Инновационный проект
материал по теме
В данном материале отображается совместная деятельность ученика и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_proekt.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 1
Инновационный проект
«Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
Автор работы: Хлопова Марина Викторовна
Занимаемая должность:
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Место выполнения работы: МОУ СОШ № 1
г. Красный Кут
2010 год
Содержание:
- Обоснование актуальности проекта. 3
- Цель и задачи педагогического проекта. 5
- Деятельность в рамках проекта:
I этап – изучение литературы по исследовательской
и проектной деятельности. 6
II этап – планирование работы с учащимися на
основании результатов психолого-
педагогической диагностики. 8
III этап – описание полученных результатов. 9
IV этап – результативность проекта. 11
IV. Использованная литература. 14
Успех в педагогике
Бывает только общим.
(народная мудрость)
I. Обоснование актуальности проекта.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. В настоящее время сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель должен заботиться о формировании у ученика определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.
Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества, актуализации субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе.
При решении любой образовательной проблемы, мы не можем обойтись без взаимодействия с семьёй, без разнообразного сотрудничества с родителями. Потому что, основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие её ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Очень важно увидеть учителю и показать родителям, как сказывается и в чём может проявляться их заинтересованность в успехе ребёнка, ведь родители на практике очень часто довольствуются пассивной ролью в учебно-воспитательном процессе в школе.
В связи с этим, в настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностное развитие ребёнка.
Есть мнение, что в первом классе исследовательская деятельность не предусмотрена, так как это проблематично: дети слишком малы для проектирования. Считаю, эта деятельность возможна, более того, в ней есть необходимость у всех участников образовательного процесса. Все мы знаем, как тяжело первокласснику и его родителям адаптироваться в школе, а учителю заинтересовать ученика и его родителей совместной учебной деятельностью.
На мой взгляд, совместная с первоклассниками и их родителями исследовательская деятельность – эффективный путь решения проблемы.
II. Цель и задачи педагогического проекта.
Цель проекта – организовать совместную с учащимися и их родителями исследовательскую и проектную деятельность, и проследить, как она влияет на личностное развитие первоклассников.
Задачи проекта:
- Изучить методику совместной с родителями исследовательской и проектной деятельности, для начальной школы и предложить алгоритм совместной деятельности с родителями.
- Проводить психолого-педагогическую диагностику класса
- Показать образовательный результат совместной исследовательской деятельности учащихся, учителя и родителей.
- Показать эффективность коллективных проектов по сплочению классного коллектива учащихся , родителей и учителя.
- Разработать детско—взрослый проект по программе «Разговор о правильном питании», в течение всего года.
Ожидаемый результат:
- Осуществление разнообразных форм участия родителей в проектной деятельности школьников:
- мотивационная - подбадривает своего ребёнка, показывает собственную заинтересованность;
- информационная – помощь в поиске нужной информации;
- организационная – распределение времени, планирование деятельности ребёнка;
- техническая – монтаж материала.
- Личностное развитие первоклассников, формирование ключевых компетентностей учащихся при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной и компетентности взаимодействия.
- Рост активности родителей в совместной деятельности в школе и стиля определения взаимодействия учителя с учениками, с родителями.
III. Деятельность в рамках проекта.
I этап – изучение литературы по исследовательской и проектной
деятельности.
Знакомясь с литературой по теме, и работами учителей из разных городов России, сделала вывод, что эта тема не только актуальна в настоящее время, но и очень популярна в педагогической среде. Накоплен большой опыт, выпущена методическая литература, в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Учителя из г. Омска МОУ «Гимназия № 140», Т.В. Коробейникова и Е.В. Митрясова ведут свой рассказ, начиная с истории педагогики:
«…Идея использования исследования, известна со времён Сократа. Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставил в положение исследование определённой проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце llX века».[1]
Представитель классической дидактики К. Д. Ушинский, выделял два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания и «учение активное» - посредством собственного опыта.
И хотя он не включал в текущий учебный процесс элементы будущего материала, но значение перспективы в целом понимал. Это выразилось в одном из дидактических правил обучения «от известного к неизвестному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому». На мой взгляд, К.Д. Ушинский был прав. Сегодня мы больше опираемся на «учение активное», так как современные дети более открытые, их любознательности, стремление наблюдать, самостоятельно делать открытия - можно только позавидовать.
Авторы книги «Исследовательская деятельность младших школьников»,
Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк, из г. Волгограда, составили тематическое планирование внеурочного времени по классам на учебный год, где исследовательской деятельности уделяется особое внимание. Они считают, что
«исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельное умозаключение. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование».[2]
Очень интересны работы доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета – А.И.Савенкова. Особый интерес представляет методическое пособие « Методика исследовательского обучения младших школьников». Именно в ней есть ответы на многие вопросы. А.И.Савенков убедительно говорит о значимости работы педагога в этом направлении, что очень важно, и о готовности ребёнка к этой деятельности.
«…Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условие для исследовательского обучения».[3]
Вместе с тем, недостаточно материала о том, как исследовательская деятельность влияет на личностное развитие ребёнка младшего школьного возраста.
С первого класса ребёнок благодаря своей любознательности имеет небольшой жизненный опыт, а значит, есть и возможность активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого ещё «исследовательским». Важную роль в этой деятельности играет не только учитель, но и родители, психолог, социальный педагог. Но методических предложений по этой проблеме практически нет. На основании изученного, можно предложить следующий алгоритм совместной деятельности с родителями.
Алгоритм работы с родителями по проекту:
- Родительское собрание « Что такое проектная деятельность».
Выбор темы проекта и разработка плана действий.
- Участие родителей в детско-взрослом проекте
«Разговор о правильном питании»:
- поиск информации ( учитель+ученик+родители);
- консультирование родителей и детей в ходе проекта
(повышение личной уверенности);
с) обсуждение и подведение итогов.
3. Защита результатов работы групп и направление проекта на
областной конкурс по программе «Разговор о правильном питании».
II этап – планирование работы с учащимися на основании результатов психолого-педагогической диагностики.
По данным психологического теста их можно разделить на две группы – это флегматики (11ч.) и сангвиники (9ч.). Учащиеся таких групп проявляют настойчивость в доведении своих дел до конца. Они наиболее успешны в деятельности. Ведущее полушарие – левое (в классе 18 левополушарных и 2-правополушарных ребёнка), а значит, для них нужна строгая работа по алгоритму. И по утверждениям психологов у левополушарных детей очень хорошее стремление к самостоятельности, проникновение в глубину знаний, очень высокая потребность к умственной деятельности. Это те дети, с которыми эта работа может быть успешной с первого класса. Утверждения психологов меня убедили: перед такими учениками нужно ставить новые интересные задачи, их нужно постоянно включать в активную деятельность. Создание проектов и исследование – это их «конёк», потому что есть настойчивость, интерес довести дело до конца и стремление к самостоятельности, что послужит целенаправленному личностному развитию младших школьников. А значит, в работе с классом рекомендованы эвристический, проблемный, исследовательский, проектно-творческий методы.
Этому способствует и Образовательная система « Школа 2100», по которой преподаю десять лет. Она ориентирована на создание современного личностного образования в массовой школе.[4]
Психолого-педагогические данные были учтены мною в организации работы над проектом: «Овощи и фрукты – полезные для первоклассника продукты», при формировании групп по интересам. С этими рекомендациями психолога я и начала совместное родительское собрание с учащимися класса.
III этап – описание полученных результатов.
Важно было объяснить детям и родителям:
-Зачем это нужно?
-Что такое проект?
-Что такое исследование?
Обсуждение проходило в два этапа:
- детям предлагалось это выполнить в классе на уроках окружающего мира и технологии;
- родителям в домашних условиях (фотографирование детей, посещение с ребёнком библиотеки - с целью поиска информации).
Что может первоклассник, который ещё и читать то не умеет? Берусь поспорить – всё! Ведь дети в современном мире гораздо любопытнее и в первом классе имеют уже, хотя и маленький, но жизненный опыт. Они знают множество овощей, фруктов, ягод, которые не только видели на картинках, но и пробовали на вкус. Им предстояло выяснить:
Какая от них польза? Зачем человеку употреблять их в пищу?
Дома с родителями ученик вырезал картинки с овощами и фруктами из детских журналов. В библиотеке собирались стихи, загадки, статьи. Вот здесь заинтересовались не только дети, но и родители. Среди мам и пап, и их семей начались дискуссии, (это можно было слышать при встрече на консультациях):
- Какой из овощей самый полезный?
- Сколько фруктов может съесть наша семья за месяц?
-Какое открытие сделали для себя, когда искали самый полезный овощ
или фрукт для человека?
Интересные открытия делали и сами для себя первоклассники:
- все овощи и фрукты полезные;
- многие овощи и фрукты очень давно были завезены из других стран для дальнейшего выращивания в нашей местности;
- в одном овоще или фрукте несколько витаминов;
- яблоко нужно есть полностью, так как в самой сердцевине находятся семечки, а в них содержится йод, который нужен для человека;
- чтобы наш организм работал как «часы», нужно есть тыкву, и т. д.
Когда информации набралось достаточно много – все вместе сели за стол переговоров – как оформить, чтобы было не только интересно, но и полезно. В результате получилась наглядная «энциклопедия», сделанная руками первоклассников и их родителями.
IV этап – результативность проекта.
Каждая семья вносила посильный вклад в общее дело. Кто-то выступал организатором, кто-то исполнителем, а значит, становились самостоятельными и ответственными. Многие семьи стали общаться, делиться советами. Дети увидели себя и своих одноклассников в качестве хорошего и знающего друга. Родители чаще стали ходить в школу, им стало интересно не только как учится их ребёнок, но и чем занимается после уроков. Родители поняли, что для роста здорового и умного ребёнка нужно потребление овощей и фруктов. Многие семьи изменили своё домашнее меню, все дети ежедневно получают горячее питание в школе, так как это активно поддерживают родители. Результатом деятельности в рамках проекта ««Овощи и фрукты – полезные для первоклассника продукты», является посещаемость учащимися школы - 98% учащихся посещают школу без пропусков ( речь идёт о пропусках по уважительной причине). Они здоровы – это очень хорошо.
Через беседы с учащимися, родителями; наблюдая за их деятельностью в ходе коллективной работы; по завершению обучения в первом классе были сделаны ряд выводов. Более 50% учеников класса смогли планировать свои действия, делать рефлексию собственного поведения, испытали потребность в получении признания одноклассников. Работа в условиях проекта позволила расширить взаимоотношения между учащимися. Серьёзно подходили к работе, овладели правилами работы с книгой, толковыми словарями, энциклопедиями. Дети включали в работу членов семьи, что позволило родителям взглянуть на своего ребёнка с другой стороны; увидеть, что он хочет, чем заинтересован, к чему стремится.
Интересны были заключительные беседы с учащимися и родителями. Это не только возможность обмениваться мнением, но и подвести итоги исследования, систематизировать полученные знания, увидеть ошибки; спрогнозировать дальнейшую работу. Для более точного результата исследования каждый ученик отвечал, чему он научился или где ещё возникают затруднения.
- Трудно ли было заниматься исследованием в ходе проекта?
Дети отвечая, называли конкретные трудности, например:
- мне трудно, потому что я мало читаю, иногда не понимаю смысл слов. А ещё нужно быть внимательным и наблюдательным.
- А мне даже интересно, ведь можно сделать открытие, которое совсем рядом с тобой.
Мы все прекрасно знаем, что успешная совместная работа с родителями возможна при едином понимании целей и задач. Ведь необходимо формирование единого образа мира ребёнка. По итогам работы проведены анкеты и проанализированы мнения всех сторон участников образовательного процесса по единообразным вопросам. Результаты были изучены, и на родительском собрании предложено их обсудить. Были определены успехи каждого из детей и проблемы, над которыми нам вместе необходимо поработать.
Анализ проводился персонально по каждому ребёнку, затем было сделано обобщение по всему классу. В виде таблицы «Сформированности умений». (см. Приложение 1).
Интересны и выводы психолога (тестирование проводилось в марте 2009 года по методике С.Р. Немова «Социально-психологическая самоаттестация группы, как коллектив»). Класс, как коллектив, является сплочённой, дружной командой. Учащиеся стараются быть вместе, все задачи, поставленные перед классом, решают дружно, сообща. Дети слаженно и организованно делают любое начатое дело и доводят его до конца. На первом месте учащихся ставятся интересы класса в целом, а не собственные. У 80% учащихся всегда преобладает жизнерадостный тон настроения. Они полны энергии, активны, испытывают чувство гордости за коллектив. В классе царит атмосфера заботы, доверия, каждый из ребят в коллективе уверен в себе, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Все эти факты свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в классе.
Детско-взрослый проект был отправлен на Областной конкурс по программе «Разговор о правильном питании». По итогам конкурса наш дружный коллектив стал лауреатом и в награду мы получили Диплом от министерства образования Саратовской области.
Первый учитель и семья должны стать для ребёнка крепкой опорой для дальнейшего успеха. Наряду с динамикой в сформированности личностных характеристик в сравнении с первым годом обучения, отмечаю развитие потребности ребёнка в признании окружающих не только одноклассников, но и ребят с параллельных классов; проявляется творческое отношение к действительности.
Исследовательская и проектная деятельность создаёт условия для познавательного развития детей; воспитывает чувство симпатии к сверстникам и интерес к их поступкам; способствует овладению различными способами действий с целью развития самостоятельности; способствует развитию воображения и творческих проявлений младших школьников. А значит и влияет на целенаправленное личностное развитие младших школьников.
Ученик научиться действовать может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке и во внеурочное время, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов.
В работе с родителями невероятно важно «понимание», союз и понимание с родителями дают неограниченные возможности педагогу.
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «понимание».
Использованная литература:
- Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2004.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.14
- Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса// Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.38
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – Москва. Баласс, 2004.
[1] Марафон идей. «Включение приёмов исследовательской работы в урок»
Т.В. Коробейникова, Е.В. Митрясова. Сеть творческих учителей.
[2].Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград 2009, с.3.
Издательство «Учитель».
[3] Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара 2006, с. 5.
Издательство «Учебная литература».
[4] Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса. (Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех). – М.: Баласс, 2006. – с. 38-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Одаренные дети"
Проект направлен на повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....
Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»
Пояснительная записка За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...
Разработка инновационного проекта
Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение"....
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны
Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...
Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....
Социально-значимый проект/ грантовый конкурс инновационных проектов
laquo;Цифровая художественная студия»...
Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта
Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педагогический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во вс...