Как оформить исследовательскую работу?
творческая работа учащихся (3 класс) по теме
Трудным моментом для учащихся начальных классов является оформление исследовательской работы. Предлагаю для образца исследовательскую работу "Мои права и обязанности". Учащиеся, защищавшие данную работу на Всероссийском конкурсе "Я - исследователь"., стали победителями в номинации "За практический выход исследования". Данная работа является приложением к статье "Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_moi_prava_i_obyazannosti_.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема: «Мои права и обязанности»
Выполнили:
ученица 2 «в» класса Аксёнова Евгения Сергеевна,
ученица 2 «в» класса Тимохина Екатерина Ярославовна
Руководитель:
учитель начальных классов Эглитис Людмила Павловна
242550 Брянская обл. п. Дубровка
Микрорайон №1
т.(48332) 9-10-48, 9-11-48
2007 г.
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………
2. Цель, задачи, гипотеза работы …………………………………………
3. Основные методы исследования ……………………………………….
4. История понятия «Право» ……………………………………………..
5. Изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» ……………………………………………………………….
6. Что мы узнали, посетив урок граждановедения? ……………………..
7. Все ли родители выполняют свои обязанности? ……………………...
8. Опрос по теме «Мои права и обязанности» …………………………...
9. Результаты работы ………………………………………………………
10. Возможные пути дальнейшего изучения темы ………………………
11. Выводы …………………………………………………………………
12. Заключение …………………………………………………………….
13. Приложения…………………………………………………………….
Введение.
Ребенок и его родители обязательно должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, для того, чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Изучать права необходимо с детства и пополнять свой запас всю жизнь.
Права человека, а тем более ребенка, - это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек, в том числе и ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Мы постоянно слышим дома, в школе, на улице:
- Ты должна это делать.
- Нельзя так поступать.
- Ты не имеешь права!
У нас возникли вопросы.
- Что мы обязаны делать и что не должны?
- Какие мы имеем права?
С этими вопросами мы обратились к учительнице Людмиле Павловне. Она рассказала нам об Основном Законе нашей страны. С ней мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы.
( см. приложение №1)
Из словаря мы узнали, что такое права и обязанности. Библиотекарь Ирина Николаевна помогла нам найти книги по данной теме.
Цель работы: узнать, какие у нас есть права и обязанности.
Гипотеза: возможно ли, чтобы человек, живя в обществе, был совершенно свободным, что хотел, то и делал?
По ходу нашего движения по маршруту мы ставили следующие задачи:
1. Определить и изучить документы, в которых записаны наши права.
2. Оформить книжку-малышку «Мои права, записанные в Конституции РФ».
3. Составить словарь юного правоведа.
4. Исследовать знания учащихся начальных классов своих прав и обязанностей.
- Через школьную газету «От школьного порога к звездам» ознакомить учащихся с результатом опроса и предложить практические рекомендации по изучению прав и обязанностей.
Основные методы исследования:
- Изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
- Чтение и анализ книги для учащихся начальных классов «Ваши права» (автор Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г.) о правах человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека.
- Посещение урока «Граждановедения» по теме «Конституция РФ. Права и обязанности».
- Опрос среди учащихся начальных классов по теме «Мои права и обязанности»
История понятия «право»
Бабушка Кати, учитель истории Антонина Александровна, рассказала историю понятия «право».
Оказалось, что корни этого понятия уходят в глубокую древность. Первоначально понятия “хорошо” - “плохо”, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь. Подтверждением тому является библейские заповеди. Первая из этих заповедей – ,,Не убий!”.
Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.
История знает немало примеров, когда жертвами насилия становились племена и даже народы.
Чудовищные проявления жестокости к человеку во время Великой Отечественной войны заставило мировую общественность выработать совместные законы.
10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека.
10 декабря – всемирный день защиты прав человека.
5 декабря 1989 года была принята ООН (Организацией Объединённых Наций) Конвенция о правах ребенка.
Что означает слово “право”?
“Право” - это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.
Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”. Стало быть, можно сказать, что право – нечто справедливое, правильное, правдивое.
Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.
“Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили, такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай” – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы, с мнением которых нельзя не согласиться.
Изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, записаны в Конституции РФ.
Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1993года.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции РФ: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И мы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять. Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека.
Читая эту статью, мы поняли, что права ребенка, записанные в Конституции РФ, реализуются нами в жизни.
Первое право, право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), мы получили, когда родились. Об этом записано в нашем первом документе «Свидетельстве о рождении».
Самым «теплым местом» для жизни является дом, семья. Мы это имеем согласно ст. 40 Конституции РФ.
1 сентября 2004 года мы стали учениками Дубровской средней школы №2 (реализовали ст.43 Конституции РФ). В октябре 2004 года мы вступили в детскую организацию «ВЕГА». Катю избрали командиром нашего отряда «Светлячок».
Во 2 классе мы ездили на лечение в санаторий «Дзержинец» в город Воронеж (реализовали ст. 37 Конституции РФ).
В нашем классе учатся мальчики и девочки, ребята разных национальностей. Мы все дружим.У нас разные интересы и увлечения. Мы с удовольствием посещаем танцевальный кружок. Другие ребята учатся в музыкальной школе, посещают спортивные секции, ведь Конституция РФ провозглашает равенство прав ребёнка не зависимо от пола, языка, религии, национального происхождения (по ст. 26 Конституции РФ). Мы любим читать детские журналы «Простоквашино», «Мурзилка», «Цветная ниточка», пишем заметки в нашу школьную газету «От школьного порога к звездам», ведь это наше право выражать свое мнение, собственные взгляды (по ст. 29 Конституции РФ).
Нашим мальчикам мы объяснили, что согласно ст.23 они не имеют право обижать нас. Ведь они нарушают право на свободу и личную неприкосновенность. Теперь в нашем классе мальчики не дерутся.
Когда нам исполнится 18 лет, мы используем право избирать в органы власти (ст. 32 Конституции РФ).
Краткий обзор II главы Конституции РФ показывает, что наше государство гарантирует права на достойный образ жизни детей, на образование; ведь мы - будущее нашей страны. Мы гордимся тем, что являемся гражданами Российской Федерации.
Что мы узнали, посетив урок граждановедения?
Если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности (вывод, сделанный при посещении урока граждановедения в девятом классе).
Решим простую логическую задачу.
У человека есть права, ребенок - человек; значит у ребенка … Правильно, тоже есть права. Такие, как и у взрослого? Не совсем. Ребенок от взрослого отличается меньшими возможностями защищать самого себя, физической и умственной незрелостью. Поэтому он нуждается в специальной правовой защите.
Мы побывали на уроке “ Граждановедение” в 9-в классе. Урок начался с того, что учитель спросил, знаем ли мы, что значит быть гражданином России?
После обсуждения этого вопроса пришли к выводу, что, если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности.
Мы узнали, что основными документами, в которых записаны права ребенка, являются: Конституция Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации в нашей стране была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Всего в Конституции 137 статей.
Декларация прав ребёнка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять.
Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.
Ребята нам рассказали, что основные права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, можно квалифицировать на
- личные (право на жизнь);
- политические (право на свободу слова, совести);
- гражданские (избирательное право);
- социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
- культурные (право на свою национальную культуру, язык).
Более подробно мы остановились на праве на образование.
Это право записано не только в Конституции Российской Федерации, но и в Декларации прав ребенка. Принцип 7 этой декларации гласит: « Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.
Это право отражено и в статье 28 Конвенции о правах ребенка. В этой статье сказано, что государства-участники признают право ребенка на образование.
Таким образом: основные права и свободы, получившие своё закрепление в Конституции РФ, соответствуют международному перечню прав и свобод.
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
- Соблюдать законы государства.
- Платить налоги, сборы.
- Защищать Отечество.
- Сохранять природу.
- Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
- Беречь памятники культуры.
К сожалению, в нашей жизни нередки случаи, когда наши права нарушаются. Например, когда мы разговариваем по телефону, в наш разговор включаются другие люди. Что же нам делать в таких случаях?
Ребята нам разъяснили, что можно подать жалобу вышестоящему органу или в суд. В ней нужно указать, что произошло и какие права нарушены. Граждане могут обратиться в прокуратуру или в Конституционный суд.
Нам было очень интересно и познавательно побывать на этом уроке. В конце урока мы поблагодарили ребят и учителя за помощь в раскрытии понятий по теме « Наши права и обязанности».
Все ли родители выполняют свои обязанности?
Посетив урок граждановедения, мы задумались об обязанностях. Какие обязанности должен выполнять ребёнок? Наша главная обязанность – хорошо учиться в школе. Об этом нам говорят родители почти ежедневно.
Мы написали сочинение «У кого больше обязанностей – у взрослого или ребенка?» (см. приложение №3)
Обязанность родителей – забота о нас, детях. Однако все чаще появляются неблагополучные семьи, где родители страдают алкоголизмом. В таких семьях обязанность не выполняется. Примером этому служат открытия в нашей стране приютов для детей. В 2002 году в нашем поселке тоже появился такой приют. Мальчики и девочки школьного возраста учатся в нашей школе. Все стараются уделить им больше внимания. Одни дети возвращаются в свою семью, если родители смогли избавиться от вредных привычек. Другие продолжают жизнь в интернате. Некоторые ребята обретают новые семьи.
Мы верим, что эти дети забудут свои горести, вырастут уважаемыми и счастливыми людьми.
Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!
(см. приложение № 4).
Опрос по теме «Мои права и обязанности»
Мы провели опрос среди учащихся 2 – 3 классов, обработали данные и получили следующие результаты:
Опрос по теме “Мои права и обязанности”
(опрошено 70 человек среди учащихся 2-4 классов)
№ п/п | Вопросы | классы | Ответили правильно | |||||||
2а | 2б | 2в | 3а | 3б | 4а | 4б | 4в | |||
1 | Где записаны права и обязанности человека? | 14 | 2 | 10 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 37 чел. |
2 | Что такое Конституция Российской Федерации? | 2 | 1 | 4 | 2 | - | - | 2 | - | 11 чел. |
3 | Какие права вы знаете? | 8 | 3 | 12 | - | - | 2 | - | 3 | 28 чел. |
4 | Какие обязанности вы должны выполнять? | 4 | - | 5 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 14 чел. |
Вывод: большинство учащихся начальных классов мало информированы о своих правах, которыми они могут пользоваться и ещё меньше знают, какие обязанности должны выполнять.
Поэтому мы подготовили специальный выпуск общешкольной газеты на тему «Мои права и обязанности» (смотреть приложение № 5).
Результаты работы
В результате проделанной работы мы узнали свои права и обязанности, записанные в Конституции РФ, ознакомились с основными правами и свободами человека и гражданина, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, стали читателями районной библиотеки, научились пользоваться словарями, узнали, что 10 декабря – Всемирный день защиты прав человека.
Итогом нашего исследования стала книжка – малышка «Мои права, записанные в Конституции РФ», в которой предлагается вариант прочтения II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Автор книжки Аксёнова Евгения. Книжка – малышка иллюстрирована рисунками, сюжет которых взят из нашей жизни, так как мы уже пользуемся правами, т.е. живём по законам нашей страны.
Также мы составили «Словарь юного правоведа» для оказания практической помощи учащимся начальных классов в изучении темы «Права и обязанности детей». Словарь содержит краткое толкование значений слов по данной теме. В словарь также вошли пословицы и поговорки по теме «Право», календарь памятных дат.
Возможные пути дальнейшего изучения темы
Имея уже запас знаний по правам и обязанностям, участвовали в областном конкурсе «Правовое государство в России: проблемы и перспективы». Аксёнова Женя заняла II место среди учащихся 2 – 3 классов.
Мы видим продолжение своей работы в подробном изучении права на образование, как наша школа уважает право каждого ученика.
Выводы:
1. Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.
2. Мы поняли, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.
3. Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.
4.Ребёнок и родители должны знать не только свои права, но и обязанности.
Заключение
Хорошо было бы, если бы все взрослые соблюдали законы, не нарушали права и свободы рядом живущих людей, заботились о своих детях и нетрудоспособных родителях. Не было бы тогда у нас в стране детских приютов, домов престарелых, бомжей.
Возможность иметь права человек получает с момента рождения. Жизнь для человека является главной ценностью. Мы хотим обратиться ко всем жителям планеты словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Литература
- Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Конституция РФ.
- Соколов Я.В. Граждановедение. /Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1997.
- Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1981.
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. – М.: «Вита – Пресс», 1995.
- Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков. /Сост. и пер. Н.Макарова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
Приложения
Приложение № 1
Беседа со взрослыми
Посещение библиотеки
Изучение документов
Запись информации
Опрос
учащихся
Выпуск стенгазеты
Посещение урока
граждановедения
Результат работы
Приложение № 2
Права ребёнка, которые реализуются нами в жизни.
Приложение № 3
У кого больше обязанностей - у взрослого или ребенка?
Я знаю, что самым главным законом нашей страны является Конституция Российской федерации. В ней записаны не только права, но и обязанности людей. Права и обязанности взаимосвязаны между собой. Трудно представить, что человек пользуется только правами и не несет никаких обязанностей. Жить было бы невозможно.
Больше, конечно, обязанностей у взрослых. Я это вижу по жизни своих родителей. Они работают, платят налоги, заботятся обо мне, своих родителях, соблюдают порядок и чистоту в доме, участвуют в уборке улиц нашего поселка, сохраняют традиции нашей семьи. Мама учит меня ухаживать за цветами, мыть посуду, вытирать пыль. Всей семьей мы ходим к бабушке полоть грядки, убирать картофель. Возле дома мы посадили березку, зимой с папой вешаем кормушки для птиц. Мама мне объясняет, что это мне пригодится в будущем.
Много времени мои родители уделяют мне: вместе читает, делаем уроки, ходим в лес. Ведь забота обо мне - обязанность родителей.
Мой папа много работает. Когда ему исполнилось 18 лет, он пошел служить в армию. Это была его обязанность.
Я пока учусь во 2 классе, но у меня уже есть обязанности. Стараюсь хорошо учиться, хожу в танцевальный кружок, участвую в конкурсах, выполняю обязанности командира нашего отряда. Всё это для того, чтобы вырасти умной, стать учителем.
Хорошо было бы, если бы все взрослые соблюдали законы, не нарушали чужие права, заботились о своих детях и нетрудоспособных родителях. Не было бы тогда у нас в стране детских приютов, домов престарелых, бомжей. Но эта обязанность не только взрослых, но и государства.
Тимохина Екатерина
У кого больше обязанностей - у взрослого или у ребенка?
Конституция - основной закон, по которому живет наша страна. В Конституции записаны все права и обязанности человека.
Обязанности есть, конечно же, у всех: и у детей и у взрослых. Но у взрослых, мне кажется, их все-таки больше.
Мои папа и мама работают. Мама рассказывала, что взрослые платят налоги. Папа служил в Российской армии в Кремлевском полку и, если нужно, он обязан встать на защиту Родины.
В нашем поселке есть памятник погибшим воинам. Ученики нашей школы помогают взрослым ухаживать за ним. Ребята убирают мусор, сажают цветы. Памятник нужно сохранить для того, чтобы люди помнили о воинах, отдавших жизнь за Родину.
Взрослые обязаны беречь природу, не загрязнять окружающую среду для того, чтобы дети росли здоровыми.
Мы с семьей убираем сквер возле дома, ставим скворечники и кормушки для птиц. Когда мы отдыхаем в лесу, то всегда убираем за собой, ведь моя семья тоже обязана сохранять природу.
Мои мама и папа любят меня и заботятся обо мне. Они должны меня вырастить, чтобы я была здорова, образованна и воспитана. Это их главная обязанность. Но когда мои родители станут старенькими, я тоже буду заботиться о них.
Сейчас моя главная обязанность - хорошая учеба. Я обязана закончить школу, поступить в институт и получить профессию. Я хочу стать учителем танцев и работать с детьми. Когда я вырасту, то буду стараться выполнять свои обязанности как мои мама и папа.
Аксенова Евгения
Приложение №4
Заметки в школьную газету «От школьного порога к звёздам»
1. Кроссворд
12
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 |
По горизонтали:
- Правила, обязательные для выполнения всеми;
- Отечество, родная страна;
- Лицо, нарушившее закон;
- Чувство ответственности;
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности;
- Человек, принадлежащий к населению данного государства;
- Человек, который любит родину;
- Страна с определённой политической организацией;
- Международный договор, в котором оговорены права ребёнка, обязательный к исполнению странами, которые подписали его;
- Глава государства;
- Это то, что кто-либо должен соблюдать.
По вертикали:
- Основной Закон нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как оформить портфолио?
Если вы не знаете как оформить портфолио, с чего начать? Начните с самого главного: какие разделы вы включите в своё портфолио. Я предлагаю Вам свой вариант. Если Вам это поможет - буду очень рада....
Памятка "Как оформить читательский дневник?"
Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень). Читайте - и будьте счастливы!...
Как оформить портфолио ученика начальных классов.
Портфолио школьника - собрание данных о достижениях и успехах ученика, ярких моментах жизни в первые годы обучения в школе. В нем сохранится информация о результатах работы ребёнка, его интересах и лю...
Как оформить мини-сочинение
Пример оформления...
Презентация к родительскому собранию "Как оформить портфолио?"
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения ...
Как правильно оформить методическую разработку.
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом...
Презентация "Как правильно оформить исследовательскую работу"
Как правильно оформить исследовательскую работу. В помощь родителям....