Доклад на тему"Патриотизм,как одна из важных составляющих воспитательного процесса"
статья по теме
Предварительный просмотр:
МОУ « Четырчинская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила: учитель начальных классов Макарова Т.А.
2009г.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .
Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты.
Недаром говорят, что природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова, ведь мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
При составлении воспитательного плана для раздела патриотическое воспитание я поставила следующие цели и задачи:
- формирование основ патриотизма;
- изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края;
- воспитание уважения и интереса ко всем нациям;
- Воспитание бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Весь раздел патриотическое воспитание представляет собой четыре ступени развития.
«Мой дом – моя семья».
«Моя школа. Моё село».
« Чистопольский район».
«Республика Татарстан – частица России».
Для реализации этих ступеней использую следующие формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Классные часы;
- Беседы, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Трудовые дела;
- Интегрированные уроки.
Рассмотрим подробнее каждую ступень.
1 ступень «Мой дом – моя семья», т.к. семья выступает первым воспитательным институтом.
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.
Вот некоторые формы работы: Слайд №
-Составление родословной семьи (дети узнают своих родственниках…);
- Праздник общения. ( мероприятие совместно с родителями. Проводились различные конкурсы, дети многое узнали о родителях , а родители о детях. Дети писали сочинения «Самый счастливый мой день».»Когда я плачу», выставка «Семейная мастерская», « Профессии моих родителей, « Традиции нашей семьи»;»Советы моей бабушки».и.тд.
2 ступень «Моя школа. Моё село» Слайд № 10
Задачи:
1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;
2. Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями уважаемых жителей села;
3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;
4. Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в школе.
На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Моя школа» и «Моё село». Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.
По второму направлению «Моё село»: история жизни
д.Четырчи и близ лежащих малых деревень, интересные люди, местные народные промыслы, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству села, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
На данной ступени проведены мероприятия такие как :
«Масленица»;
«День Здоровья»;
«Зарница»;
«Помоги птицам»;
«Доброго пути, родничок»;
«День Победы», дети готовят концертные номера и поделки своими руками для ветеранов.
Участие в конкурсе боевых листков, посвященных дню защитника Отечества;
Встреча с курсантом артиллерийского командного училища;
Мероприятия, посвященные дню защитника отечества
«Сражение «Один на один»;
«Посвящение в рыцари». На одном из этих мероприятий старшеклассники нашей школы учили малышей собирать и разбирать автомат, правильно одевать противогаз.
3 ступень «Чистопольский район»
Задачи:
1. Воспитание люби Чистопольскому району, к своему– месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
На этой ступени говорится: об истории Чистопольского района, исторических памятниках, памятниках культуры, музеях, учреждениях культуры, природа, экологических проблемах, интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народных промыслах, произведениях искусства, фольклоре, традициях и обычаях.
О правилах поведения в музее, театре (проведено мероприятие «Здравствуй, театр»). Активное участие в районных творческих конкурсах, а так же дети пишут сочинения на тему: Моё родное село Четырчи, мой любимый уголок…. На данной ступени дети самостоятельно составляли и составляют Красную книгу Четырчей.
4 ступень «Республика Татарстан – частица России».
Задачи:
1 Привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Республики Татарстан, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей.
Содержание этой ступени: Государственные символы России, государственное устройство России, (показ книги)
народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие(здесь можно отметить следующее: ученица самостоятельно готовила сообщение на тему: Берёза–символ России,)
охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
Республика Татарстан – частица России.
Архитектурные и культурные памятники и многое другое.
На уроках музыки, да и не только звучат произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, русские народные песни, стихи о России, о Чистопольском крае, изучение Нина России. На уроках учащие знакомятся с традициями, обрядами своего народа, рассказывается о древних русских городах…В работе используется взаимодействие трёх видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.
У детей появится ощущение « Я гражданин Отечества», чувство ответственности за свое будущее, в том случае если будет система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций.
Всё это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе – одна из важных составляющих развития способностей и таланта
Исследовательская деятельность – это возможность наиболее полно реализовать собственные таланты и способности. Учитель должен организовать такую учебную и внеучебную деятельность, пр...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНИ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учитьс...
Внеурочная деятельность, как составляющая воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для саморе...
Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Доклад на тему "Взаимодействие школы и семьи в учебно-воспитательном процессе"
Выступление на педагогическом совете...