте девочку,
Чтоб на белом свете продолжаться вам.
Посадите дерево,
Маленькое деревце,
И оно потянется к небесам.
Кружится земля, наши годы уходят,
И этот порядок извечен в природе…
Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,
Останутся наши деревья и дети.
Пускай они вместе растут и мужают
И землю в наследство от нас получают,
А чтобы она становилась добрее,
Научим детей – пусть сажают деревья.
Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Ведь дети – это дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Дети приносят радость и заботу, которые делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и настоящее.
- Решение родительского собрания.
- Применять в воспитании детей рекомендации классного руководителя.
- Для сплочения коллектива родителей и коллектива детей провести коллективно-творческую игру.
Литература
- Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. – М.: Просвещение, 1989.
- Воликова, Т.В. Учитель и семья. – М.:Просвещение, 1979.
- Долгих, Г.В. Классный час. Праздник «Семейные традиции, праздники» // Классный руководитель. -2001.-№2.
- Жаркова, Т.Каков в гнезде – таков и в полёте // Воспитание школьников. -2001.-№6.
- Макеев, Г.А. Семейная жизнь и дети. –Волгоград: Нижн.-Волжск. книжн.изд-во, 1987.
- 6.Пальминова, С.Т. Семейный праздник // Классный руководитель.-2000.-№8.
- Швензель, Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость» // Классный руководитель. -2000.-№8.
- Лободина, Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. –Волгоград: Учитель, 2007.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общение в семье всех её членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какой будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом и состоит счастье родителей. Через общение и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя в разных ситуациях. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоретические знания не дают возможности превратиться в привычку, если они не закреплялись практически. Общение для детей и родителей имеет глубокий смысл, в нём человек ощущает себя личностью, членом коллектива. За годы обучения в начальных классах от 7 до 11 лет происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее важный отрезок человеческой жизни. Ученик должен научиться, не только трудиться, но и жить богатой духовной жизнью. Это период нравственного, физического и эстетического развития, период становления нервной системы. Это период, который наиболее благоприятен для развития и формирования той или иной функции, качества, свойства, психологи называют сензитивным. Если он упущен, то эти качества формируются с трудом. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. Часто можно слышать от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». В семье всё меньше уделяется общению детей с родителями, братьев с сёстрами. А, значит, члены семьи всё меньше знают друг друга, меньше переживают друг за друга. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в добро, в учителя, в чуткость к людям. Любовь к ребёнку…, любовь к родителям… Трудно переоценить значение этого чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту. Родительские собрания, проведённые совместно с учащимися, усиливают роль семьи в воспитательном процессе, сплачивают семьи, формируют уважительные отношения между всеми членами семьи, учат общаться.
Родительское собрание: «Моя семья – моя радость!»
(проводится совместно с детьми)
Школа и семья: наше сотрудничество и сотворчество
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Василий Сухомлинский
Цели:
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитее интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, сплочение семей;
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся;
- Изучение семей учащихся;
- Усиление роли семьи в воспитательном процессе.
Подготовительная работа:
- приглашение родителей на собрание;
- выставка рисунков на тему «Моя семья»;
- анкеты для детей и родителей;
- плакаты с пословицами;
- лепестки «ромашки»;
- презентация
Подготовительный этап:
1. Приглашение для родителей.
2. Высказывания.
«Любовью и уступками достигается все»
Жан Поль
«Понимание – начало согласия»
Спиноза
Ход родительского собрания
I.Организационная часть.
Звучит запись песни «Родительский дом». Родители занимают места в классной комнате (столы и стулья расставлены по кругу). Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.
II.Вступительная часть.
Учитель: - Мы собрались сегодня на особое родительское собрание – час общения родителей и детей и поговорим мы сегодня о семье. А что такое семья? Что она означает?
Готовясь к собранию, я первым делом заглянула в толковый словарь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья – слово многозначное. Одно из лексических значений, касающееся сегодняшней темы, звучит так: «Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)». Что нужно для создания счастливой семьи? Попробуем ответить на эти вопросы.
III.Основная часть.
Послушайте сказку о Звёздочке (чтение по ролям сказки).
Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: “Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный”?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: “Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
– А в какие ночи твой свет становится ярким? — спросила Луна.
– Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?
– Ты узнала тайну спешащих странников? — спросила Луна.
– Да, — ответила Звездочка. — Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...”
– А какими были его глаза? — недоуменно спросила Луна.
– Они светились в темноте от счастья и радости” - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. — Чему ты радуешься, странник?
И он ответил: “Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи — жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное”. Звездочка замолчала, а затем сказала: “Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью”. Луна посмотрела на Звездочку и спросила: “Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми”?
– А разве это возможно”? - с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: “Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь — одна Семья”!
Учитель: Я предлагаю вам всей семьёй обсудить сказку. (На обсуждение 3-4 минуты). Для обсуждения даётся карточка – помощник:
|
Обсуждение сказки:
Высказывание семей (представителей) - 1-2 семьи.
- Перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки.
После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка и другие.
Учитель:
-Действительно, для каждой семьи важны такие качества, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота.
О семье написано много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы. Одно из таких стихотворений предлагаем вам прослушать и ответить на вопрос: «Чем является семья для автора этого произведения?»
(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
М. Лангер. «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Учитель: - Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
Учитель: - Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
- Кто глава вашей семьи?
- Чем я радую своих родителей?
- Чем огорчаю?
- Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
- Что для тебя главное в семье?
- Что бы ты хотел изменить в своей семье?
Анкета для родителей
- Кто глава вашей семьи?
- Чем вас радует ребёнок?
- Чем огорчает?
- Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
- Что для вас главное в семье?
- Чтобы вы хотели изменить в своей семье?
Учитель: - Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.
Учитель: - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: «Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть»; или «Моя семья самая лучшая, я её люблю». А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.
- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)
сердце матери
родители детям
на худо не учит
отец сына
лучше солнца греет
счастья не найдёшь
лучше матери
плохо не скажут
друга не сыщешь
обидишь отца-мать
Лучше матери друга не сыщешь.
Сердце матери лучше солнца греет.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
Отец сына на худо не учит.
Родители детям плохо не скажут.
Сценка. «Мать и дочь»
Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо - громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!
Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте, приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
Дети читают стихи о различных ситуациях в семье на тему: Так бывает.
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» -
Скажут про меня.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так.… Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь развел мне какофонию.
О, Господи! Я сдам тебя в колонию!
Отцовские руки, отцовские руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
- «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос.
Учитель: - Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний? А вас в детстве наказывали?
Учитель: Спор о наказании продолжат звери…
Сценка (кукольный театр)
Действующие лица: ( автор, енот, лиса, еж, волк, ежиха, медведь, сова, заяц, сорока, крот, белка).
Автор:
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На призывный этот зов.
Енот:
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса:
Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт!
Еж:
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк:
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха:
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь:
Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор:
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова:
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор:
Зашумела тут толпа.
Лиса:
Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь:
Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор:
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек…
Заяц:
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор:
Протрещала тут Сорока…
Сорока:
Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова…
Сова:
Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот:
Как не бить?
Автор:
Сказал Енот.
Крот:
Да, да, да!
Автор:
Тут вторил Крот.
Белка:
Ну, а мне…
Автор:
Всплакнула Белка.
Белка:
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор:
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Прекратить их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Игра с родителями.
Учитель: Кто умнее всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто милей вам всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто вам сердце любовью лечит?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто так жаждет с вами встречи?
Родители: Наши дети! Наши дети
Игра с детьми
Учитель: Как любят вас мамы и папы?
Дети: Они нас одевают, обувают, стирают, готовят еду, переживают за нас.
Дети: Иногда совсем не обращают внимания на то, как мы себя ведем.
Дети: Может, покажем, как это бывает?
Сценка.
Родители: Здравствуйте, юные зрители!
Мы Петрушкины родители,
Старик и старушка.
А это наш сынок Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте дети и их родители!
Пообщаться со мной, не хотите ли?
Я мальчишка удалой,
Очень шустрый, озорной,
А подраться, пошалить,
Кто же может не любить?
Родители: На часах девятый час,
Торопись сыночек в класс,
Вот тебе книжки и тетрадки,
Мама пирог положила сладкий,
С маком и корицей,
С перцем и горчицей.
Петрушка: Я сегодня инвалид
У меня живот болит.
Больно мне ворочаться –
В класс идти не хочется.
Родители: Ты, сыночек, не здоров?
Позовем мы докторов.
Пусть тебя они осмотрят,
Капли разные дадут.
Если это очень нужно,
Пусть укол тебе введут.
Петрушка: Не хочу я докторов.
Я уже почти здоров.
Только кружится слегка
Почему-то голова.
Родители: Ты, сыночек, полежи!
И о школе не тужи!
Справочку тебе напишут
Твои добрые родители.
Автор: Папа с мамой за порог,
И Петрушка прыг да скок.
Он к портфелю подбегает –
Где там с маком пирожок?
Помните родители!
Есть такие дети!
Не пишите справок им
Ни за что на свете!
Ученик: - Предлагаем вашему вниманию памятки-пожелания для детей и родителей.
Памятка для родителей
(читают шесть подготовленных учеников)
- Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
- Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
- Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
Памятка для детей
(читают пять подготовленных родителей)
- Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
- Помните слова М. Цветаевой: « Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Итог собрания:
А сейчас мы обсудим с вами вместе наши рекомендации «В семье хорошо – это когда…»
- Здоровая семья;
- Уют в доме;
- Уважение в семье;
- Доверие в семье;
- Взаимопонимание в семье;
- Общие интересы;
- Сила любви к своему дому и к своей семье.
Рефлексия:
У вас на столах лежат сердечки. Вы должны выбрать те, которые помогут вам создать крепкую, здоровую и успешную семью.
На доске два сердца с надписью: любовь. (Родители вместе с детьми выбирают сердечки с надписями, которые характеризуют крепкую, здоровую и успешную семью.)
Итог: Учитель: - Любите и понимайте друг друга!
Литература:
- Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. – М.: Просвещение, 1989.
- Воликова, Т.В. Учитель и семья. – М.:Просвещение, 1979.
- Долгих, Г.В. Классный час. Праздник «Семейные традиции, праздники» // Классный руководитель. -2001.-№2.
- Жаркова, Т.Каков в гнезде – таков и в полёте // Воспитание школьников. -2001.-№6.
- Макеев, Г.А. Семейная жизнь и дети. –Волгоград: Нижн.-Волжск. книжн.изд-во, 1987.
- 6.Пальминова, С.Т. Семейный праздник // Классный руководитель.-2000.-№8.
- Швензель, Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость» // Классный руководитель. -2000.-№8.
- Лободина, Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. –Волгоград: Учитель, 2007.
- . В помощь классному руководителю. – Мн.: ООО «Классико – принт», 2003.
- Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Синицина Л. Умные сказки. М., 1997.
- Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.
13. Интернет-ресурсы: http://semcennosti.info/
http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf
http://oshgrod.blog.tut.by/2012/03/01/roditelskoe-sobranie-tsennosti-sovremennoy-semi/
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЯМ ВТОРОКЛАССНИКОВ
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Сходные надежды и опасения присутствуют у родителей второклассников.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограниченны. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Помощь родителей.
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
Тест для родителей:
На какой основе строится отношение отца и матери
к ребенку?
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.
∙ Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
∙ Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет а фантазирует.
∙ Современные школьные программы чересчур сложны.
∙ Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
∙ Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
∙ Наивная непосредственность – это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.
∙ Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
∙ Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
∙ У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
∙ Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
∙ Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
∙ В детстве всем необходимы занятия спортом.
∙ За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
∙ Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
∙ Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
И т о г и: 15–20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
– Рабочее место должно быть достаточно освещено.
– Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
– Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
– Приступать к выполнению домашнего задания лучшего всего через 1–1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
– Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
– Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30–40 минут.
– На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т. д.).
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.
– Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
– Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
– Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
7. Присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
– На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Неизменными остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему!
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите, пожалуйста, внимание на общешкольные умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в приобретении и развитии их.
1. Умение ребенка взять все необходимое для школы.
2. Умение поздороваться с учителями и детьми.
3. Умение задать вопрос учителю.
4. Умение отвечать на вопрос.
5. Умение слушать объяснение и задания учителя.
6. Умение выполнять задания.
7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается.
8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием.
9. Умение обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.
10. Умение распределять работу на части.
11. Умение правильно реагировать на замечания.
12. Умение объяснять то, с чем не согласен.
13. Умение считаться с другими (формировать суждение и планировать действия на основе интересов других).
14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого.
15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.
16. Умение вести себя независимо по отношению к родителям и педагогам.
17. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.
18. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени.
19. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.
П о м н и т е! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
∙ В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.
∙ Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
∙ Признайтесь ребенку в вашей ошибке, совершенной по отношению к нему.
∙ Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты.
∙ Поставьте себя на место ребенка.
∙ Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
∙ Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
∙ Расскажите поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.
∙ Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков".
Памятка для родителей окажет помощь в приготовлении уроков....
Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания.
Данный материал содержит некоторые советы для родителей, направляющие их действия при подготовке домашних заданий....
«Как помочь ребёнку в приготовлении домашних заданий» . Памятка для родителей
Для любого ребенка очень важно, что бы в период когда начинают задавать домашнее задание рядом были родители. Но современные родители зачастую теряются в обилии программ и не всегда знают как помочь с...
Памятка "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков"
В памятке содержаться рекомендации как правильно помогать ребёнку в приготовлении уроков....
Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания
Памятка для родителей...
Консультация для родителей на тему "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков"
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Памятка для родителей "Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания"
Памятка для родителей "Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания"...
Комментарии
Родительское собрание "Счастливая семья. Какая она?"
Самые лучшие дети бывают
у счастливых родителей
А.С.Макаренко